Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Джозеф Смит и Книга мормонов
Джозеф Смит — кладоискатель Большую часть этой главы я уделяю рассмотрению феномена Джозефа Смита и Книги мормонов. Поразительно его сходство с жизнью Мухаммада. Религия мормонов была основана Джозефом Смитом, молодым человеком, жившим в Пальмире, небольшой общине в штате Нью-Йорк возле Рочестера. Родившийся в 1805 году, Смит был харизматической и весьма противоречивой личностью. Наиболее важные его видения — откровения Моропи, ангела Господня, явившегося ему и открывшего, где отыскать золотые скрижали, с которых Смит «перевел» Книгу мормонов, опубликованную им в 1830 году. Его откровения продолжались всю жизнь. Он собрал вокруг себя группу беспрекословно верующих, число которых со временем возрастало. Обычно переезжавший с места на место, Смит выковал армию последователей, готовых действовать по первому его слову, даже умереть ради него. В конце концов он был растерзан разгневанной толпой в Картагене, штат Иллинойс в 1844 г. Мормонская религия не исчезла вместе с убийством своего пророка и основателя, а продолжала расти, даже несмотря на трудности и преследования. Ее гонимые последователи переселились на Запад в Солт Лейк Сити, штат Юта, который тогда еще не был штатом, и построили в глуши новый Сион. Сегодня Церковь мормонов насчитывает шесть миллионов приверженцев по всему миру и является одной из наиболее быстро растущих религий. Ее миссионеры рассыпаны но всему земному шару, они ищут и находят новых своих сторонников. Церковь Мормонов породила около пятидесяти модификаций, наиболее крупная из которых — Преобразованная церковь Иисуса Христа святых последних дней. Анализ религии мормонов важен, поскольку предоставляет нам возможность изучить реальный опыт рождения достаточно влиятельной религии и ее развития в последующие десятилетия. Церковь мормонов превратилась из преследуемого культа в оплот новой ортодоксии. Истинные мормоны известны как трудолюбивые и высокоморальные люди. Они не пьют спиртного, кофе, чай; они не курят. Они являют собой образец консервативной морали и высокого патриотизма. Мормонизм — самая национальная из всех американских религий, поскольку она выросла и приспособилась к местным условиям, привлекая новых приверженцев, прибывающих из Европы. Более того, она нашла североамериканцам, всему новому континенту место в божественном замысле, тем самым восполнив библейский текст. Был ли основатель мормонской веры боговдохиовенным пророком? Получил ли он свое уникальное откровение от Бога или он был чистой воды обманщиком, неуравновешенной личностью, распутным мошенником, как полагали современные ему критики? Жизнь и труды Смита основательно изучались и фиксировались как при его жизни, так и в наши дни. Существует официальная история мормонской церкви, включающая интерпретацию самим Смитом своего служения.1 Но существуют и критические биографии, основанные на кропотливом изучении 1 См. Joseph Smith, The Book of Mormon, Doctrine and Covenant; Joseph Smith, Pearl of Great Price; Smith, History of Jesus Christ of Latter-day Saints, ed. B. H. Roberts, 7 vol. (Solt Lake Citv, 1931-51). James E. Talmage, The Articles of Faith, 16th ed. (Solt Lake City, 1930). 280 его жизни. Многие из них созданы учеными, являющимися или бывших ранее мормонами. Особого внимания заслуживают в этой связи работы Фауни Броуди, Эрпета Тейвза, Джеральда и Сандры Теннеров и И.Д.Хоува. Я буду опираться на эти исследования в последующем анализе.2 Ученые и историки, опубликовавшие скептические исследования, были исключены из мормонской церкви, включая Фауни Броди и Теннеров (но их собственному требованию). Применялись и другие формы давления на инакомыслящих. Официальные истории и официальные переводы мормонских текстов оказывались переделанными, искаженными или даже просто сфабрикованными руководителями мормонской церкви ради сохранения веры. Этот процесс аналогичен изменениям христианского учения, имевшими место в ходе его исторического развития. Джозеф Смит начинал весьма скромно. Его семья несколько раз переезжала с места на место в поисках лучшей жизни. В 1816 г. они приехали из Вермонта в штат Нью-Йорк и участвовали в строительстве канала у озера Эри. В атмосфере тех дней витал дух возрождения религии и спиритизма. Религиозные искания рождали причудливые культы. Энн Ли, мистик, объявила себя перевоплощенным Иисусом. Она проповедовала безбрачие и чистоту и содействовала основанию общин шейкеров (трясунов). Шейкеры возникли в середине восемнадцатого века из Общества друзей (Society of Friends). Эта группа была известна как «трясущиеся квакеры» из-за того, что свои религиозные церемонии они сопровождали физическими действиями: пели, танцевали, маршировали... Шейкеры выступали в защиту коллективной собственности и равенства иолов, ратовали за уход из мира. Энн Ли заявляла, что получила откровение о том, что в ней воскресла материнская часть Духа Иисуса. Она эмигрировала в Нью-Йорк в 1774 году. После ее смерти было основано множество колоний шейкеров. Их вероучение включало тезис о двойственной природе 1 См. Fawn Brodie, No Man Knows My History: The Life of Joseph Smith, 2nd ed. (New York: Knopf, 1971); Ernst Tavcs, Trouble Enough: Joseph Smith and the Book of Mormon (Buffalo: Promcteus Books, 1984); Jcrald and Sandra Tanner, The Chanding World of Mormonism (Chicago: Moody Press, 1980); E. D. Howe, Mormonism Unveiled (Painsville, 1834; Reprinted by Tanncrs'Utah Lighthouse Ministry, Salt Lake Sity). божества: мужское начало явилось в Иисусе, женское — в Энн Ли. Поскольку община практиковала целибат, то в конце концов она исчезла. После революции появилось множество новых гуру. Исаак Буллард, носивший только медвежью шкуру, возглавлял общину «пилигримов». Он выступал за свободную любовь и примитивную форму коммунизма. Он считал мытье грехом и годами не менял одежду. Джимима Уилкинсон, верившая в то, что она Иисус, говорила, что она вечна и правит паствой посредством небесного откровения. Точно так же Абель Сарджепт заявлял, что он получает откровения от Бога и беседует с ангелами. Он вернулся в штат Нью-Йорк в 1812 г. вместе с двенадцатью женщинами-апостолами и говорил, что способен воскрешать мертвых и что если кто-то благочестив, он может обходиться без нищи. Во множестве появлялись целители верой, библейские евангелисты. Вновь возродился интерес к оккультным верованиям и практикам. Джозеф Смит начал свою деятельность как «чародей», «ясновидящий», «охотник за сокровищами». Он и его отец пытались зарабатывать на жизнь, помогая людям отыскивать клады. Для этого они использовали нечто вроде «магического жезла», применяемого для обнаружения подводных вод. Распространялись слухи о спрятанных в тех местах индейских сокровищах, испанском золоте и серебряных рудниках. В качестве метода Джозеф использовал «пророческий камень». Он утверждал, что, глядя на камень, способен узнавать тайны о вещах. Любопытно, что в 1826 г. в возрасте двадцати одного года Джозеф Смит был обвинен и судим за «расиутничество и мошенничество». Его осудили на основе свидетельских показаний, включая и его собственное признание, в использовании искусства магии, заклинаний и колдовства. Он был безнадежно неудачлив в поисках кладов. Удача улыбнулась ему, когда он «открыл» новый источник спасения — Книгу мормонов. Джозеф Смит заявлял, что 21 сентября 1823 г., когда ему было семнадцать лет, ему явился ангел но имени Морони и открыл местонахождение золотых пластин, зарытых на холме Кумора, недалено от его дома. Эти пластины, истолкованные и переведенные им на английский язык, и составили Книгу мор- 282 монов. Много позже в своей автобиографии Смит утверждал, что ему было дано и более ранее откровение. В четырнадцать лет но дороге из дома к небольшой рощице, теперь называемой «священной рощей», ему было видение. Перед ним в воздухе явились два существа, чье великолепие и сияние, как писал Смит, «превосходили всякое описание». На его вопрос, к какой из религий он должен присоединиться, существа ответили, что ни к одной: «Устами своими описывают они свою близость ко мне, но далеки от меня их сердца; они учат своим заповедям, имеющим форму божественности, но этим лишь отвергают божественную власть ».' Это откровение стало основой оправдания необходимости создания новой религии. В наши дни любой может приехать в Пальмиру и Манчестер, штат Нью-Йорк, и увидеть места, где Смит якобы получал свои откровения. Церковь мормонов приобрела в собственность дом Джозефа Смита, землю вокруг холма Кумора (теперь на нем воздвигнута статуя ангела), «священную рощу», другие участки, создав тем самым своего рода святую землю, место поклонения мормонов. Тысячи из них отправляются в паломничество в эти места. У критиков до сих пор вызывает изумление вера мормонов в истинность откровений Джозефа. Нет никаких доказательств, подтверждающих, что в роще или на холме Смит имел видения. Но даже если они и были, то весьма сомнительна их «нисиосланность свыше». Как и в других рассказах о случившихся с ним чудесах, Смит субъективен. На западе штата Нью-Йорк в начале девятнадцатого века было множество индейских погребальных холмов. Джозеф Смит придумал совершенно фантастическую историю их возникновения. Он утверждал, что золотые пластины, которые он выкопал, находились в земле с 421 г. до н.э. В его времена в Европе и Северной Америке в моде было все «египетское». Поэтому Смит приписал скрижалям египетское происхождение. По его словам, в пластинах говорится, что американские индейцы произошли от двух считавшихся пропавшими колен Изра-илевых (Ефраима и Манассеха) и от колена Иудова, нокинув-1 Joseph Smith, History 1: 11-19.м ших Ближний Восток и отплывших на поиски нового мира около 600 года до н. э. Среди них были два главных народа — джаредиты из Вавилонской Башни и, позже, иефиты и ламани-ты из Иерусалима. Джаредиты, прибывшие первыми, распространились по всему американскому континенту, выстроив малые и большие города. Через много лет их потомки уничтожили друг друга, ибо жили в гордыне и грехе. Нефиты и ламаниты, потомки пророка Лехи, покинули Израиль перед вавилонским завоеванием. Они тоже распространились по всей новой земле. Ламаниты «погрязли в неверии». Их кожа стала «темной и отвратительной», в конце концов они уничтожили трудолюбивых и благочестивых нефитов. Согласно Смиту, Христос посетил Америку в 34 году и. э. после своего воскресения и явился нефитам, творя новые чудеса. Книга мормонов принесла индейцем спасение и дала новое откровение в дополнение к Библии. Морони, последний из оставшихся нефитов и сын Мормона, собравший предания о пророках своего народа, запечатлел их на золотых пластинах и захоронил. Тот же самый Морони являлся в виде ангела Джозефу в 1823 и последующие годы. Однако только в 1827 г. Джозеф решил принять эти скрижали. Является ли сказанное Смитом правдой? Откуда он получил Книгу мормонов? Его история больше похожа на искусную выдумку, поскольку не подтверждается никакими археологическими исследованиями. Не существует никакого независимого или доступного проверке доказательства того, что упоминаемые Смитом народы жили в Америке или что американские индейцы имеют ближневосточное происхождение. Во времена Смита была распространена идея о том, что индейские племена связаны с коленами израилевыми. Многие критики Смита указывают на тот факт, что похожие истории были опубликованы в 1825 г. в книге Этана Смита «Взгляд на евреев» («А View of the Hebrews»), в которой обосновывалось еврейское происхождение индейцев. Комментаторы указали на множество совпадений между Книгой мормонов и «Взглядом на евреев». Весьма вероятно, что Дж.Смит был знаком с бытовавшими в XIX в. домыслами о родстве индейцев с народом древнего Изралия. Однако приверженцы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церкви мормонов), несмотря ни на что продолжают 284 верить, что, как и Библия, Книга Мормона есть слово Божье и была дана Смиту, чтобы он перевел ее с древних золотых пластин. Мормонский апостол Орсон Пратт писал в 1851 году: «Книга Мормона должна быть признана боговдохновепной, написанной пророками, населявшими древнюю Америку... Эта книга должна быть истинной или ложной. Если она истинна, то это одно из наиболее важных посланий, какие Господь когда-либо давал человечеству... Но если она ложь, подделка, то это самый коварный, нечестивый, бесстыдный, искусный обман, который когда-либо встречался в мире. Природа посланий в Книге Мормона такова, что если они истинны, то никто не может спастись, отвергнув их».1 Хотя Церковь мормонов полностью принимает Книгу как слово Божье, сегодня становится все труднее игнорировать посвященные ей исторические исследования. В ней обнаружено огромное число противоречий и неподтверждаемых утверждений. Согласно Смиту, первое явление Морони произошло 21 сентября 1823 г. Ангел явился ему, когда Джозеф уже лег в кровать: «Он появился в воздухе около моей кровати... На нем была просторная мантия непередаваемой белизны... Я был испуган. Но вскоре страх покинул меня. Он назвал меня по имени и сказал, что послан мне Богом и что его имя Морони, что у Бога есть для меня дело и что мое имя должно прослыть добрым или злым среди всех наций, племен и наречий... Он сообщил, что хранится книга, записанная на золотых пластинах, рассказывающая о прежних обитателях континента и об их происхождении. Он сказал, что вся сила и полнота вечного Евангелия пребывает в ней, данной Спасителем древним жителям. Он рассказал о двух камнях в серебряной оправе, и что эти камни... устанавливают то, что зовется Уримом и Таммимом... Владение и использование этих камней давало силу ясновидения в древние и прежние времена, и... Бог приготовил их для перевода книги».2 Согласно Смиту, его предостерегли, чтобы он никому не показывал золотые скрижали, а также Урим и Таммим под 1 Цит. По George D.Smith, •«Joseph Smith and the Book of Morton», Free Inquiry 4, no.I (Winter 1983-84); from Orson Pratt's Works (Liverpool, 1851), p.l. 2 Smith, History 1: 28-50; quoted in Taves, Trouble Enough, p.27 страхом смерти (это похоже на предупреждение Моисеем сынов Израилевых под угрозой смерти никогда не подниматься на гору Синай, местопребывание Яхве). Морони дважды возвращался той ночью. На следующий день Смит пошел работать в поле, но выглядел бледным и отец велел ему возвращаться домой. Перелезая через ограду, он потерял сознание. Был ли это эпилептический припадок, вроде тех, которые происходили с Павлом и Мухаммадом? Морони опять явился ему и повелел рассказать его отцу, Джозефу Смиту-старшему, все, что произошло. Отец сказал сыну, чтобы он сделал все, как велит ангел. Родители Смита верили в сверхъестественное, даже в колдовство, его отца также посещали необычные видения и сны. Родители поверили в историю, случившуюся с их сыном. Смит рассказывал, что он продолжал ходить на холм Кумора четыре года подряд, пока, наконец, ангел не сказал ему, что можно взять скрижали. Как пишет Эрнст Тейвз в своем исследовании, посвященном Джозефу Смиту, существуют другие свидетельства о том событии. Отец Смита рассказал своему соседу, Парли Чейзу, что когда Джозеф первый раз пришел к месту, где хранились пластины, не было никакого ангела Морони, зато было «жабоподобное существо, превратившееся в человека». Парли Чейз замечал, что сын и отец «почти никогда не рассказывали двух одинаковых историй».1 Некоторые критики считают, что история с золотыми письменами началась как афера, с целью получения выгоды. Смиты рассчитывали использовать прибыль, полученную от продажи книги, для продолжения «поисков кладов». Один из ранних последователей мормонизма Филаст Хэл-барт, перешедший затем в лагерь его противников, собрал и накопил огромное число свидетельств, дискредитирующих Смита. Эти материалы были опубликованы в 1834 г. в книге «Мормонизм без покровов». В ней есть свидетельство Питера Ингерсолла, который утверждал, что в 1827 г. он был доверенным лицом и другом Смита. Джозеф, как пишет Ингерсолл, будучи в веселом настроении, рассказал ему следующую историю. Во время обеда его родные спросили, что у него под платьем. «Я очень серьезно сказал им, что это Золотая Биб- 1 Taves, Trouble Enough, p. 28. 286 лия».1 К его большому удивлению, родственники поверили ему. Любой, кто посмотрит на нее, предупредил он, умрет. «Эти глупцы попались, — рассказал Ингерсоллу Джозеф, — и я посмеюсь над ними».2 Ингерсолл продолжает: «Он рассказал мне, что у него нет и никогда не было такой книги. И еще сказал, что он заходил к Уилларду Чейзу, чтобы тот сделал ему сундук, в котором Смит мог бы хранить свою Золотую Библию, но поскольку Чейз не стал ничего делать, он изготовил коробку сам, из дранки, и положил ее в наволочку, разрешая людям только брать ее и прощупывать через покрывало».3 Этот рассказ подтверждается У.Чейзом. В ответ на это мормоны говорят, что подобные истории о Смите придуманы из зависти или злости. Откуда мы можем знать, что Смиту являлся Мормони? Об этом событии мы знаем только из его собственных рассказов. Была ли эта история выдумана или является результатом его собственного самообмана? Фаун Броди пишет, что Смит начинал как «деревенский гадатель», используя грубую технику магии, распространенную в той местности, и только позже, когда у него уже были последователи, он стал совершенствовать в себе «пророческие» навыки. Смит был общительным человеком с привлекательной внешностью, наделенный харизмой и богатейшим воображением. Знавший его Даниэль Хендрикс так пишет об этом: «Он был хорошим рассказчиком, и после некоторого обучения мог бы при соответствующей подготовке стать профессиональным оратором. Среди молодежи, к которой принадлежал и я, он был известен как первостатейный выдумщик. Я никогда не подозревал, что такой невежественный человек как Джо мог иметь такое богатое воображение. Ни об одном случае из своей обычной жизни он не мог рассказать, не украсив его какой-нибудь выдуманной историей. Еще я помню, он очень огорчился, когда старый Парсон Рид сказал ему, что он попадет в ад за свою привычку лгать».4 1 Ibid, p. 31. 2 Ibid. 3 Ibid. 4 Ibid, p. 16. Как мы теперь знаем, Смит был отдан под суд и осужден за обман. К счастью, сохранились записи судебного процесса, проходившего 20 марта 1826 г. Несколько свидетелей рассказали о том, как он искал клады. Джозеф глядел в шляпу, где находился «ясновидящий» камень и говорил, что с его помощью он может найти исчезнувшие сокровища. По словам двух свидетелей Арада Стоуэлла и А. МакМастера, Смит, держа белый камень в сторону солнца или поднося его к свече, заявлял, что может видить предметы на расстоянии. Однако на суде Джозеф Смит сознался в своем обмане.1 Имеются показания тестя Джозефа Смита, Исаака Хейла, из города Хармони, штат Пенсильвания. По словам Питера Ингер-солла, тот упрекал Смита в лживости и неудачливости, сказав ему однажды: «Ты все время ищешь клады и делаешь вид, что видишь их в камне, обманывая этим людей». В ответ Джозеф заплакал и сознался, что он ничего не может видеть через камень и все его притязания — неправда. Он пообещал больше не обманывать людей историями с камнем и прекратить поиски кладов. Кому нам доверять? Должны ли мы верить данным под присягой свидетельским показаниям более сотни соседей и бывших друзей Смита? Несомненно, многие люди с предубеждением относились к Джозефу Смиту из-за того, что он был осужден судом и его религиозные воззрения носили неортодоксальный характер. «Нет пророка в своем отечестве». Хоув опубликовал заявления нескольких человек, подтвердивших широко распространенную в тех местах молву о плохой репутации семьи Смитов. Все показания свидетельствуют в пользу того, что Смит обманывал людей с помощью народной магии, умело сочетая оккультное искусство с библейскими толкованиями. Вначале он пользовался «пророческими» жезлами, камнями и магическими ритуалами. Аура магии сопровождала Смита всю его жизнь. Он заявлял, что не только имеет откровения свыше, но и наделен паранормальными способностями. Тесная связь между магией и религией, магом и пророком особенно заметна в 1 Brodie, No Man Knowns My History, p. 428. Эта запись суда над Смитом была обнаружена Даниэлем С. Тьютеллом, епископом из Солт Лейк Сити. 288 ранней истории мормонизма. Создавая свой пророческий образ, Смит использовал искусство магии и заклинаний, дополняя его простейшими методами обмана. Его видение мира близко магическому мировоззрению чародея или предсказателя. Вместе с тем, его попытки искать клады с помощью волшебной лозы заканчивались неудачами и не приносили никакой прибыли. Значительные перемены в его жизни стали происходить тогда, когда вокруг него стали группироваться люди, готовые слепо поверить новому «пророку». Смит превратил свои паранормальные таланты в способ создания новой религии. Это значительно повлияло не только на его жизнь, но и на жизни тех, кто последовал за ним в его новом начинании. Книга Мормона стала началом взлета в его судьбе, открыла путь к славе пророка и, в конце концов, мученика. Существует ли хотя бы одно веское доказательство, подтверждающее божественное происхождение Книги Мормона? В Книге Мормона сообщается: «Пусть знают все народы, племена, наречия и люди, которые прочтут эту книгу: мы, с милостью Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, видели эти пластины, на которых сделана эта запись, которая есть история народа Нефитов, их братьев Ламанитов и Джаредитов, сошедших с башни, о которой мы упоминали. И нам также известно, что они были переведены Божьим дарованием и властью, о чем нам возвестил его голос. Вот почему мы знаем, что эта книга — истина. Мы также удостоверяем, что видели то, что было запечатлено на этих пластинах, и что это было показано нам силой Бога, а не человека. И словами благочестия мы провозглашаем, что ангел божий снизошел с небес, принеся нам пластины и мы видели их и все, что запечатлено на них. И мы знаем, что только милостью Бога Отца и нашего Господа Иисуса Христа мы сохранили и донесли рассказ о том, что все это — правда. И это непостижимо для нас. Голос Господа повелел нам сохранить эту историю. Будучи послушными заповедям Бога, мы храним свидетельство этого. И мы знаем, что если мы верны во Христе, то мы избавим паши одежды от крови людей и незапятнаны будем перед лицом суда Христа и будем пребывать вечно с ним на небесах. Во славу Отца, и Сына, и Святого Духа, который есть Бог Единый. Аминь! Оливер Кодери, Дэвид Уитмер, Мартин Харрис». «Пусть знают все народы, племена и наречия, которые прочтут книгу: Джозеф Смит младший, переводчик этой книги, показал нам пластины, о которых говорилось, созданные из золота; и ровно столько, сколько упомянутый Смит перевел, мы держали в руках; и мы видели, что было запечатлено на них — древние письмена и искусное мастерство. Мы сохранили письмена, полные рассудительности, которые упомянутый Смит показал нам, и мы видели и держали их в руках, и мы достоверно знаем, что упомянутый Смит получил пластины, о которых мы говорили. И мы называем свои имена миру, чтобы свидетельствовать в мир о том, что мы видели. Мы не лжем, и Бог тому свидетель. Кристиан Уитмер, Хирам Пейдж, Джакоб Уитмер, Джозеф Смит старший, Питер Уитмер, Хайрум Смит, Джон Уитмер, Са-муэль X. Смит». Могут ли эти заявления считаться достаточно вескими и убедительными? Всего три человека видели воочию эти пластины и восемь членов семьи подтвердили их существование. Исаак Хейл, тесть Смита, утверждал, что «вся Книга Мормона (так называемая) является весьма глупой подделкой, лживой и порочной, созданной для спекуляции и одурачивания легковерных и необразованных — для того, чтобы придумавшие ее могли жить за счет тех, кто поверит в обман...».1 Люси Харрис, жена Мартина Харриса, позже утверждала, что Харрис с самого начала занялся Золотой Библией ради денег, хотя «ои верил, что Джозеф может видеть в своем камне все, что пожелает».2 Что в психологии верующих заставляет принимать за истину откровенную подделку и отказываться от всех норм критического разума? Быть может, Смит настолько подчинял себе людей, что его последователи были неспособны увидеть в нем обманщика и превосходного актера? Что в психологии беззаветно верующих заставляет забывать их о всякой предосторожности? Есть ли в культурной среде что-то, что делает веру- 1 Brodiе, No Man Knows My History, p.440. 2 Howe, Mormonism Unveiled, p. 255.
290 ющих более восприимчивыми к мифологическим учениям? Или же их психологическая привязанность настолько сильна, что блокирует любые сомнения в мифологические истории? Пророк Джозеф Смит Следующий период в жизни Смита еще более экстравагантен. Об этом человеке говорят как о «мошеннике», страдающем «психическим расстройством». Броуди предполагает, что Смит мог страдать «pseudologia fantastica».1 Она цитирует психиатра Филлиса Гринейкра, замечая, что выдающиеся мошенники обычно не просто лгуны, но люди, страдающие внутренними конфликтами. Для их психики характерно столкновение двух противоположных тенденций: чрезмерной самоуверенности и склонности к мошенничеству, с одной стороны, и психологической неустойчивости — с другой. Эта постоянная двойственность заставляет мошенника переносить себя в мир своих фантазий, которые могут принимать форму галлюцинаций. Мошенник обладает чувством реальности, особенно чувством защиты себя от разоблачения. Однако его общее восприятие реальности ослаблено. Великие мошенники опираются на «всемогущие фантазии». Они, как правило, хорошие шоумены, зависимые от публики. «Мошенник, — пишет д-р Гринэйкр, — не может действовать без эмоциональной поддержки тех, кто в него верит и помогает ему». Мошенничество возможно как результат взаимодействия двух сторон. Это справедливо и в отношении политических деятелей, финансовых махинаторов, гуру и всякого рода аферистов и обманщиков. Мошенник искусно оберегает себя от разоблачения и неожиданностей со стороны паствы, фантазии которой подогреваются обещаниями экстраординарного. Они отдают ему деньги, власть, поклоняются и благоговеют перед ним, как и в случае с религиозным проповедником. Это лишь еще больше распаляет самомнение мошенника. Обратной дороги нет. Однажды удавшийся обман повторяется, мошенник не может остановиться на совершенном. В конечном счете, успех мошенника приводит к самоообману и еще большему обману, превращая его жизнь в клубок, сплетенный из хит- 1 Brodie, No Man Knows My History, p.418 ff.1 Brodie, No Man Knows My History, p.418 ff. рости и лжи. В некоторых случаях обман может исказить личность мошенника, развить в нем манию величия или просто развратить. Для такого человека внутренний мир его фантастических иллюзий начинает приобретать все большее значение. Если мы изучим письма и личные дневники Джозефа Смита, то увидим, что он на самом деле поверил во второе пришествие Христа, толкуя события своей повседневной жизни в апокалиптическом духе. Что мы можем сказать о тесном круге людей, разделявших его иллюзии, знавших о его скверной славе, дурных сторонах его характера и проступках, и тем не менее не замечавших их? Неужели его притягательность, его харизма и влияние на них оказались сильнее их сомнений? Неужели их жизни были столь тесно связаны с его судьбой, что они были не способны выбрать другой жизненный путь? Что мы можем сказать о более позднем и более широком круге его последователей? Какой должна была быть степень обмана, чтобы они могли осознать его? До какой степени они верили Джозефу Смиту? Находясь в отдалении от своего нового учителя, новообращенные с трудом могут отделить правду от лжи. Его личность может окружать завеса таинственности и величия. Это справедливо не только для религиозных лидеров, но также для великих полководцев, таких как Александр Великий и Наполеон, посылавших огромные массы людей на битву и смерть, или политических деятелей, таких как Гитлер и Сталин, которых ненавидел мир, но которым поклонялись целые народы. У нас есть показания двенадцати ранних свидетелей, каждый из которых признавал истинность откровений Джозефа Смита. Насколько достоверны их признания? Ни один из них не сказал, что он собственными глазами видел золотые пластины с выгравированными на них «реформированными египетскими письменами». (Это происходило приблизительно в то самое время, когда французский лингвист Шампольон пытался найти ключ к тексту на Розеттском камне и перевести древнеегипетское письмо). Не была предпринята даже малейшая попытка установить, каким образом письмена на пластинах были точно переведены Джозефом Смитом на английский язык — что представляет собой, бесспорно, сложнейшую задачу, ибо в то 292 время египетское письмо все еще не поддавалось расшифровке. Свидетели основывали свою защиту мормонизма на том, что они видели пластины. Подтверждает ли это подлинность Книги мормонов или опровергает ее? Смиту было несложно изготовить такие пластины. Если он скрывал их, позволяя лишь украдкой взглянуть на них, то не было никакой возможности тщательно осмотреть и изучить пластины. После того, как в 1827 году он объявил о своей «находке», жители в окрестностях Пальмиры стали проявлять к нему интерес. Затем он начал «переводить» пластины. Словно Му-хаммад, Джозеф вещал свои откровения. Его жена Эмма стала его первой секретаршей. Джозеф клал поверх глаз магический камень, накрывал голову шляпой и начинал вещать. Он использовал нагрудную пластину, которую называл «Урим и Туммим» (упоминаемую в Библии), якобы обнаруженную вместе с золотыми пластинами. Джозеф никогда не дозволял Эмме взглянуть на них. Она говорила, что диктуя, он никогда не сверялся с письменами, и она верила ему на слово. (Эмма была трагической фигурой. Она оставалась Смиту верна до самой смерти, даже когда у него было несколько дюжий других жен. После смерти Джозефа она отказалась примкнуть к последователям Брайема Янга и была тверда до тех пор, пока ее сын не перешел в Реформаторскую церковь). Даже отец Джозефа верил, что через его сына вещает Бог. Вторым секретарем Смита стал Мартин Харрис, преуспевающий фермер, живший через дорогу от Смита. Харрис стал убежденным фанатиком. Во время перевода Смит неизменно садился за самодельную, занавешенную со всех сторон ширму, клал пластины в ящик рядом с собой или, завернув в ткань, на стол. Он передавал содержание пластин, секретари записывали его слова. Джозеф не умел хорошо писать, однако обладал богатым воображением и знанием Библии в переводе Кинга Джеймса. Как и в случае с Мухаммадом его друзья и родные спрашивали, каким образом столь необразованный человек смог сочинить такую книгу, не будь он вдохновлен свыше? Мартина Харриса интересовал вопрос происхождения пластин и позднее он собрал средства для публикации манускрипта. В найденном недавно письме Харриса к Уильяму В. Филин- су от 31 октября 1830 г. он описывает свое отношение к Джозефу и картину перевода. Он сообщает, что Джозеф «кладет очки в старую шляпу и в темноте начинает таблички переводить». Сомневался ли когда-нибудь Харрис в подлинности Книги? Его жена, Люси Харрис, бурно возражала против участия мужа в этих делах, обвиняя его в том, что он дает Джозефу деньги и пренебрегает делами своей фермы. Харрис просил Джозефа позволить ему взглянуть на пластины, но Джозеф непреклонно отказывал ему в этом. Харрису было на время позволено переносить их в ящике. Он подсчитал, что их вес составлял от 40 до 50 фунтов. Ему никогда не разрешалось открывать ящик или разглядывать пластины, хотя он подтвердил под присягой, что видел их. Позже по просьбе Харриса Джозеф сделал для него копии надписей. Харрис передал их профессору Чарльзу Энтону, знатоку классических языков из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Согласно официальной истории мормонской церкви, эти надписи «подлинные египетские, халдейские, ассирийские и арабские» и что их перевод «точен». Странно и в высшей степени неправдоподобно, что Энтон смог прочитать египетские, халдейские или ассирийские тексты, поскольку их язык в то время не был расшифрован. Харрисои сообщает, что во время его визита к профессору тот написал свидетельство, удостоверяющее точность перевода. Он рассказывает, что профессор задал ему вопрос о происхождении текстов. Когда Харрисои сообщил, что они даны в откровении ангелом, Энтон отобрал у пего свидетельство и разорвал его. Энтон предложил Харрисону принести ему для перевода сами пластины. На ответ Харрисона, что это запрещено, профессор заметил: «Я не могу прочитать запечатанную книгу». Слушая рассказ Харрисона о беседе с Энтоном, Джозеф перелистывал Библию. Он дошел до книги пророка Исайи (29, 11-12) и зачитал: «И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет». Харрис был поражен этими словами. Он уверовал, что Джозеф исполнил библейское пророчество. Между тем, узнав, что 294 его имя используется для подтверждения подлинности Книги Мормона, профессор Эптон выступил с опровержением и в письме от 17 февраля 1834 года написал, что «вся история о признании мною мормонских записей «реформированными египетскими иероглифами» совершеннейшая ложь». Более того, он заявил, что пришел к выводу, что это ни что иное как попытка «издевательства пад наукой» или «способ выманивая у фермера его денег».1 Заявление Элтона никак не повлияло на Харриса. Уже после опубликования Книги Харрис пришел к профессору с намерением продать ему один из ее экземпляров. Хотя Элтон отказался покупать книгу, Харрис попытался просто оставить ее у него. Профессор вновь объяснил Харрису, что тот стал жертвой «обмана», посоветовал ему обратиться в суд и отдать золотые пластины на экспертизу. На это Харрис ответил, что если поступить так, то на него подет «Божье проклятие». Впрочем, в конце концов он согласился открыть сундук с золотыми пластинами при условии, что Эптон примет «Божье проклятие» на себя. Хотя Энтон принял это условие, Харрис так и не принес ему обещанные пластины.2 Копия текста, переданная Элтону при первом посещении, хранилась вместе со старой семейной Библией. Знаки, какими он был написан, нисколько ле походили на египетский, халдейский, ассирийский или арабский язык и были не более чем бессмыслицей. Используя любой возможный довод для доказательства подлинности перевода Джозефа Смита, Харрис пытался опрвергнуть точные и скрупулезные аргументы Энтона. Харрис попросил дозволения взять первую часть рукописи (116 страниц) себе домой, возможно, чтобы рассеять скепсис своей критически настроенной жены. Рукопись пропала бесследно. Возможно, ее спрятала или уничтожила миссис Харрис. Смит был расстроен этим обстоятельством и начал все сначала. Если бы прежний перевод был найден и не совпал с новым, его могли обвинить в фальсификации. Смит придумал отговорку. Он сказал Харрису, что начинает новый перевод. Прежний, по его словам, был всего лишь конспектом, и сейчас он готов к большему. Харриса удовлетворило это объяснение. Теперь, если 1 Ibid, p.52. 2 Howe, Mormonism Unveild, pp. 270-72. бы кто-то обнаружил и сопоставил оба варианта, он не смог бы обвинить Смита в фальсификации. Каким наивным должен был быть Харрис! Теперь он твердо уверовал, что Книга имеет божественное происхождение. Джозеф Смит не дозволял выносить ее из дома до тех пор, пока не был готов ее второй экземпляр. У него появился третий стенограф — Оливер Кодери. Ко-дери, кузен Смита, был уроженцем Вермонта. Он дружески относился к Смиту и сам предложил свою помощь в работе. Двадцатитрехлетний Кодери был в то время кузнецом и школьным учителем. Он находился под влиянием Джозефа Смита и верил ему, хотя впоследствии и признавался, что с некоторым сомнением относился к способности своего дяди переводить письмена при помощи магического камня. Иногда Джозеф даже не пользовался камнем, а просто закрывал глаза и начинал диктовать. Друг Кодери, Дэвид Уитмер, также наблюдал этот процесс и участвовал в расшифровке. Как и Кодери, он позже утверждал, что «Книга Мормона переведена Божьей волей и с Божьей помощью, а не волей человека». Кодери и Уитмер также заявляли, что видели пластины с письменами. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы