Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Таким образом, портрет монарха — это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей.
В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали — другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России. Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала. Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее, не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым, иногда можно увидеть животных. С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные. http: //olgazhdan.com/portraits-of-the-romanovs-dynasty/
Концертный зал (№ 190) В этом зале самым примечательным произведением серебряных дел мастеров является Серебряная гробница Александра Невского — своеобразный памятник выдающемуся русскому полководцу и государственному деятелю XIII века. В Эрмитаж гробница поступила в 1922 году. До этого она находилась в соборе Александро-Невской лавры. Созданная во славу небесного покровителя Петербурга, в середине XVIII столетия, она пережила вместе с городом все исторические потрясения. Рака была своеобразной достопримечательностью, единственной в своем роде. Ее описания помещались на страницах всех книг, посвященных истории и культуре столицы. На ее изготовление пошло девяносто пудов (1, 5 тонны) серебра — годовая добыча колыванских рудников. Именно по указу Елизаветы использовали первое серебро, добытое в предгорьях Алтая на Колыванских рудниках. Прибывшее с Алтая серебро отправили на Монетный двор в Петропавловской крепости, где около пяти лет продолжалась работа над гробницей и завершилась в 1753 году. Все серебро покрыто так называемой чернью. Такой цвет соответствовал торжественности и печали, которые должны были испытывать прихожане при осмотре гробницы, хранительницы святых мощей. Этот состав чернения держался в строжайшем секрете. Незавидная судьба была уготована бесценной раке Александра Невского в годы лихолетий. Ее, как и многие другие памятники церковного искусства XVII, XVIII, XIX столетий, хотели переплавить. 10 мая 1922 года в Москву была послана отчаянная телеграмма: «Государственный Эрмитаж, Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры — памятников мирового художественного значения». Иконостас Казанского собора отстоять не удалось, а рака 19 мая 1922 года была передана в Эрмитаж. Гробница состоит из шести частей. Высокий саркофаг украшен барельефными изображениями сцен из жизни Александра Невского. Они повествуют о победах князя: битве на Неве (1240 г.), освобождении Пскова (1242 г.) и происшедшем в том же году знаменитом Ледовом побоище, завершившемся разгромом немецких псов-рьщарей. За саркофагом возвышается огромная пирамида, в верхней части которой в лучах солнца изображен вензель Александра Невского. Под ним на фоне горностаевой мантии — чеканный портрет князя. Ниже по обеим сторонам пирамиды расположены фигуры ангелов. На щитках, которые они держат в руках, выгравированы тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому и императрице Елизавете, приказавшей создать ему гробницу-памятник. Слева и справа от пирамиды помещаются стойки с изысканными доспехами из серебра, а рядом с саркофагом — две курильницы в виде треножников. Гигантские размеры гробницы, сложная форма, многочисленные украшения в виде скульптур, барельефов, узоров, применение разнообразной техники (литье, чеканка, гравировка и т.д.) требовали от ее создателей виртуозного мастерства. Гробница Александра Невского — один из замечательных и широко известных памятников русской культуры ХVIII века. В мире нет подобного монументального сооружения из серебра.
Малахитовый зал (№ 189) Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Малахитовый зал создан в 1839 году архитектором А.П, Брюлловым совместно с его учениками А. М. Горностаевым, A. Н. Львовым и др. Зал декорирован уральским малахитом. Восемь колонн и столько же пилястр, два камина, торшеры, а также ряд столиков, ваз и вещей, находящихся здесь и дополняющих убранство помещения, украшены малахитом в технике „русской мозаики". Всего на оформление зала пошло свыше ста тридцати трех пудов малахита. Широкое применение нашла здесь позолота. Eю покрыты бронзовые капители и базы колонн, украшения каминов, обрамление зеркал, рельефные узоры из папье-маше, занимающие большую часть потолка, двери резного дерева и т. д. Своеобразное и эффектное сочетание двух материалов — ярко-зеленого малахита и сверкающего золота — определяет парадное звучание и мажорный тон интерьера. Это впечатление дополняют великолепнейший, составленный из девяти различных пород дерева паркет. Надо сказать, что малахит вплоть до XVIII века всё-таки считался довольно редким камнем и находки целых его глыб были большой редкостью. Всё кардинально изменилось с началом масштабной разработки уральских залежей малахита в 1702 году. Первым был Гумишевский рудник, находяшийся в верховьях реки Чусовой близ Екатеринбурга. И хотя добывали на нём в первую очередь медь, но мировая слава пришла к нему именно благодаря малахиту. Кстати, писатель Павел Петрович Бажов вовсе не выдумал Хозяйку Медной Горы, а взял этот образ из уральского фольклора. Местные рудокопы звали её Малахитницей и считали, что это зеленоглазая красавица, одетая в малахитовое платье. Европа узнала об уральском малахите из книги ученого французского аббата де Оттероша, путешествовавшего в середине XVIII века по Сибири и Уралу. В те времена в среде аристократов было модно собирать минералогические коллекции. В конце XVIII в. - начале XIX в. богатыми коллекциями уральского малахита располагали многие минеральные кабинеты: лучшими - кабинет Екатерины II в Зимнем дворце, кабинеты ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа, И.И.Лепехина, посетивших месторождения малахита на Среднем Урале; крупнейшей коллекцией малахита, оставившей далеко позади все прочие, владел граф Н.П.Румянцев (рассказывают, что в войну 1812 года ее разыскивал Наполеон, мечтавший вывезти румянцевский малахит во Францию)... В 1830 году мозаичная малахитовая шкатулка стоила около 1000 рублей. В те времена это была очень значительная сумма, многократно превышавшая среднемесячную зарплату. Экспорт малахита в Западную Европу в те годы контролировал промышленник Н.Н.Демидов, скупавший крупные партии камня на Урале и перевозивший их на своих кораблях к берегам Италии и Франции. Как ни великолепен Малахитовый зал Зимнего дворца, но наивысшей точкой малахитовой эпохи, ее апогеем, ее самым выдающимся творением из уральского малахита, бесспорно, являются колонны Исаакиевского собора. Академик А.Е.Ферсман говорил, что малахит может по праву называться русским камнем, так как только в России были открыты те гигантские месторождения, которые прославили его на весь мир. Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и камнерезного мастерства. С начала июля 1917 года, когда Зимний дворец превратился в резиденцию буржуазного Временного правительства, заседания кабинета министров происходили в Малахитовом зале. В ходе исторических событий Октябрьской революции именно здесь и в соседней с ним Малой столовой были арестованы члены Временного правительства. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы