Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Был ли Иисус неуравновешенным человеком?



Все это заставляет предположить, что Иисус был неуравновешенной личностью. Об этом трудно говорить определенно, поскольку у нас нет способа подвергнуть его психиатрической экспертизе. Он обычно говорил притчами с учениками и народом, часто делал смутные заявления, подобно шизофреникам, не способным отдавать отчет об окружающей реальности. Он особенно был обеспокоен своим неопределенным происхождением. Он называл себя «Сыном Человеческим» и говорил, что его «Отец Бог». Это заставляет предположить, что он был особенно чувствителен к возможным сплетням о проступке своей матери и о его собственном незаконном рождении. Если бы он не испытывал психологического смятения или расстройства, последующие поколения могли никогда не признать его сыном Божьим и христианство никогда бы не возникло. Действительно ли Иисус сам верил, что он является мессией или сыном Божьим? Если же он даже притязал на божественность (его ученики в это верили), то, возможно, у него было психическое расстройство. Он прогюведывал близкое наступление судного дня и что только он может дать истину и свет и снасти Израиль и все человечество от неминуемой гибели. «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мат., 16, 28). «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; Небо и Земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мат., 24, 34-35).

Ученики Иисуса воспринимали все это всерьез и ожидали, что он вскоре вернется и принесет обещанное спасение. Во многом это объясняется обманчивыми надеждами и страхом его последователей, но, возможно, он пробуждал в них эти ожидания своей манией величия, объявляя себя мессией, царем иудеев или сыном Божьим. В некоторых евангельских эпизодах сообщается, что многие люди в Израиле, включая родственников и соседей Иисуса, считали его безумным, «одержимым» дьяволом. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? » (Иоан., 10, 20). «Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе» (Иоан., 8, 52). В Евангелии от Марка


168

мы читаем: «И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Map., 3, 21). Книжники, пришедшие из Иерусалима, сказали: «Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою князя бесовского» (Map., 3, 22). Они обвинили его в причастности нечестивому духу. В Евангелии от Марка мы находим описание посещения Иисусом его родного города Назарета: «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя (Map., 3, 20-21).

Если кто-то сегодня будет утверждать, что он мессия и проповедывать так же, как и Иисус, его сочтут сумасшедшим. Тысячи подобных душевнобольных закончили свою жизнь в психиатрических лечебницах. Иисуса постигла худшая участь, он настолько раздражал господствующие власти, что они распяли его. Была ли причина, но которой он стал психотиком? Я не хочу выглядеть предубежденным по отношению к Иисусу, хотя не сомневаюсь, что правоверные христиане будут оскорблены этим предположением.

Был ли Иисус магом?

Одной из важных интерпретаций пастырства Иисуса, к которой нужно отнестись серьезно, является предположение о том, . что он был магом. Изменяющиеся знания о фокусниках, гуру и гипнотизерах, живших в разные века, деляют эту гипотезу правдоподобной.1 Тот факт, что многие языческие и иудейские критики Иисуса (такие как Цельс) в первые века после его смерти обвиняли его в чародействе, должно означать, что у них были для этого возможные основания. Более того, само Евангелие сообщает, что Иисус в своей жизни подвергался обвинениям в колдовстве и магии. Ученики Иисуса верили, что он мог совершать чудеса, свидетельствуя этим о своей божественной природе. Другими словами, вера в божественность Иисуса основывалась, во-первых, на его способности совершать чудеса, и, во-вторых, на его воскрешении. Эти факты использовались для подтверждения основного постулата христианской веры: Бог принял чело-

1 Подробнее о свидетельствах в пользу мнения, что Иисус был магом см.: Morton Smith, Jesus the Magician (New York: Harper and Row, 1978).


веческий облик ради спасения страдающего человечества через своего сына Иисуса Христа.

Мы знаем, что магия, суеверие и фанатизм были широко распространены в первом и во втором веке н.э. Лукиан, римский писатель, родившийся в Сирии, свидетельствует об их распространенности. Вера в астрологию и предзнаменования, мистерии и пророчества, мистику и оккультизм была общим местом. Эти социально-психологические настроения создавали благоприятную почву для магов и фокусников, предсказателей и провидцев, пророков и целителей. Они уверяли в своей способности «накладывать заклятия на ваших врагов», «предсказывать ваше будущее», «обнаруживать спрятанные сокровища» или «восстанавливать ваше здоровье». Демонология была широко распространенным явлением. Пророки и предсказатели утверждали, что они могут изгонять одержимость, излечивать болезни, исцелять увечья и даже возвращать к жизни умерших.

Лукиан разоблачает мошенников, обманывающих доверчивых с помощью хитрости. Эти шарлатаны пользовались доверчивостью и тщеславием людей, суеверным страхом и неразумными надеждами. Поскольку медицина была неразвитой, люди от отчаяния обращались к любому, кто мог бы избавить их болезней, проказы, паралича, слепоты, рака или различных форм психических расстройств. Куда еще они могли обратиться? Они охотно верили целителям и с готовностью обращались к предсказателям и астрологам, пророкам и медиумам.

В своем очерке «Любитель лжи, или Невер» Лукиан предупреждает против обращения к подобным шарлатанам. Он высмеивает людей, которые «заклинают духов и лечат жертв, одержимых демонами». Он красочно описывает сирийца из Палестины, специализировавшегося на таком обмане.

