Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реимпринтирование критических инцидентов
Предположим, однако, что в базовом происшествии вы все-таки оказались жертвой Негативных Значимых Других. Например, вас в нем не просто избили, но еще и оскорбили и.унизили трое здоровенных лбов или, не дай бог, изнасиловали. В этом случае — импринта — ресурсирование самого себя не принесет ощутимых результатов. В первую очередь передавать ресурсы нужно именно обидчикам, ибо как раз на них как бы и завязана вся эта ситуация. Скажите, чего не хватило этим самым лбам, что они вас избили и унизили? Доброты? Понимания? Любви к ближнему? Так дайте им все это, то, чего не хватало им там и тогда, но то, что в избытке есть у вас здесь и теперь! Чтобы лучше понять, какой ресурс был необходим каждому из обидчиков, ассоциируйтесь с ними и посмотрите на всю ситуацию их глазами (вполне возможно, что это заодно даст вам некую весьма полезную информацию относительно некоторых не совсем экологичных особенностей вашего тогдашнего поведения). Передавайте ресурс за ресурсом, всякий раз просматривая новую редакцию базового происшествия от начала до конца. И только когда она вас удовлетворит (например, громилы так и не приступили к действиям, а мирно похлопали вас по плечу со словами: «Ладно, иди...»), приступайте к ресурсированию самого себя и проходу по ОЛЖ из там и тогда в здесь и теперь. Бывает, однако, что, несмотря на все усилия по ресурсированию обидчиков, базовое происшествие не изменяется в достаточной степени. Что ж, в данном случае (и только после ресурсироваНия, а не взамен его! ) можно начать произвольно менять ситуацию. Например, пригласить в там и тогда какого-то — неважно, реального или воображаемого — человека, который как бы уравняет шансы и позволит вам отстоять себя. Только учтите, что он должен помогать вам, но не действовать за вас. Ибо ежели, например, вы пригласите в базовое происшествие Брюса Ли, который лихо отмутузит нападающих, победа достанется ему, а не вам. А это значит, что никакой серьезной проработки базового происшествия просто не произойдет. Полный алгоритм психотехнологии полного реимпринтиро-вания выглядит следующим образом (по материалам Мастерского курса X. Бремер и X. Консбах, ИГИСП). . 1. Расположите на полу ОЛЖ. Встаньте на нее в настоящем лицом к будущему, а затем вступите в область своих целей и расскажите себе о том, что изменится, если вы их достигнете. 2. Затем сделайте еще один шаг в будущее, в область эффектов достижения цели. Проверьте экологичность. 3. Теперь вернитесь в настоящее. Спросите себя: «Что мешает достигнуть этой цели сейчас? » Войдите в контакт со своими кинестетическими ощущениями, связанными с размышлениями о том, что же, действительно, мешает (ассоциированное состояние). Если нужно, поставьте якорь на это ощущение или убеждение. 4. Вернитесь к самому раннему переживанию и сформулируйте убеждения, которые были сформированы там и тогда. Рассказывайте об этом в первой позиции (т. е. не за себя, а от себя), говоря в настоящем времени. 5. Установите мета-позицию (сбоку линии) и убедитесь, что она «чиста», т. е. является действительно чисто наблюдательной. Займите эту позицию и рассмотрите произошедшее. Опишите, каковы были влияния этого происшествия на последующую жизнь и какие еще убеждения были сформированы в результате. 6. Теперь рассмотрите, какие значимые другие участвовали в этом переживании. Затем последовательно ассоциируйтесь с каждым из них (т. е. как бы войдите в каждого из участников). Учтите, что'после каждого из этих вхождений вы должны выходить в мета-позицию, обязательно обнаруживая позитивные намерения того, что было сказано или сделано этими людьми. 7. Найдите ресурсы, которое были нужны каждому их этих людей там и тогда, но не были для них доступны. Может быть, всем им нужно одно и то же, а может быть, каждый нуждается в чем-то своем. 8. Ассоциируйтесь с каким-то переживанием в своей жизни, когда у вас был доступ к нужному ресурсу. Сделайте якорь для этого ресурса - например, представьте себе его ресурс каким-нибудь цветом, энергией, световым потоком.
9. Пошлите ресурс Значимым Другим -в виде света цвета или энергии. Затем ассоциируйтесь с каждым из них по очереди и почувствуйте изменения (поддерживая в то же время якорь ресурса). 10. Теперь ассоциируйтесь с юным собою и почувствуй-. те, как изменилась ситуация, какие новые убеждения возникли. Создайте якорь для этого нового переживания. 11. Начните двигаться вперед по линии жизни, поддерживая якорь и переживая происходящие изменения. Затем продвиньтесь еще дальше в область своих целей в будущем и испытайте соответствующее состояние. 12. В конце перейдите в область эффектов своих целей и прочувствуйте их.
Рис. 5. Поскольку вышеприведенное описание реимпринтинга довольно-таки скупое, приведу еще одно изложение техники краткого реимпринтирдвания (я применил слово «краткое» потому, что здесь отсутствует та весьма важная часть процедуры, которая связана с результатами и эффектами). Описание это я делаю по уже упоминавшейся книге Р. Дилтса «Стратегии гениев». 1. Определите конкретные физические проявления симптомов, с которыми вам надо работать. Любым образом изобразите ОЛЖ жизни (см. предшествующее описание), встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И, скон- центрировав внимание на физическом проявлении ваших симптомов и на убеждениях, с ними связанных, начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые как вам кажется, имеют отношение к симптому или к связанным с ним убеждениям. Продолжайте двигаться назад по линии времени до тех пор, пока не достигнете самого раннего события, связанного с этими симптомами или убеждениями. а. Удерживая это («регрессивное») ассоциированное состояние, расскажите о своих ощущениях, обобщениях иди убеждениях, связанных с данным событием. Следите за тем, чтобы речь шла от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость и желание сделать так чтобы меня здесь не было»). б. Отступите на шаг назад — на это место на линии жизни, когда событие с импринтом еще не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому — как если бы импринт еще не оказывал, на вас психического и физического воздействия. 2. Сойдите с линии жизни и, вернувшись в настоящее, из мета-позиции посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом. а. Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие убеждения, сформированные в результате импринтинга (многие убеждения часто формируются post factum).' На этот раз говорите в третьем лице и в прошедшем времени, например: «Он/она (или мое молодое «я») думал/думала, что,.. И решил (а), что...» б. Найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию выполняли эти симптомы в отношении прошлых событий? . 3. Определите Значимых Других, участвующих в процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут в действительности возникать при ролевом моделировании Значимых Других.) Учтите, что Значимые Другие необязательно должны физически присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что Значимый Другой в момент импринтирующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным», как бы включенными в себя). а. Ассоциируйтесь с каждым из Значимых Других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с позиции их восприятия. Опишите их опыт, используя первое лицо. б. Перейдите из позиции восприятия Значимых Других в точку, находящуюся вне линии жизни, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите: оно обязательно было! ). 4. А теперь для каждого из участвующих в ситуации им-принтинга. а. Определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде, которых у Него не было там и тогда но которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или Значимый Другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у Значимых Других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить их ваш опыт, б. Встаньте на вашу Линию Жизни в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс был), и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел. Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в образе энергии, света или звука. в. Продолжая стоять на точке ресурса передайте его назад по Линии Жизни каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, посылая луч света или звук. г. Когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с Линии Жизни, вернитесь на то место, где произошел импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, уже обладающего новым ресурсом. д. Снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которые вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени. Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга. 5. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому «я». Заякорите его и отнесите назад по Линии Жизни в точку до импринта. «Введите» этот ресурс в ваше более молодое «я» и пройдите с ним по всей Линии Жизни до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений. Что еще можно сказать о психотерапии с личной историей? Ну, наверное, то, что с помощью обязательно включаемых в нее психотехнологий можно очень легко избавиться от когда-либо принятых неверных решений в самом широком смысле: от неэкологичных взглядов и убеждений по поводу себя и мира до, например, табакокурения или употребления алкоголя и даже принятия решения заболеть. Да, не удивляйтесь: в очень большом (подавляющем! ) числе случаев болезнь начинается, когда вы — как правило, бессознательно — приняли решение ответить заболеванием на какую-то проблему или ситуацию, возникшую в жизни. Точнее, решение это приняло ваше бессознательное как бы в ответ на ваш вопль или просьбу о помощи. Весьма подробно данная проблема психологической заболеваемости раскрыта в других моих книгах — «Исцеление с помощью НЛП» и.«На врачей надейся, а сам не плошай». Однако здесь все же скажу, что именно болезнь зачастую является великолепным способом ухода от проблемы или извращенного ее решения. Ибо, по обоснованному мнению К. и С. Саймонтонов («Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни»), любое заболевание • дает разрешение уйти от неприятной ситуации как решения сложной проблемы; • предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих; • «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации; • предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения; • «убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами. Впрочем, это я. так, кстати, только чтобы вы поняли, почему болезнь может быть вызвана решением, принятым бессознательным по поводу какой-либо сложной проблемы или неблагоприятной ситуации. И ежели вы это решение устраните, то любое ваше излечение, как минимум, будет куда более быстрым и успешным, если вообще не произой. дет в одночасье, как это частенько случается на моих сеансах. Обратите внимание: решение, как ментальный компонент импринта, уже присутствовало в нашей с вами работе по психотерапии личной истории. Однако там оно выступало как одно из составляющих результата некоего психотравматического инцидента. Здесь же — в описанной далее психо технологии. Это решение, принятое там и тогда, во-первых, присутствует, так сказать, «в чистом виде», а во-вторых, далеко не всегда является психотравматическим (например, и курить, и пить большинство из нас начинают в совершенно нормальных условиях). Но будучи однажды принятым, это решение — сразу ли, с течением ли времени -- превращается в некое предписание, согласно которому вы далее будете осуществлять свою жизнедеятельность. Поэтому прямо сейчас, до чтения последующих материалов данной главы, вы можете попробовать задаться вопросом: какое такое решение, убеждение, принцип или внутреннее правило мешает мне овладеть своей судьбой? Если ничего не всплывает, конкре-тизируйтесь до отдельной сферы или направления совершенствования. Например, если вы работаете над уверенностью в себе, переформулируйте вышеприведенный вопрос в плане решений, мешающих вам стать таким, каким вы хотите (вполне возможно, что всплывет нечто вроде предписания «Не смей быть уверенным! » или убеждения «Уверенность в себе — это не про меня»). Чтобы все эти предписания не осложняли вам дорогу к совершенству, сначала определите их, для чего просто возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем фразу: «Причины, по которым я не могу стать и быть хозяином собственной жизни и/или судьбы». После чего в так называемом режиме «прохудившегося мешка» записывайте на этот лист (лучше в столбик) все, что взбредет в голову. Ну а закончив писать, проанализируйте то, что получилось, с точки зрения решений и предписаний, которые оказывают на ваше совершенство разрушительное или ограничивающее воздействие. Дальнейшая ваша работа будет очень похожа на изменение личной истории — особенно в той, редко описываемой в книгах по НЛП части, которая касается поиска первопричины: момента принятия решения. Если вы не помните, когда и как это произошло, то встаньте на ОЛЖ в точке настоящего (и спиной к прошлому). Извлеките на свет божий свое решение, правило, предписание или убеждение и ассоциируйтесь с ним любым образом: от ощущения в теле до восприятия ярлыка, например, на лбу. Начните медленно пятиться в прошлое, стараясь Не пропустить момент, когда решение вдруг исчезнет (ощущение резко ослабится, а ярлык станет чистым или отпадет — тут уж смотрите сами). И тогда все, что вам остается сделать, так это теперь зайти за полчаса до момента возникновения данного решения, правила, предписания или убеждения и все перерешать по алгоритму психотехнологии устранения ограничивающего решения (М. Аткинсон. Материалы Мастерского курса ИГИСП). 1. Спросите себя, принимали ли вы когда-нибудь в жизни ограничивающее решение? Определив, с чем мы будем работать, представьте свою ОЛЖ. 2. Подумайте: если бы вы знали источник этого конкретного решения, коренную причину, которая, если бы мы ее отделили, позволила бы этому решению исчезнуть как явлению вашей жизни, что бы это могло быть? 3. Теперь переместитесь по ОЛЖ назад и посмотрите на точку выбора своего ограничивающего решения из первой Позиции (своих глаз), сохраняя новые позитивные знания. 4. Пройдите дальше в прошлое, в третью позицию (как бы со " стороны) — во время, предшествующее точке выбора. Спросите себя, каковы здесь ваши эмоции и в чем состоит решение. Если эмоции еще присутствуют, продвиньтесь дальше назад, как бы поднимитесь над Линией Жизни и двигайтесь в прошлое до тех пор, пока эмоции не исчезнут. Можете также осуществить рефрейминг по следующей схеме: «Я согласен, что это важно узнать, но нет пользы придерживаться негативных эмоций. Мы учимся, не держась эмоции, а действительно учась». Спросите вашу часть, которая держится за эмоции, о ее самом высоком намерении для вас. Нельзя ли ей послужить этому намерению лучше, если отпустить эмоции? 5. Пройдите в точку на ОЛЖ где будет вмонтировано новое решение, противоположное первому, — точку, предшествующую первоначальной точке выбора. Примите это решение и пойдите вперед вдоль ОЛЖ по направлению к сейчас и далее в будущее, так, чтобы все события между сейчас и будущим были бы переоценены В свете вашего нового решения. б. Наконец, переместитесь обратно к позиции «сейчас», войдите в настоящее и переорганизуйте вашу ОЛЖ способом, наиболее удобным для вас. И еще к вопросу о «тормозах из прошлого». Все это время мы работали с моделью, которую К. и Т. Андреас назвали Обобщенной Линией Жизни. Однако психотерапия личной истории может осуществляться и без нее — с помощью, например, двух вариантов психотехнологии «Хрустальная радуга» известнейшего гипнотерапевта С. Гилли-гена («Путеводитель по НЛП». Толковый словарь терминов. Сост. В. Морозов). «Процесс, описанный в этой технике, может применяться по многим поводам—от создания доверия и мотивации до управления привычками и проблемами, связанными со здоровьем. Его можно применять всегда, когда клиент знает, каков желаемый результат, даже если у него нет ни малейшего понятия, как это сделать. Читая между строк, вы обнаружите, что весь процесс можно проводить как «секретную терапию» и что совершенно незачем знать что-либо о содержании используемых образов. Мои клиенты часто демонстрировали внезапные и глубокие изменения в случаях, когда все другие терапевтические методы не срабатывали. Можно начинать этот процесс со стандартного наведения транса, а можно просто попросить клиента расслабиться и закрыть глаза. Используемая визуализация естественно вызовет сфокусированное внутрь состояние, достаточно глубокое для успешной работы. 1. Создайте над горизонтом радугу. Описывая ее, укажите «начало» радуги (обычно слева) и ее «конец». Приукрасьте это описание. Я часто упоминаю, описывая правый конец радуги, что мифы и легенды утверждают, будто там можно найти горшок золота. 2. Установите на радуге семь хрустальных шаров, в которых клиент будет видеть образы. Расскажите о хрустальных шарах гадалок, в которые можно заглядывать, чтобы видеть образы. Отведите на это пару минут, чтобы клиенту хватило времени на создание полезного представления. Эти шары будут помещены на радугу, от края до '. края, через равные промежутки. Примечание: можно сразу установить все семь шаров и заполнять их потом или устанавливать шары по одному, когда они понадобятся в процессе. 3. Шар, представляющий «сейчас», устанавливается на вершину радуги (это шар № 1). «Сейчас» может означать что угодно, то, что предпочтет клиент. Это может быть непосредственно текущий момент, когда клиент находится в вашем кабинете, или это период в жизни клиента. Попросите клиента взглянуть на шар, представляющий «сейчас», и увидеть диссоциированный образ себя в настоящем. (Образы во всех шарах должны быть диссоциированы.) 4. Шар, обозначающий Точку Возникновения проблемной ситуации, устанавливается в начале радуги (шар № 2). Предложите, чтобы клиент позволил возникнуть в этом шаре на левом конце радуги образу, представляющему начало проблемы, с которой вы работаете. Это может быть событие, положившее ей начало, или самое раннее воспоминание о ней. Пусть клиент использует любой возникший образ, заверьте его, что то, что предложит ему его подсознание, и есть «правильный» образ. 5. Шар, обозначающий Будущий (Желаемый) Результат, помещается в конце радуги (шар № 3)..0братите внимание клиента на правый конец радуги. Это то место, где зарыт горшок золота. Скажите ему, что в этом шаре появится образ, представляющий собой его самого в будущем, когда нынешняя проблема будет полностью решена. Убедитесь, что образ привлекателен, желаем и действительно заманчив. Проверьте, что все качества, которыми хочет обладать клиент, так или иначе представлены в шаре. 6. Обзор. Еще раз пройдите по структуре радуги, местам расположения хрустальных шаров и их значению. 7. Развитие ситуации (шары № 4 и 5). Предложите клиенту увидеть два образа, представляющие развитие ситуации, в двух шарах, расположенных между «началом» и «сейчас». Это развитие может принять форму возникновения новых проблем, или открытий, или решения пройти терапию и т. д. 8. Повторите обзор всей структуры. Как и раньше, просто напомните клиенту, что у вас уже есть, указывая на разные образы и их места на радуге справа налево. Цель этого обзора — убедиться, что клиент следует за вами, и неявно внушить, что он имеет дело с временной линией, у которой есть начало, которая проходит через некото. рые стадии развития к настоящему и которая заканчивается успехом. 9. Напустите тумана. Здесь я, оставляю радугу в покое и разговариваю с клиентом о тумане или другом опыте, когда он не мог ясно видеть вещи. Чтобы «смягчить» переход, я часто говорю клиенту: «Может показаться странным, что мы говорим о тумане, но я знаю, что странные вещи могут быть очень интересны и особенно полезны...» Это должно быть приятное переживание. Я часто говорю с клиентами о том, как туман наползает на берег Калифорнии (где я живу и работаю) и как красиво это может быть. Я описываю туман как удобное, теплое одеяло и упоминаю, что иногда он бывает таким густым, что нельзя даже разглядеть свою руку у лица. 10. Установите два «затуманенных» шара на радугу между «сейчас» и «будущим» (шары № б и 7). Верните клиента к радуге и напомните, что есть еще два шара, о которых речь еще не шла. Я говорю клиентам, что эти два шара тоже наполнены туманом. Поскольку мы не можем знать как именно будут происходить предстоящие изменения, есть смысл в том, что эти образы несколько расплывчаты. Дайте клиенту достаточно времени, чтобы его подсознание могло продумать, что же может быть в этих шарах. 11. Ассоциация с последним шаром. Предложите клиенту развернуть радугу на 90°, так, чтобы шар с результатом (шар № 3) оказался в центре тела клиента (это может быть голова, сердце, солнечное сплетение — что угодно, что подходит клиенту). 12. «Прочувствуйте» будущее. Предложите клиенту испробовать, как ощущается шар будущего, и узнать, какой действительно будет чувствовать себя в будущем. Предложите им узнать, как они будут жить, когда окажутся там. Убедитесь, что они ассоциированы и переживают эти события, как если бы они происходили сейчас. 13. Обзор из будущего. Скажите клиентам, что теперь, из этого места в будущем, они могут взглянуть назад, на радугу, и увидеть как историю все образы, находящиеся в других шарах (Возникновение, Развитие, Сейчас и два других, расплывчатых затуманенных образа). Предложите клиенту обратить внимание на то, как по-другому они могут смотреть в прошлое отсюда, из будущего. (Когда говорите о шаре «сейчас», сохраняйте ориентацию клиента. Например, скажите; что они могут увидеть там этот день, тогда, в апреле 1996-го, или когда там вы проводите этот сеанс, когда вы вдвоем обсудили эту проблему и сделали некоторые важные изменения.) 14. Необязательный идеомоторный сигнал. Этот шаг не -обязателен, но может быть крайне важен, поскольку дает вам обратную связь и может послужить «убедительным» для клиента. Получите сигнал от подсознания, указывающий, что оно обдумало этот процесс и готово использовать то, чему научилось, чтобы разрешить проблему». Как ни странно (сделано-то сколько! ), мы все еще не закончили работу с прошлым --- правда, уже в другой, не такой неприятной ипостаси, как поиск психотравм и критических инцидентов. Дело в том, что наше прошлое полно не только всяких гадостей, но еще и ресурсов, которых там, кстати, куда как больше, нежели психотравм: всяческих приятных воспоминаний, а то и способностей, которые мы умудрились утратить по мере своего взросления. Детские любопытство и любознательность, вера в чудеса, уверенность в собственном всемогуществе, абсолютная убежденность в том, что «завтра будет лучше чем вчера», все это никуда не ушло и никуда не делось, а просто спряталось в глубинах нашего бессознательного и как бы превратилось в запертое в волшебном сундуке сокровище. Так вот, ключ от этого самого сундука я вам сейчас и дам (дабы вы обязательно извлекли сокровище) — в виде техники организации реального будущего (название не мое, на мой взгляд, не очень точное: правильнее было бы это назвать психотехнологией извлечения ресурсов из прошлого с помощью ОЛЖ). Описание данной техники предлагаю по материалам Мастерского курса М. Аткинсон (ИГИСП). 1. Найдите особенное место. Это воображаемое место, где вы сможете подумать о своей жизни и вашем будущем, например парк, пляж или мыс. Данное место поможет разглядеть всю вашу жизнь от начала до конца. Побудьте там в своем воображении. Посидите в этом особенном месте и попробуйте почувствовать, какие ожидания и мечты вы строили и строите по поводу собственного будущего — ожидания и мечты, которые вам хотелось бы воплотить в жизнь. Возможно, вам хотелось и хочется чувствовать, естественную радость, любовь, доверие других, умудренность жизненным опытом или жизнерадостность. 2. Двигайтесь по линии жизни. Определите, где в прошлом вы когда-либо ощущали то, что теперь хотите воплотить в будущем, и пройдите по линии жизни до этого места. Если надо, используйте метафору плексигласа, по которому вы будете идти над своей линией жизни, рассматривая сходные с желаемым особые моменты - те, на которых ваше бессознательное хотело бы остановиться. Найдите того себя, какого бы возраста он ни оказался, который обладает этим ценным опытом и ресурсами. 3. Вступите в прошлый ценный опыт. Вступите в тот момент, чтобы получить полный доступ к тем качествам и ресурсам, которые вы имели в том настоящем, встретьтесь с собой — более молодым и обладающим всеми этими качествами и ресурсами. 4. Получите дар. Выделите, что ценного и особенного было в том прошлом опыте. А после дотроньтесь до «себя прошлого», имеющего это качество, так, чтобы вы смогли получить его без слов и оно начало действовать внутри вас так же, как раньше. Можете ненадолго снова стать ребенком, пережить это состояние и получить этот дар. Если хотите, возьмите с собой воспоминание о тех качествах и тех моментах жизни и затем вернитесь назад, пройдя над линией времени в настоящее. Мысленно возвратитесь назад в ваше особое место, где оцените и проясните значимость и преимущества этих качеств и ресурсов. Поблагодарите свое более молодое «я» за полученный вами дар. И когда вы будете смотреть в будущее, ответьте себе на вопрос, существует ли что-либо, что вы хотели бы переоценить в этих качествах и ресурсах —в том, как они представлены и с учетом того, кем вы являетесь сейчас и кем хотите стать в будущем. Если у вас есть какие-либо возражения или сомнения, продолжайте подбирать наиболее подходящие качества и ресурсы до тех пор, пока они действительно не будут выглядеть и ощущаться соответствующими, реальными и естественными. 5. Внесите дар в свое будущее. Поместите данные качества и ресурсы в будущее. Пройдите как бы над линией жизни и, начиная с настоящего момента, разместите то, что вы выбрали любым способом, который захотите использовать. Распределите эти качества в вашем будущем так, как вам нравится. 6. Сделайте ваше будущее реальным. Просмотрите еще раз будущее, которое вы делаете реальным. Вернитесь назад в будущее, пройдите над и вдоль линии жизни и еще раз определите, подходят ли вам качества и ресурсы, которые вы внесли. А затем еще раз с удобной для вас скоростью пройдите вдоль линии жизни от настоящего к будущему и оцените, каким оно станет с этими новыми качествами и ресурсами. В заключение вернитесь назад в прошлое, где вы получили от себя этот дар, и поблагодарите за него свое молодое «я» тем способом, который выберете.
Работа с не своим прошлым И последнее по психотерапии личной истории, нечто даже как бы жутковатое. Личная история человека отнюдь не является (простите за каламбур) его личным делом — потому что к ней, так сказать, «приложили руку» его (человека) предки или предшественники, причем по двум линиям. Уже немного знакомой вам чисто генетической, когда на личную историю человека повлияли его папа, мама, бабушки, дедушки и т. п. И линии его прошлых жизней — предшествующих воплощений вашей бессмертной души. Понимаю, что последнее мое утверждение вот так, сра-зу, обухом по голове, может вызвать недоумение, оторопь и даже неприятие. Однако что тут поделать — не только первое, но и второе из вышеприведенных положений давно уже широко и всесторонне обосновано. Не хочу и не могу приводить здесь все эти обоснования — «их есть у меня», но даже в кратком изложении они «тянут» на отдельную книгу. Скажу только, что, во-первых, К. Тойч — автор так называемой психогенетики --- уже лет 30 как доказал, что память предков есть реально существующий феномен, а также нерешенные проблемы тех, кто предшествовал вам по «кровнород-ной» линии, выступая этаким семейным проклятием (как, например, наследственный алкоголизм). Причем влияние это оказывается (и сказывается) на уровне трех-четырех поколений до, то есть многие проблемы вашей жизни идут как бы еще от прапрабабушек и прапрадедушек. Самое интересное здесь то, что события и обстоятельства их жизни оказываются реально записанными в вашем бессознательном, да так, что при определенных условиях вы можете их вспомнить. Например, ко мне однажды пришла девушка, которая испытывала острое чувство вины за то, что она живет. Попытка определить источник этой вины на ее ОЛЖ не удалась: ощущение вины во время путешествия в прошлое в традициях изменения личной истории сохранялось вплоть до момента рождения. Тогда я достроил ОЛЖ, введя два момента: отрезок, соответствующий пренаталь-ному периоду (от зачатия до рождения) и ОЛЖ ее мамы и папы (рис. 6).
Рис. 6. После этого я предложил девушке сначала медленно, пятясь спиной назад, пройти пренатальный (до рождения) период. Дело в том, что очень многое из того, что определяет будущую жизнь человека, закладывается именно там. Причем самой распространенной психотравмой во время пребывания «у мамы в животике» является реакция зародыша на ее — мамы — желание или согласие сделать аборт, что всегда воспринимается не родившимся еще ребенком в калечащем всю его жизнь контексте «Я не нужен миру! » (Один из моих клиентов, остро ощущавший эту самую ненужность, как раз и нашел ее в возрасте семи недель от зачатия, причем отчетливо вспомнил, что на аборте настаивали его мать и дед, а «отбила» его у них бабушка. Я, конечно же, реимпринтиро-вал все это, дав необходимые ресурсы и маме, и дедушке.) Однако у той моей клиентки чувство вины не исчезло и в пре-натальный период, и я предложил ей как бы ощутить, откуда именно, т. е. со стороны какой (чьей) ОЛЖ идет это чувство вины — с ОЛЖ папы или мамы? Оказалось, что как бы пропитанной этим чувством вины ощущается именно ОЛЖ матери. Я попросил клиентку двигаться спиной по этой ОЛЖ, отслеживая момент исчезновения чувства вины. Исчезло оно довольно скоро, и тогда, сведя девушку с линии, я предложил ей сначала определить, когда примерно произошло то, что произошло там и тогда, привязавшись к точке зачатия как исходной — как если бы она действительно знала, когда это произошло. Выяснилось, что психотравматический инцидент «имел место» примерно за четыре месяца до зачатия. Я попросил клиентку вспомнить, что именно там и тогда произошло — опять-таки как если бы она помнила (кажется, я применил еще и рекомендованную в случаях плохо воспроизводящихся воспоминаний метафору тумана, который, мол, сначала как бы скрывает все, а потом постепенно рассеивается, и становится видно то, что за ним было спрятано, все более и более четко). И девушка ВСПОМНИЛА психотравмирующий инцидент, который, напоминаю, произошел за четыре месяца до ее зачатия! А именно: комнату в коммуналке и ссорящихся родителей, один из которых — папа — настаивал на том, что пора «обзаводиться потомством», тогда как мама с жаром (до истерики) доказывала ему, что в нынешней их неустроенной ситуации ребенок просто исковеркает им жизнь (теперь понимаете, почему моя клиентка испытывала чувство вины за то, что живет: она ведь родилась и тем самым, следуя логике матери психотравматического инцидента, испортила своим родителям жизнь).
Дальнейшая работа осуществлялась по обычной схеме реимпринтирования: ресурсы — маме, ресурсы — папе, ресурсы — самой себе, пусть и существующей в «метафизическом плане» (вне ОЛЖ матери), вступление на материнскую ОЛЖ, ассоциированный проход до точки зачатия, потом через пренатальный период, далее через всю свою прошлую жизнь, приход в точку настоящего и... полное исчезновение чувства вины. Теперь кое-что как бы предполагаемое моим «во-первых». Что касается прошлых жизней, то С. Гроф — один из отцов-основателей так называемой трансперсональной психологии — в ходе тридцатилетних исследований блистательно доказал, что при грамотном использовании некоторых психотехнологий, человек оказывается способным вспомнить свои предшествующие воплощения. Воплощения, осуществляющиеся вне генетической линии, так как в момент зачатия помимо банального процесса оплодотворения яйцеклетки происходит и еще что-то весьма величественное. А именно: некая бессмертная душа, пребывавшая до того вне земного плана бытия (в другой реальности), по целому ряду причин, упоминать которые я не собираюсь, воплощается в данном физическом теле, дабы сначала решить проблемы, по каким-либо причинам нерешенные в предшествующих воплощениях (это и есть то, что понимается под модным ныне словом «карма» — вот только не забудьте, что неразрешенные проблемы предков тоже носят кармический характер), а после, уже здесь, в материальном плане бытия, осуществить некий проект, получить определенный урок и даже просто помочь человеку реализовать его жизненную задачу, заключающуюся в Смысле и Миссии его же пребывания на Земле (это то, что в даосизме называется «дэ», а в индуизме — «дхарма», и что может быть переведено как «сущность, смысл существования, природное качество»). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы