Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Б послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема
Заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные Книги о войне, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, повесть В. П. Некрасова «В Окопах Сталинграда». К теме Отечественной войны обращались писатели «фронтового Поколения»— Г. Я. Бакланов, В. В. Быков. События военных лет были главной темой в Творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров («Подвиг разведчика» Б. В. Барнета, «Молодая гвардия» С. А. Герасимова и др.). Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов появились произведения, Искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И. В. Сталина. Их Появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством художественной Интеллигенции со стороны партийно-государственных органов власти. Пример тому — Переработка писателем А. А. Фадеевым после критики романа «Молодая гвардия». Причиной Критики книги было «недостаточное» отражение руководящей роли партии в организации Сопротивления врагу в Донбассе в годы Отечественной войны. В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из Повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на Страницы романов герои Д. А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю. П. Германа («Дело, Которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными Произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г. Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило Негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не Ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет Им. М. В. Ломоносова (1949—1953 гг., архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков). Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций Московского и Ленинградского метрополитена (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы Станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное убранство Многих станций не соответствовало их функциональному назначению, многократно Увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» присутствовали в Некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, Домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры. В начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и Искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил Художественный фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 г. Н. С. Хрущев Посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых Живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно Правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой Критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов. В целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей Литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы И искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны. Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годов Условия культурной жизни (1965—1984 гг.). Развитие культуры в период после Хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, Кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за Период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства Массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к Началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное Воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде Всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной Критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, Искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно- Государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры. Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух Видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу Читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического Реализма, способствующие в соответствии с установками сверху коммунистическому Воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их Художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея Возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все Подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство». Именно Так было расценено появление на Западе рассказов писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, Преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю. М. Даниэлем и А. Д. Синявским Вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе. О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное Властями осуждение книги историка А. М. Некрича «22 июня 1941 г.». В ней автор попытался Показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной Войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 г.). В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и Представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в Управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части Интеллигенции. Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства. Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных Спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от Официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны Оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный Режиссер Ю. П. Любимов. Культура и перестройка. На рубеже 80—90-х годов произошли изменения Правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в Отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, Искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать — Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1170; Нарушение авторского права страницы