«...Все знают Сирийца из Палестины, Софиста-Мудреца, изощренного в таких делах, который принимает множество больных, страдающих при лунном свете падучей, закатывающих глаза и бьющих из рта пеной, и тем не менее ставит их на ноги и отпускает от себя здравыми, избавляя от болезней за крупное вознаграждение. Когда он подходит к лежащему и спрашивает его, откуда в него вошли болезни, то сам больной молчит, а злой дух — по-гречески, или по-варварски, или еще


170

иначе, смотря по тому, откуда он происходит — отвечает ему, как и откуда он вошел в человека. Сириец изгоняет духа, приводя его к клятве, причем прибегает к угрозам, если тот не соглашается. Я сам видел, как злой дух выходил из человека, похожий на черный дым».1

В очерке «Александр, или Лжепророк» Лукиан дает развернутую оценку известному мошеннику и обманщику, который заставлял людей верить, что он обладает особым сверхъестественным даром, что он духовный целитель и имеет другие чудотворные способности. Александр из Абонотиха начинал как развратный юноша, спавший с каждым, кто ему заплатит. Один из его клиентов, бывший, кстати, в окружении Апнолония Тианского, был магом и заклинателем, он обучил Александра своему умению. Последний обнаружил, что человеческая жизнь управляется надеждой и страхом и что когда люди удручены и озабочены, они всегда хотят знать предсказание о своем будущем. Именно поэтому Александр специализировался на пророчествах. Лукиан рассказывает о нем: вернувшись в свой родной город, он подстроил так, чтобы все подумали, что он великий прорицатель и посланник богов. Он описывает методы, с помощью которых Александр обирал людей, приходивших к нему за предсказаниями. Он повелевал каждому клиенту заклеивать свой вопрос в пакет, опечатанный воском, тем самым создавая видимость, что о содержимом пакете может узнать только пифия. Всякими хитроумными способами он извлекал бумагу с вопросом, снова заклеивал пакет и сам придумывал расплывчатый ответ в стихах. Иногда его ответы были туманными, в других случаях двусмысленными. В случае, если его прорицание не оправдывалось, он тотчас заменял его другим. У него было множество помощников, которые выведывали для пего нужды клиентов и их положение. Вскоре Александр стал прорицателем, известным на всю Римскую империю, у него завелись покровители из числа сенаторов и знати.

Лукиан, будучи в других отношениях критиком философов, рассказывает как эпикурейцы критиковали Александра и стремились предостеречь людей от суеверий, как они пытались освободить их от неразумных надежд и эмоций. Эпикурейцы

1 Лукиан. Собр. соч. Т. 2., М.-Л., 1935. С. 331.


стремились заставить их взглянуть фактам в глаза и очистить их головы средствами «разума, истины и откровенной беседы». Александр ненавидел этих критиков и отрицал их доводы. Его известность и влияние продолжали расти вопреки их усилиям. Хотя было ясно, что он шарлатан и фокусник, люди верили, что ему присущи особые сверхъестественные способности. Описание Лукиана проницательно, его зарисовки помогают понять, как медиумы, ясновидцы, астрологи и гуру могут обирать публику и в наши дни.

Был ли Иисус шарлатаном? Практиковал ли он магию? Иудейские и языческие критики отвечают на эти вопросы утвердительно. Талмуд утверждает, что Иисус был колдуном и магом, который обманывал людей, верящих, что он способен творить чудеса. Цельс считает, что Иисус некоторое время жил в Египте, где он овладел искусством волшебства. В работе Ори-гена «Против Цельса» мы встречаем следующее высказывание, приписываемое Цельсу:

«[Иисус] испытывая нужду, нанялся в Египте в прислуги, и овладел там некоторыми чудотворными способностями, которыми египтяне очень гордятся. Окрыленный высокой оценкой своих новых способностей, он вернулся в свою страну и с их помощью провозгласил себя Богом».'

Цельс сравнивает чудеса, совершенные Иисусом, такие как исцеление людей, его воскрешение и насыщение толпы, с «трюками фокусников», которые признавались, что способны делать более чудесные вещи, и с магическим искусством тех, кто обучался у египтян и кто «па рыночной площади за несколько монет передаст знание их наиболее почитаемого искусства», «изгонит демонов» из людей, «рассеет болезнь», «покажет несуществующие дорогие пиры и обставленные явствами столы и кто заставит двигаться животных, существующих не в действительности, НО ТОЛЬКО В ВИДИМОСТИ».

Цельс спрашивает:

«Из того, что эти люди способны показывать такое умение, должны ли мы с необходимостью заключить, что они «сыно-

1 The Writings of Origеn, p.427


172

вья Божьи» или же допустить, что они грешные люди, находящиеся под властью злого духа? »1

Был ли Иисус фокусником или медиумом-обманщиком? В Новом Завете есть множество сообщений о чудесах, совершенных Иисусом. В действительности Иисус не только пропове-дывал свое моральное учение и теологические взгляды, но поражал своих последователей чудотворными деяниями. Миссия Христа оказала такое мощное воздействие потому, что Иисус был харизматической личностью для тех, кто превозносил его, и она сохраняла свое влияние благодаря тем чудесам, которые он был способен совершать.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь