Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви.



Византия

В 658 году до н.э. на острове между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской («Ромейской») империей» или кратко «Романией».

Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино, топливо. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех государственных повинностей. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей.

Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота.

Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, храмы, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя – второго Рима.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров. Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века.

Восточная Римская империя – Византия - на протяжении нескольких веков была единым государством, а Западная вскоре распалась и стала объединением различных германских княжеств. Разделение империи повлияло и на ситуацию в христианской церкви. Постепенно множились различия между церквями, находящимися на востоке и на запад

Запад Римской империи был по преимуществу латиноязычным, между тем как на востоке преобладал греческий язык. Эти языки с самого начала стали использоваться для проповеди христианства и за богослужением: христианская Библия очень рано была переведена с греческого языка на латинский, коптский и сирийский.

С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви.

Со временем разрыв между религиозной культурой латинских и греческих христиан все более углублялся. Так, западное духовенство стало рассматривать церковь как социальную институцию, полностью независимую от государства, в результате чего со временем папы Римские приняли на себя ряд полномочий прежних имперских властей, на Востоке же – невзирая на то, что Константинопольские патриархи носили титул «вселенских патриархов», – важность роли византийского императора как видимого главы церкви постоянно возрастала.

С VI в. в Византийскую империю из-за Дуная начали вторгаться славянские племена. Во время войн с Византией у южных славян образовались союзы племен. Северо-западную часть Балканского полуострова заняли племена сербов и хорватов.

В VII в. юг Византии (тер. Сирии и Египта) захватили арабы. Византия при этом сохранила лишь Малую Азию и южную часть Балканского полуострова.

В конце VII в. на землях по нижнему течению Дуная возникло первое государство южных славян – Болгарское царство. Значительную часть населения Византийской империи теперь составляли славяне.

В IX в. (867 г.) начался серьезный раскол между Восточной и Западной христианскими церквями. Проявились различия, вылившиеся во взаимные претензии между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Основа претензий – вопросы догматизма и главенство над христианской церковью Болгарии.

В IX – XI вв. в Византии на смену рабовладельческому строю пришел феодализм.

В XI в. на Византию с востока напали турки – сельджуки, захватившие территорию всей Малой Азии.

От середины IX до середины XI веков отношения между Восточной и Западной церквями церквами были неопределенные, и сношения между ними отсутствовали, кроме редких случаев переписки с папами императоров. В середине XI века сношения возобновились, но затем, чтобы завершиться окончательным разрывом - 16 июля 1054 года. Отношения между папством и патриархией настолько ухудшились, что были предали взаимной анафеме римский легат Гумберт и патриарх константинопольский Кируларий. Основная причина – стремление папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, входивших в состав Византии. Однако в действительности имел место постепенный и длительный процесс разделения, в большей степени обусловленный расхождениями в обычаях и мнениях, чем догматическими разногласиями.

Таким образом причины церковного раскола в IX и XI столетиях были одни и те же: неправомерные притязания пап на подчинение их власти всех поместных церквей, с одновременным отступлением римских пап от православия в вопросах догматических, канонических и обрядовых. В этом сущность событий, а те фактические события, которые послужили конкретной причиной разрыва, были простой случайностью. Дело было не в отдельных фактах, а во всей совокупности идей и стремлений римских пап того времени. Дух властолюбия породил идею великой и опасной неправды - неограниченного властительства пап над всей Вселенской Церковью.

Восточная Церковь стала называть себя Православной, подчеркивая этим, что главная ее цель сохранить неповрежденной Христову веру. Западная церковь стала называть себя Католической (вселенской) подчеркивая этим, что главная ее цель -- объединение под властью римского папы всего христианского мира.

Окончательный разрыв между Восточной и Западной церквями был закреплен в 1204 году завоеванием крестоносцами Константинополя.

В 1204 г. Константинополем овладели крестоносцы, разграбив богатейший город Европы. Крестоносцы на несколько десятилетий обосновались на Балканском п-ове, пока не был изгнаны оттуда византийцами.

III. Поздневизантийский период (XIII—XV вв.) характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

(Палеологский период (правление династии Палеологов): 1261 – 1453 гг. н.э.)

Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры.

 

Архитектура Византии

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство.

План христианской базилики

 

Базилика в Турманине (Сирия)

 

Настойчивым было желание христианских храмостроителей венчать храм куполом. Это привело к появлению другого типа культового сооружения, в основе которого использовалась ротонда, перекрытая куполом - центрический храм. Центрические сооружения — баптистерий и мавзолей — имели в плане круг, квадрат, многоугольник или равносторонний крест. В этих случаях речь шла об относительно небольших по размерам сооружениях.

Примеры:

Исключительно большое значение для сложения ранневизантийского искусства имело искусство Ближнего Востока. Малая Азия и в дальнейшем входила в состав основной территории Византийской империи. Сирия, Месопотамия и Палестина (до завоевания их арабами в VII в.) также сыграли существеннейшую роль. Христианская религия на Востоке приобрела особенную аскетичность и мистичность.

Церковное строительство стало широко развиваться на Ближнем Востоке с первой половины IV в. Значительную группу в архитектуре IV и V вв. составляют церкви, либо перестроенные из античных храмов, либо сооружавшиеся в позднее - античных традициях. Базилика приобретала особый характер.

На Ближнем Востоке в IV—V вв. начали формироваться и новые архитектурные типы. В зодчестве Малой Азии в конце V в. были предприняты попытки соединить базилику и купол.

Своеобразным памятником, сочетающим центрическую систему плана с базиликальным, является церковь Симеона Столпника (Калат-Семан, около Антиохии, V в.): вокруг центрального восьмигранного открытого двора по странам света расположены четыре трехнефные базилики. Это здание говорит о поисках крестообразного плана храма, который впоследствии стал характерным для архитектуры Византии.

В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из страны, когда полководец Велизарий вошел с войсками в Константинополь и подавил восстание, уничтожив почти 40 000 жителей. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм. Он пригласил известных архитекторов — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета — и поручил им постройку храма.

Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса — светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный, из Фригии — розовый с прожилками. Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое.

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Храм грандиозен: его длина 77 ж, диаметр купола 31, 5 м. По словам писателя Прокопия, современника постройки, храм св. Софии царил над всем городом, как корабль над волнами моря. Первоначально храм имел плавный, замкнутый силуэт.

Наряду с созданием типа купольной базилики в VI в. началось и развитие крестовокупольной системы. В Сирии, в пограничном с Месопотамией районе — Русафе, была сооружена небольшая церковь «вне стен», имеющая характерный признак крестовокупольных зданий: четыре свободно стоящих столба посередине и крестообразно расходящиеся перекрытые сводами проходы. В отличие от развитой крестовокупольной архитектуры, где купол возвышается над центральным пространством, здесь куполами были покрыты только угловые помещения.

Византийский храм

Византийская система сводов

Цилиндрический свод
 
Крестовый свод
 
Купол на тромпах
  Формы тромп
Парусный и вспарушенный своды
Вспарушенный свод
Парусный свод Вспарушенный свод    
Система «купол на парусах» и «барабан на парусах»
    1. «Купол на парусах»; 2. «Барабан на парусах». Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием четырёхугольного плана при помощи парусов (пандантивов). В первое время византийский купол имел довольно плоскую форму, потом — более возвышенную, но стоял непосредственно на арках и парусах; впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось уже не сегментом сферы, а возвышенной главой.  
     
Византийская крестовокупольная ячейка

Сооруженная во второй половине XI в. церковь монастыря Дафни около Афин, представляет собой развитие типа, сложившегося в Кафоликоне Хозиос Лукас. Она выстроена из квадров камня, проложенных плинфами, имеет три апсиды и купол на тромпах, опирающихся на торцы стен; храму присущи четкость плана и просторность подкупольного пространства. План и интерьер лаконичны.

Тип крестовокупольной церкви с куполом на высоком барабане, опирающемся на четыре свободно стоящие опоры, представлен церковью св. Феодора в Константинополе (вторая половина XI в.; известна под турецким названием Килиссе-Джами).

 

1. Церковь монастыря Дафни около Афин (вторая половина XI в.);

Средневизантийский период истории и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами – участниками 4-го крестового похода – в 1204. Византийская империя на время прекратила свое существование. После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы.

В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый поствизантийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.

Византия

В 658 году до н.э. на острове между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской («Ромейской») империей» или кратко «Романией».

Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино, топливо. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех государственных повинностей. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей.

Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота.

Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, храмы, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя – второго Рима.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров. Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века.

Восточная Римская империя – Византия - на протяжении нескольких веков была единым государством, а Западная вскоре распалась и стала объединением различных германских княжеств. Разделение империи повлияло и на ситуацию в христианской церкви. Постепенно множились различия между церквями, находящимися на востоке и на запад

Запад Римской империи был по преимуществу латиноязычным, между тем как на востоке преобладал греческий язык. Эти языки с самого начала стали использоваться для проповеди христианства и за богослужением: христианская Библия очень рано была переведена с греческого языка на латинский, коптский и сирийский.

С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви.

Со временем разрыв между религиозной культурой латинских и греческих христиан все более углублялся. Так, западное духовенство стало рассматривать церковь как социальную институцию, полностью независимую от государства, в результате чего со временем папы Римские приняли на себя ряд полномочий прежних имперских властей, на Востоке же – невзирая на то, что Константинопольские патриархи носили титул «вселенских патриархов», – важность роли византийского императора как видимого главы церкви постоянно возрастала.

С VI в. в Византийскую империю из-за Дуная начали вторгаться славянские племена. Во время войн с Византией у южных славян образовались союзы племен. Северо-западную часть Балканского полуострова заняли племена сербов и хорватов.

В VII в. юг Византии (тер. Сирии и Египта) захватили арабы. Византия при этом сохранила лишь Малую Азию и южную часть Балканского полуострова.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь