Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возможна ли одна-единственная форма?⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Можно ли при всем многообразии стилей и методов воспитания, экономических условий, неповторимости биографий, индивидуальностей, особенностей духовных и материальных запросов человека, при всех этих разнородных факторах сформулировать какое-то одно правило для партнерства. Кроме того, следует учитывать еще и бесконечное разнообразие интересов сообществ, наций, рас и народов, которые отличаются друг от друга обычаями, направлениями вкуса, темпераментами и моральными представлениями, как и отдельные люди отличаются своими мыслями, взглядами, мнениями. Не превратится ли тогда партнерство, которое претендует на образец для всех, в подобие прокрустова ложа. Нельзя забывать и о том, что многообразие общественных и индивидуальных особенностей представляет собой повод для социальных конфликтов невиданного размаха. Тогда остается ответить на два принципиальных вопроса: «Что общего у всех людей? »; «Чем отличаются люди друг от друга? » Из специальной психологии известно, что мы тем скорее сближаемся с другим человеком, чем больше сходства находим в нем с собой, с нашими самыми сокровенными мыслями, идеями. Базовые способности (любить и познавать) являются на этом фоне той основой, на которую мы прежде всего можем опереться, если серьезные конфликты омрачают наши отношения с партнером. У меня есть эти способности любить и познавать - и у моего партнера, у которого в данное время разногласия со мной, они тоже есть. Тем самым мы не забываем о фундаменте межличностных отношений: осознание общности, побуждающее к сопереживанию, становится тем самым знаменателем, который объединит нас в самопомощи. Даже если вследствие конфликтов у меня создалось искаженное представление о партнере и я уже ^не в состоянии видеть в нем человека во всей его целостности, а замечаю только те его качества, которые заставляют меня испытывать обиду, и если в своем гневе я уже не вижу в нем хороших качеств, то в одном я не могу ему отказать, в его базовых способностях, а тем самым и в человечности. Из этого следует, что, несмотря на обиду, и у меня сохраняется мостик к его способностям и возможностям развития - со мной или без меня. Как я не могу отрицать наличие базовых способностей у моего партнера, точно так же он, критикуя меня, не сможет отрицать их наличия у меня. У каждого из наших партнеров есть при этом своя система ценностей. Участие в жизни общества, зависимость от него требуют сближения наших точек зрения, установок с существующими и общепринятыми. При этом столкновении выявляются индивидуальные отличия наших концепций, достаточно односторонних, а потому и чреватых конфликтами. Вследствие этой односторонности отдается предпочтение отдельным аспектам и при определенных условиях оказывается, что собственные желания, желания партнера, социальная ситуация не учитываются, а возникающие проблемы не могут быть решены. Так возникают недоразумения. Примеры этого многочисленны. Так, люди вступают в брак только для того, чтобы уйти от родителей; выбирают партнера, потому что он внешне привлекателен; выбирают профессию, которая не доставляет им никакого удовольствия, но зато дает много денег; выбирают себе религию или мировоззрение, соответствующие инфантильным представлениям и потребностям. Во всех этих примерах спрятано «взрывное устройство», которое даст о себе знать тогда, когда окажется, что ожидания обмануты или изменились потребности. Эти недоразумения гораздо серьезнее, чем повседневные неприятности, которые могут возникать между партнерами; они касаются всей программы жизни человека! Помимо всего этого, в нашей повседневности мы постоянно сталкиваемся с так называемыми мелочами жизни. Может быть, мы считаем их мелочами оттого, что они сопровождают нас изо дня в день. Эти постоянные мелочи, как капли, точат камень личности и формируют ее. Если однократное и подходящее к случаю замечание партнеру иной раз бывает полезным, то постоянно повторяющиеся одни и те же замечания вызывают агрессию, страхи и зависимость. В жизни употребляют обычно такие выражения: «Сколько лет подряд я волнуюсь из-за этого и страдаю»; «Я уже успела за это время с этим смириться»; «Каждый раз одно и то же»; «Скоро я этого уже не смогу выдерживать»; «Тысячу раз я ему это говорила»; «Это уже бесполезно»; «Что бы я ни делала, все остается по-старому»; «Это уже продолжается многие годы»; «Я всегда везла этот воз на себе»; «Я никогда не могла сказать «нет». Все эти фразы указывают на особо уязвимые стороны характера. Легко понять, что партнера (или другие социальные партнеры) постоянно раздражают эти болевые точки и наносят микротравмы. Для «страдающей стороны», в противоположность партнеру, это в большинстве случаев уже не мелочи, вызывающие конфликты. Если мы обратим наше внимание на причинную связь вышеизложенного, то мы увидим, что содержательный аспект партнерских конфликтов можно описать при помощи актуальных способностей, таких как верность, честность, вежливость, справедливость, бережливость, прилежание, достижение, время, терпение и т.д. Так, фраза «Мой партнер просто чудовище» может превратиться в примерно такое высказывание: «Сегодня меня задело то, что мой партнер был со мной невежлив и несправедлив. Он заставил меня слишком долго ждать и даже не извинился передо мной за это. Я придаю большое значение вежливости, мой партнер не всегда! » Итак, мы видим разницу между этими двумя высказываниями. В первом случае - эмоционально окрашенное обобщение, которое не дает возможности по существу разобраться в конфликте; во втором - попытка дифференцировать, узнать о причинах раздражения, определить истинное значение этой проблемы и открыть новые возможности для самопомощи. Разумеется, что самопомощь - это не собрание каких-то правил, одинаковых для всех конкретных случаев: каждая партнерская ситуация имеет свои особенности, которые следует учитывать при самопомощи. Это означает также, что при существующих конфликтах следует обращаться за советом к специалисту. Проблемы и конфликты имеют свою историю. Они не возникают из ничего, у них есть свои условия возникновения и предпосылки. Этот комплекс истории конфликта мы называем базовым конфликтом, а возникающие в данное время проблемы получили название актуального конфликта. Как Вы представляете себе одну-единственную форму партнерства? Тот, кто любит цветы, должен прежде всего к ним хорошо относиться. Одного доброго отношения, однако, мало - растение скоро завянет. Тот, кто любит цветы, должен также знать, какие цветы он предпочитает, он должен знать, если любит цветы, что им нужно. Он должен поливать их и удобрять, обеспечивать чистый воздух и солнечный свет. Но и тогда его цветы могут завянуть. Тому, кто любит цветы, нужен собственный опыт и совет знающих людей. Их совет поможет ему избежать ошибок в уходе за цветами, устранить нарушения " в росте, всевозможные заболевания или последствия слишком усиленного удобрения. Этот пример с цветами можно применить к одной-единственной форме партнерства. Кому принадлежит мой партнер? «Мой партнер принадлежит прежде всего мне! Об этом по крайней мере говорит притяжательное местоимение «мой». В какой-то мере эта мысль наполняет меня гордостью собственника, но в то же время мне как-то не по себе от этого сознания, и я испытываю укоры совести. Имею ли я право так завладеть им, превратить в свою собственность? Не должна ли я скорее признать то, что он принадлежит самому себе? Когда я так думаю, то чувствую себя благородной, готовой от многого отказаться, и все-таки мне становится грустно. Неужели мой партнер несет ответственность только за одного себя? Эта мысль мне не нравится». Кто еще претендует на него? «У него есть родители, они говорят «мой мальчик» и даже теперь все еще хотят ему указывать, каким он должен быть. Еще я думаю о его шефе, который говорит: «Мой служащий и сотрудник». Он купил свое право на собственность тем жалованьем, которое платит ему. Но, думаю я, какая же часть моего партнера принадлежит ему самому? Прежде чем я вышла за него замуж, у него были друзья, с которыми он делил радости и невзгоды. Неужели оттого, что прошлое моего партнера едва ли можно отделить от них, неужели поэтому он принадлежит им? Но ведь еще есть и государство, которое делает его своим гражданином, возлагает на него обязанности, притязает даже на какую-то часть его личности. Он должен чувствовать себя немцем, американцем, австрийцем, итальянцем, испанцем и т.д. Разве из-за этого он собственность государства, которое может требовать от него жертв? Наконец, он находится в сфере действия какой-либо религиозной традиции или мировоззрения, чувствует свою принадлежность к ним. Неужели он принадлежит своей религии и мировоззрению? Неужели мой партнер что-то вроде акционерного общества, акции которого принадлежат многим собственникам? Или же, несмотря на всю многозначность слова «принадлежать», это не то слово, которое нужно? Как всегда, я не могу сказать по-другому и не знаю, как еще можно это выразить, кроме как словами: он остается моим партнером». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы