Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О чем говорят языческие источники?
Языческие антииудейские авторы первых веков до н. э. и н. э. считали, что Моисей был по своему происхождению егиитя- 210 нином. В трудах Псевдо-Маиефоиа, Керемона, Аниона, Гекатея, Страбона, Помпея Трога и Тацита Моисей называется египетским жрецом, изгнанным из Египта вместе с группой египтян, возможно зараженных какой-то болезнью. Согласно библейскому описанию, евреи, ставшие в Египте рабами, ведут свое происхождение от Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа — пастухов из Ханаана. По известной библейской истории, Иосиф был продан в рабство своим братьям. В Египте он стал помощником фараона и перевез в Египет всю свою семью. Время шло, их род увеличивался. В Библии говорится, что они были в Египте около 430 лет. Однако в этом месте есть противоречие. Ветхозаветное предание упоминает только четыре поколения, что в общем составляет только в 80 лет (поколения меняются в среднем через 20 лет). Ко времени Моисея, евреи использовались в Египте на черной и подневольной работе. Они быль столь многочисленны, что могли превзойти по численности египтян. В Библии говорится, что вместе с Моисеем Египет покинули 600 000 пеших мужчин, не считая детей, что, если понимать это место буквально, должно было составить вместе с женщинами и детьми целый народ численностью два с половиной миллиона человек. Это должен был быть громадный исход! Возможно, библейский текст преувеличивает число евреев, потакая национальной гордости. Согласно библейским источникам, евреи осознавали себя единым народом уже в Египте. Однако есть свидетельства, что это могло быть досочинено более поздними жрецами и переписчиками для поддержания национального самосознания евреев и оправдания своего господства и контроля над еврейским народом. После исхода из Египта евреи побеждали в сражениях другие племена и часто брали женщин из них. В Библии говорится, как однажды еврейские воины взяли себе в жены тридцать две тысячи женщин, убив всех прочих из этого племени. Это представляется сильным преувеличением. Еврейский народ постоянно пополнялся людьми из иных племен и этнических групп. Более поздние поколения евреев несли в себе кровь народов, населявших Мадиамскую и Ханаанскую землю. Первая жена Моисея была мадиапкой. При иммиграции или вторжении больших масс людей в другие земли трудно избежать смешаш1ых браков. Смешивались и евреи. Вероятно, что люди, последовавшие за Моисеем, не были евреями в собственном смысле слова. У них не было ни объединяющей их религии, данной им впоследствии Моисеем, пи прочных традиций. Они были смешанной группой египтян и иноземцев, проживавших в Египте. Еврейский народ образовался только после исхода. Его самосознание основывалось на законодательстве и ритуалах, установленных Моисеем и впоследствии тщательно детализированных и записанных. Как я уже говорил, в языческой литературе — египетской, греческой и римской — история еврейского народа рассматривалась именно так. Ко второму веку до п. э. у евреев была выработана устойчивая форма национальной самоидентичности, позволившая им выжить несмотря на бесчисленные войны и изгнания. Они жили по всему Средиземноморью, в частности, большая колония евреев была в Александрии. К этому времени евреи твердо исповедовали религию иудаизма, у них была своя священная литература, храмы и класс раввинов, поддерживавших соблюдение законов и обрядов и скрепляющих еврейские общины. В этом отношении моисеево предание было жизненным важным, поскольку оно являлось не только их общим наследием прошлого (провозглашающим их единственным народом, избранным Богом), но и основой их преемственности и будущей совместной судьбы. Обетованная земля, Израиль, был дарован им Яхве. К этому времени появились черты, отличающие современных евреев, — чувство исключительности и гордость, религиозное в своей основе убеждение, что им принадлежит особое место в мире. Иудаизм, в конечном счете, покоится на преувеличенном чувстве национальной гордыни и теологических притязаниях, в действительности не имеющих под собой никаких оснований. Его основу составляет вера, что Моисей освободил евреев из плена, что он был пророком Бога, получившим откровение свыше, включая Десять Заповедей, и что долг евреев в исполнении этих заповедей и сохранении национальной идентичности. Я считаю все эти притязания ошибочными и, сверх того, крайне самонадеянными. Возвращаясь к языческим писателям, мы можем спросить: что же говорили неевреи? Многие из них, несомненно, были настроены антиеврейски и, в первом веке н.э., антихристиански. 212 Они должны были с презрением и недоверием относиться к ветхозаветным писаниям, признаваемым иудеями и христианами. Христиане восприняли традиционное еврейское почитание Ветхого Завета. Они говорят, что Новый Завет подтверждает предсказания Ветхого Завета. Христиане признали Пятикпижье словом Божьим. Они считают истинным иудейское учение о Моисее. Напротив, языческие авторы, писавшие об этих событиях тысячу или более лет спустя, считали его египетским жрецом-вероотступником, отказавшимся от своей прежней религии и велевшим своим последователям, группе изгнанников, презирать все чужеродное, разрушать чужие храмы и культы везде, где они встречались на их пути. Он дал им новую невиданную религию, странную для язычников, но более привычную для нас, живущих в мире, воспринявшем ее в христианской форме. Гекатей из Абдеры, грек, живший в четвертом веке до н.э., описывает евреев и их обычаи иначе, чем Библия: «Когда в древнем Египте началась серьезная эпидемия, народ посчитал причиной беды гнев божества. Поскольку там проживало множество различных пришлых чужаков, поклоняющихся в своих храмах и приносящих жертвы своим божествам, культы местных традиционных богов пребывали в небрежении. Местные жители посчитали, что пока они не изгонят чужеземцев, бедам не будет конца».1 Затем Гекатей говорит, что «чужеземцы были изгнаны». Многие из них, пишет он, дошли до Греции и других мест. Однако самая большая часть направилась в ту землю, которая сейчас зовется Иудеей. Согласно ему, из Египта были изгнаны все чужестранцы, а не только евреи. Другое свидетельство принадлежит египетскому автору Манефону (около 300 г до н. э.). Его история о Моисее гласит следующее: «Говорят, что жрец, давший им их установления и законы, был гелиополитаншюм по имени Осарсиф, от имени бога Осириса в Гелиополисе. Когда он перешел к этому народу (евреям), он изменил свое имя и стал называться Моисеем».2 1 Цитировано по: John G. Gagcr, Moses in Graeco-Roman Paganism (Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1972), p. 26. 2 Aegyptiaca 1.250. Gager, Moses, p. 114. Иосиф, иудейский историк первого века н. э., ссылается на Маиефона в книге, посвященной защите евреев от клеветников. Он опровергает его мнение, что евреи были изгнаны из Египта в Сирию вместе с 80 000 прокаженных, вступивших с ними в союз под началом жреца Осарсифа, чтобы сразиться с фараоном. Иосиф считает это «не более, чем легендой». Интересно, что впоследствии эта версия возобладала. Описание Иосифом иудейской древности основано преимущественно на библейских писаниях, воспринятых им некритично, вместе со всякими чудесами и прочими фантазиями. Он считает все языческие истории о евреях выдумками. Он пишет: «Наши отцы не были по происхождению египтянами, они не были изгнаны ни из-за телесного недуга, ни из-за других бедствий того же рода» (Флавий Иосиф. Против Аниона. Книга II). В первом веке н.э. Страбон в своей «Географии» приводит другие рассказы об истории евреев. Греческий текст приписывается Псевдо-Страбону: «Хотя они (обитатели Иудеи) являются смешанными по своему происхождению, господствует общепринятое мнение, что египтяне были предками тех людей, которые ныне называются иудеями. Некий Моисей, египетский жрец, наместничал над нижней провинцией. Но он был недоволен своей жизнью и ушел оттуда в Иерусалим в сопровождении многих людей, поклонявшихся тому же божеству».1 Здесь Страбон повторяет широко распространенное в его время мнение о египетском происхождении иудеев. Оно разделяется римским историком Тацитом (первый век н.э.), записавшим пять различных историй о происхождении еврейского народа, но сообщившим, что наиболее распространенной является гипотеза о египетских корнях евреев. Другой римский историк Помпей Трой написал в «Historiae Philippicni» об изгнании Моисея и его последователей из Египта. Он утверждал, что египтяне обнаружили «чесотку» и «кожную инфекцию» и изгнали Моисея вместе с другими зараженными за пределы Египта, «чтобы болезнь не разнес-лась на большее число народа».2 1 Gager, Moses, p. 38. 1 Ibid. p. 49. 214 Интересно предлагаемое Помпеем объяснение обособленности евреев. Они жили обособленно не потому, что считали себя избранным народом, а скорее и потому, «...что они помнили, что были изгнаны из Египта из-за страха перед заразными заболеваниями, они заботились, чтобы не жить с посторонними, чтобы они не возненавидели их но той же причине (т. е. из-за страха перед заразой). Это правило, возникшее по особой причине, он (Моисей) постепенно превратил в постоянный обычай и религию».1 Трудно сказать, насколько правильно такое объяснение. В тот период это было распространенное мнение. Тацит придерживается его, объясняя, что евреи «воздерживаются от свинины, поскольку зараза, поражающее это животное, однажды перекинулась на них».1 Эта легенда об изгнании повторяется Керемоном и его современником Апионом, двумя александрийскими писателями, заявившим, что египетский фараон «собрал 250 000 зараженных и изгнал их».3 Мы можем спросить, кто были эти люди, покинувшие Египет? Согласно неиудейской версии, было изгнано огромное число людей, видимо, не имевших религиозной и национальной общности. Почему мы должны верить в объективность библейского повествования, ставшего предметом религиозной веры? Почему бы нам не согласиться с языческими трактовками еврейской истории? Но, возможно, оба эти мнения пристрастны и истина находится где-то посредине? Откровения Моисея Давайте продолжим анализ ветхозаветного описания жизни Моисея и исхода. Центральным для иудаизма и христианства является тезис о том, что Моисей был пророком, предназначенный Богом вывести народ Израилев из Египта. Эта божественная миссия была дана Моисею особым откровением. Мы должны спросить: кто вверил Моисею эту задачу и какие доказательства это подтверждают? Откуда мы можем знать, что это был Бог? Главное свидетельство, записанное в Библии, исходит 1 Ibid. 2Ibid. p. 83. 3 Ibid. p. 121. от самого Моисея. Наше рассуждение оказывается заключенным в круг: мы знаем, что Моисей — пророк, из того, что он сам объявил об этом. Откуда мы можем узнать, что тот, кто открылся ему как Бог, на самом деле был Богом? Только из слов самого Моисея (автора Пятикнижья). В конечном итоге, такова структура аргументации в Пятикнижье. Библейское предание о Моисее гласит следующее. Будучи уже взрослым Моисей увидел, как египтянин бьет еврея. Видя, что вокруг никого нет, Моисей убил египтянина и скрыл его тело в песке. Услышал об этом фараон и хотел убить Моисея. Но тот бежал в землю Мадиамскую и женился на Сенфоре, родившей ему сына. Здесь мы обнаруживаем несоответствие: в одном месте тесть Моисея зовется Рагуил, в другом — Иофор, встречаются и другие его имена — Иофер, Каин, Хобаб или Рагуил Хобабский. Крайне важна первая встреча Моисея с Яхве. Однажды Моисей пас овец тестя своего и пришел к горе Хориву. Здесь «и явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исх., 3, 2). Увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. И когда пошел посмотреть на это чудесное явление, то Бог воззвал к нему из куста: «Моисей! Моисей! » И сказал Господь: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3, 6). Моисей закрыл лицо, боясь смотреть на Бога. И сказал ему Господь, что видит страдания евреев в Египте и посылает Моисея вывести род их из земли этой. Моисей сомневался: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Изралевых? » Ответил Бог: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Здесь же Господь раскрывает Моисею свое имя: «Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх., 3; 11, 12, 14). Просьба Моисея к Богу раскрыть свое имя берет исток в древней вере, что знание подлинного имени дает человеку мистическую власть над тем, кому оно принадлежит, включая власть над божеством. Яхве уклоняется от прямого ответа и не дает своего имени и власти над ним. Эта вера сохраняется среди иудеев и в наше время, до сих пор они не вольны называть имя своего божества. 216 Ограничиваясь только библейским описанием встречи Моисея с Яхве и оставляя за рамками все исторические интерпретации, мы видим, что она проходила наедине. Не было ни одного ее беспристрастного очевидца, свидетельство которого заставило бы скептика отказаться от всяких утверждений о неподтвержденности божественного авторитета Моисея. Отметим, что многие важные фрагменты Ветхого Завета основываются на неподтвержденных знамениях или снах. На эту трудность указывает сам Моисей. Он сомневается, что евреи, которых он должен вывести в землю обетованную, станут слушать его: «А если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: «не явился тебе Господь»? » (Исх., 4, 1). Чтобы развеять сомнения, Господь наделяет Моисея способностью творить чудеса как знаком его власти. По его требованию Моисей бросает жезл на землю и тот превращается в змею. Он берет змею за хвост, и она опять становится жезлом. Моисей кладет руку за пазуху, и она становится белой, как снег, от проказы. Он снова кладет руку за пазуху, и она вновь оказывается здоровой. Для случая, если евреи и тогда не поверят в божественную власть Моисея, Господь наделяет его способностью превращать вылитую на землю воду в кровь. Мы видим, что в самом библейском тексте указывается, что вера в истинность божественного откровения подкреплялась знаками моисеевой магической власти. Представляются сомнительными способы, какими действовали пророки, чтобы вызвать доверие к себе: во-первых, ссылки на неподтверждаемые знамения для оправдания божественности своих откровений, во-вторых, использование магии как средства доказательства божественности своих пророчеств. Вопрос, был ли Моисей магом, я рассмотрю ниже. Сейчас я бы хотел остановиться на откровениях как средстве получения свыше божественного знания. Если мы обратимся к книге Бытия, то увидим, что Бог часто являлся в личных встречах. Однажды Яхве разговаривал с Ав-рамом наедине и показывал ему Ханаанскую землю, обещая отдать ее потомкам его в четвертом поколении (Быт, 13, 14-16). Ниже мы читаем еще об одном откровении: «Было слово Господа к Авраму в видении» (Быт., 15, 1). Когда Авраму было девя- носто девять лет, Господь снова явился ему, дав завет, что народ его размножится, и изменив его имя на Авраам (Быт., 17, 1-6). Одной из наиболее известных является история о том, как Яхве подверг испытанию веру в него Авраама. Господь повелел Аврааму взять его единственного сына Исаака, отвести на гору и принести в жертву. Библия рассказывает, как Авраам сел на осла, взяв с собой двух отроков и сына Исаака. У горы он оставил двух отроков ждать на месте, сказав им: «Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт., 22, 5). На месте Авраам приготовил дрова и жертвенник, положил на него связанного Исаака и взял уже в руку нож, чтобы принести его в жертву Богу своему. Тут воззвал к нему Ангел с небес и запретил поднимать руку на сына, ибо убедился Бог, что боится Авраам его и крепка его вера. Вместо сына Авраам принес в жертву овна. Это место в Ветхом Завете можно истолковать как моральную заповедь, противостоящую варварской практике человеческих жертвоприношений. Однако она описывается как личное откровение Аврааму. Нет даже свидетельств самого Исаака, подтверждающих встречу своего отца с Богом. Когда Исаак был взрослым мужчиной, ему в Вирсавии также было дано откровение от Бога. Мы читаем: «И в ту ночь явился ему Господь, и сказал: я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя, и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего» (Быт., 26, 24). В другом месте описывается сон Иакова про лестницу, которая одним концом упирается в землю, а другим уходит в небеса. Господь снова обещает отдать землю, на которой лежит Иаков, его потомкам. Просыпаясь, Иаков говорит: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! » (Быт., 28, 16). Люди всегда с большим интересом относились к своим снам, особо зачаровывающих неокрепшие умы, ищущих в них тайный смысл. Были ли сны библейских персонажей пророческими? Должны ли они рассматриваться как послания Бога? Иосиф, живя в Египте, говорится в Библии, обладал способностью раскрывать тайный смысл сновидений. Библия рассматривает явление Бога в снах как свидетельство его существования. Однако, как это ни разочарует верующих, известно, что сны — это не более чем 218 наши субъективные переживания, они ненадежны, ткань, из которой они сотканы, — человеческие страсти, воображение и желания. В высший степени подозрительно, что Бог дает важные откровения в снах. Заявления, сделанные от имени Бога Моисеем или кем-нибудь другим из библейских персонажей, должны настораживать внимательного читателя Библии. Примечательно, что в Библии приводится очень незначительное число случаев, когда Бог появлялся перед множеством народа. Один из описанных в Библии случаев, происшедший с Моисеем, необычен и заставляет предположить, что первоначально иудаизм возник из мифологических мистерий. Бог говорит с Моисеем в Мадиамской земле и повелевает ему возвращаться в Египет, ибо умерли все те, кто хотел убить его. Взяв жену и детей, Моисей начал обратное путешествие в Египет. «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сенфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня... — по обрезанию» (Исх., 4, 24-26). Почему Господь хотел убить Моисея ночью, перед этим явившись ему днем? Потому ли, что Моисей вошел в священную землю, где обитал Яхве? Хотел ли он убить его так, как убивает демон, защищая свою землю от того, кто непрошенно вторгается в его владения? Каков смысл обрезанной плоти, преподнесенной Господу Сенфирой? Указывает ли это на символическую роль обрезания, которое должно умиротворить божество и предохранить народ от бедствий? Символика жертвоприношения и крови имеет сексуальное значение. Фрейд считал, что в них смешаны страх перед кастрацией и страх перед Богом. Наверное, наиболее важное событие в жизни Моисея — явление ему Бога иа горе Синай. Моисей прославлен прежде всего тем, что он дал евреям законодательство, получив Десять Заповедей и другие законы непосредственно от Бога. Согласно книге Исхода, спустя три месяца после скитаний евреев по пустыне, они достигли Синая и раскинули свои шатры напротив горы. Иа горе Моисей получил откровение от Бога, велевшего ему пойти к сынам Израилевым и сказать им: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исx., 19, 5-6). На горе Синай Яхве явился только Моисею (хотя иногда Бог показывался также Аарону и младшему сподвижнику Моисея Иисусу Навину, впоследствии ставшему его преемником). Господь велел Моисею настрого передать, чтобы не входил на гору кто-нибудь другой. Он повелел провести черту вокруг горы и предупредил: «Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх., 19, 12). Представляется очевидным, что Моисей хотел поселить страх в сердцах тех, кто ему следовал. Он был единственным, кому разрешалось общаться с Богом и приносить послания от него, но ни священникам, пи простым людям под страхом гибели не дозволялось подниматься к Богу, чтобы увидеть или услышать его. Моисей неустанно повторяет: «И сказал Господь Моисею: сойди, и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх., 19, 21). «И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их» (Исх., 19, 24). «Моисей один пусть приблизится к Господу; а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним» (Исх., 24, 2). Явление Бога на горе Синай сопровождалось низкими облаками, громом и трубным гласом. Если внимательно читать заповеди и повеления, полученные Моисеем от Бога, то легко заметить, что они узаконивают новый класс священников, наделенных благодатным даром, и вверяют Моисею и племени левитов обязанность и право следить за жизнью людей. Во имя своего Бога, которого никто кроме него не видел, Моисей основал теократию и новую привилегированную элиту. Действительно ли Бог являлся Моисею в образе неопалимой купины (песгорающего в огне куста терновника)? Слышал ли он голоса на самом деле или вообразил их себе? Быть может он был просто неуравновешенным человеком, подверженным разным видениям? Была ли его вера в то, что он слышал голос Бога, столь сильной, что он смог убедит людей, последовавших за ним, подчиняться ему под страхом гнева Гос- 220 подпя? Или Моисей обманул своих последователей, с помощью хитрости заставив их поверить в откровения свыше ради своих честолюбивых желаний стать лидером и распоряжаться судьбой целого народа? Может, библейские откровения были обусловлены политическими интересами и необходимостью создания новой этики? Касаясь десяти заповедей, можем ли мы говорить о том, что Моисей использовал предание об их божественном источнике для запугивания людей с целью их подчинения себе? Очевидно, что если бы люди поверили, что он поставлен во главе созданной им новой теократической системы по божественному повелению, то это укрепило бы его власть над ними. Поскольку в те времена обычно считалось, что власть правителя, в том числе фараона, имеет божественную природу, то неудивительно, что Моисей также выводил ее из божественного источника. Однако на деле его власть была самопровозглашенной. Возможны, но крайней мере, четыре интерпретации событий того дня. 1. Традиционная: Моисей действительно разговаривал с Богом и получил от него откровение. Хотя она принимается верующими, нет независимых свидетельств, которые бы ее подтверждали. 2. Противоположная интерпретация предложена скептицизмом и представляется правдоподобной. Предания о Моисее являются религиозным предрассудком. Они были искажены устной традицией и приукрашены более поздними авторами. Эти выдуманные истории являются результатом примитивного воображения, что особенно верно в отношении рассказов о волшебных чудесах. Мы не можем узнать, происходили ли эти события в действительности. 3. Возможно, что библейское повествование является отчасти правдивым: Моисею казалось, что он слышал какие-то голоса, и он приписал их божественным силам. Возможно, он даже верил в свою божественную миссию. Находясь во власти переживания божественного, он думал, что Бог говорит с ним и что Бог указал ему на особое предназначение. Такое действительно случалось в истории с психически неуравновешенными людьми. Моисей принадлежал к культуре, допускавшей реальность оккультных сил, и был психологически предрасположен верить, что Бог непосредственно руководит его жизненным путем. Это могло подвигнуть его с особой страстностью и рвением выполнять миссию, которая, как он считал, была определена ему Богом. 4. Согласно другой версии, Моисей был просто магом-шарлатаном, склонным к мании величия. Стремясь к власти и контролю над людьми, он обманом вынудил группу невежественных крестьян последовать за ним как за пророком Бога. Давайте исследуем эту гипотезу. Был ли Моисей магом? О тесном союзе магии с религией в древние времена хорошо известно. Жрец, подобно фокуснику, обладал умением показывать чудеса, выходящие за рамки естественных представлений о реальности. Во время обрядов и церемоний он вызывал действия божественных и демонических сил. Люди верили, что эти магические обряды способны выполнить их желания и уменьшить их мучительные страхи. Дж.Фрезер в «Золотой ветви» писал, что «среди примитивных народов царь является одновременно магом и жрецом; ему часто приходится добиваться власти, демонстрируя искусные умения в белой и черной магии».1 Фрезер также указал: «Нигде, возможно, магическое искусство не культивировалось столь заботливо, нигде не вызывало столь великого почтения, не имели такого влияния на жизнь, как на земле фараонов».2 Похоже, что Моисей мог быть знаком с магией как элементом египетской религии его времени. Многие совершавшиеся египетскими жрецами церемонии похожи на обряды, практиковавшиеся Моисеем. Египтяне боялись гнева богов и верили, что он может быть сменен на милость благодаря подношениям и жертвам. Боги представлялись завистливыми существами, не терпящими непочтительного к ним отношения, их можно было привлечь на свою сторону служением и повиновением. Люди в те времена верили, что жрецы способны общаться с духами божеств. Те же использовали эту веру для воздействия и власти над своими приверженцами. 1 James George Frazier, The Golden Bough (New York: Mentor Books, 1964), p.34. 2 Ibid., p. 37. 222 Был ли Моисей магом? Прибегал ли он и его ближайшие соратники к искусству колдовства, обманывая своих доверчивых последователей и добиваясь их повиновения? В самой Библии говорится, что фараон, думая, что Моисей и Аарон пользуются магическими чарами, повелел своим магам и колдунам состязаться с ними. Моисей и Аарон показали фараону свои чудеса как знак могущества Яхве. «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами» (Исх., 7, 11). Моисей велел Аарону бросить жезл на землю, который тут же обратился в змею. Моисей и Аарон обратили воды Нила в кровь; река засмердела и рыба погибла в ней. И чародеи, которых позвал фараон, то же самое могли сделать. Затем Моисей наслал на Египет жаб. И снова чародеи смогли повторить это. Трудно сказать, сколь правдивы или выдуманы эти истории. Согласно Флавию Иосифу, который, без сомнения, знал об обвинениях Моисея в магии, фараон «назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается своими фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение».1 Согласно Пятикнижью, Господь через Моисея вновь и вновь обрушивал на египтян беды: мошку, песьих мух, моровую язву, поразившую скот, воспаление с нарывами, сильный гром с градом, саранчу и тьму. Лишь после последнего бедствия — смерти первенцев в египетских семьях, — не затронувшего еврейских родов, фараон согласился отпустить евреев из Египта. Позже, передумав, фараон послал армию вернуть их. Яхве помог евреям — он осушил море и пропустил их но его дну, сомкнув затем воды над преследователями. Как мы видели, языческая литература дает иное объяснение исхода. Согласно ей, Египет поразил мор. (Учитывая низкий уровень санитарии в то время, можно предположить, что такие эпидемии иногда случались, поражая значительную часть населения). В ответ египтяне изгнали рабов и чужеземцев, посчитав их источником заразы. Будучи не в состоянии понять естественные причины болезней и найти способы их предотв- 1 Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т 1. С. 118. ращения, они винили в них людей, не угодивших египетским богам. Это характерно для анимистического сознания, видящего в каждом явлении природы действие сверхъестественных духов и богов. Бежавшие евреи в свою очередь могли верить, что Бог Моисея настолько могущественен, что способен наслать ужасные болезни и стихийные бедствия на их хозяев египтян, а их самих спасти от преследования. В Библии прямо говорится, что Моисей использовал магию, чтобы добиться своего от фараона и его двора. Древняя неиудейская литература подтверждает, что Моисей владел магическими способностями. На это указывают не только авторы, враждебно относившиеся к иудеям, но и сохранившиеся фрагменты древней литературы по чародейству и алхимии. Один свод папирусов по магии был собран и издан К.Прейзеиданзом.1 Они показывают, что Моисей был не только особым образом связан с Богом, но и написал несколько тайных магических трактатов. Другие языческие источники говорят о том же. Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век н.э.), набрасывая краткую историю магии, пишет о секте иудеев, «происходящую от Моисея» и других, практиковавших магию. Похожие упоминания о Моисее как чародее встречаются в «Апологии» Апулея и «О благе» Нумения. Цельс писал о Моисее как маге, основывавшем свои чудеса на грубом обмане: «Пастухи и скотоводы, последовавшие за своим предводителем, были обмануты грубыми хитростями и потому думали, что есть только один Бог».2 Цельс защищал политеизм от монотеизма иудеев и христиан. Он пренебрежительно отзывался об иудеях: «Они поклоняются ангелам и предаются колдовству, в котором их наставником был Моисей».3 Он отвергает попытки установить древность еврейского народа возведением его родословной к библейским патриархам, которых он называет «первым поколением ловкачей и обманщиков».4 1 Papyri Magicae Graecae die griechishen Zauberpapyri, vol. 1(1928), vol. 2 2 Origen, Contra Celsus, I, 23. 3 Ibid. I, 26. 4 Ibid. IV, 33.м 224 Ориген в своем труде «Против Цельса» сообщает, что египтяне относились к Моисею «как к колдуну, который творил свои великие деяния путем обмана (магии)».1 Он приводит дополнительную критику Моисея египтянами, говоря, что «они не отрицали полностью могущественных чудес, совершенных Моисеем, но заявляли, что они были исполнены с помощью колдовства, а не божественной силы».2 Цельс считал, что вера в подобные чудеса присуща лишь «необразованным людям» и индивидам с «испорченными моральными качествами». Я не буду подробно описывать разнообразные чудеса, которые случались с евреями во время их скитания по пустыне. Трудно сказать, происходили ли эти события в действительности и так, как о них рассказывается в Библии. Люди в древности часто приписывали действию божественных сил явления, которые в наше время вполне могут быть объяснены естественным образом. Элиас Ауэрбах пытался описать странствие евреев но пустыне в более реалистической перспективе.3 Он полагает, что число последовавших за Моисеем не превышало 12-13 тысяч человек, а не было столь огромным, как об этом говорится в Исходе, и что большую часть времени они провели в большом обильном оазисе Кадеш. Он считает, что беженцы не скитались по пустыне постоянно в течение сорока лет. Ауэрбах пишет, что источник, который, как описывается в Библии, Моисей извлек ударом посоха из скалы, скорее всего уже существовал в оазисе Кадеш. В Исходе рассказывается, что когда евреи возроптали от голода, то Господь послал им перепелов. Их было так много, что они заполнили весь стан. Ауэрбах пытается дать естественное объяснение этому «чуду». Мигрирующие птицы не редкость в пустыне. Они перелетают огромными стаями и делают остановки в оазисах. Возможно, что одна из таких стай села в Кадеше, когда там находились евреи. Библия описывает манну небесную как похожую на «кориандровое семя белое, вкусом же как лепешка с медом». Семена, соответствующие этому описанию, могут быть найдены в 1 Ibid. I, 43. 2 Ibid. Ill, 5. 3 Elias Aucrbach, Moses (Amsterdam: G.J. Ruys, 1953; английский перевод: оазисе и в наше время. Они представляют собой сладкие, смо-лообразиые выделения тамариска. Насколько правдоподобна гипотеза, что Моисей сознательно обманывал свой народ, заставляя его верить, что он обладает властью от Бога, направляющего его волю? Создавая из последовавших за ним разрозненных племен нацию с новым сознанием, Моисей и его ближайшие соратники могли подкреплять свои призывы и установления воззваниями к Богу, магическими чудесами, заклинаниями и колдовством. Несомненно, что Моисей был харизматический личностью, способной вызвать горячую приверженность и увлечь за собой множество людей, однако в значительной мере его лидерство основывалось на его умении творить чудеса. Так простой смертный, стараясь сохранить свою власть над паствой, постоянно вынужден убеждать ее в своей сверхчеловеческой природе. Пока Моисей находился на горе Синай, принимая от Бога законодательные установления, евреи отвратились от Яхве. Они сделали из золота тельца и стали поклоняться ему. Для устрашения и наказания евреев Моисей приказал его сторонникам из племени Левиина убивать ослушавшихся. Согласно Библии, в тот день погибло около трех тысяч человек. Мы видим, что положение Моисея непрочно. Его авторитет часто надает, и ему приходится прибегать к запугиванию. Нет ни конституции, ни свода законов, организующих жизнь еврейского народа. Учреждая новое законодательство, Моисей опирается на Законы Хаммурапи, о которых он как образованный египтянин мог знать ранее. Однако он приписывает авторство законодательства Богу Яхве. При скептико-реалистическом подходе Моисей предстает перед нами как человек с отталкивающими чертами, способный на вероломство и разные хитрости. Он выглядит высокомерным, тщеславным, коварным, вспыльчивым и мстительным, готовым убить того, кто противостоит ему. В отличие от Иисуса Христа, он мало сочувствует тому, кто расходится с ним во мнении. Такая оценка человека, известного и чтимого как великого пророка и законодателя (хотя его место в истории и покрыто тайной), может показаться резкой. Однако современное внимательное прочтение библейского текста подтверждает мой анализ этой личности. Я не отрицаю, что Моисей-законода-
226 тель был наделен важными качествами, что он мужественно выступил против фараона и у него хватило характера и упорства преодолеть со своей паствой великие бедствия. В Египте его времени процветал разврат. Жизнь обыкновенного человека мало ценилась. Практиковались человеческие жертвоприношения и даже каннибализм. Моисей был человеком своего времени. Установленные им моральные принципы он отчасти заимствовал от других, но законодательство, данное им евреям, в целом стало важным вкладом в развитие цивилизации. Читая Библию, можно увидеть, что обстоятельства, сопутствующие явлению Бога Моисею и евреям, окутаны мраком. В Библии говорится, что Бог сошел на гору Синай «в огне». Гора была объята облаком, «и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх., 19, 18). Была ли в древности гора Синай вулканом, о чем мог знать Моисей, ранее находившийся в бегстве в Мадиамской земле? Использовал ли он извержение вулкана как свидетельство явленности Яхве? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы