Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания, поэтому нет и языка, нет потребности в речевом общении. То немногое, что животные даже наиболее развитые из них, умеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без помощи членораздельной речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, имеют голосовые органы. Например, шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации есть у дельфинов. Животные пользуются и мимико-жестякулярными средствами взаимной сигнализации. Но все эти средства сигнализации не являются речью, т.к. не обозначают предметы, а служат средством выражения эмоционального состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. Однако они послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда привело к тому, что у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность, практика совместной деятельности создали соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Речь образуется с помощью условно-рефлекторного физиологического механизма: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей, превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек, воспринимая мир, не только опирается на показания своих органов чувств и результаты индивидуального мышления, но и использует чувственность и рациональный потенциал всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Язык, слово иначе можно определить как материализованное сознание. «На духе лежит проклятие быть отягощенной материей, и этой материей является язык» (К.Маркс). Данные естествознания это подтверждают. Язык, которым пользуется человечество, можно определить как знаковую культуру, или как систему языков. Это так называемые естественные языки (русский, французский) и искусственные: (язык цифр, шифровок, графиков, формул, язык глухонемых). Есть еще язык взглядов, поз, умолчаний, жестов, язык танца, искусства и т. д. Часть языков можно назвать «жесткими», как предлагает математик В.В.Налимов. Каждому знаку в таком языке соответствует одно, строго определенное понятие. Таков язык математических символов, таков идеал юридического языка (естественный язык, тот, на котором мы изъясняемся, лишен такой жесткости). Есть «мягкие» языки (например, язык пантомимы). У человека есть письменный язык. В отличие от звуковой речи письменный язык создавался осознанно, и он прошел в своем развитии ряд стадий: 1) пиктографическое письмо (рисуночное) - несовершенная стадия, не дает нового, изображает то, что есть; 2) идеографическое (иероглифы) – понятия изображают знаком. Вначале условные значки сохраняли внешнее сходство с предметами; 3) фонетическое письмо – понятие слагаются из слогов, букв. Это наиболее развитая форма письма. Какими бы средствами ни выражались мысли человека, в конечном счете они так или иначе переводятся на словесный язык. Ясная по своему содержанию и форме мысль выражается в доходчивой и последовательной, речи. «Кто ясно думает, тот ясно излагает», - гласит народная мудрость. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому. На современном этапе, решая проблему сознания, невозможно умолчать о таком ее аспекте, как проблема искусственного интеллекта. Проблемами искусственного интеллекта занимается кибернетика – наука, изучающая проблемы управления различными, сложными системами, в том числе живыми организмами. В наши дни идея автоматизации интеллектуальной деятельности становится насущной проблемой. Это объясняется тенденциями развития современного общества: 1) Число лиц, занятых в сфере управления и обслуживания, растет быстрее, чем число лиц, непосредственно занятых в производстве. И происходит это так быстро, что, по мнению специалиста по кибернетике И.А.Полетаева, через некоторое время количество людей, занятых в непроизводственной сфере, в том числе и в науке, будет близко к общей численности населения земли. 2) Стремительное увеличение потока перерабатываемой информации в тех сферах общественной жизни, где раньше ее почти не было (торговля, банковское дело), также потребует автоматизации, а возможно, и интеллектуализации. В современной науке существуют три пути моделирования интеллекта: 1) бионический (или классический); 2) эвристический; 3) эволюционный. Бионическое моделирование является попыткой смоделировать работу головного мозга соединением между собой множества процессоров, подобно нейронной сети. На этом пути некоторое увеличение скорости и потока обрабатываемой информации идет лишь до уровня одного-двух десятков процессоров, а затем начинается резкий спад производительности. Процессоры как бы «теряются», перестают контролировать ситуацию или проводят большую часть времени в ожидании реакции соседа. Некоторых успехов удалось добиться в создании приборов, обрабатывающих не последовательную, а параллельную информацию. Эвристическое программирование решает задачи искусственного, интеллекта, которые в общем можно назвать творческими. Практичность этого метода заключается в радиальном уменьшении вариантов, необходимых при использовании метода проб и ошибок. Эволюционное моделирование. Этот подход является попыткой смоделировать не то, что есть, а то, что могло бы быть, если бы эволюционный процесс направлялся в нужном направлении и оценивался предложенными критериями. Идея эволюционного моделирования сводится к экспериментальной попытке заменить процесс моделирования человеческого интеллекта моделированием процесса эволюции. При этом предполагается, что разумное поведение предусматривает сочетание способности предсказывать состояние внешней среды с умением подобрать реакцию на каждое предсказание, которое наиболее эффективно ведет к цели. Этот метод открывает путь к автоматизации интеллекта и освобождению от рутинной работы. Это высвобождает время для проблемы выбора целей и выявления параметров среды, которые заслуживают исследования. Такой принцип может быть применен для использования в диагностике, управлении неизвестными объектами в игровых ситуациях. В зависимости от использованных средств можно выделить три фазы в исследованиях: 1) создание устройств, выполняющих большое число логических операций с высоким быстродействием; 2) разработка проблемно-ориентированных языков для использования на оборудовании, созданном в первой фазе; 3) здесь отпадает необходимость в точной формулировке постановки задачи, то есть задачу можно сформулировать в терминах цели и допустимых затрат, а метод решения будет найден самостоятельно по этим двум параметрам. Современный уровень развития человеческой цивилизации показывает, что проблема искусственного интеллекта давно перестала быть только научной, а превратилась в морально-этическую и социально-политическую. Один аспект этой проблемы: признание возможности искусственного разума есть унижение человеческого достоинства (здесь смешиваются вопросы возможностей искусственного интеллекта с вопросом о развитии и совершенствовании человеческого разума). Второй аспект: развитие кибернетики порождает проблему, связанную с возможной потерей стимулов к творческому труду в результате массовой компьютеризации, использования машин в сфере искусств. Еще один аспект этой проблемы: уже сейчас существуют машины и программы, способные в процессе работы самообучаться. В будущем, возможно, появятся машины, обладающие таким уровнем приспособляемости и надежности, что необходимость человеку, вмешиваться в процесс работы машин отпадет. В этом случае возможна потеря человеком своих качеств, ответственных за поиск решений. А это означает реальную деградацию способностей человека, неспособность принятия управления на себя в случае нестандартной ситуации. Третий аспект: японские ученые предупреждают человечество об опасности потери человеком своих личностных качеств, человек не заметит, как он сам и его окружающие превратятся в роботов. А это означает гибель человеческой цивилизации. Как видим, проблема искусственного интеллекта, пути ее решения постоянно ставят перед человечеством все новые и новые задачи, и, видимо, процесс этот будет бесконечен. Литература: 1. Видинеев, И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989. 2. Пеанов А.В. Сознание и мышление. М., 1994. 3. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1985. 4. Леонтьев, А. И. Проблемы развития психики. М., 1981. 5. Mихайлов. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. 6. Никифоров. А.С. Этюды о разуме. М., 1981. 7. Панов. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992. 8. Фролов, И.Т. Философия и история генетики. М., 1988. 9. Ярвилехто, Т. Мозг и психика. М., 1992.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы