Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство Древнего Вавилона



Вавилон по общественно-государственному устройству являлся рабовладельческим деспотическим государством.

Как в любом рабовладельческом государстве все население делилось на свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные (свободные) граждане (авилум-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправным гражданам противопоставлялись «мушкенум» (покорные, падающие ниц).

На неравноправное положение мушкенум указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное авилуму, каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкенум», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкенума» вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф.

Низший общественный слой составляли рабы. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Рабов продавали, закладывали. Повреждение здоровья или лишение жизни рабов считалось не более как повреждение или уничтожение имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое могли иметь рабы, приобреталось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Лишь некоторые категории рабов пользовались защитой закона. Это были рабыни, имевшие детей от своих владельцев. При этом такие дети считались свободными.

Население различалось и по профессиональному признаку. Первое место занимают придворные служащие, из которых выделялись царский телохранитель и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю. Были различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики.

 
 

 

 


Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть.

       
 
 
   

 

 


Право Древнего Вавилона

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Первая кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были вырезаны на большом черном базальтовом столбе. На нем изображен царь, стоящий в молитвенной позе перед богом вавилонян – Мардуком, который вручает ему Законы и законодательные положения. Под изображением царя располагается текст законов.

Текст распадается на три части. Первая часть – введение. После него следуют статьи законов и, наконец, заключение. Всего сборник законов насчитывает 282 статьи. Источниками кодекса явились шумерийские судебники, старое обычное право, новое законодательство.

Для законов характерна примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. В них нет четкого понятия преступления, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической форме, без системности в изложении. Законы содержат пережитки родового строя. Это проявляется в сохранении принципа талиона, применении ордалий.

Законник Хаммурапи пытался закрепить рабовладельческий строй государства. Это, по существу, первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй.

 
 

 


В существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

Время Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Земля рассматривалась в категориях владения, пользования. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.

В кодексе Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду пахотной земли. Плата за нее равнялась обычно одной трети урожая, а иногда и половины его. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, но и вернуть землю обработанной. Он платил полностью оговоренную сумму за аренду чаще вперед. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из урожая, выращенного соседями.

Законы Хаммурапи упоминают о различных видах найма. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий: врачей, строителей корабельщиков и наймом рабочих и рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Получил распространение договор личного найма. Нанимали работников для обработки земли, врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда.

Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Здесь заметно стремление оградить должника от всевластия кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют ограничение процентов, взимаемых ростовщиком с займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Получили развитие договоры купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда.

Значительное внимание законы Хаммурапи уделяли семейно-брачным отношениям. Брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если она была бесплодна, муж мог иметь другую жену. Однако законы предусматривали некоторые гарантии женщине. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после смерти мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Получил обоснование институт наследования. Преимущественный способ наследования - наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Как и другие древние нормы права, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления (форм вины, отягчающие и смягчающие обстоятельства) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными. Из содержания законов можно выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство; к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился, что стало причиной смерти хозяина. Довольно подробно в законах говорится о членовредительствах. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов квалифицируются как преступные действия. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство, либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа виновный приговаривался к смертной казни.

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись его целью. Такой целью является возмездие. Основными видами наказаний были смертная казнь в самых различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание.

 


Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение.

 


ГЛАВА III. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

 

1. Государство. Археологические раскопки показывают, что еще в 3-м тыс. до н.э. на территории сегодняшней Индии существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение. Наука, к сожалению, располагает весьма скудными историческими сведениями по этому периоду Древней Индии.

Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду ( вторая половина 2-го тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. до н.э.), когда возникает разделение общества на различные социальные группы, чему способствует продолжавшееся ряд столетий проникновение в Индию с северо-востока различных индоарийских племен. Период складывания самого крупного на Древнем Востоке государства – империи Маурьев (1-ое тыс. до н.э. – до 1 в. н.э.) получил название магадхско-маурийского периода.

Государственно-правовые институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческих деспотий других стран Древнего Востока.

Во-первых, особенностью экономической (общинная система, отсутствие государственной собственности на землю) и общественной жизни (кроме кланов, сословий имелись варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Своеобразие этических воззрений затрудняли возможность для рабовладения стать ведущим укладом жизни Древней Индии.

Во-вторых, с глубокой древности Индия – страна многоязычная, многоэтническая. На территории государства находились народы, стоявшие на разных ступенях общественного развития.

 

 

 


В-третьих. Огромное влияние на общественное правовое сознание оказывали индуистская и буддийская религии. Они призывали следовать примеру героев, мучеников, распространяли высокие нравственные идеалы. Жизнь понималась как цепь перерождений (сансара). Новое перерождение определяется накопленной в жизни кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансары на века обезопасили Индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжкий труд осознавались как следствие предыдущей греховной жизни и дурной кармы, как вина самого человека, а не государственных устоев.

В-четвертых. История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязании мирного населения. Гуманность – характерная черта древнеиндийской цивилизации.

Самобытные нормы социальной жизни, устои религии, индусской общины, кастовая система обладали поистине несокрушимой силой, которую не могли одолеть многочисленные захватчики. Потомки завоевателей по общему правилу, ассимилировались с местным населением.

Процесс формирования государства занял несколько столетий. Центральный административный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления.

Основой государственной власти считался царь. Строго соблюдая принцип наследования. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. По мере того, как его положение на троне усиливалось, он стал обладать неограниченной властью, был военным начальником, верховным судьей. Экономической основой его власти являлись захваченные, присоединенные земли. В период империи Маурьев оформилась концепция единого правителя. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, верховных судей.

Вместе с тем власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, наиболее крупные из которых небезуспешно противостояли центру, но и установившимися традиционными религиозно-этическими нормами.

Политико-религиозная индусская концепция «богоугодного царя» предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Вступая на трон, царь давал клятву служить народу: «пусть я буду лишен неба, жизни и потомков, если буду вас притеснять». Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Но древнеиндийские монархии нельзя рассматривать как теократические. Некоторые из монархов называли себя не богами, а «милыми богам».

Важную роль в управлении играли помощники царя: придворный жрец, военный начальник, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы в которой служили кшатрии. В него входили подразделения боевых слонов.

При царе имелись два совещательных органа: паришад и раджасабха. В первый входили царские сановники, вельможи, чиновники высших рангов. В состав раджасабха входили не только государственные чиновники, но и представители провинций, городов, старосты селений. Кроме паришада и раджасабхи существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Во главе селений и городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят и его комитеты. Он распределял землю между крестьянами, собирал налоги, разбирал судебные тяжбы жителей. Панчаят являлся подотчетным органом. Комитеты избирались на один год. Любого члена комитета за недостойное поведение можно было отозвать. Относительный демократизм формирования местных органов вряд ли стоит переоценивать – реальная власть находилась в руках знати.

 
 

 

 


Самая низшая инстанция – староста деревни, затем шел управитель десяти деревень, затем двадцати, ста и тысячи. Их обязанность – сообщать властям «о преступлениях» и взимать натуральные подати царю. За свою службу они получали земельные наделы, величина которых зависела от должности.

 
 

 


Царская администрация осуществляла контроль за местными органами управления. Деятельность старост находилась под присмотром царского чиновника, который был обязан лично их инспектировать.

Источники свидетельствуют о существовании раннеклассовых республик (т.н. «ганы»). Они обычно утверждались там, где прочно сохранились родовые традиции, находились в труднодоступной местности.

Территория государства Маурьев делилась на провинции. Во главе них находились царевичи. Наряду с делением на провинции существовало деление на области, округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

 
 

 


2. Право. Особенностью права Древней Индии состояли в том, что правовые установления основных источников права соседствовали и тесно переплетались с религиозными правилами. Нередко религиозные нормы обосновывали существование норм права.В качестве примера можно привести такие источники, как Веды, Архашастры, Дхармашастры.

 
 

 


Законы Ману – сборник религиозно - правовых предписаний, состоящих из 12 глав (2685 статей). Наряду с нормами общественного поведения в законах содержались ритуальные предписания, рассматривались вопросы мировоззрения, медицины и т.д.

Глава 1 Учение о происхождении общества, обоснование господствующего положения брахманов и др.
Глава 2 Главным образом, правила жизни человека в период ученичества
Глава 3-5 Правила повседневной жизни в свете религиозно-нравственных и д.р. предписаний. Рекомендации для вступающих в брак, форма бракосочетания
Глава 6 Религиозно-нравственные правила жизни отшельников
Глава 7 О божественном происхождении царской власти и правилах должного управления государством
Глава 8 О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и уголовном праве
Глава 9 Положения о брачно - семейных отношениях, наследовании имущества и борьбе с воровством
Глава 10 О потомстве от браков между представителями разных варн. Условия приобретения собственности
Глава 11-12 О покаянии во искушение совершенных грехов. Описание посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни

 

По легенде, бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Однако нет сомнения в том, что в систематизации данных законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденцию.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменитых философов, теологов, индийских правителей на управление, право, этику.

Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варновского строя, подчеркивание наследственно-профессионального характера варн, определение назначения каждой варны, привилегий.

Важное место в законах Ману занимают нормы, касающиеся права собственности. Указываются возможные способы ее возникновения: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаружилась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

 

Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Законы Ману разрешали землевладельцу продавать, дарить, сдавать в аренду свои участки земли.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество: рабы, скот, инвентарь.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь