Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Педагогическое сопровождение личности в среде
Приоритетными воспитательными отношениями в современных становятся отношения поддержки процесса социализации личности, которые обеспечивают педагогическое сопровождение личности в образовательной среде. Понятие сопровождение многозначно. Сопровождать кого-либо означает: следовать рядом, сопутствовать, создавать условия для самостоятельного освоения среды, начать действовать вместе (направить), оказывать необходимую помощь в устранении препятствий. Смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил личности. Педагог, следуя рядом, должен помогать личности увидеть свои возможности и максимально их раскрыть. Личность является субъектом культурно-образовательной среды. Субъект (ученик, педагог) среды является частью среды. Каждый человек по-своему осваивает среду, присущим ему индивидуальным способом, который тесно связан с удовлетворением потребностей личности. Обучаясь в одном и том же учебном заведении, кто-то занимается спортом, кто-то активно участвует в деятельности творческих коллективов. Воспитанник в ходе своего взаимодействия может выбрать различный тип связи со средой, и от этого будет зависеть качество обучения и воспитания. Явление «трудных» учеников – это показатель некачественной субъектной связи личности со средой. Исходя из особенностей взаимодействия воспитанника со средой, есть различные типы личности. 1. Интеллектуально-творческий тип связи со средой Личность интеллектуально-творческого типа связи имеет хорошие мыслительные способности, высокий познавательный интерес и настроена на серьезный умственный труд, на творческую самореализацию. Представители данного типа ориентированы на фундаментальное знание, которое дает способность видеть сущность происходящих событий. Для того чтобы поддерживать интеллектуально-творческий тип в образовательной среде, важно создавать условия для интеллектуального общения, стимулировать интеллектуальные победы, оказывать квалифицированную помощь в самостоятельной творческой деятельности, ориентироваться на новизну и свежесть информации, выстраивать отношения творческого сотрудничества. При выборе линии поведения интеллектуалы способны брать во внимание объективные обстоятельства, что помогает делать нравственный выбор. Но умный человек не обязательно нравственный: «умный человек может быть и очень большим плутом» (К.Д. Ушинский). Поэтому нравственное воспитание личности с данным типом связи, при прочих условиях, должно быть направлено на то, чтобы вектор творчества имел не эгоистическую направленность (на себя, реализацию своих творческих амбиций), а был направлен на заботу о людях, имел в основе своей высокие цели. 2. Прагматический тип связи со средой Прагматический тип настроен на действия. Активность прагматика направлена на то, что приближает к результату, к успеху. Прагматически настроенная личность отдает приоритет прикладному знанию, именно это знание востребует современный рынок, и это знание позволяет получить быстрый видимый эффект. Данную личность будет волновать то, что открывает перед ней новые перспективы. Они будут искать варианты для пробы своих сил и хорошо откликаться на практико-ориентированные знание. Данная личность готова для маневров и поиска продуктивных способов решения ситуаций разного плана и уровня. В тоже время жесткая прагматическая ориентация таит определенную опасность. Всегда есть соблазн сосредоточиться на полезном знании. Узкий прагматизм существенно обедняет мировоззрение. Следует помнить, что личная польза и выгода мало согласуется с ориентацией на интерес другого, что совершенно необходимо в ситуации нравственного выбора. Таким образом, нравственные размышления не являются характерными для прагматика. Результат, который так важен для прагматика может достигаться далеко не всегда нравственными средствами. Акцент в нравственном развитии личности с данным типом связи должен быть сделан на развитии рефлексивных способностей, на развитии способности видеть и анализировать последствия своих действий. Прагматика необходимо подвести к пониманию, что поступать безнравственно невыгодно. 3. Созерцательный тип связи со средой Представители данного типа слабо готовы к напряженному учебному труду. Тем не менее, они позитивно настроены на процесс познания. У них выражена созерцательно-рефлексивная направленность, основной смысл обучения для созерцателей в самопознании. Личности созерцательного типа, как правило, несколько тревожны, озабочены настоящими проблемами и своим будущим. Для них важно чтобы в образовательной среде было создано пространство эмоционально-значимого общения. Им необходимо оказывать квалифицированную психологическую коррекцию и помощь, снимая излишнюю тревожность. В учебной информации ориентироваться на личностные смыслы, на самопознание, привлекать к дискуссионным формам в системе внеучебной деятельности. Акцент в нравственном развитии данного типа должен быть направлен на привлечение к творческому взаимодействию со средой. Созерцатель должен увидеть результаты своего творческого труда и переключиться с внутренних переживаний на общие дела. 4. Имитационный тип связи со средой Представители данного типа еще не определились, чего они хотят в жизни, к чему стремятся, на что по большому счету готовы тратить жизненную энергию. Поэтому они сохраняют свою энергию, имитируя деятельность. Помогает им в этом их коммуникативные способности. Они могут проявлять успешность во вторичной для образовательного учреждения деятельности (общественной, художественно-эстетической и др.). Поддерживает имитационный тип связи и само учебное заведение, поскольку отчислять нерадивых учащихся не всегда представляется возможным. Для имитаторов важно создавать условия для обучения навыкам учебной работы, находить способы стимулирования учебной успешности, создавать ситуацию успеха в учебной деятельности. Процесс обучения нужно жестко контролировать. Нравственное воспитание данного типа должно быть направлено на определение собственных жизненных смыслов, с тем, чтобы жизненное время не было растрачено на мелочи. Проиллюстрируем обозначенные типы на примере литературных героев. Возьмем для примера известную каждому сказку А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К интеллектуально-творческому типу следует отнести папу Карло, старого шарманщика, который пением и музыкой добывал себе на хлеб. Папа Карло, безусловно, творец: он из обыкновенного бревна сделал Буратино. Им двигала не какая-то прагматическая польза, а идея. Выпиливая куклу из полена, он размышлял, как ее назвать и решил назвать Буратино, потому, что он знал одно счастливое семейство Буратино, которые жили весело и беспечно и он рассчитывал, что этот имя принесет ему счастье. Ему нужны ни деньги, ни слава, а счастье. Творец позволяет отчуждаться продуктам своего творчества, жить своей жизнью: он не эксплуатирует Буратино, а отпускает его в свободное плавание. Папа Карло продал куртку, чтобы купить для Буратино азбуку, только чтобы Буратино жиль на здоровье. В идеале творец творить ради творчества. Буратино тоже творец. Доминантой его жизненной позиции является интерес. Длинный нос – это показатель интереса ко всему, что происходит. Ради интереса он будет рисковать благополучием, свободой и даже жизнью. Его не пугают советы сверчка избегать страшных приключений. Он заявляет, что именно страшные приключения и любит он больше всего на свете. В поисках приключений он попадает в театр, в Страну Дураков, в болото и т.д. Но творцы, типа Буратино, доставляют окружающим много хлопот: они «мутят болото». Часто творцам сопутствует удача (получают ключ от заветной дверцы), благодаря тому, что идут, не останавливаясь. Прагматикомв сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» был Карабас Барабас. Он использовал кукол для своего обогащения, нещадно эксплуатируя их. Его жизненной целью, было найти заветный ключик, чтобы открыть заветную дверь и получить жизненные блага. Но Карабас Барабас выбрал безнравственный путь, и он потерпел поражение. Прагматиком является и прекрасная девочка с голубыми волосами Мальвина. Она была самая красивая кукла и использовала свою внешность по полной программе: крот приносил ей питательные коренья, мыши делились сахаром и сыром, сорока воровала для неё на базаре шоколадные конфеты, бабочки пудрили ее пыльцой, ласточки уничтожали вблизи дома ос и комаров, благородная собака-пудель Артемон беззаветно служила ей. Но, будучи прагматиком, Мальвина была способна на настоящую дружбу, искренне переживала за своих друзей и могла многой для них сделать. Созерцателем смело можно назвать Перо. Пьеро в комедии, которую поставил Карабас Барабас получал подзатыльники и позволял колотить себя палкой и потеряв Мальвину, он не искал ее, а мечтал о ней по ночам, писал стихи и заунывно их читал. Это крайне тревожный и неуверенный тип. Когда Буратино повел Пьеро к Мальвине, тот каждые пятнадцать секунд задавался вопросом: обрадуется ли ему Мальвина. Когда возникла опасность, у Пьеро не хватило сил, чтобы защитить Мальвину и себя самого. Это произошло не потому, что он слаб, а потому что неуверен в себе и без поддержки с бедой справиться не может. Созерцателем является и черепаха Тортила. Она была уже пожилая и подслеповатая, и, видимо, наблюдала за всем, что происходит в болоте и вокруг него. У неё тоже была обида, которую она лелеяла, и поэтому не хотела никому отдавать ключик. Но она имела доброе сердце, которое позволило разглядеть того, кому можно доверить золотой ключик. Имитаторами можно назвать лису Алису и кота Базилио. Они имитируют нищих, уныло бредущих по пыльной дороге. Имитаторы могут быть достаточно изобретательны и обаятельны в своей изобретательности: чего стоит их история про Страну Дураков и лунную поляну, на которой можно посадить золотые. Они прекрасные коммуникаторы, они умеют психологически пристраиваться к человеку, вызывать доверие. Имитация – это позиция. Лиса Алиса и кот Базилио и в конке сказки пытаются проникнуть в театр без билета, откуда их вышвыривают, и им приходится сидеть под дождем, когда все наслаждаются спектаклем. Очевидно, что организация процесса обучения и воспитания должна ориентироваться на тип субъектной связи, с тем, чтобы организовать реальную педагогическую поддержку и создать необходимое количество стимулов для продуктивного развития личности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы