Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные черты афинского права
Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других государств. Особенность правовой системы Афин заключалась в том, что обычай долгое время считался основным источником права. Закон и обычай практически отожествлялись. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов и декретов над обычаями. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Драконт включил ряд новых существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Так, смертной казнью каралось не только святотатство или умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-IV вв. до н.э., законы становятся главным источником права. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Было известно деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму – деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. В афинском праве владение понималось как фактическое обладание имуществом и собственностью. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной, а государственная - в форме частной. Обязательные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства вытекающие из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Обычаи и законы исходили из понятия широкой правоспособности и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины». В отличие от стран Древнего Востока в Афинах имущественные отношения, гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах нет детальных предписаний о правах собственника. В афинском праве получили развитие семейно-брачные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья. Власть домовладыки была весьма значительной. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти – совершеннолетний сын. Женщина не могла от своего имени заключать сделки. Застигнув жену на месте прелюбодеяния, муж мог безнаказанно убить любовника. При наличии сыновей дочь не получала наследство. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. К слабому полу относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев. Удел женщин – домашнее хозяйство, затворничество. Даже покупки на рынке совершали мужчины. Официальная мораль обвиняла их в том, что они беззаботно проводят время в стенах дома, тогда как мужчины в поте лица добывают хлеб насущный, заняты ежедневно тяжким трудом. Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали в кругу себе равных, в обществе гетер, находили удовольствие в любви к юношам. Цель брака диктовалась общегосударственными и частносемейными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку – шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в 7 лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дома. В Афинах, как и в Спарте, сохранялся обычай детоубийства. Согласно обычаю, обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. По законам Солона, сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. С другой стороны отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, мог искалечить и даже убить. Афинскому праву были известны преступления государственные, против семьи, личности, собственности. К особо опасным преступлениям против государства были отнесены: измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, внесение противозаконных предложений в народное собрание.
Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, занимался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атемия). Осужденный к смертной казни мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч, веревку. Афинских граждан телесным наказаниям не подвергали. Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.
Судоразбирательство могло начаться при поступлении заявления от полноправного афинского гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, раба – его хозяин. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Судоразбирательство знало стадии: предварительное расследование, судебное разбирательство и стадия вынесения приговора. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали.
Правовые воззрения древних греков оказали большое влияние на процесс становления римского права.
ГЛАВА VI. ДРЕВНИЙ РИМ I. Царский период История Древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. Она делится на царский (VIII в. до н.э. – 509 г. до н.э.); республиканский (509 г. до.н.э. – 27 г. до н.э.); императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) периоды.. Население Рима жило родами, главой которых были старейшины. Род - сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, коллективной собственностью на землю и почитанием предков. Состав населения. Коренное население, входившее в общину, называлось патрициями (патер-отец). Патриции представляли собой полноправный «римский народ». Плебеи (лат. - простой народ), первоначально до 3в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели права на пользование общинной землей, занимались ремеслом и торговлей, были лишены политических прав. С 3 – 2 вв. до н.э. плебеями стали называть полноправных граждан, незнатного происхождения. Не гражданами были и клиенты (зависимый, подчиненный). Это обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, искавшие покровительство у патронов из богатой знати. Римская патрицианская община представляла собою город-государство с типичными чертами «военной демократии». Во главе был рекс-царь, должность была выборной. Главы родов составляли совет старейшин или сенат. Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами. Важным этапом на пути римской государственности были реформы которые провел Сервия Туллия. Он разделил все свободное население Рима – и патрициев и плебеев – на 5 имущественных разрядов или классов: в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета); во втором – 75.000 ассов; в третьем – 50.000 ассов и т.д. Имущественным положением определялось место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане 1 класса служили в коннице. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона. Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии вообще не служили. Граждане каждого разряда были поделены на сотни (центурии). Всего их было 193. Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Центуриатные собрания стали решать такие вопросы как объявления войны, выбор должностных лиц, суд и пр.
Падение военной демократии в Риме, произошло в конце VI – начале Vв.в. до н. э. Это произошло после насильственного свержения царя Тарквиния Гордого и передачи власти двум выборным должностным лицам – консулам (высшая магистратура, сановник, начальник). Они могли выбираться только из патрициев. Таким образом, был осуществлен переход к республике.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2601; Нарушение авторского права страницы