Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Важным центром византийской архитектуры и искусства Ранневизантийского периода стала Равенна.



Культовое зодчество того времени наиболее ярко представляют базилика Сант Аполлинаре Нуово (св. Аполлинария Нового) и арианский баптистерий, трехнефная базилика Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Старой гавани), освященная в 549 г., церковь Сан Витале (св. Виталия), заложенную в 526 и освященную в 547 г., церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе (530-е гг.), во многом близкая по типу к равеннской церкви Сан Витале.

 

1. Базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне;

2. Арианский баптистерий в Равенне (центрическая композиция);

3. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Освящена в 549 г.;

4. Церковь Сан Витале в Равенне (центрическая композиция). Заложена в 526 г., освящена в 547 г.

5. Церковь св. Сергия и Вакха (центрическая композиция) в Константинополе (530-е гг.)

 

1 2

 

3

 

4

 

5

 

В VIII в. завершена перестройка заложенной еще в V в. купольной базилики св. Софии в Фессалониках.

В ее внушительных размерах, в просторном подкупольном помещении, в положенной в основу плана схеме трехнефной базилики явственно сказываются мотивы, восходящие еще к VI в.

Центральная часть храма приобретает многие характерные признаки крестовокупольного типа.

 

Купольная базилика св. Софии в Фессалониках

Архитектура Средневизантийского периода (VIII—XIII вв.)

В 726 - 843 гг. Восточная церковь оказалась ареной иконоборческих споров: запрет на создание священных образов нанес огромный урон византийскому изобразительному искусству: новые иконы не писались, а старые разрушались. В архитектуре положение было лучше (запреты ее не коснулись), но общая ситуация не способствовала размаху строительной деятельности. В IX – первой половине XI вв. при Македонской династии наблюдается художественное возрождение. Широкое распространение получил архитектурный тип крестово-купольного храма и, в частности, такая его разновидность, как храм на четырех колоннах (или храм типа вписанного креста).

Объемно-планировочное решение основано на объединении композиционных принципов базилики вытянутой композиции и купольной базилики.

На крестовом пересечении нефов храма и трансепта к центральному куполу на системе подпружных арок и «парусов» примыкают цилиндрические своды перекрытий боковых пространств.

Центральный купол возводится на пересечении рукавов креста, перекрытых цилиндрическими сводами, над углами квадрата обычно устраиваются маленькие крестовые своды. Такие здания имели, как правило, небольшие размеры. Пример церковной постройки этого типа дает Храм Малой Митрополии в Афинах - Церковь Панагии Горгоэпикоос (XII в.). Центральный купол на барабане высоко поднят над массивом сооружения, а ленты рельефов и скульптурных вставок оживляют поверхность наружных стен.

В эту эпоху был построен собор Сан Марко в Венеции. Его план представляет собой т.н. греческий крест (четырехконечный, равносторонний). Такой была композиция возведенного Юстинианом храма св. Апостолов в Константинополе.

1. Храм Малой Митрополии в Афинах - Церковь Панагии Гороэпикоос (XII в.);

2. Собор Сан Марко в Венеции;

Храм св. Апостолов в Константинополе.

 

1

2

3

В церковной архитектуре IX в. крестовокупольный тип храма утвердился в качестве ведущего.

Значительное количество крестовокупольных церквей было сооружено на территории Греции. К концу X — первой половине XI в. относится комплекс двух церквей в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде.

Большая из них — Кафоликон (церковь Св. Луки) — имеет центральный купол, опирающихся на торцы стен. В непосредственно примыкающей к Кафоликону церкви Богоматери паруса укреплены на четырех свободно стоящих колоннах.

 

Монастырь Хозиос Лукас в Фокиде. Кафоликон (главная церковь монастыря) – церковь Св. Луки и церковь Богоматери. (Конец X - 1-я половина XI в.)

Византийский храм

Византийская система сводов

Цилиндрический свод
 
Крестовый свод
 
Купол на тромпах
  Формы тромп
Парусный и вспарушенный своды
Вспарушенный свод
Парусный свод Вспарушенный свод    
Система «купол на парусах» и «барабан на парусах»
    1. «Купол на парусах»; 2. «Барабан на парусах». Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием четырёхугольного плана при помощи парусов (пандантивов). В первое время византийский купол имел довольно плоскую форму, потом — более возвышенную, но стоял непосредственно на арках и парусах; впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось уже не сегментом сферы, а возвышенной главой.  
     
Византийская крестовокупольная ячейка

Сооруженная во второй половине XI в. церковь монастыря Дафни около Афин, представляет собой развитие типа, сложившегося в Кафоликоне Хозиос Лукас. Она выстроена из квадров камня, проложенных плинфами, имеет три апсиды и купол на тромпах, опирающихся на торцы стен; храму присущи четкость плана и просторность подкупольного пространства. План и интерьер лаконичны.

Тип крестовокупольной церкви с куполом на высоком барабане, опирающемся на четыре свободно стоящие опоры, представлен церковью св. Феодора в Константинополе (вторая половина XI в.; известна под турецким названием Килиссе-Джами).

 

1. Церковь монастыря Дафни около Афин (вторая половина XI в.);


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь