Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зал майолики (Рафаэля) (№ 229)
Рафаэль, пожалуй, самый популярный и широко ценимый художник Италии эпохи Возрождения, был человеком самых разнообразных талантов. Он сменил Браманте в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей, исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты. Однако, лучше всего он известен как художник Мадонн, и его непревзойденная популярность в последующих поколениях создана в основном гармонией и красотой созданных им образов Богородицы. Он изображал Мадонну как небесное существо, которое в то же время состояло из плоти и крови. " Мадонна Конестабиле" (название условное и, так же как в произведениях Леонардо, происходит от имени бывшего владельца) - картина небольшого формата (17, 5 x 18 см), чуть меньше листа ученической тетради, решена в форме тондо. Интересно, что Рафаэль начинает с таких почти миниатюрных вещей, а ведь именно Рафаэлю предстояло стать одним из основоположников монументального стиля римской школы живописи. Традиционная тема трактована очень просто. Молодая мать держит на руках младенца. Взгляды Марии и Христа сосредоточены па книге. Художник приблизил группу к первому плану, a пейзаж дал как широкую панораму. В пейзаже отчетливо сказываются впечатления Рафаэля от родных мест - это Умбрия с мягкой линией холмов, спокойной гладью озер и далекими заснеженными вершинами. Тонкие стройные деревца тянутся ввысь, их, не покрытые листьями ветви затейливым узором выделяются на фоне голубого неба. Весенняя пробуждающаяся природа воспринимается аккомпанементом образу мадонны, юной и чистой, как окружающий ее мир. В этой картине Рафаэль еще следует за художниками раннего Возрождения, выписывая детали - лодку, плывущую по озеру, людей, идущих вдоль берега, какие-то строения вдали. Картину обрамляет нарядная позолоченная рама. Ее сочный гротескный орнамент превосходно дополняет миниатюрно-тщательную живопись. Первоначально рама составляла единое целое с деревянной доской картины и, очевидно, была выполнена по рисунку самого Рафаэля. Согласно преданию, художник написал в Перудже " Мадонну с книгой" для Альфаио ди Диаманте, завещавшего произведение своим наследникам. В XVIII веке род Альфано получил титул графов делла Стаффа. В том же столетии " Мадонна с книгой" перешла в руки родственников делла Стаффа, которые стали называться графами Конестабиле делла Стаффа. Купленная у этой семьи в 1871 году " Мадонна с книгой" прибыла в Петербург. Но во время путешествия из Италии в Россию увеличились трещины на деревянной основе. Собрали специальную комиссию, чтобы решить вопрос, как сохранить " нового" Рафаэля, и постановили заменить дерево основы холстом. Для этой цели картину выпилили из рамы, трещины склеили так, что они практически стали незаметны. С лицевой стороны на живопись наклеили ткань и прикрепили ее к мраморной доске. С обратной стороны стали удалять дерево, и когда его слой за слоем сняли, то с оборота обнаружили первоначальный рисунок Рафаэля: младенец держал в руке гранат. Затем красочный слой укрепили на новом холсте, а с лицевой стороны смыли наклейку. Таким образом картина была переведена на холст. Почему в процессе работы Рафаэль отказался от плода, заменив его книгой, - неизвестно. Но смысл произведения не изменился. Предмет играет у Рафаэля даже более формальную роль, чем, например, у Леонардо да Винчи в " Мадонне Бенуа". При всей композиционной близости " Мадонны Конестабиле" умбрийским образам у Рафаэля есть то гениальное " чуть-чуть", которое позволяет ему добиться кристальной ясности образа и композиции. В поисках соответствия между кругом и заключенной в нем композицией он мягко повторяет абрис тондо в наклоне головы Марии, в линии плаща, прикрывающего левое плечо. Но, в отличие от более поздних работ мастера, плоскость первого плана остается определяющей. В 1504 году Рафаэль переехал из родных мест во Флоренцию, где провел четыре года. Этот период стал очень важным в его жизни, так как во Флоренции молодой художник познакомился с наиболее передовым искусством своего времени и, в первую очередь, с искусством Леонардо, оказавшим на него заметное влияние. Во время пребывания на берегах Арно Рафаэль написал " Святое семейство" или, как еще называют эту картину, " Мадонна с безбородым Иосифом". Картина сменила на своем веку немало владельцев, пока не попала в знаменитое собрание Кроза. В составе этой коллекции она и была приобретена для Эрмитажа в 1772 году. В 1827 году ее перевели на холст. В текстах к гравюрам с лучших вещей собрания Кроза о " Святом семействе" приводились такие сведения: " Господин Барруа весьма дешево купил сию картину, принадлежавшую Ангулемскому дому. Она хранилась в оном без особого внимания. Неискусный какой-то живописец, желая поновить ее и не умея совместить своей работы с работой творца оной, всю ее переписал снова, так что уже не было видно в ней кисти Рафаела. Но когда господин Барруа ее купил, то Вандин, очистив ее от посторонней работы, возвратил свету подлинное ее письмо, которое вместо повреждения стало гораздо свежее; наложенные на нее краски неискусного живописца послужили ей покрышкой и сохранили ее от вредных воздействий воздуха". Интереснейшие результаты были получены при исследовании " Святого семейства" в физико-рентгеновской лаборатории Эрмитажа. Снимок, сделанный в инфракрасных лучах, позволил увидеть первоначальный рисунок, выполненный методом, который в России называли припорохом. Художник иглой прокалывал контуры подготовительного рисунка на листе, затем его накладывали на загрунтованную основу будущего произведения - холст или дерево - и притирали углем или краской. Вещество, попадая в отверстия, оставляло на грунте контуры рисунка. Невидимый для простого глаза рисунок " Святого семейства" тонок и выразителен. Кроме того, отчетливо заметны авторские исправления, - например, изменены очертания пальцев св. Иосифа, сначала более удлиненных, его лицо сильнее индивидуализировано, он почти лыс, переделана форма уха и т. д. Обнаруженный в инфракрасных лучах превосходный рисунок служит неоспоримым доказательством принадлежности " Святого семейства" кисти Рафаэля, в чем иногда высказывалось сомнение, объясняемое не очень удачными старыми реставрациями. По сравнению с " Мадонной Конестабиле", " Мадонна с безбородым Иосифом" решена монументально. Композиция выглядит до элементарности простой, но простота обманчива, за ней кроется строгая продуманность и выверенность каждой части произведения. Прическа мадонны - ее волосы заплетены в косы, - зеленоватый шарф и другие бытовые детали не снижают впечатления величественности и торжественности сцены. Мадонна - типично рафаэлевский образ. Впоследствии художник напишет в письме к известному гуманисту графу Кастильоне: "...для того, чтобы мне написать красавицу, мне надо видеть много красавиц... Но ввиду недостатка в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей". Эти слова довольно четко определяют одну из характерных черт искусства мастеров Высокого Возрождения - не просто слепое копирование природы, а обобщение и типизация увиденного. " Святое семейство" - картина проникновенная и возвышенно печальная. Фигуры изображены на фоне степы, но справа в проеме полукруглой арки виден спокойный пейзаж, создающий удивительное впечатление глубины пространства. Если в других, близких по стилю и по времени создания, картинах Рафаэля младенец дан в живом и резвом движении (" Орлеанская мадонна" - Шантильи, Музей Конде; " Мадонна Бриджуотер" и " Мадонна с пальмой", обе - Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), то в эрмитажном произведении он мягко прильнул к груди матери, задумчиво прижимающей его к себе, по глаза поднимает к св. Иосифу, отвечающему ему спокойным добрым взглядом. Рука Марии не то собиралась коснуться ребенка, не то только что дотрагивалась до него. Однако вряд ли художник думал о большой эмоциональной выразительности жеста. Мягкий абрис руки находит продолжение в закругленных линиях тела младенца, в скрещенных руках Иосифа. Рафаэль избегает острых углов, резкого пересечения линий: " в результате плавных контуров, переклички цветовых пятен, расположения фигур на фоне степы, чуть оживленной пилястрами, и рождается впечатление гармонии, величия, простоты, присущее произведениям Рафаэля. В них он как бы концентрирует лучшие человеческие качества, создает новое понятие красоты, типичный идеал эпохи Ренессанса, мастер очищает свои образы от всего будничного, прозаического, возводя их на пьедестал совершенства. Рафаэль - художник сложный. На протяжении многих столетий авторитет его был непререкаем, его живопись считалась едва ли не высшим достижением европейского искусства. В XX веке, пережившем две мировые войны, Рафаэль многим кажется чересчур холодным и спокойным. Но стремление к гармонии, которую никто не выразил с таким мастерством, как Рафаэль, к человечности и совершенству пробуждает неослабеваемый интерес к творчеству художника и в наши дни. http: //artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2907; Нарушение авторского права страницы