Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4.1. Структура психики.



Тема 4.1. Структура психики.

1. Развитие психики в процессе онтогинеза и филогенеза.

2. Структура психики.

3. Познавательные формы психического отражения.

Вопрос 1. Развитие психики в процессе онтогинеза и филогенеза.

Традиционно дают определение понятию психики — как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это:

- отражаемое (весь мир);

- отражающая система;

- отраженное (психическое явление);

- виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Люди часто не различают явления, присущие, с одной стороны, внутреннему миру человека, человеку как субъекту (субъектные) и, с другой стороны, находящиеся за пределами субъекта (объектные).

Слова «субъективное» и «объективное» часто противополагаются как нереальное - реальное, недостойное внимания - достойное. Так, слова «действительность», «реальность» - «вымысел», «фантазия» понимаются как противоположные по значению (антонимы), а слова «выдумка», «мечта» - «небылица», «фикция» сближаются по значению (синонимы).

Как известно, Субъект – это инициатор, зачинщик, генератор активности, а субъективное – это реально присущее субъекту и порой желательное. Сложность возникает в том, что присуще субъекту, а что объекту, т.е. чему-то внешнему. Люди (том числе и мы с вами) заблуждаются в том, что все воспринимаемое или то, о чем они подумали, или то, что их волнует, - все это существует во внешнем мире. В действительности же человек может сколько угодно воспринимать, представлять то, чего нет, и наоборот, невоспринимать или искаженно воспринимать то, что существует рядом с ним и реально.

Организм — это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит; наш человеческий организм есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, т. е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.

Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Все эти влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:

1. Наиболее фундаментальным кругом, описывающим такое влияние, является круг или целое вообще космической жизни. В древности в этом смысле говорили о рождении под определенной звездой, т. е. о некотором состоянии мира и космических процессов, которые оказывают первичные (а затем и последующие) влияния на нашу психику и, соответственно, на жизнь, ее образ. Здесь речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни. Всеобщая жизнь природы, целостность космической жизни как-то воспроизводится в нашей психике и есть ее, по-видимому, наиболее глубинный пласт.

2. Второй, более узкий, круг составляет целое жизни Солнечной системы, в которое мы включены. Обратим внимание, что второй круг снимает, удерживает в себе предыдущий круг, первый круг, так же как и каждый последующий круг влияний удерживает в себе предыдущий круг, частью которого он является.

Солнечная система уже более непосредственно задает условия нашей жизни, определяет ее характер и структуру. И нет ничего удивительного, что мы чутко реагируем на ритмику солнечной системы. Уже давно появились и соответствующие научные дисциплины, которые исследуют эти влияния (космобиология, гелиобиология, гелиопсихология и пр.). Давно было замечено, что, например, солнечные вспышки, повышение его радиоактивности оказывают непосредственное влияние на классовые психические состояния. Такие влияния представляют собой именно общие влияния, а психику, которая это воспринимает, следует рассматривать как надиндивидуальную составляющую психики.

3. И третьим, еще более непосредственным, кругом влияний является жизнь Земли. По своей природе, биологии, устройству нашей психики (а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты и ее планетарная жизнь. Правда, эти психобиологические особенности не так просто точно описать, поскольку у нас нет критериев, нет в наличии других условий жизни, но некоторые корреляции все-таки очень явно бросаются в глаза.

4. Ритмы природные оказывают свое влияние на психику человека. Например, смена времен года отражается в психических состояниях человека (сравни «весеннее настроение» и «осеннее настроение»). Так же и времени суток соответствуют определенные склонности. Утру более соответствует рассеянность, дню — сосредоточенность, активность, вечеру соответствует выхождение из деятельности, склонность к размышлению, рефлексии, а ночи — покой, сон, вхождение вглубь себя, в собственное самочувствие и одновременно отдых. Сюда можно добавить еще метеорологические изменения и их ритмику; у людей в таких состояниях болят раны, обостряются заболевания (так что они могут играть роль барометра). Гегель говорит по этому поводу, что душа чувствует состояния природы, ибо она сама природа.

Таким образом, речь идет о природной психике, которая находится в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы. Необходимо систематическое исследование природных условий и их влияния на психику, а затем, с опорой на систему таких знаний, организация оптимального функционирования и развития психики, использование максимально возможного количества психических ресурсов. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природы и его существование искусственно подчиняется техническим закономерностям.

Вопрос 3. Познавательные формы психического отражения.

 

Психические проиессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т.д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Интеллект

Понятие интеллекта охватывает целостную функциональную совокупность познавательных процессов, включающую все уровни от сенсорно-перцептивного до рече-мыслительного. Вершиной этой системы выступает речевое мышление, которое интегрирует работу целостного интеллекта человека. Интеграция осуществляется как «сверху», так и «снизу». Благодаря интеграции «сверху» преобразуется деятельность нижележащих уровней познания: восприятие человека становится осмысленным, память рационально организованной, внимание управляемым. Интеграция «сверху» подготавливается своеобразным процессом интеграции «снизу». Эта интеграция заключается в постоянном усложнении познавательных процессов. Они развиваются в направлении от непроизвольных к произвольным, переходят из внешнего во внутренний план действий и становятся более свернутыми, обобщенными. Интеллект следует рассматривать в двух аспектах: процессуальном и результативном. С одной стороны, он выступает как система познавательных процессов, с другой – как общая способность человека. Для формирования интеллекта как общей способности необходимо, чтобы процессы познания обобщились, генерализовались и стали доступны переносу с одного вида деятельности на другой.

Выделяют лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать или передавать информацию (писатель, журналист, редактор); музыкальный интеллект – способности сочинять или исполнять музыку (композитор, музыкальный исполнитель); логико-математический интеллект – способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме (архитектор, инженер); телесно-кинестезический интеллект – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительном искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик); личностный интеллект имеет две стороны – интраличностный интеллект (способность управлять своими чувствами, анализировать их, использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель) и интерличностный интеллект – способность замечать и понимать потребности других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

Дискуссионным в психологии является вопрос о возможности измерения интеллекта. В зарубежной психологии проведено множество исследований структуры интеллекта на основе самых разных тестовых методик. Известный интеллектуальный коэффициент IQ – показатель умственной одаренности.

Г. Айзенк предложил различать три вида интеллекта. Один, называемый им «биологическим», имеет в своей основе структуры и функции головного мозга; без них невозможно никакое познавательное поведение, и они же отвечают за индивидуальные различия. Другой интеллект – «психометрический», включающий в себя познавательные возможности, измеряемые обычными тестами, т.е. характеризуемые IQ. В таком интеллекте уже во многом сказываются культурные факторы, воспитание в семье, образование, экономический статус. В то же время он зависит от интеллекта биологического. Третий – «социальный» интеллект связан с такими сложными умственными функциями, как критическая обработка информации, выработка стратегии и др. Различия в нем зависят от социально-исторических факторов, но все же в значительной степени определяются IQ. При этом ясно, что социальный интеллект гораздо шире, чем биологический, и включает в себя IQ.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

- процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Основные виды и функции творчества:

производственно-техническое;

изобретательское;

научное;

политическое;

организаторское;

философское;

художественное;

мифологическое;

религиозное;

повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов. С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Представле́ ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие, псевдогаллюцинации и галлюцинации.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Существуют различные способы классификации представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

- зрительные (образ человека, места, пейзажа);

- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

- обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);

- вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)

- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

- температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

На основе восприятия. Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*

На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например — грёзы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства представлений

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Воображение – это психический процесс, состоящий в создании представлений или идей новых образов, на основе уже имеющихся. Оно является своего рода преобразованием действительности и может привести как к ее искажению, так и более глубокому познанию. Различают активное и пассивное воображение. Первое проявляется в непроизвольной трансформации образов, второе заключается в преобразовании образов в соответствии с поставленными субъектом целями. Воображение связано с творческим мышлением.

Образы воображения – это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы, которые характеризуются беспочвенностью замыслов и надежд, оторванностью от реальности, они могут ослаблять энергию порывов личности, делая ее пассивным мечтателем. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение, найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной информации, которая необходима для мышления. Оно позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат.

Выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), виды воображения. Непроизвольное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении новых представлений без определенного намерения со стороны человека, при низком уровне осознанности (во сне, дремотном состоянии). Произвольное воображение – это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно описана отечественным психологом А.Ф.Лазурским. Ученый придавал большое значение репродуктивному воображению, т.к. оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Существуют определенные приемы воображения: агглютинация, гиперболизация и другие. Агглютинация заключается в соединении несочетаемых элементов объектов (кентавр, русалка). Гиперболизация – это преувеличение или преуменьшение свойств предмета, изменение соотношения его частей. Типизация – выделение существенного повторяющегося. Акцентирование – усиление, подчеркивание отдельных признаков, сторон объекта (карикатуры).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Человек не только воспринимает, но и запоминает информацию. Одно из преимуществ человека перед другими животными существами заключается в том, что он обладает памятью, чьи возможности иногда превосходят даже самые совершенные машины. В процессе практического запоминания и воспроизведения информации разные виды памяти работают вместе, дополняя друг друга. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

 

 

Тема 4.1. Структура психики.

1. Развитие психики в процессе онтогинеза и филогенеза.

2. Структура психики.

3. Познавательные формы психического отражения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь