Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экстремизм молодежи как объективная закономерная ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Реальность и опасные для существования страны разновидности Политического экстремизма Наличие в стране сотен политически-экстремистских организаций давно ставит в повестку дня государства и общества проблему научного изучения этого феномена, причин и условий его появления и, разумеется, предупреждения, профилактики того, что представляет опасность для страны [16]. Среди всех мероприятий профилактического антиэкстремистского характера мы особо выделяем продуманную молодежную политику как в масштабе всей страны, так и на местах, т.е. целенаправленную политическую социализацию молодых граждан страны. Активизация молодежных группировок и их внесистемная политизация всегда беспокоит любую власть. И чтобы эта политизация шла в необходимом правящему классу направлениях, создаются различные молодежные проекты как часть общей молодежной политики. Эти проекты могут быть самые разные. Например, велопробеги, массовые акции на улицах городов, выезды агитбригад, факельные шествия и т.п. очень дорогие мероприятия, но как способы удержания молодежной активности крайне неэффективны. Численность неконтролируемых властью молодежных групп в этих случаях будет расти, а в случае нарастания негативных тенденций в экономике и социальной сфере они (закономерность! ) всегда радикализируются. Это – объективная закономерность, проявляющаяся в жизни любой страны в определенных социально-политических условиях. И ее нужно правильно и правильно осознавать и грамотно использовать в молодежной политике. Попробуем доказать это, используя системный политологический анализ. В основе системной методологии, как известно, лежат всеобщие объективные законы Вселенной. Этим законам подчиняется все живое и «мертвое» во Вселенной, обязательно имеют специфику своей реализации в: наиболее общих законах функционирования (а) всей «живой» материи(биологической и социальной) и(б)в «неодушевленной» материи, общих законах функционирования и развития (а) всей социальной материи и (б) всех физических (или химических, например) явлений, особенных законах, реализующихсявсходных между собой (а) цивилизациях и (б) особых разделах, например, физики или химии, а также в специфических законах, проявляющихся на уровне наций, социально-профессиональных групп и т.п. Поясним. Все всеобщие законы Вселенной пронизывают ее. Они имеют свою специфику проявления, например, на уровне всей живой материи и в этом случае называются наиболее общими (для всей «живой» материи), последние имеют специфику проявления на уровне только социальной материи (общие именно для социальной жизни) и т.д. Словом, одни и те же всеобщие законы Вселенной по разному, с учетом вида материи, проявляются в разных ее видах и эта «разность» их проявления (отражаемая и терминологией наук, изучающих эти уровни материи) абстрактно указана нами понятиями «наиболее общие», «общие», «особенные» и «специфические». Используя творческое наследие академика Н.Н.Моисеева, а также работы петербургского профессора Г.В.Стадницкого [17], укажем некоторыеважные для системного политологического анализа нашей темы объективные законы и закономерности. Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся, саморганизованную систему[сиcтема как некая совокупность элементов, целостность которой обеспечивается их определенными взаимосвязями]. Это утверждение очевидно и, во всяком случае, не противоречит нашему опыту, поскольку все элементы Вселенной связаны между собой хотя бы силами гравитации, электромагнитными силами и др., которые нам еще неизвестны. Оно позволяет интерпретировать все процессы развития в качестве составляющих единого мирового эволюционного процесса. Самоорганизация – фундаментальнейший закон, которомуподчиняется “живая” и “неживая” материя, Природа и Общество. Иногда его называют законом самосохранения и саморазвития материи. Взаимодействуя с внешней средой материя, композиции (“системы”) атомов, молекул, клеток, (в социальной системе - людей, организаций) изменяют форму этой системы, усложняются. При этом усиливаются обратные положительные связи между элементами такой системы, а реакции приспособления закрепляются и могут быть воспроизведены в иных аналогичных условиях. На периферии системы, которая (“периферия”) как раз и взаимодействует с внешней средой, находится на “переднем крае” взаимодействия, возникают новые элементы, которые в дальнейшем и обеспечивают выживание и развитие всей системы. При этом для “старых” элементов возможными оказываются только два пути: гибель или “уход”с арены взаимодействия, уход с направления адаптации и развития всей системы. Это закономерное следствие всеобщего законадолжно учитываться и при анализе проблем выживания и развития политической, коммерческой и иной организации (автономия, инициатива подразделения, организации, ее сотрудников) и прианализе важнейшей задачигосударства – открытия дорог для развития местного самоуправления, для устранения препон (налоговых, финансовых, административных) на пути саморазвития общества. Но нужно помнить и о другой закономерности: системы, в которых преобладает только приспособляемость к окружающей среде, требуют колоссального количества энергии, информации, материи. В результате обычно получаются плохо приспособленные для самостоятельного существования системы, лишенные устойчивости в условиях угроз внешней среды. Необходимо наличие у системы «памяти» на реагирование в тех или иных условиях, реагирование, которое сохраняет качество данной системы. Итак, в процессе самоорганизации непрерывно происходит разрушение существующих структур, дающих материал для возникновения новых, среди которых возникают более сложные, т.е. требующие для своего описания большего количества бит информации. Смысл процесса самоорганизации (т.е. сущности эволюции) состоит не только (и не столько) в совершенствовании отдельных организационных структур, повышении их приспособляемости к изменяющимся внешним условиям, но и в замещении менее стабильных более стабильными при сохранении системных качеств этих структур, предотвращения их полного перерождения. В этом и состоит универсальный механизм, который можно условно назвать " Рынком". Всеобщий закон: Стабильность некоторой системы, например биоценоза, политической или экономической системы, поддерживается не за счет стабильности элементов системы, как это имеет место в технических устройствах, управляющих технологическим процессом, а вследствиевыбыванияменее совершенных элементов и ихзамещения новыми, которые возникают в процессе самоорганизации. Для политической науки этот всеобщий закон имеет закономерные следствия: социальная и политическая стабильность обеспечивается не за счет закостенелости социальных и политических институтов, организаций, нормативных актов, а путем их (а) постоянного совершенстовавния и (б) замены более совершенными. Отсюда так важны и непрерывный поиск этого “совершенного” обществом и государством, и наличие в стране личностей, предлагающих проекты более совершенного или нового, и масштабные дискуссии по этим проектам, и локальная (не в масштабах всей страны) экспериментальная апробация(одобрение, утверждение, основанное на проверке, обследовании, испытании) предложений и т.д. И здесь вновь для политологии и политики возникает тема реального (не бутафорского) местного самоуправления… Второе начало термодинамики. Этот закон физики, определяющий функционирование систем биосферы, имеет и разные прочтения. Например: - в замкнутой (изолированной от других) системе энтропия (" энтропия" - греч. " поворот, превращение"; как мера неупорядоченности) либо остается неизменной (при обратимых равновесных процессах), либо возрастает (при неравновесных процессах), достигая максимума в состоянии равновесия системы. Словом, возрастание энтропии (хаоса) свидетельство необратимых процессов, а неизменность энтропии - обратимых процессов; - любая система может функционировать и развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных поступлений (дотаций) из окружающей внешней среды; абсолютно изолированное саморазвитие невозможно. Живое как качество, отличное от смерти, сама жизнь (это одно из определений феномена «жизнь») вообще является особой (гармонической прежде всего) формой взаимосвязей информации, материи и энергии (кратко: взаимосвязей информационно-физическихфеноменов); - наилучшими возможностями для самосохранения обладает система, в наибольшей степени способствующая (своими внутренними и внешними взаимосвязями, взаимоотношениями) поступлению, выработке и эффективному использованию энергии и информации. Закон стабильности системы: функционирование и гомеостаз систем " общество - окружающая среда", например, эколого-экономических (природно-технических), возможны только за счет высокой информативности специальных блоков управления, обеспечивающих компенсационные механизмы отрицательных обратных связей. Отметим сразу же, что это действие этого закона дает продуктивное направление осмысливанию его действия в сфере общего, социального (т.е. как общих, а затем и особенных закономерностей социального мира). Закон минимума выносливости системы: выносливость системы определяется выносливостью самого слабого ее элемента. Закономерное следствие этого закона для политической и социологической науки прежде всего в своевременном определении слабых элементов системы «страна» (подсистем «общество», «государство», «Природа»), гибель или дальнейшее ослабление которых ставит под угрозу существование подсистем, саму систему. Привлечение внимания общества, политиков, государственных деятелей к этой угрозе и вынесение на обсуждение четко сформулированных рекомендаций для внутренней политики. Во всех процессах Вселенной неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие, и эти процессы протекают в условияхнекоторой неопределенности. Стохастика (stochasis - гр. догадка; стохастический - случайный, или вероятностный) и неопределенность - факторы не эквивалентные, но действие их в равной степени непредсказуемо исследователем и, следовательно, находится вне нашего контроля, но именно они определяют то, что называется изменчивостью. Следовательно, открываемые нами законы имеютвероятностный характер.Итак, запомним это - мир нелинеен, в нем нет жестко детерминированных связей и, следовательно, все законы и закономерности носят вероятностный характер. Во Вселенной властвует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого (не определяются прошлым, а зависятот него). Словом, наше политическое будущее во многом зависит от результатов деятельности по реализации принимаемых сегодня решений. За примерами ходить далеко за рубеж не надо. [18] Закон последовательного прохождения фаз развития: фазы развития системы могут следовать лишь в эволюционно закрепленном (исторически и т.д. обусловленном) порядке, как правило, без выпадения промежуточных этапов, но, возможно, с очень быстрым их прохождением или эволюционно закрепленным отсутствием. Отметим в этой связи закономерность, указанную К.Марсом: что общество не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни тем более отменить их декретами. В мире властвуют как всеобщие законы принципы отбора.Благодаря им возможно выделение из возможно-виртуальных мысленных состояний некоторого множества допустимых. Это по существу в определенной мере совпадает с дарвиновской триадой: изменчивость, наследственность, отбор. Но только в определенной мере (помня о том, что эволюционная теория Дарвина и эволюционная генетика - это самые противоречивые разделы науки: эволюция - это процесс, который не поддается простому причинно-следственному анализу в дарвиновском понимании проблемы, т.е. дарвиновская теория противоречит биогенетической теории, которая говорит о том, что виды возникают скачкообразно, через крупные реорганизации генетического материала. Согласно первому эмпирическому обобщению, человек является частью единой системы, для которой справедливы все ее основные свойства, в том числе и неизбежное присутствие неопределенности.Весьма важные для политологии принципы, дающие простор для размышлений… Закон отбора (его принципы) обусловливают существование бифуркационных состояний (bifurcatio - лат. раздвоение, разделение, разветвление, перестройка, переход чего-то одного в какое-то множество), т.е. состояний, из которых необходим и возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний (явления бифуркационного типа изучались франц. ученым А. Пуанкаре, которому и принадлежит этот термин). Если система (общество, страна, организация, семья, личность) оказываются в системном кризисе, в бифуркационном состоянии, то дальнейшая эволюция оказывается для системы принципиально непредсказуемой, поскольку новое русло эволюционного развития будет определяться теми случайными неконтролируемыми факторами, которые будут действовать в период перехода в новое качество, в новое, гармоническое состояние взаимосвязей элементов системы. Итак, под влиянием всех окружающих систему случайностей она претерпевает внутренние изменения. Под действием этих внешних и внутренних изменений система может оказаться в бифуркационных состояниях, т.е. в ситуациях, когда у системы возникают необходимость (действие закона самосохранения и саморазвития материи) и возможности развиваться, двигаться в различных непредсказыемых заранее направлениях. В том числе и к своей гибели (кризис системы и ее последующая катастрофа). Закономерность, вытекающая из этого закона: только та система, имеет шанс не допустить своей гибели, которая: (а) саморазвиваясь, сохраняет упорядоченность, гармоничность (кооперативность) своей организации, структуры (сохраняет организованность! ), т.е. свои качественно важные системные связи и системно важные элементы и (б) способна увеличить и переработать информацию о своем состоянии и состоянии внешнего мира, о продуктивных и гибельных последствиях тех или иных идей, попыток выхода из кризиса. Например, находящиеся на периферии системы (политической системы, например) элементы (местное самоуправление - МСУ) ведут поиск путей адаптации своих социальных элементов к новой ситуации, ищут способы интеграции населения вокруг реальных жизненных интересов во имя выживания и развития, нащупывают методы выхода из бифуркационного состояния системы (страны). Вот почему, как подчеркивал академик Н.Н.Моисеев, чем выше неопределенность, чем выше роль случайных факторов, тем, как правило, должен быть выше уровень децентрализации системы[19], тем больше реальной финансовой и административной самостоятельностью должны обладать органы МСУ В начале XX века известный ученый-географ и теоретик анархизма П. А. Кропоткин познакомил человечество со своими результатами исследований жизни животных и общества, доказывающими что единственным условием социального прогресса является человеческая солидарность, взаимная зависимость и взаимопомощь людей, а не насилие, классовая или социальная борьба, ведущая общество к деградации, разрушению [20]. В августе 1938 г. на Междунаpодном конгpессе антpопологов в известнейший физик-ядеpщик Hильс Боp в замке Хельсингоp сделал доклад " Философия естествознания и культуpы наpодов". В нем, отставая тезис pавнопpавия всех культуp, великий физик обосновал пpинцип комплиментаpности (дополнительности). Этот пpинцип откpыл естественное сочетание, казалось бы, несовместимых начал и утвеpждает, что только ДОПОЛHЯЯ дpуг дpуга несовместимости дают истинную каpтину явления, собятия, бытия в физике и биологии, в психологии и лингвистике, в культуpе и политике,... в самой жизни. Очевидно, что акцентирование внимания на принципах дивергенции и усложнения не должно закрыть наш взгляд на то, что существуют и противоположные тенденции, ведущие к объединению, унификации. Их действие человек, который всю сознательную жизнь исповедовал системную методологию и показывал блестящие оразцы ее практического применения, системными социальными механизмами кооперации.[21] Наложение этих двух процессов дивергенции и конвергенции, т.е. разнообразия и схожести, приводит к появлению новых и более сложно организованных материальных структур. В итоге тенденции к объединению ведут к дальнейшему росту разнообразия и сложности. В общей схеме развития материального мира явление кооперативности занимает важнейшее место. Без него нельзя дать правдоподобного описания любого эволюционного процесса. Появление кооперативности наблюдается на уровне неживой природы (например, когерентность излучения, резонансы). В развитии живого вещества оно приобретает определяющее значение. Напомним, что многоклеточные существа являются результатом объединения одноклеточных и их последующей специализации. В обществе кооперативность занимает совершенно особое место. Объединение элементов в системе Н.Н.Моисеев называет " механизмами сборки". Их он рассматривает в контексте проявления закономерности бифуркации, поскольку они приводят к качественно новым структурам, позволяют выйти из фазы разложения и гибели системы. Думается, в данном случае удобнее говорить о специальном классе механизмов - " механизмах сборки". В результате действия “кооперативных механизмов” во взаимосвязях элементов возникают новые организационные структуры, обладающие специальными " системными свойствами" . Свойства новых структур невыводимы из свойств элементов, послуживших материалом для их образования. Нельзя, например, точно предсказать поведение толпы, зная все о каждом ее человеке. Н.Н.Моисеев полагал [22], что" алгоритмы сборки" носят характерфундаментальных законов, не менее фундаментальных, чем проблема единой теории элементарных частиц. Вообще в процессе эволюции живой материи кооперативная деятельность, взаимопомощь, альтруизм всегда играли исключительную роль. Кооперация, кооперативное поведение - это столь же естественный механизм самоорганизации живой материи, как, скажем, и внутривидовая борьба. История антропогенеза, т.е. история становления человека, - это история постепенного расширения кооперативного начала. Создание племенных организаций наших далеких предков, совместный труд, а позднее и разделение труда - все это результаты действия кооперативных механизмов, объединяющих усилия для достижения общих целей. Особо отметим, что борьба и сотрудничество - это две стороны одной и той же медали, это диалектическая общность двух противоречивых начал. Но важнейшим для человека следует признать закон взаимопомощи, гуманность к близким, бескорыстная (альтруизм! ) помощь Природе и людям (как части той же Природы). Как и наскольно этот закон реализуется в молодежной среде, обеспечивая сложение усилий по возрождению России? Характер политических отношений, непосредственно воздействующих на процессы политической социализации молодежи, важен нам и с методологической и методической точек зрения. Без их учета невозможно сформулировать продуктивные научные рекомендации, касающиеся условий эффективности процесса политической социализации молодежи. В этой связи, наблюдая ту или иную социальную группу, нацию, союз наций, то или иное общество, государство, партийную организацию или просто семью и пытаясь понять, в какой фазе функционирования эта система находится, мы должны помнить, что эти закономерности проявляются через тот или иной тип взаимоотношений, установившися в стране: 1. Неизбежность (закономерность) развития системы и ее становления и расцвета действует через согласие людей вокруг (по поводу) каких-то общих идеалов, ценностей, добродетелей ичерез ощущения, что эти феномены - идеалы, ценности, моральные принципы - являются именно тем, что нужно каждому. Открытость, честность, справедливость, соревновательность, доброжелательность, уважение к соплеменникам, соотечественникам, порядочность (включая и верность слову), человеколюбие, готовность к мирному сосуществованию с другими людьми (расами, нациями), непринятие (и решительный отпор) субъектов, исповедующих насилие и другие идеи разложения человечества, – вот те некоторые из основных качеств (речь идет об оценках степени гармоничности взаимоотношений! ), которые характеризуют личность, организацию, социальный и политический субъект, действующих в соответствии с этой закономерностью. 2.Неизбежность, как проявление закономерной фазы упадка, разложения, гибели системы (системный кризис), выражается прежде всего через растущее несогласие между людьми. Понятно, что закрытость (конспиративность), несправедливость, нечестность, подозрение и ненависть к согражданам, жестокость и агрессивность и т.п. - вот те моральные оценки, которые характеризуют взаимосвязи личности, групповых социальных и/или политических субъектов, действующий в соответствии с этой тенденцией, опасной для системы (организации, нации, региона, государства, страны в целом). Чувства людей, зависящие от их воли, или свободно согласуются с одной из этих неизбежностей, или отталкивает их одинаково, чтобы остаться в центре (т.е. занятие нейтралистской позиции, которая, как правило, всегда развязывает руки субъектам, инициирующим разложение социальной системы). Социальную закономерность входа в бифуркационное состояниеможно пояснить на следующем примере [23]. Когда социальные субъекты (нации, например) сталкиваются с разрывом между политическими декларациями (например, все люди и нации равны) и реально практикуемыми властью отношениями с нацией и при которых значительная часть нации не может завоевать достойное (как она считает исходя из своей национальной мировоззренческой картины) положение (обеспечивающее выживание и развитие), тогда существующие дисгармоничные взаимоотношения оцениваются (этой частью нации) несправедливыми и нечестными. И это – зародыш политического кризиса. Отсюда вытекают прямые рекомендации для социологии, политической социологии и политологии (что изучать, как ставить вопросы респондентам и т.д.). Разумеется, с учетом того, что в такой ситуации у этих людей уже нет трезвого взгляда на причины случившегося, например, на личную нехватку культурного капитала, профессионализма или трудовой дисциплины и т.д. Здесь вся ситуация воспринимается как крушение «духа», принципов честности и справедливости, как надругательсто над общей (и в значительной степени иллюзорной) национальной картиной мира и возникает социально-групповой (у данной части нации) страх перед отсутствием (как представляется) возможностей выживания и развития. История не раз доказала, что в этой ситуациистрах легко персонофицируется (виновники страха всегда другие нации) и, вместе с развивающимся чувством несправедливости и нечестности, порождает ненависть и злобу к источникам страха. И, как правило, адекватные действия идеалистов, мечтающих о великом будущем и мести за истинные и мнимые обиды своей нации, ведущие к углублению политического кризиса[24; 31]. Понятно, что наличие в этой ситуации управленческой волевой (а иным и не может быть управление) деятельности по сохранению важных элементов и взаимосвязей управляемой социальной системы (т.е. ее качества) и объективное и полное информирование всей системы и самой подсистемы управления дает шанс на сохранение всей социальной системы и ее запланированного (весьма примерного, приблизительного, вероятностного) движения по выходу из состояния бифуркации, из гибельного дня нее положения. Из того факта, что мир стохастичен и в нем действуют механизмы бифуркационного типа, следует необратимость эволюции. Закон: вероятность повторения в эволюционном развитии Вселенной какого-либо из прошлых состояний равна нулю.Ну не будет у нынешней России дороги ни в Советский Союз, ни в имперскую Россию, ни в гитлеровскую Германию…. Будет что-то иное, над чем и следует размышлять политологам и социологам. Стохастика и бифуркации приводят в процессе эволюции к непрерывному росту разнообразия и сложности организации материального мира (точнее - к вероятности появления в результате бифуркаций новых и более сложно организованных образований). Это утверждение носит характер теоремы. Оно универсально, справедливо для мира косной материи, живого вещества и общества. Но утверждение о росте разнообразия не противоречит появлению сходства, гомологий (homologia - гр. согласие, здесь - однозначащих, схожих, имеющих общий план строения), формируемых принципами отбора. В процессе развития возникают новые и все более сложные формы организации вещества и общества. Словом, несмотря на турбулентообразный хаос, каким может представляться процесс самоорганизации Вселенной, он имеет закономерный направленный характер - идет непрерывный рост разнообразия и усложнения, как всей суперсистемы " Вселенная", так и отдельных ее частей. Кажется, что Природа (Господь Бог, Абсолют, Космический Разум, как будет угодно читателям) все время дает возможность проявиться каким-то новым формам организации материи, потенциально ею заготовленным, ей органически присущим, т.е. согласным ее фундаментальным законам. И все это происходит как следствие заложенных в ней возможностей, но детали самого процесса развития принципиально непредсказуемы. В Мире господствуют две объективные закономерных тенденции: объединения и разъединения, конвергенции и дивергенции всего материального. Пример. В СССР русская и национальные элиты своими действиями раскрыли дорогу реализации закономерной тенденции разъединения (катастрофической для простых людей), не спрашивая на то мнение своих народов и обманывая их очередным «светлым будущим» – образец политического экстремизма. В Западной и Центральной Европе элиты пока стремятся к раскрытию всех возможностей для реализации тенденции объединения (для размышления по этому поводу см. вновь «социальную закономерность входа в бифуркационное состояние»). Для нашего системного политологического анализа важно вновь подчеркнуть, что социальная система в состоянии бифуркации [25] ведет поиск новых целей, путей, способов и средств выхода из кризиса за пределами (за краями) существующего и в этом ее состоянии она всегда характеризуется наличием большого числа «разведчиков», пытающихся предложить свои идеи о выходе из системного кризиса (утрата ценностных ориентаций, целей совместного выживания и развития, разрыв существовавших ранее системных взаимосвязей между компонентами системы, утрата или качественное изменение интегративных компонентов системы и т.д.). А это значит, что любойбольшой природно-социально-политической системе «страна»в этом состоянииобъективноприсущи лица, высказывающиекрайние взгляды, идеи, предлагающие необычные, не принятые ранеецели, пути, способы и средства выхода из кризиса. «Словарь иностранных слов» [26]: «экстремист- …человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер». Таким образом, речь идет о субъекте, который является приверженцем: (1) крайних взглядов и/или (2) крайних мер во всем, но, уточняют авторы, преимущественно в политике. Это, по крайней мере, означает «не только в политике». Нормальному состоянию страны как большой системы в основном соответствует динамика стадии развития и расцвета данной социальной системы, подчиненной (желает она того или нет) всеобщим объективным законам. Эти законы, как в этом далее можно убедиться, подтверждают наш вывод из анализа текстов ряда словарей и иных источников о самых различных «ликах» экстремизма.Нас в данном случае интересует сфера политического. В ситуации, когда страна находится в бифуркационном состоянии (в состоянии системного кризиса: утраты общих целей-ценностей функционирования; системно важных элементов, интегративных взаимосвязей, т.е признания значительной частью населения несправедливыми и нечестными лежащих в их основе норм и принципов и т.д.) в стране появляются люди (а затем и организации) предлагающие самые различные цели развития, иные политические и моральные ценности, свои пути выхода из кризиса (от весьма политически умеренных до находящихся за гранью привычного, обычного). Словом, под воздействием всеобщего закона самоорганизации материи и появляются политико-идеологические или просто политические экстремисты [27], т.е. «люди политических крайностей». Теперь, с уясненных нами системных позиций политики и идеологии, можно утверждать, что в самом общем плане, чтополитическими экстремистами могут быть признаны лица и группы: 1. Предлагающие крайние цели-ценности, коренным образом отличающиеся от имеющихся в наличии. При этом рекомендуется обязательно использовать для достижения этих целей вполне легальные, гуманные, общепринятые методы или вообще не предлагается никаких методов. Обычно, все это еще с XVIII в. называют «радикализмом» (от лат. radix – корень, коренной), а применительно к политико-идеологической проблематике – «политическим радикализмом». Например, в стране с преобладающими консервативными религиозными взглядами появляются пропагандисты либеральных и леволиберальных идей. 2) предлагающие крайние (иные коренные, основные) социальные и политические цели, и крайние методы их достижения (не связанные прямо, очевидно с насильем, угрозами жизни и здоровья людей). Это тоже часто называют радикализмом, хотя, мы предлагаем, обозначать это понятием «радикальный экстремизм»или, точнее, «политический радикальный экстремизм».Такими, например, в малорелигиозной стране могут быть идеи христианского социализма. Такой, например, в России с ее преобладающими советскими взглядами была команда Б.Н.Ельцына с ее идеями либерализма, «свободного рынка». 3) под «политическим радикально-реакционным экстремизмом», как предлагаютпроф.В.В.Вандышев и проф. Э.П.Теплов [28], следует понимать публичное предложение лицом или организацией таких крайних (коренных) целей общественно-политического развития и крайних методов достижения этих целей, которые (и цели и методы) заведомо препятствуютбиологическому, социальному и культурному выживанию и развитию страны, ставят под угрозу выживание и развитие людей. Заметим, что речь идет о тех, кого принято в литературе называть «крайне правыми» и «крайне левыми». Поскольку террор- это всегда метод достижения каким-то субъектом своих целей с публичным использованием таких средств насилия (или угрозы такого насилия), которые вызывают страх у иных субъектов, реальное опасение за свою личную и имущественную безопасность [29], постольку «пропагандист» таких опасных способов достижения реакционных целей может бытьназван«политико-идеологическим радикально-реакционным экстремистом-террористом»(«реакционным идеологическим террористом»). Такое сложное понятие может быть упрощено: предложение (пропаганда, агитация) обществу идей-ценностей-целей, достижение которых прямо или косвенно связано с использованием для их достижения крайних методов, включающие публичные действия, вызывающие страх и ужас у населения, может быть названо политико-идеологическим или просто «политическим террористическим экстремизмом»(«крайне правым» и «крайне левым»). Понятно, что лица, воплощающие эти идеи в жизнь, и есть те, которые с полным основанием можно назвать «политические террористы». Изложенные объективные закономерности функционирования и саморазвития био-социо-культурных субъектов (есть и более строгие, математически доказываемые аналогичные утверждения) позволяет определить тот экстремизм, который подлежит «нейтрализации» (изоляции или иным образом воспрепятствованию распространения этой «чрезмерности» на общество): деятельность, крайне опасная для общества(для его целостности, физического, душевного и духовного здоровья), для его выживаемости и развития. Именно этот реакционно-радикальный и террористический экстремизм и должен быть признан идейной базой терроризма, а лица (организации) его практикующие – политико-идеологическими террористами(крайне «правыми» и крайне «левыми»). В то же время с позиции социальных систем экстремистские (точнее, «радикалистские») взгляды в естественно-научной, гуманитарной или иной духовной сфере, которые не предусматривают деятельность, практически подрывающую целостность, физическое, моральное и умственное, интеллектуальное здоровье, т.е. не угрожает выживаемости и перспективам развития социально-профессиональной, демографической или иной социальной группы (нации, например) общества, не являются социально опасными и по предлагаемым методам реализации этих взглядов. Более того, именно эти идеи и могут (разумеется, в ходе широкой общественно-политической дискуссии) позволить системе «страна» нащупать выход из системного кризиса и выйти из бифуркационного состояния с наименьшими потерями для нее. Словом, в этом случае этот экстремист является «радикалистом», человеком, имеющим какие-то убеждения, идеи, которые являются чрезмерными, т.е. находящимися за общепринятыми в данной стране (обществе и государстве, у авторитетных лиц и, отметим особо, у чиновников) и, помимо критической констатации сложившейся ситуации (в науке, практике, обществе, государстве и т.д.), указывающий какое-то необычное направление выхода из данной ситуации. Если он не предлагает и не предпринимает конкретных действий, которые являются чрезмерными (опасными) для жизни, здоровья, имущества людей и природной среды, то он не опасен и для страны в целом. Эти взгляды должны рассматриваться как рассудочные или научные суждения, гипотезы, концепции, возможно нащупывающие пути развития науки, техники, технологий, общества, государства и т.д. и подлежат дискуссионному обсуждению. Это – борьба идейи ее следует вести идейными способами и не использовать «дубину» законодательства для борьбы с таким инакомыслием [30]. Следовало бы помнить об относительной самостоятельности самих идей: они продолжают жить и после устранения их носителей. И чтобы не росло число их приверженцев необходимо идейное (духовное) аргументированное развенчание (разоблачение и разъянение) контрпродуктивности этих идей. Или принимать на вооружение то, что в них есть ценного для обоснования путей выхода страны из системного кризиса. Для социальной и политической стабильности в стране весьма важна и профилактика, проводимая государством и общественными организациями, душевных эпидемий и массовых психозов радикально-реакционного политико-экстремистского толка, возникающих (инициируемых! ) на самой различной почве. Например, на почве ксенофобии. Особенно это важно в странах, в которых силу известного исторического опыта пропаганды «государственнического», имперского национализма, постоянной интоксикации населения ненавистью к иным нациям, (или, например, к иным классам, иноверцам и т.д.) подобные реакции чуть ли не впечатаны в генетический код людей. Поскольку крайне правые и левые политические организации (т.е. радикально-реакционные политические экстремисты) продолжают эксплуатировать эти «генетические деформации» масс, использовать различные приемы и процедуры для возбуждения граждан, постольку важно своевременно профилактировать (разъяснять, разоблачать, пресекать, не допускать распространению в СМИ и на TV) эти попытки. Причины появления < Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы