Понятие «стиль». Основные характеристики стиля
Стиль (от греч. «палочка для письма») – совокупность взаимосвязанных признаков, которые являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой и в то же время отличаются от произведений другого стиля. Стиль изначально - это палочка, которой пишут послание, т.е. стиль - это средство коммуникации, между кем-то и кем-то, а собственно послание, написанное стилем, - место встречи кого-то с кем-то (письмо в качестве места встречи адресата с адресантом).
Если представить произведение как место встречи конечного с бесконечным, то стиль (палочку для письма) может использовать как конечное, посылая послание свое к бесконечному, так и бесконечное, посылая свое послание к конечному. При этом послание как от конечного к бесконечному, так и от бесконечного к конечному должно быть написано на таком языке, который был бы понятен обеим сторонам взаимодействия. В итоге получается, что стилей как средства коммуникации конечного с бесконечным и бесконечного с конечным по большому счету должно быть всего два. Во-первых, это стиль, максимально проявляющий движение от бесконечного к конечному (оконечивание бесконечного). Во-вторых, это стиль, максимально проявляющий движение от конечного к бесконечному (обесконечивание конечного). Друг без друга эти стили не существуют, но в каждом конкретном произведении наблюдается большее или меньшее доминирование либо одного из стилей, либо другого. Фактически же обозначенные стили выступают своего рода стилевыми пространствами, каждое из которых включает в себя близкородственные и дальнеродственные художественные стили.
Стили изобразительного искусства
К стилевому пространству «ареаклассицизм» относятся художественные стили:
- античный классицизм,
- византийский классицизм,
- романский классицизм,
- ренессансный классицизм,
- классицизм XVII-XIX вв.,
- реализм.
К стилевому пространству «ареаромантизм» относят художественные
стили:
- готика,
- барокко,
- рококо,
2.Древнегреческая архитектура (типы зданий, конструкция, декорация, ордера).
Типы общественных сооружений Древней Греции
В эпоху архаики – период образования греческих полисов (VII-VI вв. до н.э.) - происходит складывание собственно античной художественной культуры. Появляется целый ряд типов общественных зданий, потребность в которых была обусловлена формами государственной и частной жизни эллинов:
- БУЛЕВТЕРИИ - дома для собраний совета общины (буле);
- ПРИТАНЕИ - здания со священным общинным очагом, предназначенные для официальных приемов;
- СИМПОСИИ - дома общественных трапез с питием вина;
- ПАЛЕСТРЫ - огороженные длинными портиками-стоями участки для физической тренировки молодежи (позднее на базе палестр возникли
ГИМНАСТИИ, включавшие в свою планировку помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой);
- СТАДИОНЫ - места для проведения различных соревнований, в первую очередь, по легкой атлетике;
- ТЕАТРЫ – святилища Диониса, места, где устраивались общественные представления.
- АКРОПОЛЬ - главный культовый центр города, имевший также и фортификационное значение. Большая часть греческих городов не имела укреплений и стен. Основная застройка примыкавшего к акрополю нижнего города представляла собой хаотическое скопление и была прорезана узенькими улочками, соединенными с дорогами, ведшими к общественным и торговым центрам поселения.
Акрополь, построенный на возвышении в центре города и защищенный как естественными (отвесные скалы, крутые подъемы), так и искусственными (стены, башни) оборонительными приспособлениями, служил прибежищем жителям города в моменты опасности.
- АГОРА - рыночная площадь, служившая также и местом общения, и открытым залом для общего собрания всех полноправных граждан полиса (слово «агора» - первоначально означало «общее собрание»).
- ХРАМ - наиболее богатое и монументальное строение полиса.
Территория не только города, но и всего полиса считалась освященной покровительством одного из божеств, храм которого располагался в центре города. Храмы строились на акрополях, а при отсутствии акрополя в городе – на священных участках рядом с агорой. Храмы являлись не только
вместилищем статуи бога-покровителя, но и главной государственной святыней, и хранилищем полисной казны. Греческие храмы подразделялись на храмы культа, в которых стояло священное изображение божества, служившее объектом поклонения, и храмы таинств, относимые к мистическим культам. Особо выделялись агональные храмы, в которых хранились принадлежности различных процессий и где раздавались награды победителям всевозможных состязаний.
- СТОИ – длинные портики, появившиеся одновременно с храмами в середине VII в. до н.э. Портики ставились на агоре, где они служили местом встреч и общения, или в святилищах, где они предназначались для отдыха паломников и хранения приношений.
- ПРОПИЛОНЫ или ПРОПИЛЕИ – торжественные ворота, оформлявшие вход в святилище. Наиболее развитый тип пропилоны получили в сооружении входа на Афинский Акрополь.
Типы древнегреческих храмов
В период архаики (VII-VI вв. до н.э.) возникает греческий храм, являвшийся центром важнейших событий общественной жизни граждан полиса. Храм становится хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед храмом – местом собраний и празднеств. Храм обычно ставился в центре акрополя или городской площади, являясь доминантой городской архитектуры. Храм посвящался богу – покровителю города. Храм, посвященный богу, всегда был повернут главным
фасадом на восток, храмы, посвященные обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейший тип греческого храма состоял из одного помещения,
открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых были обработаны в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами располагались две (иногда – одна)_ колонны. Поэтому и храм такого типа называется ХРАМ В АНТАХ. По своему виду он напоминал мегарон. Более сложным типом храма был ПРОСТИЛЬ, у которого впереди антов стоял ряд колонн. Следующий тип храма
– АМФИПРОСТИЛЬ - имел колоннады по обеим торцевым сторонам (амфи – с обеих сторон). Самым распространенным типом храма в Древней Греции был
ПЕРИПТЕР. У этого типа храма центральное закрытое помещение (наос) было обнесено рядом колонн («периптер» - с греч. - со всех сторон оперенный, «птерон» - крыло). Периптер, сложившийся к началу VII в. До н.э. господствовал в архаической и классической архитектуре. Колоннада,
окружавшая храм, называлась «птерон» или «перистасис» (от греч. «пери» - вокруг, «стасис» - стояние, стоящий). Более сложным, чем «периптер» типом храма являлся
ДИПТЕР. Это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В ПСЕВДОПЕРИПТЕРЕ все или большая часть интерколумниев («интер» – между, «колумна» – колонна) наружной колоннады полностью закрыта стеной, из которой колонны выступают лишь наполовину своего диаметра,
становясь полуколоннами. В ПСЕВДОДИПТЕРЕ второй (внутренний) ряд колонн отсутствовал, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т.е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами. МОНОПТЕР -круглый тип храма или здания общественного назначения, состоящий из одной колоннады и перекрытия над ней (перекрытие обычно было коническим).
ФОЛОС - круглое здание, состоящее из колоннады и закрытого помещения. Главное внутреннее помещение храма, которое греки называли НАОС или СЕКОС (по лат. – «целла»), представляло собой закрытую вытянутую в плане (прямоугольную) комнату, в которой стояла культовая статуя. Входом
в наос служил ПРОНАОС, огражденные спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков – стенами, торцы которых обработаны в виде антов. Позади целы или в глубине ее часто устраивался АДИТОН («недоступный», «священный») – помещение, сообщающееся с наосом. С другой стороны относительно целлы в храме находилось помещение, носившее название ОПИСТОДОМ (от
греч. «описто» - «позади»). Опистодом был отделен от наоса глухой стеной. Опистодом служил местом хранения храмовой утвари и храмовых приношений.
Популярное: