Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УПРАЖНЕНИЕ 1. ВНИМАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ
Обратите внимание на то, что чувствуете сейчас. Получаете ли вы удовольствие от чтения этой книги? Или вам скучно? Заставляете ли вы себя продолжать чтение или 19 .. ■ ■ хотели бы заняться чем-то другим? Осознаете ли вы, что, возможно, избегаете сейчас каких-то чувств? Уклонение, избегание — это на самом деле четко определенные действия, требующие затрат энергии. Ребенок рождается со свободным сознанием и позже научается блокировать его либо по примеру родителей, либо исходя из собственного опыта, который убедил его в необходимости этого блокирования. Таким образом, блокирование собственного сознания — это манипулирование самим собой. Как первый часто встречающийся результат — избегание постепенно переходит в привычку, как только мы перестаем осознавать, что действительно чего-то избегаем. Блокируя осознание, мы не только тратим энергию, но и препятствуем возникновению естественной реакции в своем поведении, которая должна была бы проявиться. Если мы отказываемся видеть ситуации, способные вызвать у нас злость, то мы никогда и не рассердимся. Используя таким образом блокирование осознания, мы рискуем потерять какую-то часть самих себя, становясь эмоциональными калеками. . Работая с осознанием, очень важно научиться улавливать момент, когда мы начинаем терять состояние осознания. Не парадокс ли это — как можно научиться осознавать отсутствие осознания? Простейший способ — это усвоить технику избегания. Поскольку теряя осознание, мы каждый раз пользуемся этой техникой и приемами, то вполне возможно проследить ход наших мыслей и задним числом поймать тот момент, когда осознание было потеряно.. Скука, смущение, замешательство, безжизненность, безотчетный страх, обеспокоенность, чувство одиночества и изолированности — все это проявления бытия вне осознания. В следующем упражнении вы попытаетесь определить границы собственного осознания. На первый взгляд это упражнение очень простое, на самом же деле оно из самых трудных. УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни-. мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь предмет и вслух детально опишите его, используя выражение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета. Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осознайте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму. Например: Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный ободком более светлого тона. Сейчас я осознаю длинный желтый предмет. Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз, отблески света в них. Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня». «Будьте гибкими и изобретательными в своих описаниях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние». «Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осознаю, что...»» «Обращая внимание на такую первичную сенсорную информацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представления о происходящем. В результате я начинаю взаимодействовать с окружающей меня реальностью, а не с собственными фантазиями о ней». «Окружающий меня мир становится более полным». Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь». Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненного опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых воспоминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» — это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осознании. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Такие первичные сенсорные данные — это основа всех переживаний и одни из немногих четко определенных примет в нашей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспринимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Между ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром. В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я боялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощущению, что совсем не обязательно прибегать к авторитетам, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они сплели для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца — почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире. К. Брукс «Сенсорное осознание» Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от времени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На самом деле, мы можем стать очень чувствительными к моментам избегания и, обратив внимание на чувства, которые сопутствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейшему росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, чтобы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то витают, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это ■ делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого витания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключились» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины? Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания проис- Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент — это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сейчас ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о будущем. Они — наша коллекция сенсорных ощущений из прошлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть «включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпризов и открытий. Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведенные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осознания. Но эта модель имеет и границы применимости — она может стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощущения доступны только вам и никому другому, — это внут- ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, вероятно, внешняя зона. Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализирования, воспоминания и так далее. Но об этом позже. Осознание — это одновременно делание и знание. Джон Энрайт Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны. УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА (Сенсорное осознание) Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осознаю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например: Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я осознаю обилие света в твоих глазах. Наблюдайте реальность, а не свои мысли. Фриц Перлз УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА (Сенсорное осознание) Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фокусируйте внимание на том, что происходит внутри вашей кожи. Например: Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором сижу. Сейчас я осознаю сухость во рту. Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле. «Каждый раз, осознавая свое замешательство или чувствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происходит, я использую эти два упражнения для самоориентации. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда, используя достоверную информацию, я могу переоце- «Выполняя это упражнение, я изумляюсь появлению огромных сил и энергии в своем теле, чего обычно не чувствую и не осознаю. И сейчас я ощущаю свои ноги стоящими на ковре». Осталось упомянуть о третьей, так называемой средней зоне. Осознание этой зоны качественно отличается от внешней и внутренней зоны, поскольку ее нельзя непосредственно свести к ощущениям, она абстрагируется от них. Размышления, фантазии, образы, воспоминания о прошлом и планирование будущего — это все активность средней зоны. Без нее мы потеряли бы свою человеческую сущность. Однако характерное для нашего общества преувеличение значения активности средней зоны ведет к подавлению внутренней и внешней зон. УПРАЖНЕНИЕ 5. СРЕДНЯЯ ЗОНА (Абстрактное осознание) Если есть возможность, работайте с партнером или перед телевизором с выключенным звуком, заканчивая сле-дующие фразы: Сейчас я осознаю... и думаю, что это означает, что... Если при выполнении упражнения перед вами оказался плачущий человек, вы могли бы сказать следующее: Сейчас я осознаю, что у тебя в глазах слезы (внешняя зона) и думаю — это значит, что ты опечален (средняя зона). Я осознаю сейчас, что твои щеки покраснели (внешняя зона), думаю, что ты охвачен эмоциями (средняя зона). Я ощущаю, как по моей спине бегают мурашки (внутренняя зона), и думаю, что это от волнения (средняя зона). Обратите внимание на различие между действиями во внешней («слезы на твоих глазах», «щеки покраснели») и внутренней («мурашки по спине») зонах и тем, как мы истолковываем происходящее в средней зоне.
Мы — не дикая стая зверей, зависящая при добыче пищи от остроты сенсорного восприятия. Большинство из нас, урбанизированных людей, живет, пользуясь навыками познания. Наибольшего успеха добиваются те, кто легко оперирует большим количеством абстрактных понятий. Они могут извлечь уроки из своего прошлого и опыта других людей, а также сделать обоснованный и точный прогноз на будущее, опираясь на прошлый опыт. Почти все наше формальное образование связано с развитием навыков познания. Поэтому в нашем обществе и доминирует средняя зона — в ущерб внутренней и внешней. Мы умеем блистательно мыслить, но теряемся перед видением или ощущением реального, очевидного. Но ведь и лучший в мире компьютер не может выдать полезный результат, если информация, которой он оперирует, является по сути мусором. Компьютерщики говорят: «загрузил мусор — получил мусор». Точно так же самый светлый ум бесполезен, пока ему не будет дана полезная «пища». А это зависит от способности видеть четко, то есть по сути «быть включенным». Необходимо равновесие между тремя зонами; все они важны для оптимального функционирования. Предвидение того, что может случиться, или занятость тем, что уже произошло, не позволяет четко видеть, что же происходит сейчас. Человеку, мечтающему о гамбургере или вспоминающему о рыбных палочках, вряд ли понравится изысканное второе блюдо — филе из телятины. Невротическое страдание —.это страдание в воображении, страдание в фантазии. Фриц Перлз Размышления, образы, представления, воспоминания и планирование не связаны напрямую с сенсорными сигналами мозга. Они опираются на феномен абстрактного мышления, и мы будем называть их фантазиями. Чтобы определить, насколько фантазия окрашивает фактические сенсорные ощущения, следует отделить наши ожидания от самих ощущений. Различия станут понятными, если мы научимся ощущать качественные различия внутренней, внешней и средней зон нашего сознания. «Когда я вспоминаю (средняя зона) прелесть лета, моря и солнца, я чувствую приятное тепло в своем теле. А теперь фокус моего сознания на воспоминании о женщине. Она в воде, а я, сидя на песчаном берегу, наблюдаю, как она плывет по направлению ко мне. Она выходит из воды, я вижу ее силуэт вырисовывающимся на фоне голубого неба. Я наблюдаю, как она медленно движется в мою сторону... Это воспоминание вызвало во мне грустное чувство. Я знаю, что грежу наяву, перебирая прошлое и желая сию минуту оказаться снова там, на пляже. Я позволяю себе испытывать эту печаль — она становится сильнее, мое дыхание становится глубже и немного чаще. Внезапно моя грусть начинает исчезать, я отпускаю свое воспоминание, мое внимание переключается снова на происходящее вокруг [внешняя зона), здесь и сейчас». Частности твоих переживаний не известны мне, кроме как в твоих откровениях. Фриц Перлз Обозначение средней зоны словом «фантазия» — один из способов более четкого определения разницы между ней и двумя другими. Мы начали это в предыдущем упражнении. При- менение этого в реальной повседневной жизни гораздо сложнее, но и здесь следует пытаться. Вот упражнение для начала. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы