Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественная власть в догосударственный период



Род возник с появлением запрета половых связей внутриутробных братьев, сестер и более дальних родственников. Его основа – общее право на имущество, землю, военную добычу. Появление избытков продуктов ведет к возникновению разбоя. Появляется военный институт.

Вождь избирается на определенный срок, у него военная и судебная функции и нет административной. Но вождь имеет преимущество при дележе добычи, у него особая защита, ему лучший кусок пищи на пиру. Постепенно появляются рода, способные выставить сильный отряд. Род начинает разлагаться: в результате грабежа, военной добычи, рабства (пленных убивать невыгодно) формируются более зажиточные семьи – знатные в роду: наследственная аристократия.

А в месте с ней и форма правления – общее собрание и совет старейшин. Функции собрания: судебные дела, военные и административные вопросы.

Союз родов – фратрия (братство), а в промежутке могла быть фила (любовь). Фратрия – группа родственных родов. Она экзогамна. Ее главная задача – регулировать половые отношения. Члены одной фратрии вступают в брачные отношения с соседней фратрией. Союз фратрий – племя.

Во главе их – советы старейшин, а форма власти – военная демократия.

 

 


Это период рассвета родовой организации, но уже имущественное расслоение налицо. Отношения регулируются обычаем.

 

 


Начинается непосредственный переход к государству.

 
 

 

 


Эти государства возникали и развивались примерно по одному сходному пути. Сходной была и сложившаяся в них государственная организация – первого известного истории древневосточного типа: Восточная деспотия.

       
   
Восточная деспотия
 
 

 

 


Господствующий класс Древневосточных государств состоял из крупных чиновников, военачальников, а также жрецов. Основные же производственные функции выполняли классы мелких товаропроизводителей (крестьян, ремесленников), а также рабов и близких к ним по положению подневольных работников. Рабство на Востоке не было всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.

 

 
 

 


Своеобразие государственного строя древневосточных государств определялось, прежде всего, его социальной базой – общиной. Своим консерватизмом, своим нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его воли начиналось уже в пределах коллектива, к которому он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти.

В целом для древневосточного региона были характерные замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов.

 

 

ГЛАВА I. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

1. Государство. Египет стоит у истоков мировой цивилизации. Здесь раньше, чем у других народов сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это точно произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.

На рубеже III тысячелетия до н.э. складывается в Древнем Египте «40 номов» (областей). Во главе нома стоял «царь», он же верховный жрец. Объединение областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства (3000 – ок. 2800 гг. до н.э.) они объединяются. Последующая история Древнего Египта распадается на Древнее царство (2800 – ок. 2250 гг. до н.э.), Среднее царство (ок. 2050 – ок. 1700 гг. до н.э.), Новое царство (ок. 1580 – ок. 1070 гг. до н.э.), Поздний период (Ливийско – Саисский и Персидский) (ок. 1070 – 332 гг. до н. э.) и Греко-Римский период (332 гг. до н. э. – 395 гг. н. э.).

Древний Египет представлял собой централизованное бюрократическое государство. Господствующий класс составляли рабовладельцы и жречество. Положение знати определялось древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью. Огромное влияние на общество оказывало жречество, оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств. Жреческие звания становятся наследственными.

Основной общественной ячейкой в Древнем Египте, являлась сельская община. В общем пользовании общины были свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса. Зачастую община обрабатывала часть земли сообща, отдавая полученный урожай в качестве платы налога, для создания запасов.

Основную массу населения составляли зависимые и подневольные люди. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие различные виды работ. Они владели небольшим имуществом и получали скудное пропитание.

 

 

       
   
 
 

 

 


Государственный строй Древнего Египта во все периоды истории отличается тем, что его главой был царь, которого называли фараоном. Религия Древнего Египта причисляла его к богам. За три тысячи лет до новой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы, агрессоры. Власть фараона была абсолютной. Он считался посредником между небом и землей. При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоны женились на сестрах. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой.

Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую из них – управляющего дворца и начальника всех ведомств (джати) по традиции занимал сын фараона или его ближайший родственник. В его обязанности входило издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. Он является также председателем судебных палат.

Помимо джати, источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея. Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с названными должностными лицами стоит сановник, управляющий комплектованием и снабжением армии.

Например, под непосредственным контролем джати в период Нового царства находились главы специализированных домов: управляющий «домом оружия», руководивший военным ведомством; управляющий «домом царских сокровищ»; управляющие «белыми домами» – ведомства по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д.

Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Номенклатура должностей была разнообразной: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи различных рангов и др. Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные военные. Для военных действий за пределами страны набирали ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев.

           
   
Государственный строй Древнего Египта
 
 
 
   
«Белыми домами»

 

 


Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников.

 

2. Право. Самые первые законы были предположительно написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько видов заключения договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

Существовало несколько видов договоров – займа, найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство мужчины: главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат – сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа» была сожжена.

Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: государственные (измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны); религиозные (убийство священных животных, чародейство); против личности (убийство, отступление от правил врачевания повлекшего смерть больного); против собственности (кража, обман при купле-продаже); преступления против чести и достоинства (прелюбодеяние, изнасилование).

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется малая информированность о египетском правосудии.

 

 

 


ГЛАВА II. ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

Вавилонское государство располагалось в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государственные образования здесь возникли в начале III тысячелетия. Одной из наиболее древних цивилизаций, заложивших основы государственности в этом регионе были шумеры. От этого народа получило название государство Шумер.

 

Шумерское государство

Политический строй представлял собой города - государства. Главы государств Шумера энси (хозяин) и лугали (господин сооружения) избирались народным собранием, либо советом старейшин, что свидетельствовало о пережитках патриархально-родовой демократии. Энси занимался военными вопросами, разбирал судебные дела, возглавлял работу по ирригации, строительству храмовых, культовых сооружений, городского хозяйства. Он располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Постепенно его власть становилась наследственной.

Согласно легенде, у шумеров действовал древний обычай совершать ритуал мнимого убийства дряхлого вождя. Традиция стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» провозглашался «подменный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что в сравнение с ними народ оценит возможности настоящего царя. Процедура для правителя была унизительной. Однажды произошел весьма курьезный случай. На трон посадили садовника правителя, однако, случилось несчастье, в тот же день царь умер. Садовник остался на троне и правил не хуже своего предшественника. Но традицию не отменили.

Государственный аппарат у шумеров являл собой отлаженный механизм. Здесь любили строгий учет, порядок, организованность. Не случайно традиция изображала рядом двух богинь: Нишу (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности).

В Шумерском государстве все строго учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Чиновники Шумера превосходно знали систему учета бухгалтерии, применяя начала алгебры. Потребности учета ускорили появление здесь еще в III тыс. до н.э. слогового письма. Грамотность имела широкое распространение даже среди простолюдинов.

Население Шумера состояло из знати, общинников, имелись рабы и другие зависимые люди. Огромную роль в жизни Шумера играли храмы, жречество. Храмы были центрами управления сельским хозяйством, организовывали прокладку каналов, собирали налоги.

Шумер не представлял собой единого государства. Процесс становления централизованного государства затянулся на столетия. Впоследствии произошло объединение шумеров с другим народом – аккадцами. Было создано Шумеро-Аккадское царство. Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи победив местных правителей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Двуречья – этап возвышения и господства Вавилона.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь