Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Опыт педагогического взаимодействия с учащимися начальной школы по книге В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
Генеральную тему своей книги В.А. Сухомлинский выразил словами: «Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребёнка». Это глубокое убеждение великий учёный вынес из своего десятилетнего опыта педагогической деятельности, который предшествовал назначению его на должность директора Павлышской школы, где и создана была Школа радости. Книга идеально созвучна эпохе. Написана она была в послевоенное время и описывала детей украинского села, по судьбам которых прошла война. Победа в этой ужасной войне стоила советскому народу множества жизней. Величайший героизм и подвиг соседствовал с незабываемыми ранами (психическими и физическими), от которых невозможно избавиться. В класс к В.А. Сухомлинскому пришли самые разные дети, но ни у одного из них в глазах не было безмятежного благополучия. В руках учителя оказалась судьба Толи, у которого отец погиб геройской смертью в Карпатах; Юры, у которого отец погиб в предпоследний день войны на чешской земле. Вместе с детьми героев пришёл Коля, у которого родители наживались на войне: спекулировали награбленными полицаями вещами. Мать заставляла Колю и его старшего брата ловить и убивать ворон, затем продавала птиц под видом курятины на рынке. В классе был и Костя, у него не было левой руки и левого глаза. Результат игры с блестящим металлический предметом, который он нашёл на огороде. Учиться пришел Петрик, который с двух лет оставался дома один, лишённый человеческой ласки и общения поскольку мать и дед должны были зарабатывать на жизнь. Придя в школу, он не знал смысла отдельных самых простых слов родной речи. В классе оказались и сестры близнецы Нина и Саша, их мама несколько лет прикована к постели и девочкам приходится вести хозяйство. Всего 31 ребёнок и каждому нужно было помочь выпрямить душу, поверить в себя, в людей, научить радоваться жизни. Нервы детей временами были напряжены до предела. Стоило прикоснуться к кому-нибудь из них, и ребёнок мог «вспыхнуть», «взорваться». Этими детьми нельзя было умиляться, им нужно было помогать. В отдельные дни ребят нельзя было спрашивать. Главное было, ни при каких обстоятельствах не дать понять ребёнку, что к нему относятся, как к больному. В ходе педагогической практики у В.А. Сухомлинского родилось определение: «воспитание – это, прежде всего, человековедение». Маленькому человеку мало нужно горя, чтобы он чувствовал себя несчастным. Трагедия заключается в том, что маленький человек, привыкая к своему горю, становится равнодушным ко всему окружающему, его сердце черствеет. «А черствое сердце – это благодатная почва для жестокости». Поэтому к книге много обращений к учителю, призывов познавать детскую душу и наполнить её радостью познания, красоты, творчества, радостью жизни. Дети получали в Школе радости – это не столько школьные уроки, сколько уроки жизни. Урок, который получили дети в первый день своей школьной жизни – это урок любви и заботы о матери. Учитель раздал детям по две веточки винограда и предложил: одну советую съесть, а другую отнести маме. В первую весну своей школьной жизни ребята посадили «Сад матери» – 31 яблоню и столько же кустов винограда. Дети прилагали немало сил, чтобы сад вырос и принёс плоды, которыми они станут угощать своих матерей. Дети учились платить матерям за их заботы радостью. Дети получали в Школе радости уроки милосердия. В.А. Сухомлинский считал, что детей не следует всячески уводить от темы человеческого горя. Наоборот, они должны видеть горе другого человека и проявлять чуткость и милосердие. «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании». Дети учились чувствовать, заботясь о дедушке Андрее, который страдал в своём одиночестве о Сашко, который попал в больницу; о Нине и Саше, которым было тяжело справиться с домашними делами. «Одна из воспитательных задач советской школы состоит в том, чтобы ребёнок сердцем чувствовал, что вокруг него есть люди, нуждающиеся в помощи, заботе, ласке, сердечности, участии». Каждый день дети получали урок творчества. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Комната сказок была создана с помощью старших школьников. Всё вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке. Здесь было и жилище злой Бабы-Яги, Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова, Красная Шапочка старое Корыто, гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика, большая рукавичка, в которой живет мышка. Сюда приходили в час осенних и зимних сумерек, здесь слушали и сочиняли сказки. Незабываемые уроки красоты пережили воспитанники В.А. Сухомлинского. Детей учили восхищаться красотой природы, музыки, искусства, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье. Весной, перед окончанием первого класса, дети вместе с учителем начали создавать Уголок красоты. Это было тихое, укромное местечко, где естественная красота природы дополнялась красотой, созданной человеческими руками. Мечта устремлялась в будущее, и появлялись прекрасные тексты: «Взошло солнышко. Проснулись птички, поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку: " Здравствуй, солнышко. Я долго ждал тебя. Видишь, мокрые жёлтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко" » (Катя «Подсолнечник»). Урок гражданственности и героизма был одним из незабываемых в Школе радости. " Сад Героев" вырос на месте лагеря для военнопленных, где за колючей проволокой были обречены на смерть шесть тысяч бойцов и офицеров Советской Армии. Советские патриоты организовали массовый побег. Люди легли на колючую проволоку, через которую проходил ток, чтобы через их тела вырвались из зверского плена другие. 400 героев отдали свою жизнь за то, чтобы 4 тысячи обреченных на смерть снова взяли в руки оружие и стали в ряды бойцов за свободу Родины. Дети высаживали в «Саду Героев» дубки – живые памятники героизму. События далекого прошлого должны представать перед ребёнком как истоки настоящего, от этого зависит, каким гражданином будет воспитанник. Урок труда в Школе радости не был имитацией деятельности. Дети ухаживать за телятами на молочно-товарной ферме, выращивали в теплице зелень – ячмень и овёс, сушили сено для телят, выращивали огурцы и помидоры на питательных растворах. Делали многое другое из того, что можно и нужно делать на селе. Через труд, «как через широкую тропинку», ребёнок входит общественную жизнь. В.А. Сухомлинский считал, что труд не должен быть лёгким делом. Мерой напряжения физических и духовных сил детей определяется тот очень важный процесс, который называется зрелостью. Благодаря труду ребёнок взрослеет. Уроки здоровья – неотъемлемая составляющая Школы Радости. Опыт убедил педагогов в том, что у подавляющего большинства неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Дети в Школе радости очень много ходили пешком, путешествовали, закалялись, учились правильно питаться. Уроки нравственности были совершенно необходимы, благо, что жизнь то и дело подбрасывала материал. Так, в ясный тёплый день учитель привел детей в теплицу, где в обилии росли цветы. Дети были в восторге и принялись срывать цветок за цветком. Учитель молчал. Когда лужайка опустела, дети сами ужаснулись тому, что сделали. Не схватить за руку, а помочь пережить ужас и раскаяние от того зла, которое ты вольно или невольно совершил – вот главное искусство воспитателя. Уроки в Школе радости часто давали повод и для уроков педагогического коллектива. Так ученическая судьба Петрика предметом раздумий в нашем педагогическом коллективе. Несколько лет Петрик не мог решать задачи, и вот пришёл день, когда Петрик решил задачу совершенно самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, перед ним открылось то, что было покрыто мраком. Мальчик не мог дождаться окончания уроков, побежать домой, чтобы поделиться радостью с матерью. Никогда нельзя ставить крест и опускать руки, награду за это педагог получает небывалую. Книга написана с глубоким пониманием особенностей развития младшего школьника. Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Именно поэтому уроки проводились на природе. Уроки на природе стали, по сути, визитной карточкой, говоря современным языком брендом Школы радости. «Мы шли в природу учиться думать», – писал В.А. Сухомлинский. Крайне важно в начальных классах не погасить интерес к познанию. Поэтому урок, как правило, заканчивался, когда у детей обострялся интерес. В.А. Сухомлинский любил оставлять недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Оценка играет большую роль в системе образования. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Более того, двойка в качестве оценки не должна применяться в начальных классах. В.А. Сухомлинский, работая с младшими школьниками, никогда не ставил неудовлетворительных оценок – ни за письменные работы, ни за устные ответы. Он оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребёнку положительные результаты. В начальной школе важно развить речь, поэтому в содержании много рассказов, которые рассказывает учитель и сами ученики. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя нагромождать множество фактов, давать детям массу впечатлений – чуткость к рассказам притупляется, и ребёнка ничем уже не заинтересуешь. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Наблюдения многих лет убедили педагога: мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, – это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. Начальная школа, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, должна дать ученику твердый круг знаний. Без четкого определения круга знаний, умений, практических навыков, которые надо дать ребёнку, нет школы. Общее развитие – это постоянное овладение знаниями, а для этого необходимо умение учиться. Мозг ребёнка как на живое устройство, о котором нужно заботиться. Учение не должно сводиться к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья и для умственного развития ебёнка зубрежке. Недопустима перегрузка ребёнка младшего возраста. Но учитель должен заботиться о том, чтобы не воспитать лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни. Как это ни странно, но лень мысли развивается чаще всего у способных детей, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей. Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и очень осмотрительно, а самое главное – надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка. Источники же этого пополнения – наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, жизнь среди природы, чтение, но такое, к которому побуждает интерес, желание что-то узнать, а не боязнь быть спрошенным, " путешествия" к истокам живой мысли и слова. В.А. Сухомлинский работал в простой сельской школе, у него не было особых средств и условий, но он гениально освоил среду и сделал её развивающей. Он пропускал жизнь питомцев через своё сердце, бережно и нежно вёл их по жизни. Резюме Организация воспитательного процесса требует знания противоречий и закономерностей воспитания. Практическим воплощением закономерностей воспитания являются принципы воспитания. Ведущий принцип отечественной педагогики – это принцип гуманизма, который основывается на признании человека высшей ценностью. В рекомендательных документах по внедрению новых образовательных стандартах определены принципы духовно-нравственного воспитания: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации (персонификации), принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитательный процесс осуществляется с помощью методов и приёмов. Традиционно выделяются три группы методов воспитания: 1-я группа – методы воздействия на сознание (методы убеждения): внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др. В основе этих методов опора на сознание и чувства; 2-я группа – методы организации деятельности (методы упражнения): приучение, упражнение, поручение и др.; 3-я группа – методы стимулирования (методы побуждения): поощрение, наказание и др. Педагогическая практика накопила значительное количество приёмов воспитания, которые в сочетании с методами повышают эффективность педагогического взаимодействия: активное слушание, великодушное прощение, договор, естественные последствия, замена действия, предложение выбора, просьба, прояснение позиций, психологическое поглаживание, разрешение запрещенного, разрыв контакта, скрытая инструкция, составление схемы проблемы, тайм-аут, третейский суд, угашение, устранение соблазнов, «Я-сообщение». Следует помнить, что и воспитанник и воспитатель являются субъектами воспитательного процесса, но ответственность за результат процесса воспитания несёт педагог. Вопросы для самопроверки 1. О чём свидетельствует наличие противоречий в воспитательном процессе? 2. Каким образом знание закономерностей помогают организации воспитательного процесса? 3. Что является критерием продуктивности и непродуктивности воспитательных отношений? 4. Кого следует отнести к субъектам воспитательного процесса? 5. Какова роль педагога и воспитанника в построении продуктивного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного процесса? 6. Какова взаимосвязь понятий «метод» и «приём»? 7. Дайте общую характеристику классификации методов воспитания. 8. Как правильно выбрать метод воспитания? 9. В чём, по Вашему мнению, заключается неоднозначность в применении тех или иных методов воспитания?
Глава 3. Среда воспитания Комплексная цель знать : - сущность понятий «воспитательно-развивающая среда», «национальное воспитание», «семейное воспитание», «педагогическая культура родителей»; - особенности формирования развивающей среды для младшего школьного возраста - формы взаимодействия образовательных учреждений с семье уметь : - анализировать современные проблемы формирования развивающей среды образовательного учреждения; владеть : - методикой проектной деятельности по поиску, систематизации, структурированию, презентации материала на примере национальных воспитательных систем, особенностей семейного воспитания. Рекомендации по самостоятельному изучению главы Для продуктивного изучения главы необходимо в дополнении к тексту учебника ознакомиться с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Изучение национальных особенностей воспитания – это широкая тема, которая не может быть охвачена текстом одного параграфа, поэтому необходимо активно привлекать дополнительные источники, в том числе и Интренет-ресурсы для полноты материала. Для художественного-педагогического прочтения предлагается «Книга для родителей» А.С.Макаренко. В данном произведении ярко представлены образы семейного воспитания, которые могут стать основой для размышлений о сущности и проблемах семейного воспитания. 3.1. Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения 3.1.1. Понятие «среда образовательного учреждения» Воспитательно-развивающая среда – совокупность условий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность личности, которые содержат определенные возможности для ее развития. Развивающее влияние среды на личность обеспечивается двумя группами воздействий: со стороны педагогически неорганизованной среды (семья, улица, производство и др.), со стороны педагогически организованной среды (дошкольное учреждение, школа, вуз и др.). Когда организованный педагогический процесс совпадает с воспитательными воздействиями неорганизованной окружающей среды, то эффект педагогического влияния на личность усиливается. К примеру, когда школа формирует валеологическую культуру и внешнее окружение способствует здоровому образу жизни, то личность оздоравливается. Педагогизация среды означает использование позитивных возможностей неорганизованной социальной среды для развития личности. Педагог должен стать организатором воспитывающей среды: опираясь на возможности организованной и неорганизованной среды, обеспечить максимальное достижение целей воспитания. Среда образовательного учреждения имеет фиксированные рамки (имеет границы территории, контингента и др.), но она не может быть изолированной от внешнего мира. Поэтому в среды образовательного учреждения большое значение имеет внешняя среда. В отечественной педагогике популярна идея открытости школы к взаимодействию со средой. Школа, по мнению С.Т.Шацкого, должна стать школой жизни. Ученики сами должны стать организаторами своей жизненной среды и по возможности активно участвовать в социальной жизни города или села. Ю.С.Мануйлов в описании среды вводит термины «ниша», «стихия», «образ жизни». Ниша – это пространство возможностей, которые предоставляет личности образовательная среда. Стихия может выразиться в каком-либо движении, информационном потоке, волне интереса, колебаний настроения и т.д. «Педагогический смысл явления, называемого «стихией», состоит в ее «принуждающей, подчиняющей, формирующей силе» [3]. Стихия, как и любая сила, может быть заряжена как позитивно, так и негативно. Образ жизни обитателей среды – это способ бытия. Влияя на способ бытия, мы неизбежно оказываем формирующее влияние на личность. В образе жизни ключевым моментом является событие, то значимое для индивида бытие, которое для него имеет индивидуальное значение и ценность. Кто-то опрос у доски переживает как восхождение на эшафот, кто-то как возможность блеснуть знаниями, кто-то как ступень к новым знаниям. Для среды характерно наличие когеренции – тесной взаимосвязи всего со всем. Какие либо изменения в одном из элементов неизбежно скажутся на других элементах. Любая среда содержит специфическую информацию, которой обменивается с субъектом. Среда всегда содержит больше информации, чем мы способны сознательно зафиксировать и понять. Это связано с психологией и физиологией процесса познания. Если бы человек сознательно воспринимал все импульсы среды, то могло бы произойти информационное перенасыщение, а в результате потеря ориентации, хаос. Важной составной частью восприятия являются так называемые перцептуальные барьеры, которые регулируют восприятие и внимание. Это вовсе не значит, что те компоненты среды, которым человек не уделяет внимания, на него не действуют. Они действуют, но воспринимаются на уровне подсознания. В восприятии окружающей среды важное значение имеют символы среды. К символам можно отнести физическое устройство среды (здание, аудитории, кафедры), атрибуты, которые сопровождают деятельность, например, классный журнал. Символы могут быть и ритуального характера, например: учитель входит в класс – все встают. Символы оказывают важное влияние на эмоционально-чувственную связь личности со средой. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2987; Нарушение авторского права страницы