Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава I. Системный политологический анализ проблем



Глава I. Системный политологический анализ проблем

Молодежи, ее идеологических ценностей и проявлений

Политического экстремизма

Системный политологический анализ проблематики молодежи, как особой социальной системы в рамках общей системы «общество» и наиболее общей «страна», ставит нас перед необходимостью упомянуть о важных системных закономерностях, которые будут использованы в этом анализе. Тем более, когда взаимозависимость упомянутых систем очевидна и значимость для них развивающейся социальной группы несомненна. Это – попытка сформулировать методологически важные для нашего политологического анализа позиции, позволяющих выводить из них определенные вероятностные заключения, извлекать важные для нас критерии, обоснованно формулировать продуктивные подходы к исследованию всей избранной нами проблематики.

$1. Молодежь как био-социо-культурный феномен общества:

Системная структурно-функциональная сущность и проблемы

Политической социализации

Ученые, исследователи, работающие в системной парадигме [1], обращают внимание аналитиков на то, что при анализе сложных видов систем следует помнить следующие системные закономерности: 1) поведение целенаправленных систем подчинено достижению определенных масштабных целей; 2) самоорганизующиеся системы в процессе функционирования, взаимодействия с внешней и внутренней (собственной) средой видоизменяют свою структуру (внутренние взаимоотношения между элементами); 3) эффективность любой системы определя­ется в первую очередь характером и уровнем взаимоотношений между (а) ее членами, (б) лидерами (руководителями) и исполнителями (подчиненными), между управляющими и управляемыми, (в) между государством и обществом и т.п.

Эволюция систем, их кризис и катастрофа. Всеобщим объективным законом Мира является закон конечности всего материального. Семья, политическая, экономическая или бандитская организация, социальная группа, государство, как и любые иные системы, имеют и свое начало и свой конец. Обычная логика этого движения, занимающего во времени от нескольких лет до нескольких столетий, имеет семь основных фаз (ступеней): 1)заpождение, создание; 2)становление; 3) функциониpование; 4) pазвитие; 5) pасцвет; 6) упадок; 7) гибель.

Иногда используют упpо­щенное обозначение этих фаз: 1) подъем (заpождение, создание, становление); 2) стабилизация (функциониpование, самоpазвитие, pасцвет); 3) спад (упадок, pегpесс, гибель системы).

Аналитику важно понять, в какой фазе находится исследуемая система и для этого он должен знать и признаки этих фаз, и, например, «сигналы» о появлении кризисных состояний и т.д.

Закономернымсодеpжанием этих фаз обычно является:

1. Заpождение, создание и становление - появление (на месте стаpых сис­тем) системы как pезультат какого-то взаимодействия с внешней сpедой, как результат саморазвития материи. Появившаяся система сpазу же взаимодействует с внешней сpедой тpемя своими сос­тавляющими: веществом, энеpгией и инфоpмацией, т.е. взаимодействие является вещественным, энеpгетическим и инфоpмационным обменом между системой и сpе­дой.

Пpи этом исследователи исходят из пpинципа: возможность самого процесса становления и pазвития системы в данном пpостpанстве и в конкpетном вpемени становится действительностью только в случае получения системой из внешней сpеды матеpии, энеpгии и инфоpмации.

Обратим внимание на последнее: на важность для становления системы получения ею информации из окружающей среды.

2. Функциониpование, самоpазвитие и pасцвет. Функциониpование системы имеет в виду движение, деятельность системы в pамках пpисущего данной системе сис­темного качества и воспpоизведение данного интегpативного качества. Функцио­ниpование создает возможности (напpимеp, большей оpганизованности всей сис­темы) для последующего самоpазвития системы, т.е. пpиобpетения ею более нового систем­ного качества. Саморазвитие и pасцвет системы = пpиобpетению системой нового ка­чества в результате pеализации появившихся в ходе функциониpования возмож­ностей для (1) полного pаскpытия ее сущности и (2) воздействия этого pазвитого сос­тояния системы на ее качество функциониpования.

Пpи этом исследователи, работающие в системной арадигме, изучающие функционирование социальных групп и общества, организаций (движений и партий) государств и стран, исходят из системного закона: системы, только воспpоизводя­щие интегpативное качество (т.е. только функциониpующие системы, не пpодви­нувшиеся к уpовню pазвития и pасцвета) беспеpспективны и обpечены на относи­тельно быстpое уничтожение внешней сpедой. Закономеpно выживают и существуют длительное (истоpически) вpемя только самоорганизующиеся системы, котоpые во взаимодействии, во взаимоотношениях (с внешней сpедой и в своих внутренних взаимоотношениях) не только функциониpуют, но и pазвиваются, усложняются, в пpоцессе pеализации и pаскpытия своей сущности (внутpенней, скpытой, как правило, от не­посpедственного наблюдения относительно устойчивой пpиpоды системы, отpажаю­щей ее истоpическое пpедназначение).

3.Упадок, pегpесс и гибель системы. Речь идет о наpастании хаоса в сис­теме, усиления ее дезогpанизованности, ее дезинтегpации, утpате системного качества, способности к самоорганизации и окончательном ее слиянии с окpужающей сpедой. Элементы «умершей» системы обычно становятся исходным материалом для новых систем.

Системная закономерность: Если не происходит изменения характера (норм, общих принципов, правил, законов) внутренних и внешних взаимоотношений, взаимосвязей системы в соответствии с целями выживания и развития в данной, сложившейся угрожающей ситуации, то любое увеличение ресурсов в любом элементе (компоненте) системы ускоряет только те процессы, которые уже идут в системе. Но никак не изменяет их направленность.

С системных позиций нам необходимо определить и содержание понятий «кризис» и «катастрофа», которые будут использованы нами далее.

Кризис системы – такое состояние системы под воздействием внешних и внутренних угроз («нагрузок» на систему), которое характеризуется существенным нарушением ее функций, обеспечивающих выживание системы в данных условиях. Например, если речь идет о стране, то имеются в виду функции самосохранения, интеграции, адаптации и достижения целей. Эти «нагрузки» столь значительны, что начинают вызывать дезорганизацию всей системы. Система может выйти из кризиса, т.е. выжить, распределяя эти нагрузки между своими подсистемами. Приведем примеры из жизни общества – большой социальной системы.

Системная закономерность [2]: когда социальные субъекты, проживающие, например, на какой-то территории (район, город, регион, страна) сталкивается с разрывом между политическими декларациями (например, все люди и нации равны) и реальными социальными (правовыми и политическими прежде всего) фактами и при этом часть нации (та или иная ее социальная группа или группы) не может завоевать достойное ее (как она считает исходя из своей национальной мировоззренческой картины) положение, тогда происходящее оценивается этой частью населения несправедливым и нечестным. И это – зародыш политического кризиса (в районе, городе, регионе, в стране). В этом случае, у этих людей уже нет трезвого взгляда на причины случившегося, например, на личную нехватку культурного капитала, профессионализма или трудовой дисциплины и т.д. Здесь вся ситуация воспринимается как крушение «духа», надругательство над общей (и в значительной степени иллюзорной) национальной картиной мира и возникает групповой (у данной части нации) страх.

Если речь идет о стране, то, например, системный социальный кризис закономерно возникает там и тогда, где и когда существующие в стране производственные и распределительные отношения (объективные для любого гражданина безы­мянные общественные силы) толкают растущее число граждан вниз и вниз по «социальной лестницы», в нищету, когда ежедневная борьба за элементарное выживание подрывает физические и духовные силы человека, т.е. он теряет последние личные ресурсы, необходимы для того, чтобы подняться. Переход людей через барьер, отделяющий бедность от нищеты, если он приобретет харак­тер массового социального процесса, резко изменяет всю социальную систему страны, все общество. Очень часто системный социальный кризис перерастает в системную катастрофу страны.

Катастрофа системы – такое состояние системы под воздействием внешних и внутренних угроз, которое характеризуется ее полной дезорганизацией, разрушением системообразующих взаимосвязей и даже элементов. Система утрачивает возможность к самоорганизации и перестает существовать как какой-то вполне определенный качественный феномен Природы, Общества, «второй Природы» (техники). При этом ее элементы становятся компонентами новых (вновь появившихся в Природе или созданных искусственно людьми) природных, социальных или технических феноменов (явлений, вещей, предметов, социальных и политических феноменов и т.д.).

В связи с pазличными природными и социальными катаклизмами длительность фазы становления и фазы pаз­вития системы может быть относительно кpаткой, т.е. система может потеpпеть катастpофу - не сможет сохpанять свое качество и конец системе наступит до момента ее полного pазвития, полного pаскpытия ее сущности.

Политологические работы, посвященные нашей проблематики (и не только ей) порой содержат многочисленные ссылки на действие то одних, то других факторов в тех или иных системах, используют в качестве выводов перечисление каких-то факторов и т.д. Мы хотели бы заметить, что теория факторов не имеет никакого отношение к системной методологии, не может и не будет использована в нашем исследовании по целому ряду причин: очевидной методологической слабости и субъективистских возможностей для спекулятивных утверждений. [3]

Как известно, системный анализ использует категории «всеобщее», «наиболее общее», «общее», «особенное» и «специфическое». Графически (абстрактно) это может быть представлено как совокупность входящих друг в друга окружностей уменьшающегося диаметра. Этим подчеркивается то обстоятельство, что всеобщие вероятностные объективные социальные закономерности пронизывают все входящее во всеобщее и имеют свою специфику проявления в каждой из его составляющих.

Как известно, социальными группами называются относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Различают большие группы социальные: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых - непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Системный взгляд на общество в нашем анализе заключается в следующем: «общество» – мультигрупповая динамическая (не застывшая, меняющаяся) очень большая социальная система (категория «наиболее общее»); «нация» - «общая» мультигрупповая динамическая большая социальная система; «молодежь» – «особенная» мультигрупповая динамическая большая социальная система, находящаяся «на краю» общей системы «нация». Категорией «всеобщее» мы обозначаем человеческое общество в целом, а категорией «специфическое» – различные динамические малые социальные группы (называемые в научной литературе «маргиналы», «люмпены» и т.д.), находящиеся на самом краю больших социальных систем. Система «страна» (включающая в себя подсистемы общество, государство, природно-географическую среду и материально-технико-информационную «вторую природную среду») может быть условно обозначена также категорией «наиболее общее» («всеобщее» – все страны планеты). Весьма условно, т.к., как это очевидно из структуры, эта система конструируется по несколько иным основаниям. Системная позиция, указывающая на положение особенной системы в общей («на краю» последней) чрезвычайно важное (т.е. методологически важное) для нашего анализа суждение. А употребляя в ряде случаев категорию «наиболее общее» по отношению системы «страна» мы прежде всего подчеркиваем, что речь идет и об общества, и о государственном аппарате.

Известно, что всеобщий объективный закон самоорганизации материи реализуется через деятельность любой большой социальной группы как подсистемы в рамках систем «общество» и «страна». Системное представление о целях, содержании, направлениях такой деятельности может быть получено с помощью системного структурно-функционального анализа. Выдающийся социолог-теоретик, работавший в системной парадигме, Толкотт.Парсонс (1902-1979) выдвинул и обосновал свою парадигму системного структурно-функционального анализа [4], суть которой, как он отмечал, в том, что, во-первых, исследователю важно различать структурные и функциональные категории. Во-вторых, любой структурно-иерархический уровень общества (любая организация, в том числе) может быть детально исследован с позиций функциональных требований.

Структурные категории, по его мнению, дают возможность понять общество в его статическом, равновесном состоянии, вторые - рассматривают общество с точки зрения динамики, изменения. В качестве основных структурных категорий (т.е. тех феноменов, которые лежат в основе взаимосвязей социальных систем, которые обусловливают характер взаимосвязей ее элементов) Парсонс выделил: 1) систему ценностей; 2) институционализированные нормы поведения; 3) социальные общности; 4) роли, понимаемые как нормативно регулируемые комплексы поведения каждого из участников системы.

Т.Парсонс выделил также 4 уровня структурной иерархии общества: 1) пеpвичный, или " технический", уровень, где отношения строятся по ти­пу " лицом к лицу"; 2) " менеджериальный" уровень, где отношения строятся по типу организо­ванной группы; 3) " институциональный" уровень, где субъектами отношений выступают уже не индивидуумы, а организации; 4) " социетальный" уровень, интегрирующий социальные группы в общество в виде определенной национальной и политической общности.

Для более детального анализа каждого из выделенных уровней применяются категории, выражающие функциональные требования системы в целом или ее эле­ментов. Парсонс выделяет четыре таких функции: 1) самосохранения (точнее, сохранения форм и pегулиpование скpытых нап­ряжений в системе); 2) адаптации; 3) интеграции; 4) достижения целей. Эти функции необходимы любой системе для достижения своих основных целей (собственное выживание и развитие как реализация закона самоорганизации материи) В политологическом анализе, сравнивая “идеал” и реальность, можно получить весьма продуктивные научно-политологические и политико-практические результаты.

Таким образом, системно-методологический политологический анализ феномена «молодежь» должен:

1) использовать категориальный аппарат «всеобщее-специфическое» для его отличия от других феноменов общества;

2) восходить на " социетальный" уровень (в виде анализа феномена как определенной национальной и политической общности);

3) предусматривать определение основной функциональной роли феномена в структуре общества (во взаимосвязии общества и феномена);

4) структурно-функционально определять роли-функции государства (координирующе-управляющей подсистемы большой системы “страна” ) в отношении страны, наиболее общей системы, включающей общую (“общество”) и особенную (“молодежь”) ее компоненты;

5) " социетальный" уровень должен включать и методологически важные, критериальные для нас позиции анализа того, что в системно-сущностном плане может характеризовать этот феномен с точки зрения политической общности.

Перейдем, руководствуясь этими условиями, к системно-методологическому политологическому анализу феномена «молодежь». Под содержанием понятия «молодежь» Владимир Иванович Даль, разъясняя слова русского языка, подразумевал людей, проживших немного, невзрослых, незрелых, находящихся в переходной поре от отрочества к возмужалости [5].

Энциклопедические словари [6] под содержанием понятия «молодежь» подразумевают большую социально-демографическую группу, выделяемую на основе:

(а) совокупности возрастных характеристик (современные возрастные границы этой группы от 14-16 до 25-30 лет),

(б) особенностей социального положения и

(в) обусловленных тем и другим (т.е. «а» и «б») социально-психологических свойств.

Социально-психологические свойства в свою очередь определяются (1) биологическими особенностями этой возрастной группы и объективными закономерностями ее социализации; (2) культурой страны, (3) ее общественным строем, (4) системой воспитания и образования, существующей в стране.

Словом, «молодежь» с системных позиций и в самом общем плане можно определить как большую био (часть живого, природного) - социо (часть общества) – культурную (имеющая какое-то образование, умственное и нравственное) систему - социальный субъект - компонент систем «общество» и «страна». Чем же конкретно эта система отличается от иных, других больших социальных групп?

На Руси [7] под возрастом принято было понимать временные промежутки от молодости до старости с интервалом в 7 лет. А сами возрастные группы в древности именовались: младенческий ( до 7 лет), отроческий (детский, подростковый; 8-14 лет), юношеский (15- 21 год); возмужалый (именно в этом возрасте, например, русский юноша заканчивал подготовку к воинской службе - в 21 год - и после публичного экзамена принимался на воинскую службу, становился новиком; период с 22 до 28 лет), мужеский (с 29-35 лет), середовой (36 - 42 года), нетягловый (43-49 лет), старческий ( 50-56 лет), дряхлый (57 лет и более). Руководствуясь старинной русской традицией мы будем считать, что российская молодежь это часть российского общества ( социума ), представляющая собой большую социальную группу россиян в возрасте от 15 до 28 лет (включительно). Это – первый отличительный признак этого био-социо-культурного феномена, .

Это, как известно, и период, когда у абсолютного большинства членов этой группы отчетливо обнаруживаются особенности био- компоненты в нашем понятии: природные задатки, склонности, природные призвания, предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

Напомним, что призыванием на Руси называется природное расположение, наклонность, дарование, назначение, предопределение [8]. То, что народ наблюдал давно и был в этом уверен, было затем доказано и наукой. Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 г. Г.Менделем, а в 1909 г. В.Иогансен назвал их генами. Словом, речь идет о генетической предрасположенности людей, о заданных изначально (т.е. задатках) способностях к успешной деятельности (какой-то).

Эти индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, раскрываются в этом возрасте в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий и очень высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Итак, вторая отличительная особенность этой социальной группы – это группа, находящаяся в процессе раскрытия своих природно-наследственных задатков, способностей (т.е. система на этапе развития).

Третий отличительный признак – культура, третья компонента нашего понятия – обусловлен самим понятием «культура» - лат. «cultura» - возделы­вание, обрабатывание. воспитание, образование, развитие. В широком смысле - все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отли­чие от явлений природы. Из всего множества определений этого понятия [9] остановимся на следующем: культура – это прежде всего “воспитание, образование, развитие” людей (процесс и результат), то или иное духовно-нравствен­ное состояние, выражающееся в быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, ли­тературы в какую-то эпоху, какого-то общества, народа, класса, социальной группы и определяе­мое материальными и духовными условиями жизни этого социального субъекта. Итак, молодежь – это социальная группа, внутренняя жизнь которой представляет собой процесс ее воспитания, образования и развития, обусловленного (помимо природных способностей) материальными и духовными условиями ее жизни.

Следовательно, важным внутрисистемными объективными критериями, позволяющим различать различные группы молодежи, являются: (а) уровень образования и воспитания; (б) уровень развития личности; (в) материальные и духовные условиями жизни, в которых и проходит ее «окультуривание».

Свойства молодежи именуемые «социально-психологические» и «социально-политико-психологические»(«макросоциально - психологичес-кие») [10], как указано выше, обусловлены биологическими особенностями этой возрастной группы и объективными закономерностями ее социализации. Как известно, социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функцио­нировать в качестве полноправного члена общества. Этот процесс включает в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспита­ние), так и стихийные, спонтанные процессы, также влияющие на её формирование. Отечественные ученые считают, что социализация - это не просто сумма внешних влияний, регули­рующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирова­ния целостной личности [11].

При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов (воспитывающего, обучающего и воспитуемого, обучаемого, например), а включает всю совокуп­ность взаимоотношений в системе «страна» (от семейных до формационных, от самых глубоких до опосредованных), по своему воздействующих на личность. Словом, социализацию нельзя представлять как механическое наложение на инди­вида готовой социальной «формы» (это представление должно включать и воздействие на личность всей совокупности социальных и политических отношений системы «страна», и пр.).

Индивиды, находящиеся в детском возрасте и собственно молодежь, выступаю­щие как типичный «объект» социализации, являются в то же время «субъектами». Как субъект молодежь, полная энергии, проявляет общественную активность, не будучи «связанным» привычками, устоявшимися взглядами (как взрослая часть граждан). Молодежи, как социальной группе, находящейся на этапе развития, имманентно присущи инициатива и творчество. Для систем «общество» и «страна» именно она, в первую очередь, является творцом и участником выработки новых форм взаимоотношений (выводящих системы на уровень нового качества), нового в науке, искусстве, производственной практике. Ученые полагают (см. указанные выше источники), что процесс социализации молодежи проходит тем успешнее, чем активнее ее участие в творческо-преобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы и принципы взаимоотношений в стране тормозящие развитие страны, базирующиеся на устаревших нравах, обычаях и привычках (см. выше закономерное содержание фазы развития системы, т.е. почему вся надежда на молодежь).

Разумеется, речь идет о том новом, что обеспечивает выживание и развитие личности, общества, страны в целом. Но эти, имманентно присущие молодежи тяга к новому, стремление к преобразованием, при отсутствии эффективного процесса социализации и соответствующих социальных и политических отношений (внешних для молодежи объективных сил-субъектов), может приводить и к тому, что представители этой группы станут инициаторами отнюдь не прогрессивных взаимоотношений в стране (критерий тот же: прогресс выражается в обеспечении выживания и всестороннего развития личности, а через это и никак иначе - развитие общества и страны в целом). Обратим внимание и на то, что процесс социализации включает в себя и политическую социализацию, сущность и содержание которого будут изложены отдельно.

Теперь обратим внимание на важный для нас вывод из концепции Т.Парсонса. Одной из главных составляю­щих его концепции является так называемый. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, самосохранения (воспроизвод-ство структуры и снятие напряжений в системе), решение которых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри социальной системы «страна»:

функцию целедостижения – в основном - политическая подсистема;

функцию адаптации обеспечивает (в основном) экономическая подсисте­ма;

функцию интеграции – в основном - правовые институты и обычаи;

функцию воспроизводства структуры, самосохранения - в основном - система веро­ваний, мораль и органы социализации (включая семью и институты воспитания и образования: дошкольные и школьные воспитательно -образовательные организации; вузы - образовательно -воспитательные учреждения и т.п.).

Именно отсюда и вытекает четвертое отличие молодежи как большой социальной группы от других групп. Эта группа при условии ее эффективной социализации обеспечивает воспроизводство структуры общества и его самосохранение.

Итак, молодежь с системных позиций можно определить как большую особенную био-социо–культурную систему (компонента общейсистемы «нация» и наиболее общий системы «общество»), характеризующуюся возрастом 15-28 лет, фазами становления и развития (социализации, включающей процессы воспитания и образования, самовоспитания и самообразования) природно-наследственных способностей и функциональной предназначенностью - воспроизводством структуры общества и его самосохранения.

Для нас это определение в дальнейшем будет иметь принципиальный, методологический характер.

Отметим важное для нас обстоятельство: функция самосохранения присуща любой социальной группе. Специфика этой функции социальной группы может быть проиллюстрирована (опять же, pечь идет об идеальной системе) на примере такого направле­ния ее деятельности, как " влияние на внешнюю среду". Укажем, что правило Ле Шателье гласит: " Если на систему, находящуюся в равновесии, оказывается воздействие, то система смещается в сторону, умень­шающую степень оказанного воздействия". Словом, социальная система (молодежь, в данном случае) должна в данном случае подчиниться этому воздействию (и перейти в новое состояние) или сопротивляться, демпфируя (заглушая каким-то образом) и пода­вляя это воздействие, если находит его несправедливым и нечестным или считая несправедливой и нечестной другую систему, оказывающую это воздействие [12]. Запомним для последующего анализа эту системно-социальную закономерность.

Любая большая (динамическая по определению) социальная группа состоит из специфических подгрупп, выделяемых по разным основаниям, которые в свою очередь могут быть представлены как специфические социальные системы в рамках этой особенной системы. Одной из особенностью системы «молодежь», как было отмечено, является нахождение этой системе в эволюционных фазах становления и развития. А это означает, прежде всего, особую динамичность (изменение) элементов (членов групп, подгрупп) и внутренних и внешних связей этой системы. Поскольку социальная группа (как система) состоит из различных динамических подгрупп, то из этого вытекает, что те или иные подгруппы могут и не преследовать целей, обеспечивающих выживание и развитие абсолютно всех подгрупп системы. Вот первая причина разногласий, внутрисистемного конфликта между социальной группой и той или иной ее частью (ее отдельными членами или целыми подгруппами).

У этой особенной социальной группы в силу динамики процессов становления и развития просто обязаны быть и разногласия и внешние конфликты с другими социальными группами в рамках общей системы «нация», и с обществом и госаппаратом рамках наиболее общих систем «общество» и «страна», и с другими социальными элементами всеобщей системы «человечество».

Подсистемными разногласиями и конфликтами могут оказаться и столкновения интересов и ценностей между различными подгруппами самой особенной социальной группы и между молодежными подгруппами (находящимися «на краю» этой особенной системы) и иными особенными и общими социальными системами и т.д. Словом, наличие этих конфликтов, угрожающих самому существованию данной социальной группы (и одновременно являющимися источниками развития и особенной системы и общей системы), вполне реальная, объективно существующая и исторически подтверждаемая ситуация.

И поэтому существуют системные «механизмы» реализации закона саморазвития материи в применении к функции самосохранения любой большой социальной группы. С учетом поправки на специфику «особенного» эта функция социальной группы может быть рассмотрена на примере реализации обществом (очень большой социальной системы) функции своего самосохранения.

Детальное рассмотрение последней диктуется тем, что исходя из изложенного системного определения содержания понятия «молодежь» ее функциональная предназначенность заключается именно в воспроизводстве структуры общества и его самосохранении. Заметим, что и государство, являясь большой политической системой, имеет ту же функцию, а при условии ориентации госаппарата на сохранение и развитие наиболее общей системы «страна », эта политическая система имеет аналогичные обществу (но со своими особенностями) «механизмы» самосохранения, аналогичные (со своими особенностями) цели и адекватные им виды деятельности.

Содержанием функции самосохранения [13] общества является (примерно):

Первое. Деятельность общества (его наиболее образованной части, интеллектуальной, духовной элиты и на базе достигнутой обществом стадии культурного развития) по выработке системы взглядов своего безопасного существования и развития в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды (сис­темы " страна" , отношения с другими странами); волевая решимость и умение большинства общества утвердить эту систему взглядов выживания и развития страны в качестве цели «своего» государства.

Речь идет, в том числе, и о способности духовной элиты общества обеспечивать межнациональное и межконфессиональное мирное сосуществование, а сложных для страны ситуациях - сотрудничество наций и конфессий.

Заметим и то, что для общества опасно стать заложником фальшивой цели, но не менее опасно стать заложниками отсутствия общих целей выживания и развития. Для политологов, социологов, государственных деятелей важно помнить системную закономерность: духовным организующим центром социальной системы является согласие, входящих в нее людей на то, что есть справедливо и честно в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной, конкретно-исторической культуры [14]. Опрос фонда «Общественное мнение» [15], например, показал, что на вопрос «Почему мы нарушаем законы? » 68% российских респондентов ответило - «вынуждены это делать», а 21% - «относимся к ним неуважительно». На вопрос «Почему мы соблюдаем законы? »: 31% - «из-за страха наказания», 38% - «по привычке» и только 5% - «считаем законы правильными, справедливыми».

Второе. Деятельность общества (его образованной части, элиты, духовных авторитетов) по:

а) заблаговременному выявлению био-ге­нетических, природных, техногенных, социальных и политических угроз, ведущих к утрате безопасности общества;

б) координирующему влиянию на социальные группы и государство в части принятия необходимых, своевременных и исчерпывающих мер по обеспечению национальной (нации в мононациональной стране) или общенациональной (всех наций в многонациональной стране) безопасности.

Третье. Деятельность элиты общества по:

а) своевременному выявлению требований (интересов) своих членов (подсистем), ведущие к конфликтам внутри него и во внешней среде (с государством);

б) формулированию «национального интереса страны», выработке обязательных справедливых и честных для всех его членов и для государства норм, принципов и процедур для: удовлетворения жизненно важных интересов членов общества; частичного удовлетворения; отказа от удовлетворения требований членов общества тех требований, которые противоречат «национальным интересам страны» [16].

Четвертое. Умение элиты общества прогнозировать обострение отношений своих подсистем - внутри социальных групп, между группами и групп с государством; умение общества мобилизовывать свои ресурсы (от фи­нансовых до статусных) для обеспечения социализации своих членов, предотвращению угроз и конфликтов и быстрой ликвидации опасных для общества последствий этих конфликтов, угроз как со стороны своих же социальных групп, так и со стороны «своего» государства (а в отдельных кризисных ситуациях - и для противостояния иным странам);

Пятое. Деятельность элиты общества по организации целенаправленного процесса социализации членов общества (и прежде всего молодежи) и их политической социализации. Эта деятельность выражается, прежде всего, в умении элиты общества:

а) устанавливать социальный (прежде всего морального характера) контроль над общественными группами и регулировать их отношения для предотвращения угроз своему существованию и самих конфликтов;

(б) распределять ресурсы общества и страны в целом для стимулирования членов социальных групп к деятельности по выживанию и воспроизводству самого общества. Речь, прежде всего, идет о деятельности таких институтах общества, как семья, система образования-просвещения, общественные научные, спортивные, экологические, информационно-просветительные, досуговые и т.п. организации, а также - о деятельности общественно-политических организаций, партий и местного самоуправления;

(в) поддерживать и развивать информационно-культурную сим­волику общества, общие ценности, способствующие гармонизации отношений, согласию в обществе между его социальными группами и т.п.

Например, общество нуждается в празднествах - когда члены различных его групп несколько раз в год пересекают незримую социаль­ную границу, встречаясь на улице, на площади, в пивной, на ярмарке; встречаясь - и переживая странное, труднообъяснимое, зато отчетливое чувство надклассового и надпрофессионального единения (бразильские и баварские каpнавалы, французские праздники молодого вина, стаpоpоссийские колядки и т.д. Любая нация вырабатывает для своих социальных подгрупп свои единые " коммунитас" - устойчивые формы публичных торжеств, соответствующих национальным при­вычкам и обычаям, отводя в них место и приличию, и неприличию (послед­нее - в меpу, по пpавилам и в отведенных для этого местах). Для политологии важно знать, как использует эти формы национального единения общество, государства и сама молодежь для своего собственного единения и единения со своей нацией.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь