Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нравственные ценности и мораль.
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы-этики различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время у разных народов, даже у разных социальных слоев существовали свои представления о добре и зле. Правила нравственности содержались мифологических, религиозных и философских системах любого общества. Так, например, Конфуций предложил правила «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, – так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, то есть особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не занимались вопросами онтологии и гносеологии по большому счету, главное внимание они уделяли именно этике. Этика – философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования. В античности появляются самостоятельные этические, учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм, стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того, чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание. Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена в учении Эпикура. Киники (совр. «циники») подвергали сомнению любые нравственные правила поведения, ценя превыше всего личную свободу и независимость, которые проявляются в том, чтобы жить ничего не боясь и никого не стыдясь. Стоицизм – учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформация, по мнению социолога М. Вебера, была эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развил И. Кант. Он сформулировал «категорический императив» – моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения Вов сякое время могла бы быть и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности. В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей. Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье. Изучая мораль этика наделяет ее определенными характеристиками и задает целый ряд вопросов. Первый из них – это вопрос о происхождении морали. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, космосом, Богом. Либо утверждать ее эволюционное происхождение, либо анализировать общественно-историческую природу морали. В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентаций. На вершине целостной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то. Что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга – как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределению. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.
Религиозные ценности. Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия – система представлений, на основе которых группа верующих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Религия предполагает веру в существование священных (сакральных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жизни людей. Религия – это культурная универсалия. Она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции: 1) является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека; 2) объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей; 3) оказывается психологически необходимой человеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечностью земного существования. Все когда-либо существовавшие религии можно разделит на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие). Исторически первым было представление о существовании множества богов, управляющих миром, то есть политеизм. Более поздним – монотеизм. Три монотеистических религии являются мировыми: буддизм, христианство, ислам. Мировыми их делает не столько распространенность, хотя у каждой из них сотни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности. Религия в ХХ в. становится предметом изучения в психологии, социологии и культурологи. Фрейдизм и неофрейдизм отмечали психотерапевтическую роль религии. Социологи предприняли глубокий анализ роли религии в обществе (например, М. Вебер исследовал роль протестантизма и его этики в формировании капиталистической экономики и буржуазных отношений). Историк и культуролог А. Тойнби рассматривал религию как сокровенную основу культуры, положив религиозный принцип в основу своей теории локальных цивилизаций. Для современной общественной жизни характерна секуляризация: религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, а религия утрачивает свое социальное влияние. Появляется движение к экуменизму – достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями. Процесс секуляризации шел параллельно с модернизацией. Среди либеральных свобод в свое время были выдвинуты принцип свободы совести: возможность занимать религиозную или атеистическую позицию. Принцип свободы вероисповедания предполагает возможность самостоятельного выбора религии. Принцип отделения церкви от государства означает, что религия является частным делом граждан.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы