Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение ордерных систем



 

Древнегреческие ордерные системы сложились в течение 1 0 – 15 первых лет VI в. до н.э., то есть примерно в течение деятельности одного поколения зодчих.
Возможно, материалом для ордеров сначала было дерево. Опоры, балки, которые надо было чем-то декорировать, дали толчок к появлению триглифов, расстояния между балками заполнялись, чтобы не было сквозняков – так появились метопы.

Однако наличие некоторых других элементов ордера невозможно объяснить гипотезой о деревянных прообразах элементов ордеров, выполненных в камне. Многие из таких элементов в деревянном ордере просто теряют смысл. Например, тения – полочка, которая устраивалась в
виде уголка для избежания деформации балки архитрава; если в каменной или металлической конструкции ее наличие оправдано, то для деревянной балки она бесполезна. Или энтазис: какое бы усилие не прилигалось к деревянной колонне, такого утолщения не произойдет. Следовательно,
происхождение ордерных систем нельзя объяснить исключительно прообразами из дерева.

Более верной в данном случае представляется гипотеза, согласно которой в формировании облика ордерных систем важную роль сыграл такой мягкий материал, как глина. Данная гипотеза подтверждается тем, что запасы глины на территории Греции были весьма велики: каждый полис обладал
своими запасами глины. Керамика в Греции была очень важной областью деятельности. Не случайно, согласно древнегреческой мифологии глина в качестве строительного материала участвовала при создании мира и человека богами.

Дорический ордер возник там, где был большой строительный лес. Его использовали не только для колонн, но и для балок перекрытий. Увеличивая количество пролетов, и тем самым, расширяя храм, греки начинают увеличивать высоту храма. Это было связано с необходимостью увеличения
размеров культовой статуи, олицетворяющей могущество, силу и власть божества.

Важнейшим элементом при переходе с одного строительного материала на другой является необходимость определить нужные размеры и пропорции – для дерева и камня они различны. Выявление
пропорционального соответствия происходит методом проб и ошибок, о чем свидетельствуют многочисленные примеры «непопадания», когда, например, прежде чем найти классическое соотношение диаметра колонны к ее высоте в пропорции 1: 5 или 1: 6 в дорическом ордере, греками
применялось соотношение 1: 7, 1: 9. Остатки ранних греческих храмов показывают, что не всегда эти размеры греки сразу могли «поймать». Иногда колонны ордера выглядят излишне тяжелыми, чересчур массивными. На первых порах греки не учитывали специфику камня. С одной стороны, камень считали более разрушающимся материалом, чем дерево, отсюда и утолщение колонн. С другой стороны, считая камень подобным металлу, греки излишне утоняли колонну.

Вот почему так важны немногочисленные эталонные произведения, в которых идеальным образом сошлись все размеры и пропорции, как, например, в Парфеноне, построенном 447-432 гг. до н.э. архитекторами

Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. Таким образом, этот храм значим не только сам по себе как памятник архитектуры, но и как итог всей предшествующей архитектурной деятельности. Ориентируясь на размеры и пропорции эталонного храма, можно понять, где был допущен
промах в любом другом храме.

Если дорический ордер сложился в тех местах, где есть крупный строительный лес, то ионический ордер складывался в местности, где не могло быть крупного леса.

Вертикальные подпоры ионического ордера своим прототипом могли иметь разные конструкции. Один из вариантов такой подпоры – рогулина, раздваивающаяся вверху, на которую кладется горизонтальная балка архитрава. Одновременно балка архитрава прочно фиксируется между
концами рогулины.

Использование рогулины в качестве вертикальной опоры вполне могло послужить и образованию такого элемента капители ионического ордера, как волюта, тем более, что подтверждение этой гипотезы явно прослеживается в облике капители с о. Лесбос. Капитель демонстрирует противопоставление двух начал, «раскалывающего» и «раскалывающегося». Возможно, в этом
случае имеются в виду противоположные мужское и женское начала, небесное и земное начала, мистическое соитие Богини Неба и Бога Земли, результатом которого стало творение мира. Данная гипотеза подтверждается еще более древними образцами – наскальными изображениями, известными еще с эпохи палеолита, символизирующими божественное совокупление

Бога Земли и Богини Неба в виде фаллоса, оплодотворяющего женское лоно.

Получается, что древнегреческий ордер есть не что иное, как визуализация мирового устройства, Мировое древо, Единое. То же самое – Золотое руно, за которым ходили аргонавты, руно с бараньими рогами, находившееся на стволе дерева, которое охранял дракон. Подтверждение этого можно найти в
других религиях, где часто встречаются рогатые богини - Хатхор, Исида, Гера, Иштар. Не случайна традиция, предписывающая в качестве основного пасхального блюда у греков ставить на стол жареного барашка. Не случайно, что первый знак Зодиака - Овен. Отсюда же имеет свои корни традиция. изображать Христа в виде ягненка. В этом случае получается, что ионическая капитель включает в себя всю мудрость человечества.

 

2.Древнегреческая скульптура (статуя, группа, рельеф).

 

НАПЕЧАТАЛА ОТДЕЛЬНО!!!!

 

3. Архитектура Древнего Рима (конструкция, декорация, основные типы древнеримской архитектуры). Монументальная живопись, скульптура Древнего Рима.

Архитектура

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить " типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе? Тарквинии Гордом? в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба? Великая клоака, которая служит " вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе " доблестной Республики", " простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против " разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Во времена императора Марка Аврелия - философа на троне - была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.

Живопись Древнего Рима

Обычай расписывать внутренние стены домов проник в римские города во II в. до н.э. из греческих городов юга Италии, но римские живописцы- декораторы, взяв за основу греческие приемы, творчески разработали свою богатую систему стенных украшений. В римской стенной живописи II в. До н.э. - I в. н.э. принято различать четыре декоративных стиля, которые иногда называют " помпейскими" (т. к. впервые такие росписи в технике фрески были открыты при раскопках в Помпеях). Большой вклад в исследованиет настенных росписей Древнего Рима внес немецкий ученый Август May,
которому и принадлежит выявление четырех стилей помпейской живописи.

Членение на живописные стили достаточно условно и не перекрывает собой общих закономерностей эволюции римской живописи в целом. Римская стенная живопись может быть рассмотрена с разных позиций:

Во-первых, как единая живописная композиция, украшающая то или иное помещение определенных размеров и назначения.

Во-вторых, как отзвук композиций греческих или эллинистических.

В-третьих, как поиск того или иного культурного эталона, эталонт римских художественных вкусов разных периодов.

В--четвертых, как репрезентант различных художественных направлений собственно римской живописи, технических навыков их создателей

Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе - смена республики империей, смена династий правителей Рима - непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высокохудожественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2в. до н.э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. Применялся второй стиль - архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно - иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность благодаря тому, что между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы, из произведений знаменитых греческих художников. Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи и тем самым как бы расширить внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В противоположность пышности второго стиля, третий стиль отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно - архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают замкнутость и плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих замысловатые фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи - копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

4. Монументальная живопись Византии (техника, образное содержание и художественные особенности).

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь