Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внимание как интериоризированная
И автоматизированная форма умственного контроля Над выполнением ориентировочных действий Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания: • внимание нигде не выступает как самостоятельный про • внимание не имеет своего отдельного, специфического 1. Формирование умственных действий представляет собой 2. Внутреннее внимание формируется из контроля над 3. Любое действие включает ориентировочную, исполни
• ориентировочная часть действия превращается в построе • исполнительная часть действия преобразуется в ассоциа • контрольная часть действия преобразуется в акт обраще 4. Контрольная часть действия, становясь умственной, • На первых этапах своего формирования действия контро • Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание 5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение • Автоматизация стихийно складывающегося контроля над • Автоматизация произвольно организованного контроля над Гк 20. Заказ №4624.
6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в 7. Организация произвольного контроля предполагает
• установление порядка операций и действий контроля; • выделение четких критериев, на которые ориентируются 8. Для формирования нового приема произвольного Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации. • Контроль, направленный на физиологические процессы, Глава 14 Теории сознания человека Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны с анализом организа- ции процессов внимания (Дормашев, 1995; Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002), с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека (Фрейд, 1989). В ряде направлений психологических исследований сознание рассматривалось как «сцена», на которой представлен феноменологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология), или как активное начало, организующее в единство все психические функции (Соколова, 2003). В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию репрезентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сформулировать в форме ряда объяснительных принципов (см.: Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002). Тульвинг Когнитивная теория сознания 1. В зависимости от содержания опыта долговременная • процедурную память, обеспечивающую автоматизирован • категориальную (семантическую) память, обеспечиваю • эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечи 2. В соответствии с таким делением у человека можно вы
20* • аноэтичное сознание, которому соответствует процедур • поэтичное сознание, которому соответствует семантиче • автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизоди Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяснительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психологии и психолингвистике данные о функциональной организации психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека. Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и развернутую интерпретацию формирования и развития функционально-структурной организации сознания у человека — это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и дея-тельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психических явлений. Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирование в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснительных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческого сознания. Оба подхода центральную роль в развитии сознания отводят включению в деятельность человека языка и других зна- ково-символических средств. При этом используемый в речевой деятельности язык рассматривается как особая система внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни. В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объяснение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов: 1. В онтогенезе человека биологическое созревание и 2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладе 3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятель
• переход от совместных с другими людьми действий к само • переход от внешних, материальных, форм действий к внут 5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозначает объективно существующие предметы и явления — это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксированные в сознании людей сходные представления, обобщения, понятия — это значение. • Знак напоминает человеку о необходимости выполнить • Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации • Структура значений (обобщений), опосредствованных 4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией. • Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв • Сознание — это динамическая смысловая система, пред Изложенные объяснительные принципы позволяют сделать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформулировал психолингвистическую функционально-генетическую теорию сознания человека, которая в силу политических и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретического анализа в отечественной и мировой психологии (Грэ-хэм, 1991; Верч, 1996). Еще один шаг к конкретизации функционально-структурных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняющая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформулирована как «теория формирования сознания в человеческой деятельности». А. Н. Леонтьев Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы