Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть I. Древний мир и средние века



Часть I. Древний мир и средние века

Учебник для вузов

 

 

Москва

УДК 3409075.8)

ББК 67.Зя73

П 21

ПАХОМОВ В.Г.

П21 История государства и права зарубежных стран. Часть I. Древний мир и средние века: Учебник. – М., «Союз», 2010. – 260 с.

ISBN 5-7975- 0294-2

Учебник написан в соответствии с программой «История государства и права зарубежных стран». Атор стремился сосредоточиться на изложении только историко-правовых фактов. Темы излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке. Основные институты государства и права зарубежных стран, правовые акты, структуры власти и населения для более эффективного восприятия и запоминания представлены в схемах и таблицах, что делает издание оригинальным и особенно полезны при освоении курса.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, для всех кто интересуется историей государства и права.

Рецензенты:

Профессор Прудников М.Н., доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета приборостроения и информатики

Профессор Шабанов Ю. В., доктор юридических наук

 

ISBN – 5-7975- 0294-2

©В.Г. Пахомов, 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

История государства и права по своему научному содержанию и задачам одновременно входит в область исторической науки и юриспруденции. По тому, что изучает история государства и права – юридическая наука. По тому, какими методами и на основании каких взаимосвязей изучает этот объект, как устанавливаются закономерности и своеобразие функционирования этих явлений – дисциплина историческая.

В самом общем определении, история государства и права изучает историческое развитие государства и права. История государства и права представляется общественной научной дисциплиной. Однако общество и правила его функционирования интересны для нее только в особом отношении: не как гражданское общество вообще, но как политико-правовое сообщество, возникающее только на достаточно высокой степени истории цивилизации.

Главенствующая задача истории государства и права: осмыслить историческое, т. е. минувшее, что делает ее преимущественно теоретической научной дисциплиной. Вместе с тем особые свойства ее объектов изучения – государства и права – предопределяют значение истории и как неотъемлемой части общей, практической юриспруденции.

Целью курса является изучение истории возникновения и развития государственного строя, правовых отношений с древнейших времен до наших дней. Это позволяет познать закономерные процессы генезиса государства и права, понимать логику государственно-правовых явлений ибо, многие институты государства и права, сложившиеся в прошлом действуют с теми или иными изменениями и в настоящее время.

Изучение данного курса служит наиболее полному освоению богатейшего теоретического арсенала всей юридической науки, понятийного аппарата, без знания которого невозможно понимание и других, в том числе отраслевых, юридических дисциплин.

Учебный предмет «История государства и права зарубежных стран» уже несколько десятилетий является обязательной частью юридического образования в СССР, России. За этот период появилось много учебников, связанных с именами видных отечественных ученых. Среди них: Галанза П. Н., Черниловский З. М., Батыр, Омельченко О. А., Крашенинников Н. А., Жидкова, Прудников М. Н., Томсинов, и другие. При подготовке данного учебника, автор опирался на их труды.

Приступая к изучению предмета истории государства и права необходимо уяснить две категории: «государство» и «право». Под «государством» понимают минимум два взаимообусловленных, но не совпадающих явления общественной организации и истории. Во-первых, государство – это географическое и политическое понятие, страна с самостоятельной властью, существующая в определенных границах и, как правило, в законченный исторический период. Во-вторых, государством принято упрощенно называть государственную организацию, совокупность учреждений, правовых правил, традиций и принципов, общественных установлений и, в конечном счете, форм реализации власти в обществе (также в конкретных географических и временных границах).

Что касается категории «право», то достаточно общепринятого определения, что такое «право», пожалуй, доныне не сложилось. В общественном сознании право предстает как совокупность правил (и общих принципов, и особых конкретных норм), регулирующих особую сферу правовых отношений людей по поводу их имущественных и неимущественных прав, причем воспроизводящихся в правоприменительной практике государственных и других юридических учреждений, и как идеал, присутствующий в общественном сознании в отношении этих правил и этой практики.

На наш взгляд «государство» и «право» как понятия можно представить следующим образом:

 
 

 


Важный элемент исторической дисциплины - периодизация. Чтобы не создавать ненужных историко-теоретических построений и не придавать истории государства и права не присущего ей смысла в курсе за основу взята устоявшаяся периодизация.

 


Догосударственный период

Земле – 10 млрд. лет. По данным археологии (находка в Эфиопии) человекоподобное существо возникло 4, 5 млн. лет назад. Изначально - эпоха палеолита, период – первобытно-общинного строя. В мустьерский период (около 100 тыс. лет до н.э.) человек отличается от животного умением делать орудия труда (обрабатывать камень и кость), возводить жилище. Образ жизни бродячий, стадный (30-40 человек). Больше нельзя, не прокормиться. Отношения и прежде всего половые, регулируются обычаями. Что касается семьи, то существует две точки зрения: или «все со всеми», или гаремная. Труд коллективный – иначе не выжить. Мировоззрение – в форме первобытных религий.

 
 

 

 


В ориньякский период (около 30 тыс. лет до н.э., поздний палеолит) человек научился делать копья, дротики, гарпуны, западни для животных и ловушки для рыбы. Образ жизни – оседлый или полуоседлый. А в 10-8 тысячелетиях до н.э. (эпоха мезолита) появляется лук, стрела, топор.

Примерно с 8 тысячелетия до н.э. (неолит) появляется мотыга, долбленая лодка. Человек научился шлифовать, пилить и сверлить камень, приручил собаку. В этот период человек совершает неолитическую революцию в земледелии и индустрии. Появляются глиняная посуда, сети, ткачество, одомашненные животные. Главный итог – на смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая, а новые орудия труда привели к появлению излишних продуктов. А это вместе со скотоводством (нет необходимости в коллективном труде) ослабило связь человека с коллективом.

Пока это матриархат, экзогамия, групповщина и безотцовщина. Материнская родовая община (до 300 человек) живет в одном доме, совместный труд, совместное потребление. Это – коммуна. А во-главе – главная добытчица – женщина.

Наличие одомашненных животных, излишков продуктов привело к ликвидации матриархата и утверждению патриархального рода, возникновению парной семьи с преобладанием власти мужчины. Появляется институт развода.

ГЛАВА I. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

1. Государство. Египет стоит у истоков мировой цивилизации. Здесь раньше, чем у других народов сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это точно произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.

На рубеже III тысячелетия до н.э. складывается в Древнем Египте «40 номов» (областей). Во главе нома стоял «царь», он же верховный жрец. Объединение областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства (3000 – ок. 2800 гг. до н.э.) они объединяются. Последующая история Древнего Египта распадается на Древнее царство (2800 – ок. 2250 гг. до н.э.), Среднее царство (ок. 2050 – ок. 1700 гг. до н.э.), Новое царство (ок. 1580 – ок. 1070 гг. до н.э.), Поздний период (Ливийско – Саисский и Персидский) (ок. 1070 – 332 гг. до н. э.) и Греко-Римский период (332 гг. до н. э. – 395 гг. н. э.).

Древний Египет представлял собой централизованное бюрократическое государство. Господствующий класс составляли рабовладельцы и жречество. Положение знати определялось древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью. Огромное влияние на общество оказывало жречество, оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств. Жреческие звания становятся наследственными.

Основной общественной ячейкой в Древнем Египте, являлась сельская община. В общем пользовании общины были свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса. Зачастую община обрабатывала часть земли сообща, отдавая полученный урожай в качестве платы налога, для создания запасов.

Основную массу населения составляли зависимые и подневольные люди. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие различные виды работ. Они владели небольшим имуществом и получали скудное пропитание.

 

 

       
   
 
 

 

 


Государственный строй Древнего Египта во все периоды истории отличается тем, что его главой был царь, которого называли фараоном. Религия Древнего Египта причисляла его к богам. За три тысячи лет до новой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы, агрессоры. Власть фараона была абсолютной. Он считался посредником между небом и землей. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоны женились на сестрах. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой.

Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую из них – управляющего дворца и начальника всех ведомств (джати) по традиции занимал сын фараона или его ближайший родственник. В его обязанности входило издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. Он является также председателем судебных палат.

Помимо джати, источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея. Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с названными должностными лицами стоит сановник, управляющий комплектованием и снабжением армии.

Например, под непосредственным контролем джати в период Нового царства находились главы специализированных домов: управляющий «домом оружия», руководивший военным ведомством; управляющий «домом царских сокровищ»; управляющие «белыми домами» – ведомства по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.

Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Номенклатура должностей была разнообразной: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи различных рангов и др. Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные военные. Для военных действий за пределами страны набирали ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев.

           
   
Государственный строй Древнего Египта
 
 
 
   
«Белыми домами»

 

 


Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников.

 

2. Право. Самые первые законы были предположительно написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько видов заключения договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

Существовало несколько видов договоров – займа, найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство мужчины: главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат – сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа» была сожжена.

Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: государственные (измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны); религиозные (убийство священных животных, чародейство); против личности (убийство, отступление от правил врачевания повлекшего смерть больного); против собственности (кража, обман при купле-продаже); преступления против чести и достоинства (прелюбодеяние, изнасилование).

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется малая информированность о египетском правосудии.

 

 

 


ГЛАВА II. ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

Вавилонское государство располагалось в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государственные образования здесь возникли в начале III тысячелетия. Одной из наиболее древних цивилизаций, заложивших основы государственности в этом регионе были шумеры. От этого народа получило название государство Шумер.

 

Шумерское государство

Политический строй представлял собой города - государства. Главы государств Шумера энси (хозяин) и лугали (господин сооружения) избирались народным собранием, либо советом старейшин, что свидетельствовало о пережитках патриархально-родовой демократии. Энси занимался военными вопросами, разбирал судебные дела, возглавлял работу по ирригации, строительству храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства. Он располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Постепенно его власть становилась наследственной.

Согласно легенде, у шумеров действовал древний обычай совершать ритуал мнимого убийства дряхлого вождя. Традиция стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» провозглашался «подменный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что в сравнение с ними народ оценит возможности настоящего царя. Процедура для правителя была унизительной. Однажды произошел весьма курьезный случай. На трон посадили садовника правителя, однако, случилось несчастье, в тот же день царь умер. Садовник остался на троне и правил не хуже своего предшественника. Но традицию не отменили.

Государственный аппарат у шумеров являл собой отлаженный механизм. Здесь любили строгий учет, порядок, организованность. Не случайно традиция изображала рядом двух богинь: Нишу (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).

В Шумерском государстве все строго учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Чиновники Шумера превосходно знали систему учета бухгалтерии, применяя начала алгебры. Потребности учета ускорили появление здесь еще в III тыс. до н.э. слогового письма. Грамотность имела широкое распространение даже среди простолюдинов.

Население Шумера состояло из знати, общинников, имелись рабы и другие зависимые люди. Огромную роль в жизни Шумера играли храмы, жречество. Храмы были центрами управления сельским хозяйством, организовывали прокладку каналов, собирали налоги.

Шумер не представлял собой единого государства. Процесс становления централизованного государства затянулся на столетия. Впоследствии произошло объединение шумеров с другим народом – аккадцами. Было создано Шумеро-Аккадское царство. Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи победив местных правителей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Двуречья – этап возвышения и господства Вавилона.

 

 

Право Древнего Вавилона

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Первая кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были вырезаны на большом черном базальтовом столбе. На нем изображен царь, стоящий в молитвенной позе перед богом вавилонян – Мардуком, который вручает ему Законы и законодательные положения. Под изображением царя располагается текст законов.

Текст распадается на три части. Первая часть – введение. После него следуют статьи законов и, наконец, заключение. Всего сборник законов насчитывает 282 статьи. Источниками кодекса явились шумерийские судебники, старое обычное право, новое законодательство.

Для законов характерна примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. В них нет четкого понятия преступления, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической форме, без системности в изложении. Законы содержат пережитки родового строя. Это проявляется в сохранении принципа талиона, применении ордалий.

Законник Хаммурапи пытался закрепить рабовладельческий строй государства. Это, по существу, первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй.

 
 

 


В существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

Время Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Земля рассматривалась в категориях владения, пользования. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.

В кодексе Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду пахотной земли. Плата за нее равнялась обычно одной трети урожая, а иногда и половины его. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, но и вернуть землю обработанной. Он платил полностью оговоренную сумму за аренду чаще вперед. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из урожая, выращенного соседями.

Законы Хаммурапи упоминают о различных видах найма. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий: врачей, строителей корабельщиков и наймом рабочих и рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Получил распространение договор личного найма. Нанимали работников для обработки земли, врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда.

Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Здесь заметно стремление оградить должника от всевластия кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют ограничение процентов, взимаемых ростовщиком с займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Получили развитие договоры купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда.

Значительное внимание законы Хаммурапи уделяли семейно-брачным отношениям. Брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если она была бесплодна, муж мог иметь другую жену. Однако законы предусматривали некоторые гарантии женщине. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после смерти мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Получил обоснование институт наследования. Преимущественный способ наследования - наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Как и другие древние нормы права, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления (форм вины, отягчающие и смягчающие обстоятельства) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными. Из содержания законов можно выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство; к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился, что стало причиной смерти хозяина. Довольно подробно в законах говорится о членовредительствах. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов квалифицируются как преступные действия. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство, либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа виновный приговаривался к смертной казни.

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись его целью. Такой целью является возмездие. Основными видами наказаний были смертная казнь в самых различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание.

 


Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение.

 


ГЛАВА III. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

 

1. Государство. Археологические раскопки показывают, что еще в 3-м тыс. до н.э. на территории сегодняшней Индии существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. Наука, к сожалению, располагает весьма скудными историческими сведениями по этому периоду Древней Индии.

Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду ( вторая половина 2-го тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. до н.э.), когда возникает разделение общества на различные социальные группы, чему способствует продолжавшееся ряд столетий проникновение в Индию с северо-востока различных индоарийских племен. Период складывания самого крупного на Древнем Востоке государства – империи Маурьев (1-ое тыс. до н.э. – до 1 в. н.э.) получил название магадхско-маурийского периода.

Государственно-правовые институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческих деспотий других стран Древнего Востока.

Во-первых, особенностью экономической (общинная система, отсутствие государственной собственности на землю) и общественной жизни (кроме кланов, сословий имелись варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Своеобразие этических воззрений затрудняли возможность для рабовладения стать ведущим укладом жизни Древней Индии.

Во-вторых, с глубокой древности Индия – страна многоязычная, многоэтническая. На территории государства находились народы, стоявшие на разных ступенях общественного развития.

 

 

 


В-третьих. Огромное влияние на общественное правовое сознание оказывали индуистская и буддийская религии. Они призывали следовать примеру героев, мучеников, распространяли высокие нравственные идеалы. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара). Новое перерождение определяется накопленной в жизни кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансары на века обезопасили Индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжкий труд осознавались как следствие предыдущей греховной жизни и дурной кармы, как вина самого человека, а не государственных устоев.

В-четвертых. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязании мирного населения. Гуманность – характерная черта древнеиндийской цивилизации.

Самобытные нормы социальной жизни, устои религии, индусской общины, кастовая система обладали поистине несокрушимой силой, которую не могли одолеть многочисленные захватчики. Потомки завоевателей по общему правилу, ассимилировались с местным населением.

Процесс формирования государства занял несколько столетий. Центральный административный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления.

Основой государственной власти считался царь. Строго соблюдая принцип наследования. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. По мере того, как его положение на троне усиливалось, он стал обладать неограниченной властью, был военным начальником, верховным судьей. Экономической основой его власти являлись захваченные, присоединенные земли. В период империи Маурьев оформилась концепция единого правителя. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, верховных судей.

Вместе с тем власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, наиболее крупные из которых небезуспешно противостояли центру, но и установившимися традиционными религиозно-этическими нормами.

Политико-религиозная индусская концепция «богоугодного царя» предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Вступая на трон, царь давал клятву служить народу: «пусть я буду лишен неба, жизни и потомков, если буду вас притеснять». Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Но древнеиндийские монархии нельзя рассматривать как теократические. Некоторые из монархов называли себя не богами, а «милыми богам».

Важную роль в управлении играли помощники царя: придворный жрец, военный начальник, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы в которой служили кшатрии. В него входили подразделения боевых слонов.

При царе имелись два совещательных органа: паришад и раджасабха. В первый входили царские сановники, вельможи, чиновники высших рангов. В состав раджасабха входили не только государственные чиновники, но и представители провинций, городов, старосты селений. Кроме паришада и раджасабхи существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Во главе селений и городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят и его комитеты. Он распределял землю между крестьянами, собирал налоги, разбирал судебные тяжбы жителей. Панчаят являлся подотчетным органом. Комитеты избирались на один год. Любого члена комитета за недостойное поведение можно было отозвать. Относительный демократизм формирования местных органов вряд ли стоит переоценивать – реальная власть находилась в руках знати.

 
 

 

 


Самая низшая инстанция – староста деревни, затем шел управитель десяти деревень, затем двадцати, ста и тысячи. Их обязанность – сообщать властям «о преступлениях» и взимать натуральные подати царю. За свою службу они получали земельные наделы, величина которых зависела от должности.

 
 

 


Царская администрация осуществляла контроль за местными органами управления. Деятельность старост находилась под присмотром царского чиновника, который был обязан лично их инспектировать.

Источники свидетельствуют о существовании раннеклассовых республик (т.н. «ганы»). Они обычно утверждались там, где прочно сохранились родовые традиции, находились в труднодоступной местности.

Территория государства Маурьев делилась на провинции. Во главе них находились царевичи. Наряду с делением на провинции существовало деление на области, округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

 
 

 


2. Право. Особенностью права Древней Индии состояли в том, что правовые установления основных источников права соседствовали и тесно переплетались с религиозными правилами. Нередко религиозные нормы обосновывали существование норм права.В качестве примера можно привести такие источники, как Веды, Архашастры, Дхармашастры.

 
 

 


Законы Ману – сборник религиозно - правовых предписаний, состоящих из 12 глав (2685 статей). Наряду с нормами общественного поведения в законах содержались ритуальные предписания, рассматривались вопросы мировоззрения, медицины и т.д.

Глава 1 Учение о происхождении общества, обоснование господствующего положения брахманов и др.
Глава 2 Главным образом, правила жизни человека в период ученичества
Глава 3-5 Правила повседневной жизни в свете религиозно-нравственных и д.р. предписаний. Рекомендации для вступающих в брак, форма бракосочетания
Глава 6 Религиозно-нравственные правила жизни отшельников
Глава 7 О божественном происхождении царской власти и правилах должного управления государством
Глава 8 О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и уголовном праве
Глава 9 Положения о брачно - семейных отношениях, наследовании имущества и борьбе с воровством
Глава 10 О потомстве от браков между представителями разных варн. Условия приобретения собственности
Глава 11-12 О покаянии во искушение совершенных грехов. Описание посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни

 

По легенде, бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Однако нет сомнения в том, что в систематизации данных законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденцию.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменитых философов, теологов, индийских правителей на управление, право, этику.

Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варновского строя, подчеркивание наследственно-профессионального характера варн, определение назначения каждой варны, привилегий.

Важное место в законах Ману занимают нормы, касающиеся права собственности. Указываются возможные способы ее возникновения: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаружилась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь