Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С позиций системной политологической аналитики
Как было заявлено, задачи нашего исследования (в том числе и необходимость социологических исследований), требуют методологически корректного определения содержания политико-идеологических ценностей, которое, как это будет показано далее, и составляет ту или иную систему политических идеалов молодежи. Как известно, ценность есть положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях (различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности).[1] С системных позиций, речь может идти об идеальной пирамидальной духовной системе, когда ценность –цель понимается в значении " чего-то, что хотел бы иметь обязательно", и делает какие-то интересы, предпочтения, идеи о них идеалом личности, социальной группы. Но что же хотели бы иметь все (абсолютное большинство) любой социальной группы? В столкновении с ситуацией реальной нужды обнаруживаются различные ступени (категории) этой «пирамиды» [2]: - первичные ценности, ценности " тела" (ценности первой ступени, категории ), жизненно важные для всех людей, - скажем, такие: жизнь, здоровье, питание, тепло (одежда и жилище), безопасность, секс (как продолжение рода) и т.п.; - если эти первичные ценности человеку гарантированы, выступают ценности второй ступени (категории), ценности души: любовь к конкретному человеку и помощь ему, свобода, мир, справедливость и честность, полнота жизни, образование, культура, красота, удобства, комфорт, наслаждение жизнью, В качестве идеалов личности можно назвать на этом уровне и рассудительность, чувство меры, мудрость, искренность, скромность, порядочность, ответственность, простоту и т.д.; - третью категорию (ступень) можно обозначить как ценности, затрагивающие смысл жизни, ценности духа: любовь к людям и Природе вообще, помощь и ближайшему окружению, и более широкому сообществу, придание красоты собственному существованию и миру вокруг, деятельное участие в развитии своей страны, цивилизации вообще, познание и созерцание человеческого духа и Природы, религиозные переживания, познание законов Природы или, как говорят эзотеристы, Всемирного Разума и т.д.. Известна и такая закономерность: если человек не осознает, не принимает ценности духа, то в нем могут угаснуть и ценности второй ступени. Понятно, что идеалы, как цели, ведущие за пределы действительности, и включают в себя эти всеобщие ценности. Иными словами, идеалы - это ценности, увиденные в их совершенстве. Заметим, что идеалы третьей категории, сверхличного, духовного содержания открывают возможность для каждого отдельного человека выработать собственную установку, если он стремится к наиболее отвечающей ему жизненной перспективе. Ценности, составляющие основу морали, относятся к ценностям второй и третей ступеней (категорий). Мораль органично присуща всему человечеству. Она исторична (изменяется во времени) и, связанная с совестью человека, является ориентиром-оценкой (критерием) и, одновременно, сильнейшим стимулятором в любом виде деятельности людей. Ее нормы (законы) и принципы (общие правила поведения, вытекающие из ее норм) являются идеалами-целями (недостижимыми как все идеалы), описывающими общество (и национальное или профессиональное сообщество) с идеальными ( гармоничными! ) отношениями. В иерархизованной “пирамиде ценностей” " глубина залегания" ценностей в системе политико-идеологических убеждений личности, социальной группы различная. Анализ этой системы проводится с целью детализации и упорядочения ценностей на " ступенях пирамиды". Социологи, во-первых, достаточно часто демонстрируют нам, как ценности одной социальной группы конфликтуют с ценностями другой. А, во-вторых, предупреждают, что в исследованиях необходимо отличать ценности от интересов и предпочтений. «…Для анализа этого феномена и соответствующего воспитательно-образовательного, идеологического воздействия на ту или иную группу, на обе группы мы должны помнить, что сами ценности (включая и национальные общественно-политические ценности – каким представляется нации общественное и/или государственное устройство страны, кто и как должен управлять нацией, страной, какими должгы быть социальные, социально-политические, политико-социальные и политические отношения в стране, как должны решаться проблемы войны и мира и пр. ) обычно не могут быть предметом даже переговоров. Но их иерархия (" глубина залегания", нахождения той или иной из них на определенном месте, ее важности, " очередности" для противостоящей стороны конфликта) должна быть обязательно учтена субъектом идеологического воздействия и может быть, например, обсуждена в ходе переговоров для поиска компромисса… …При конфликтах между социальными группами, между этими группами и государством, политико-правовая сторона конфликта, иерархии ценностей, интересов, предпочтений должна быть выявлена наиболее полным образом. Дело в том, что интересы почти всегда присутствуют на переговорах как проблемы, которые следует разрешить, а предпочтения - как предложения способах, методах, условиях решения этих проблем с позиции той или иной системы ценностей, т.е. ценностной позиции, взгляде на справедливое и честное (по мнению обеих сторон; если оно совпадает) разрешение конфликта...»[3] Можно заметить, что мы в своих рассуждениях уже вышли на проблемы политической культуры. «…Но обладая характеристиками универсального свойства (политика затрагивает все без исключения грани общественной жизни), политическая культура способствует вычленению в ряду проблем наиболее приоритетных и в пределах допустимых теоретических погрешностей с учетом ментальности народа, его истории, общественной психологии, геополитических реальностей, помогает сформулировать возможно оптимальные пути выхода из фронтального кризиса. Что же такое политическая культура? … Великое множество ее определений говорит в пользу того, что на данном витке развития знания количество может и должно перейти в качество. А это означает, что дело не в еще одном определении, а в возникшей императивной необходимости вывода проблемы политической культуры на какой-то иной уровень постижения. Одним из таких возможных вариантов может быть ее мировоззренческое видение с соответствующими оценками под таким углом зрения…» [4] «…Современная западная политология предлагает целый ряд тщательно разработанных типологических систем, имеющих большое методологическое и познавательное значение. Их параметры применимы в исследованиях и российской политической культуры. Но лишь отчасти. Это объясняется спецификой протекания политических процессов в России, историей народа, характерными чертами его национальной психологии. Интересы различных групп, особенности их проявлений в пространстве и времени привели Г.Алмонда к выводу о необходимости различения англо-американского, континентального, тоталитарного и доин-дустриального типов политических культур. Уже совместно с С.Вербой он счел целесообразным выделить основное значение политической культуры: навыки политического участия основываются на знании политической проблематики и на особенностях психологических ориентации конкретно-исторических общностей людей…» [5] С системных политологических позиций любой политико-культурный континуум имеет смысл только тогда, когда он прямо или опосредованно отвечает двум главным структурно-функциональным задачам социальной системы (в том числе и природно-общественно-политической системе «страна»): (1) выживанию системы (социальной группы, общества, страны, человечества, сохранению цивилизации) и (2) развитию системы. Критерием первой и второй задачи является универсальная ценность главного элемента любой социальной системы - человеческой жизни. И это является главным содержанием этих задач и целеполаганием самих социальных систем. И это – критерий оценки и целей-ценностей, и ценностей-способов политико-культурного континуума, например, в социологических исследованиях. Системная политологическая парадигма, как нам представляется, позволяет продуктивно вести поиск новых ответов на проблемы политической культуры, т.к. «..ответить на эти вызовы в рамках уже сложившихся традиций исследования политической культуры не представляется возможным. Ведь нельзя же полагать, что главное назначение ее основных субкультурных образований - более или менее эффективно решать конфликты, особенно в обществе, находящемся в состоянии перманентного кризиса. При важности такой задачи она все же частная…» [6] Мировоззренческое измерение политической культуры в основном, главном соответствует системной парадигме му значительной мере помогает преодолеть это противоречие. Поэтому мы выбирает его для дальнейшего анализа нашей проблематики: «… мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" …» [7]. Это определение отвечает целому ряду требований системного подхода к политической культуре. В нем присутствует признак всеобщности - взгляд на мир в целом и на место в этом мире человека, что позволяет объяснить многие более частные проявления человеческой деятельности, в том числе и в области политики, присутствуют элементы некой большой духовной (духовно-информационной) системы, намечены ее взаимосвязи («отношения»). Как замечает И.Б.Градинар, это определение с методологической точки зрения безупречно соответствует задаче описания политико-культурных процессов, поскольку мировоззрение это не только тот или иной уровень философского осмысления мира, но селекция информации о нем и уже на этой основе выбор ориентации, ценности-цели и принятие решений, «… в мировоззрении вербализованная информация в конечном счете трансформируется в регулятив практического поведения, деятельности вообще.» [8] Именно исходя из перечисленного, а также с учетом значимости для практического политической деятельности, мы и выбираем часть этой общей духовной системы - особенную систему политико-идеологических ценностей социальной группы. Исследуя эту особенную духовную систему, мы должны исходить из известной системной закономерности: духовным организующим центром социальной системы является согласие, входящих в нее людей на то, что есть справедливо и честно в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной, конкретно-исторической культуры [9]. Пьер Бурдье, социолог мировой величины, особо отмечал важность этих понятий-оценок для личности и группы еще и потому, что в этом проявляется идеал бескорыстия, подчинения " я" " нам", жертвование частным интересом в пользу общего интереса, которое очень точно определяет переход к тому, что «должно быть». Он утверждал, что можно считать универсальным антропологическим законом, что существует выгода (символическая и иногда материальная) подчиняться универсальному, оцениваемому в понятиях «честно» и «справедливо», проявлять (по крайней мере) видимость добродетели, внешне подчиняться официальному правилу поведения. Иначе говоря, признание, универсально придаваемое официальному правилу, действует таким образом, что уважение правила, даже формальное или фиктивное, обеспечивает выгоду от систематичности (всегда проще и удобнее соответствовать правилу). Это - универсальная стратегия легитимации. Тот, кто подчиняется правилу, тот поступает честно и справедливо (по мнению группы), привлекает группу на свою сторону, открыто ставя себя на сторону группы.«…В противопоставлении с форменным утверждением произвола (потому, что я этого хочу; потому, что так мне приятно)…».[10] Кроме того, здесь и в дальнейшем нашем анализе, проводя какие-то параллели между политико-идеологическими ценностями, общественно-политическими убеждениями членов социальной группы и их общественно-политической деятельностью, мы постоянно должны помнить, что такой прямой и однозначной связи нет. Как подчеркивает Г.Г.Дилигенский, «…есть основания утверждать, что, в конечном счете, индивидуальное поведение обусловлено совокупностью самых разнообразных — биогенетических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных, характерологических, моральных — человеческих свойств, которая может быть определена как психический ресурс личности… Даже в ситуациях предельного ограничения внешними по отношению к личности силами выбора форм ее поведения человек может (как это чаще всего бывает) подчиняться, но может и не подчиняться этим силам. Именно уникальность любой человеческой личности делает столь трудным анализ ее психических ресурсов, применимый к «человеку вообще». [11] В социологической науке для объяснения социального поведения широко используется категория групповых и личных потребностей, интересов и ценностей людей. Оспаривать ведущее значение интересов и ценностей в общественно-политической жизни было бы абсурдом и для психологии. Но политологи должны помнить, что психологи используют эти категории с большей осторожностью, чем социологи. Проблема состоит в том, что интересы и ценности, используя терминологию М. Вебера, категории целерациональные, но в реальной жизни их осознание представляет собой достаточно самостоятельный и сложный процесс, в котором кроме рационального мышления участвуют, как мы видели, когнитивные, эмоциональные и социально-культурные факторы. «…Относительно самоочевидны и бесспорны лишь те интересы, которые выражают наиболее элементарные потребности физического существования - в физической безопасности, пище, тепле, в определенном денежном доходе и т.п. Потребности же второго порядка, фиксирующие средства удовлетворения первичных потребностей и тем более потребностей социального существования, воплощающие их предметное содержание, весьма многозначны и многовариантны; поэтому люди, находящиеся в аналогичной объективной ситуации, часто по разному представляют себе свои интересы… У многих людей наиболее сильными стимулами социального поведения в ряде ситуаций являются убеждения, сознательно принятые ценности и установки, у многих - мало понятные им самим «внутренние» импульсы. На качество ресурса личности, а тем самым и на ее социальное поведение весьма существенно влияет уровень его организованности - то, насколько четко соподчинены между собой различные мотивы и установки. Чем ниже этот уровень, тем более случайны, непредсказуемы для самого человека и связанных с ним людей его действия и поступки…» [12] «…Случаи, когда человек сам отчетливо сознает пределы своих психологических ресурсов, скорее всего - редкое исключение. Гораздо чаще такое сознание отсутствует и люди усваивают установки и берутся за дела, не соответствующие их волевым или интеллектуальным возможностям, реальной структуре их мотивов. В результате у них происходит сдвиг в первоначально принятых целях деятельности, сознаваемые человеком установки вытесняются совершенно другими, которые он подчас скрывает от самого себя. Так происходит с иными политическими деятелями, начинающими с борьбы за высокие общественные идеалы, а кончающими беспринципной «борьбой» за собственную карьеру и доходы. Для социально-политической психологии особый интерес представляют особенности психической деятельности личности, зависящие от уровня ее вовлеченности в общественную жизнь. По этому критерию члены любого общества могут быть разделены на три группы: во- первых, людей, для которых политика или работа в общественных организациях является основной сферой профессиональной деятельности («профессионалы» и «лидеры»); во-вторых, тех, кто, будучи занят в других сферах профессиональной деятельности или принадлежа к несамодеятельным категориям населения (взрослая учащаяся молодежь, пенсионеры, домашние хозяйки), систематически и активно участвует в общественно-политической жизни («активисты»), и, в-третьих, то подавляющее большинство общества, которое такого систематического активного участия в ней не принимает («масса»)…» [13] В своих дальнейших системно-политологичексих рассуждениях мы исходим из следующего содержания понятий “политика” и “идеология”. С позиций системного политологического анализа “политика” есть программа действий и того или иного субъекта (они перечислены выше) во имя своих политико-идеологических ценностей-целей, содержащая ответы на вопросы: когда (сроки промежуточных и итоговых этапов) и как ( с помощью каких способов, процедур, какого взаимодействия финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсов) должны решаться задачи, позволяющие достичь поставленных субъектом политики целей. Понятно, что когда эти программы реализовываются во имя каких-то провозглашенных (или умалчиваемых, или маскируемых) целей то говорят, что личность, организация (институт общества или государства) проводит в жизнь свою политику. С помощью этого определения политики мы можем конкретно сказать и о том, на что, на какие фактические цели она направлена, и о том, в чьих интересах она проводится, и о том, насколько она обоснована по срокам, этапам и ресурсам, и о том, не содержит ли она фиктивных (или иных, замаскированных) целей, и о том, как эта политика коснется нас, поможет или воспрепятствует достижению наших личных целей, и о том, есть ли вообще у данной личности, группы, организации или государства то, что принято понимать под политикой. Объектами политики являются, прежде всего, те или иные взаимоотношения между людьми внутри общества, между обществом и государством, внутри государственного аппарата. Идеология в широком смысле есть, прежде всего, логически обоснованная (в той или иной мере) система политических, или правовых, или нравственных, или религиозных, или эстетических, или научных, или философских (или одновременно нескольких и т.д.) идей, в которых осознаются и оцениваются взаимосвязи людей и окружающего мира, отношения людей к реальной или воображаемой действительности. Любой идеологии, как любой системе (в данном случае системе духовных ценностей социальных субъектов), присущи функции достижения цели (цели - важнейшаяценность любой идеологии)и самосохранения (разрешения конфликтов между ее носителями), интеграции (ее носителей вокруг этих ценностей, а часто и вокруг лиц, олицетворяющий эти ценности) и адаптации (новых членов в организации, в сообществе, созданной на базе этих ценностей). Содержание понятия " политическая идеология " (или «политико-правовая идеология»; далее – идеология) с системных позиций выглядит так: политическая идеология есть относительно логически стpойная духовно-информационная система (доктрина, концепция, программа, модель) ценностей (включая цели ) какого-то класса, социальной гpуппы, касающихся госудаpства и общества, их взаимосвязей, путей и средств сохpанения и/или изменения политических отношений ( взаимосвязей ) страны (госудаpства и общества) во имя основных целей (выживания и развития) этой социальной гpуппы и, возможно, иных социальных групп (социально-профессиональных, классовых, национальных и пр.). Итак, политическая идеология, ее ценности указывают субъекту (гражданам, их партиям, государству, правящей элите, если это – ее идеология) идеальные цели, способы и средства их достижения и критерии самооценки результатов политической деятельности по сохранению существующих или изменению наличных политических отношений. Ни о какой базовой идеологии самого госаппарата или о рождаемой этой «машиной» пресловутой «национальной» идее в современном мире не может быть и речи. Речь может быть только о базовых политико-идеологических ценностях граждан. Именно они и лежат в основе Национальной Идеи, если таковая становится необходимой стране (есть страны, которые обходятся и без нее). Функция интеграции политической идеологии реализуется путемсоздания возможностей, идеальных (духовных) условий для консолидации сторонников этой идеологии, для их организации, а, значит, в конечном счете, для создания главного условия эффективности создаваемой политико-идеологической организации (партии, движения) – сплоченности, организованности, единства действий. Проповедуемый теми или иными политиками отказ от идеологии означает, во-первых, призыв к отказу того или иного класса, социальной группы от всех ранее принятых этими социальными субъектами ценностей, норм и результатов правил, включая моральные и духовные. Во-вторых, это является, как правило, попытками расчистить «идеологическое пространство» для внедрения идеологии другого класса, социальной группы и/или для внедрения в далеко идущих целях идеология «вседозволенности» и, часто, аморализма, т.к. в этом случае правящая элита не сковывает себя рамками каких-либо публично провозглашенных идеологических ценностей. Такими целями в истории были и разобщение, разрыв существующих отношений социальных групп, классов (т.е. достижение нового качества социальной системы, т.к. разрыв взаимоотношений-взаимосвязей в ней означает ее дезорганизацию), и для прихода к власти других групп, и удержания власти, и последующее «оформление» этой «вседозволенности» в ненависть к другим классам, нациям, социальным группам в рамках новой экстремистской (например, псевдопатриотической) идеологии и т.п. В духовно-информационной системе «политическая идеология социальной группы» всегда «…выделяются три основных компонента. Во-первых, это ценности данной большой группы. Во-вторых, это основные нормы сознания, жизни и поведения группы. Наконец, в-третьих, это конкретные образцы поведения для представителей данной группы. Помимо этого, в качестве дополнительных, некоторые авторы включают также и социальные ориентации, и даже ролевые представления. В конечном счете, любая идеология представляет собой единство трех компонентов. Это набор определенных ценностей (и, соответственно, антиценностей — того, что группа считает ценным и, напротив, от чего отказывается, не считая ценным), норм (того, что считается нормальным и приемлемым и, напротив, что признается недопустимым в отношениях) и конкретных образцов — примеров жизни и деятельности «героев» данной группы.» [14] Изложенное позволяет полагать, что третий компонент этой духовной системы (примеры “правильного” поведения героев группы) является аргументацией-иллюстрацией второго (норм и принципов взаимоотношений), адресованных непосредственно членам группы. В итоге духовная система в главном своем существе представляет собой ценности-элементы системы и ценности-взаимосвязи элементов. Причем мы можем группировать ценности элементы согласно указанным категориям-ступеням (как они были указаны ранее). Эти аналитические операции и исключение из них примеров жизни и деятельности «героев» данной группы не позволяют нам назвать итоговую конструкцию “политической идеологией социальной группы”. Поэтому мы даем ей рабочее название «духовно-информационная система «политико-идеологические ценности социальной группы» (или «идеальная система «общественно-политических ценностей социальной группы»; на наш взгляд оба названия отражают одинаковую сущность). А сами эти групповые идеологические ценности с одинаковым правом можно называть и «политико-идеологическими» и «общественно-политическими», если мы будем подразумевать под ними одно и то же. Политико- идеологические ценности социальной группы в самом общем плане (более подробно см. далее) с системных позиций можно представить, как (в идеальном случае) пирамидальную духовную систему, которая содержит политические цели-ценности в значении " что хотелось бы обязательно", и делает какие-то интересы, предпочтения, идеи о целях функционирования большой системы «страна» и характере очень желаемых взаимоотношений в этой большой системе политико-идеологическим идеалом социальной группы Еще одно необходимое примечание. Мы условно говорим об идеальной системе «политико-идеологические ценности социальной группы». Дело в том, что если группа не имеет своих теоретиков, то системы может и не быть. Социальная группа в этом случае имеет мозаику из обыденных, рассудочных представлений, понятий, суждений, умозаключений. Система (ее компоненты и из взаимосвязи) выступает в данном случае выступает как критерий относительной логичности, стройности, завершенности политико-идеологических представлений о желаемом и должном политическом устройстве страны (с точки зрения этой социальной группы). Эта система включает прежде всего три подсистемы. В них входят разнообразные ценностные для данной социальной группы представления, суждения, идеи. Например, что речь идет и о таком политико-правовом устройстве страны, при которых, как полагает группа, гарантированы жизнь, здоровье, питание, тепло (одежда и жилище), безопасность, секс (как продолжение рода) и т.д. И логично будет начать раскрытие (примерное) этих подсистем с ценностей первой, базовой ступени этой прирамидальной ценностной системы (это может быть и отражение базовой ступени с уровня третьей, высшей ступени ценностей): Первая группа общественно-политических ценностей: а) об идеальном, по мнению группы, уровне жизни и здоровья людей, законодательстве, гарантирующем благосостояние граждан, об экономическом устройстве и путях, способах развития страны (с точки зрения группы) и т.п.; б) идеальное представление группы об уровне (о правовых и иных гарантиях) личной и имущественной безопасности граждан, о принципах, правилах (законах, обычаях), гарантирующих национальную безопасность и независимости страны и т.п.. Вторая группа общественно-политических ценностей (как отражение с уровня третьей ступени ценностей, прежде всего, ценностей второй ступени пирамидальной ценностной системы): а) идеальное представление о правах и свободе личности и конституционном порядке (форме устройства государства в т.ч.), о правовых (с позиции группы) законах и деловых (моральных) обычаях, обеспечивающих справедливое и честное взаимодействие хозяйственных субъектов и разрешение конфликтов между ними и т.п.; б) идеальное представление о правах и условиях, обеспечивающих для граждан возможности получения образования, профессии, о законах и условиях, поддерживающих развитие культуры социальной группы (и страны), о справедливых и честных законах и условиях, регулирующих труд и отдых и т.л. Третья группа общественно-политических ценностей (третья ступень ценностей общей пирамидальной ценностной системы) это - идеальные представление об обустройстве всей страны и путях ее развития и процветания, о справедливом (с точки зрения социальной группы) устройстве человеческого сообщества, об условиях (идеальных) развития науки, веры (религиозного сознания), о сбережении природной среды обитания людей и т.п. Ко второй и третьей группе политико-идеологических ценностей принадлежат представления, идеи социальной группы о нормах и принципах взаимосвязей всех этих ценностей. Они (для удобства анализа) составляют отдельную группу, хотя на самом деле появляются уже на второй ступени развития социально-политических ценностей группы (как это уже было представлено выше). И только наличие у социальной группы ценностных представлений-идеалов о нормах и принципах этих взаимосвязей-взаимоотношениий, позволяет говорить о том, что перед нами логически (в той или иной мере) стройная система общественно-политических ценностей личности, организации, социальной группы и т.д. Эта четвертая ( условно, для удобства анализа) группа ценностей (качественные характеристиками этой духовной системы! ) представлена (в той или иной ее полноте) следующими ценностями-идеалами: а) принципы и нормы той морали и того законодательства, которые необходимы обществу (включая правила поведения в обществе, обычаи и традиции) для его гармонии с Природой, с другими людьми, хозяйствующими субъектами, с иными социальными группами общества, с народами иных стран и т.п. Особо следует выделить ценности базисного для страны характера – представления об идеальных производственных и распределительных взаимоотношениях, необходимых для реализации всех трех групп общественно-политических ценностей (см.выше) данной социальной группы; б) практические моральные нормы, принципы и обычаи, общие принципы законодательных нормативов и процедур, обеспечивающие справедливость и честность (как они понимаются социальной группой) взаимоотношений в политической жизни в стране (которые, по мнению группы, должны быть между у общества во взаимоотношениях с государством); в) моральные нормы и принципы, общие принципы законодательных нормативов и процедур (включая и отдельные, ведомственные правила), обеспечивающие честность во взаимоотношениях внутри госаппарата, справедливость и честность во взаимоотношениях государства с гражданами, т.е. с гражданами, семьями, организациями общества, с социальными группами (в том числе с нациями, конфессиональными группами) и во взаимоотношениях госаппарата с другими государствами (т.е. прежде всего речь идет о том или ином типе и подтипе политико-правового режима в стране); г) принципы, способы, средства деятельности по сохранению существующих взаимоотношений (о которых шла речь выше) или их изменению (частичного или полной замены) Итак, мы говорим об политико-идеологическом идеале (социальной группы) тех взаимоотношений, которые должны быть в стране для успеха деятельности по реализации указанных выше трех подгрупп ценностей. Позаимствованные извне и/или выработанные в ходе исторического развития самой социальной группой, эти поведенческие, деятельностные ценности наделяют первые подгруппы общепризнанным и законным в глазах группы статусом, именно их и воплощают в политическую жизнь общества представители группы, считая их своими идеалами. Этотметодологически обоснованныйнами с истемный политологический анализ, при учете методологически важных для нашего исследования «механизмов»-целей функции «воспроизводства структуры, самосохранения» общества как большой социальной системы [15], создает теперь возможность вполне обоснованно сформулировать и те возможные группы политико-идеологических убеждений, которые способствуют (вероятностно) появлению политической оппозиции в обществе и (при определенных условиях) раскрывают дорогу политическому экстремизму (в социальной системе «молодежь», например). Как мы полагаем эти группы (по аналогии с изложенными выше) могут иметь следующее примерное содержание (ниже они примерно перечислены по своей возрастающей значимости): Первая группа: - реальный уровень жизни и здоровья людей, и существующее несправедливое законодательство не гарантирует благосостояние граждан; - экономическое устройство страны построено на несправедливых и нечестных принципах и нормативах; - экономическое развитие страны возможно по иному (какому-то отличному от нынешнего) пути; - правовые и экономические гарантии государства, деятельность органов общественной безопасности не обеспечивают личную и имущественную безопасность обычных граждан; - политику нашего государства в отношении российской семьи и молодежи нельзя признать справедливой и честной; - законы о воинской службе не обеспечивают настоящую военную безопасность страны; - в нашем обществе укоренились обычаи, препятствующие обеспечению безопасности страны; - внешнедипломатическая деятельность государства не отстаивает независимость нашей страны, интересы нации (наций страны). Вторая группа: - права и свободы граждан не защищаются государством; - права и свободы граждан не защищаются самим обществом; - государственный аппарат посягает на права и свободы, имущество и деньги обычных граждан; - государственное устройство с его полномочиями руководства страны (президентским правлением, например) не соответствует потребностям развития страны; - законодательство нашего государства не обеспечивает справедливое и честное взаимодействие хозяйственных субъектов и разрешение конфликтов между ними и т.п.; -деловые (моральные) бизнес-обычаи нашего общества не обеспечивают справедливое и честное взаимодействие хозяйственных субъектов и разрешение конфликтов между ними и т.п.; - личный пример руководителей государства, региональных органов власти чаще всего противоречит провозглашаемым ими же лозунгам, целям; - в стране отсутствуют права граждан и реальные условия, обеспечивающие для всех граждан возможности получения образования, профессии; - наши законы не поддерживают развитие культуры в стране; - наше общество, его обеспеченные и богатые люди не поддерживают развитие образования и культуры в стране; - в нашей стране нет справедливых и честных законов, регулирующих труд и отдых работников, достойную оплату их труда; - в нашем обществе у людей нет привычки к честному и добросовестному труду. Третья и четвертая группы: - нормы и принципы морали наших граждан не позволяют сохранять необходимую для жизни природную среду; - имеющиеся в стране на производстве, в трудовых коллективах взаимоотношения в ходе самого производства товаров, услуг между работниками и хозяевами (начальниками) можно охарактеризовать как несправедливые и нечестные; - имеющиеся в стране на производстве, в трудовых коллективах взаимоотношения между работниками и хозяевами (начальниками) при оплате труда можно охарактеризовать как несправедливые и нечестные; - известные всей стране граждане (известные в стране деятели науки, культуры, юриспруденции, священнослужители, журналисты и т.д.) не способны активно отстаивать перед государством права общества, других граждан; - наш государственный аппарат практически полностью игнорирует обращения к нему известных всей стране граждан (деятелей науки, культуры, юриспруденции, религии, СМИ и т.д.), которые пытаются отстаивать перед государством права общества, других граждан; - нам необходимо изменить существующие в стране нормы и принципы морали, регулирующие взаимоотношения между обществом и государством; - деятельность нашего государства не позволяет сохранить необходимую для жизни людей природную среду обитания; - деятельность нашего государства не способствует кооперации, взаимопомощи граждан, хозяйствующих субъектов; - деятельность государства в сфере науки и образования не способствует развитию науки в стране и получения образования теми гражданами, которые хотят и способны учиться; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы