Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Портретная галерея дома Романовых (залы 151 и 153)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Государственный Эрмитаж. Музей, в который мы пришли сегодня, называется «Государственный Эрмитаж», один из крупнейших художественных музеев мира, он имеет 5 дворцов: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Каждый дворец имеет свои особенности, функцию, историю. Поэтому часто Эрмитаж называют «Городом в городе».
Датой основания Эрмитажа как собрания коллекций принято считать 1764 год. Именно в этот год в Петербург доставили крупную партию картин, приобретенных Екатериной Второй у берлинского купца Гоцковского. Эта коллекция и стала первой в собрании Эрмитажа. А история с картинами вышла такая. В конце 1763 года Гоцковский предложил русскому послу Долгорукову в качестве выплаты долга коллекцию старинных картин. Имя Гоцковского в те времена было достаточно громким в деловых кругах — он владел крупнейшей шелковой фабрикой и фарфоровым заводом в Берлине и был одним из комиссионеров Фридриха Второго. У Фридриха была замечательная коллекция полотен французских живописцев — Ватто, Ланкре, Шардена. Гоцковский приобрел для монарха картины фламандских и итальянских художников, но из-за Семилетней войны и оскудения казны Фридрих выкупить картины не смог. Зато это с удовольствием сделала Екатерина. Русская императрица, желая подтвердить свою репутацию «северной Минервы», с головой ушла в коллекционирование. Ареной ее собирательской деятельности стал Париж. Приобретать картины для музея Екатерине помогал великий француз Дидро. Правда, поначалу Дидро считал невозможным, чтобы «в России когда-либо сложилось достаточное количество картин, способное внушить подлинный вкус к искусству», но в помощи русской императрице не отказывал. Именно благодаря его усилиям в Эрмитаже появилось полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына». Немногим позднее Екатерина приобретает в Париже знаменитую коллекцию Пьера Кроза, одно из самых богатейших европейских собраний. «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Вакх» Рубенса, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта — это только часть галереи Кроза. Покупка Россией этих произведений стала сенсацией для всего мира. А Екатерина укрепила победу, приобретя галерею своего политического врага, разорившегося французского министра Шуазеля. http: //www.kostyor.ru/archives/9-08/peter.php
Посольская лестница Величественной вход в Зимний дворец - Посольская лестница ведет и на парадный двор, и на Дворцовую набережную. В ходе восстановительных работ после пожара 1837 года В. П. Стасов почти без изменений возродил творческий замысел Растрелли, если не считать замены уничтоженных огнем колонн из искусственного розового мрамора на другие, изваянные из сердобольского гранита, а также замены деревянных золоченых статуй в нишах на мраморные изваяния. Также Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца к Иорданской часовне, которая находилась на Дворцовой набережной, спускались члены императорской фамилии и высшее духовенство. На Неве совершалось великое водосвятие, для чего во льду реки делалась прорубь (Иордань). Церемония называлась «ходом на Иордан». Если сравнивать парадную лестницу Эрмитажа с другими, можно выделить особенности в декоративном убранстве лестницы (информация, в первую очередь, для детей): • широкая лестница • на верхней площадке - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита, который в Финляндии добывали на гранитных ломках валаамские монахи; десять монолитных колонн в греческом стиле украшают и поддерживают своды лестницы • зеркала; в них отражаются лестница, окна. Включены зеркала неслучайно, с их помощью раздвигаются пределы лестницы • стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Поднимаясь по лестнице в центральной нише - статуя «Владычица», она была привезена из Таврического дворца • выше - опять скульптуры - и тоже необыкновенные женщины - богини. Мраморные статуи в нишах, изображающие «Могущество», «Справедливость», «Власть» были взяты из Летнего сада, скульптурные произведения «Антиной», «Диана», привезены из Италии при Петре I. Александр Иванович Теребенев был приглашен к восстановлению Зимнего дворца после ужасного пожара, и он ставит две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы - «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Каждая скульптура им тщательно продумывалась, до мельчайших деталей, выверялась в композиции с замыслами других архитекторов.
Таким образом, портрет монарха — это история в истории. Это не просто образ исторической фигуры, но и источник для исследователей. В портретах, как и в личной жизни русских монархов, можно запутаться. Образ придумывался, согласовывался с заказчиком, часто, как в случае с Екатериной II, голова бралась из иконографического образа одного художника, платье и детали — другого, потом все это переписывалось либо неизвестными художниками, либо известными, копии тиражировались и разлетались во все уголки России. Случалось, что многочисленные копии с портретов приводили к обесцениванию художественности, но так было не всегда. Каждый художник вольно или невольно вкладывал в очередную копию что-то от своего опыта или неопытности. Иногда копию сложно отличить от оригинала, а иногда при потере оригинала, только копия и могла служить единственным доказательством существования утерянного оригинала. Художественное мастерство портретистов, сдерживаемое регламентами и традициями, тем не менее, не могло не совершенствоваться. И так появились камерные портреты, где материальный мир постепенно вытесняется внутренним миром героя. Появляется детально прописанный интерьер и пейзаж, который делает место написания портрета значимым, иногда можно увидеть животных. С изобретением фотографии нам открывается еще более интимный мир монарха. Уже не надо тратить время на написание портрета и позирование. Вся семья может быть запечатлена в любой момент. Интерьер или пейзаж уже не условные, не придуманные художником, а вполне конкретные и реальные. http: //olgazhdan.com/portraits-of-the-romanovs-dynasty/
Концертный зал (№ 190) В этом зале самым примечательным произведением серебряных дел мастеров является Серебряная гробница Александра Невского — своеобразный памятник выдающемуся русскому полководцу и государственному деятелю XIII века. В Эрмитаж гробница поступила в 1922 году. До этого она находилась в соборе Александро-Невской лавры. Созданная во славу небесного покровителя Петербурга, в середине XVIII столетия, она пережила вместе с городом все исторические потрясения. Рака была своеобразной достопримечательностью, единственной в своем роде. Ее описания помещались на страницах всех книг, посвященных истории и культуре столицы. На ее изготовление пошло девяносто пудов (1, 5 тонны) серебра — годовая добыча колыванских рудников. Именно по указу Елизаветы использовали первое серебро, добытое в предгорьях Алтая на Колыванских рудниках. Прибывшее с Алтая серебро отправили на Монетный двор в Петропавловской крепости, где около пяти лет продолжалась работа над гробницей и завершилась в 1753 году. Все серебро покрыто так называемой чернью. Такой цвет соответствовал торжественности и печали, которые должны были испытывать прихожане при осмотре гробницы, хранительницы святых мощей. Этот состав чернения держался в строжайшем секрете. Незавидная судьба была уготована бесценной раке Александра Невского в годы лихолетий. Ее, как и многие другие памятники церковного искусства XVII, XVIII, XIX столетий, хотели переплавить. 10 мая 1922 года в Москву была послана отчаянная телеграмма: «Государственный Эрмитаж, Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры — памятников мирового художественного значения». Иконостас Казанского собора отстоять не удалось, а рака 19 мая 1922 года была передана в Эрмитаж. Гробница состоит из шести частей. Высокий саркофаг украшен барельефными изображениями сцен из жизни Александра Невского. Они повествуют о победах князя: битве на Неве (1240 г.), освобождении Пскова (1242 г.) и происшедшем в том же году знаменитом Ледовом побоище, завершившемся разгромом немецких псов-рьщарей. За саркофагом возвышается огромная пирамида, в верхней части которой в лучах солнца изображен вензель Александра Невского. Под ним на фоне горностаевой мантии — чеканный портрет князя. Ниже по обеим сторонам пирамиды расположены фигуры ангелов. На щитках, которые они держат в руках, выгравированы тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому и императрице Елизавете, приказавшей создать ему гробницу-памятник. Слева и справа от пирамиды помещаются стойки с изысканными доспехами из серебра, а рядом с саркофагом — две курильницы в виде треножников. Гигантские размеры гробницы, сложная форма, многочисленные украшения в виде скульптур, барельефов, узоров, применение разнообразной техники (литье, чеканка, гравировка и т.д.) требовали от ее создателей виртуозного мастерства. Гробница Александра Невского — один из замечательных и широко известных памятников русской культуры ХVIII века. В мире нет подобного монументального сооружения из серебра.
Малахитовый зал (№ 189) Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Малахитовый зал создан в 1839 году архитектором А.П, Брюлловым совместно с его учениками А. М. Горностаевым, A. Н. Львовым и др. Зал декорирован уральским малахитом. Восемь колонн и столько же пилястр, два камина, торшеры, а также ряд столиков, ваз и вещей, находящихся здесь и дополняющих убранство помещения, украшены малахитом в технике „русской мозаики". Всего на оформление зала пошло свыше ста тридцати трех пудов малахита. Широкое применение нашла здесь позолота. Eю покрыты бронзовые капители и базы колонн, украшения каминов, обрамление зеркал, рельефные узоры из папье-маше, занимающие большую часть потолка, двери резного дерева и т. д. Своеобразное и эффектное сочетание двух материалов — ярко-зеленого малахита и сверкающего золота — определяет парадное звучание и мажорный тон интерьера. Это впечатление дополняют великолепнейший, составленный из девяти различных пород дерева паркет. Надо сказать, что малахит вплоть до XVIII века всё-таки считался довольно редким камнем и находки целых его глыб были большой редкостью. Всё кардинально изменилось с началом масштабной разработки уральских залежей малахита в 1702 году. Первым был Гумишевский рудник, находяшийся в верховьях реки Чусовой близ Екатеринбурга. И хотя добывали на нём в первую очередь медь, но мировая слава пришла к нему именно благодаря малахиту. Кстати, писатель Павел Петрович Бажов вовсе не выдумал Хозяйку Медной Горы, а взял этот образ из уральского фольклора. Местные рудокопы звали её Малахитницей и считали, что это зеленоглазая красавица, одетая в малахитовое платье. Европа узнала об уральском малахите из книги ученого французского аббата де Оттероша, путешествовавшего в середине XVIII века по Сибири и Уралу. В те времена в среде аристократов было модно собирать минералогические коллекции. В конце XVIII в. - начале XIX в. богатыми коллекциями уральского малахита располагали многие минеральные кабинеты: лучшими - кабинет Екатерины II в Зимнем дворце, кабинеты ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа, И.И.Лепехина, посетивших месторождения малахита на Среднем Урале; крупнейшей коллекцией малахита, оставившей далеко позади все прочие, владел граф Н.П.Румянцев (рассказывают, что в войну 1812 года ее разыскивал Наполеон, мечтавший вывезти румянцевский малахит во Францию)... В 1830 году мозаичная малахитовая шкатулка стоила около 1000 рублей. В те времена это была очень значительная сумма, многократно превышавшая среднемесячную зарплату. Экспорт малахита в Западную Европу в те годы контролировал промышленник Н.Н.Демидов, скупавший крупные партии камня на Урале и перевозивший их на своих кораблях к берегам Италии и Франции. Как ни великолепен Малахитовый зал Зимнего дворца, но наивысшей точкой малахитовой эпохи, ее апогеем, ее самым выдающимся творением из уральского малахита, бесспорно, являются колонны Исаакиевского собора. Академик А.Е.Ферсман говорил, что малахит может по праву называться русским камнем, так как только в России были открыты те гигантские месторождения, которые прославили его на весь мир. Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и камнерезного мастерства. С начала июля 1917 года, когда Зимний дворец превратился в резиденцию буржуазного Временного правительства, заседания кабинета министров происходили в Малахитовом зале. В ходе исторических событий Октябрьской революции именно здесь и в соседней с ним Малой столовой были арестованы члены Временного правительства. Советская лестница (№ 206) С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Лестница связывает три здания: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, противоположной стороны — вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (против окон) ведут в залы Нового Эрмитажа. Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон " Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" (работа французского художника Ф. Дуайена (XVIII в.). Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза. Она исполнена на Екатеринбургской фабрике в 1843 году в технике «русской мозаики» (тонкие пластинки камня, искусно составленные вместе так, что образуется красивый узор, наклеиваются на основу с помощью специальной мастики). Советскую лестницу украшают мраморные статуи: Аполлон Бельведерский (с античного оригинала), Аполлон и Дафна (с античного оригинала), Амур и Психея Джованни Бенцони, Женщина с дубовой ветвью (немецкий мастер 19 в.), Стоящая женщина Карло Альбачини, Гречанка, втирающая бальзам в волосы, Юность Луиджи Бьенеме, Танцующая Вакханка Луиджи Бьенеме.
Лоджии Рафаэля (№ 227) В Эрмитаже нет подлинников римского периода творчества Рафаэля - высшего этапа деятельности мастера, начавшегося с 1508 года, когда он переехал из Флоренции в Рим, и продолжавшегося вплоть до его смерти. В Риме мастером были созданы такие программные произведения, как росписи в парадных залах Ватиканского дворца, " Сикстинская мадонна" и другие. Отчасти представление о деятельности Рафаэля в Вечном городе может дать копия с ватиканской галереи, так называемых Лоджий Рафаэля*, расписанных по замыслу великого урбинца его учениками в 1518-1519 годах. Решение галереи, построенной архитектором Браманте в Риме, определяет ритмичное чередование арок, делящих галерею на тринадцать частей; каждая из них завершается крестовокупольным сводом, в котором, в свою очередь, располагаются четыре сюжетные композиции. Они включены в орнаментальное обрамление. Картины на потолке получили название " Библии Рафаэля". Художник остановился на пятидесяти двух важнейших библейских сюжетах, начиная с момента отделения Богом света от тьмы, кончая тайной вечерей, при этом 48 сюжетов посвящены Ветхому Завету, а 4 - Новому Завету. Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли. Основное впечатление, получаемое зрителем от лоджий, - гармоническая ясность всего сооружения; конструкция галереи прослеживается в соотношении несущих и несомых частей. Живопись строго согласована с архитектурным замыслом. В декоре Рафаэль создал свободную вариацию на тему античных росписей, так называемых гротесков. Подобный орнамент получил распространение после того, как в конце XV века в Риме были найдены развалины " Золотого дома", постройки времен императора Нерона, которая сгорела в 64 году. Обнаруженные руины " Золотого дома" стали называть из-за сходства с пещерами - гротами и, соответственно, орнамент, их украшавший, - гротесками. Вазари дал гротескам такое определение: " Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и потому они там изображали всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы и фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим. Позднее в них был порядок, и их стали очень красиво выводить на фризах и филенках, причем лепные чередовались с живописными". Гротескный орнамент получил в Италии очень широкое распространение, особенно после работы Рафаэля в Ватикане. С необыкновенным изяществом, с истинно ренессансной свободой, с богатейшей фантазией Рафаэль соединяет античных богов, сатиров, нимф с мотивами, взятыми из живой природы, вводит целые пейзажи, создает гирлянды из овощей, фруктов, цветов, музыкальных инструментов. Росписи тянутся по плоскости пилястров, послушно вторят легко круглящемуся потолку, то открывающемуся балюстрадой в голубое (живописное) небо, то уподобляющемуся нарядной мозаике. Вот среди листьев - фантастических и реальных - скачут белки, скользят ящерицы, пробираются мыши, ползут жуки, и каждый раз художник избегает симметрии, придавая животным разное движение, размещая на веточках разное количество листьев, сменяя одну форму другой. Ни один из мотивов не повторяется точно, можно без устали рассматривать одну деталь за другой, все время открывая для себя что-то новое. В росписях Лоджий по-своему философски осмысляется мир, в лаконичной и концентрированной форме передается его красота и многообразие. Размеры галереи прекрасно соотнесены с фигурой человека. Нарядная, просторная, напоенная воздухом и светом, галерея - истинное детище ренессансной архитектуры и живописи. Человек, по мысли художника, должен осознавать себя центром мира, светлого и ясного, а его ум без труда постигать законы мироздания. Так, воплощенная мечта Екатерины быть ближе к европейской культуре подарила Эрмитажу не просто картину, а целую галерею росписей. http: //artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml
Рыцарский зал (№ 243) Зал дворца, отданный под экспозицию довольно велик. В нём без труда разместились и конные рыцари и стенды с множеством различных клинков. Это настоящий праздник для любителя средневекового вооружения. Все мечи, сабли, шпаги, стилеты (перечислять можно долго) или хорошо сохранились или кропотливо отреставрированы. Средневековая Европа представлена во всём своём блеске и красоте. Франция, Германия, Италия, Испания – рыцарское и дворянское холодное (а иногда и первое огнестрельное) оружие представлено довольно широко. Кроме исторической ценности многие доспехи и холодное оружие имеют богатую отделку золотом и драгоценными камнями. Этот факт, плюс ещё сохранность вооружения дают право предположить, что бОльшая часть представленных экспонатов являлась предметами парадного облачения рыцарей.
Зал Диониса (№ 109) Зал Диониса в Новом Эрмитаже создан для выставки древней скульптуры. Его стены отделаны темно-красным стюком (искусственным мрамором), на фоне которого эффектно выделяются мраморные статуи. Римская декоративная скульптура, в основном повторявшая греческие образцы, некогда украшала сады, библиотеки, галереи и портики. Название залу дала большая статуя Диониса (II в.) входившая в коллекцию императрицы Екатерины II в Царском Селе. Особого внимания заслуживает статуя, которая была получена самим Петром 1 и стала первой круглой скульптурой в России. Эта жемчужина Эрмитажа известна всему миру. О появлении статуи в России писали очень много. Вернее, даже не писали, а переписывали то, что было известно ранее, и все историки, словно сговорившись, дружно повторяли одну и ту же версию, вводя читателей в заблуждение. Долгое время считалось, что Петр I попросту обменял статую Венеры на мощи св. Бригитты, которые он якобы заполучил как трофей при взятии Ревеля. Между тем, как недавно выяснилось, Петр I никак не мог совершить столь выгодного обмена по той причине, что мощи св. Бригитты покоились в шведской Упсале, а Венера Таврическая досталась России от того, что Ватикан желал сделать приятное российскому императору, в величии которого Европа уже не сомневалась. Несведущий читатель невольно задумается: если Венеру Милосскую нашли на острове Милос, то Венеру Таврическую, надо полагать, отыскали в Тавриде, иначе говоря – в Крыму? Нет, она была обнаружена в окрестностях Рима, где пролежала в земле тысячи лет. “Венус Пречистую” везли в особой коляске на пружинах, которые избавили ее хрупкое тело от рискованных толчков на ухабах, и лишь весной 1721 года она явилась в Петербурге, где ее с нетерпением ожидал император. Она была первой античной статуей, которую могли видеть русские, но ее не встретили с восторгом… Был такой благий художник Василий Кучумов, который на картине “Венус Пречистая” запечатлел момент явления статуи перед царем и его придворными. Сам-то Петр I смотрит на нее в упор, очень решительно, но “Екатерина затаила усмешку, многие отвернулись, а дамы прикрылись веерами, стыдясь глядеть на языческое откровение». Понимая, что не все одобрят появление Венеры на дорожках Летнего сада столицы, император указал поместить ее в особом павильоне, для охраны поставил часовых с ружьями. – Чего разинулся? – покрикивали они прохожим. – Ступай дале, не твово ума дело… царское! Часовые понадобились не зря. Люди старого закала нещадно бранили царя-антихриста, который, мол, тратит деньги на “голых девок, идолиц поганых”; проходя мимо павильона, староверы отплевывались, крестясь, а иные даже швыряли в Венеру огрызки яблок и всякую нечисть, видя в языческой статуе нечто сатанинское, почти дьявольское наваждение – к соблазнам… Шло время, Петра I не стало, отплясала свое веселая Елизавета, о Венере вспомнила Екатерина II, которая и подарила ее князю Потемкину для убранства его Таврического дворца (почему и сама Венера стала именоваться “Таврической”). Но после смерти Потемкина и Екатерины император Павел I подверг Таврический дворец нещадному погрому, желая обратить его в конюшни гвардии, и наша несчастная Венера долгое время находилась в забвении на складах гофинтендантской (придворной) конторы, всеми забытая, окруженная вещами, далекими от искусства. О ней вспомнили лишь в 1827 году и по распоряжению Николая I отдали на реставрацию знаменитому скульптору Демут-Малиновскому. В том же году статуя была возвращена в Таврический дворец, а ее основание опоясано латунным кольцом, на котором награвирована придуманная императором надпись: " Императору Петру I-му в угодность подарил Папа Климент XI в 1719 году". В 1852 г. " Венера Таврическая" перенесена в открывшиеся для обозрения залы только что построенного здания Нового Эрмитажа, где она красуется и поныне, сохранив свое прежнее название – Таврическая… http: //defera.ru/trade/vatikan_jelal_sdelat_priyatnoe_rossiyskomu_imperatoru_veneroy_rasskaz.php
Египетский зал (№ 100) Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н. э. по VI век н. э. Памятники додинастического периода V – IV тыс. немногочисленны – это лепная керамика, каменные орудия труда, косметические палетки. К эпохе расцвета египетской культуры в период Древнего царства относятся фрагменты рельефов из гробниц египетских вельмож. Важнейшая тема ритуальной трапезы присутствует на рельефе из гробницы вельможи Нимаатра, датируемом XXV веком до н. э. Образцом заупокойной скульптуры времени V-VI династии ( XXV – XXIV века до н. э. ) является семейный портрет Уджа-анхджеса с женой. Культура эпохи Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.) представлена главным образом памятниками гробничного культа: стелами, мелкой пластикой из дерева и камня. Шедеврами коллекции являются портретная статуя фараона Амененхета III (XXI век до н. э.) и всемирно известный литературный памятник «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», записанная на папирусе. Период культурного подъема в эпоху Нового царства в XVI – XI вв. до н. э. характеризуют ряд скульптурных произведений и многочисленные художественные изделия из бронзы, дерева, кости, фаянса, стекла. Статуя богини Мут – Сохмет (XV в. до н.э.), происходящая из святилища в Луксоре, – великолепный образец монументальной скульптуры этого времени. В собрании пластики позднего периода выделяется бронзовая скульптура фараона Тахарки, последнего царя эфиопского династии на египетском престоле (VII в. до н. э.). Характерным памятником эпохи эллинизма является статуя царицы Арсинои II (III в. до н. э.). Небольшое собрание памятников изобразительного искусства римского времени включает образцы пластики и живописи, среди которых особую ценность имеет так называемый «фаюмский портрет». Коллекция коптского искусства египтян – христиан III – XIII веков, богатство и разнообразие которой ставит ее в один ряд с крупнейшими собраниями мира, насчитывает свыше пяти с половиной тысяч памятников. Она включает коллекцию коптских тканей (более трех тысяч образцов), что позволяет представить уровень развития ткачества и художественного текстиля в Египте с IV по XII век.
Хорошо известна специалистам коллекция письменных памятников: папирусов, пергаментов, остраков с греческими, коптскими, арабскими текстами разного назначения. http: //www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_0_2.html http: //otvet.mail.ru/question/48083080
Коты Эрмитажа Эрмита́ жные коты́ — кошки, официально содержащиеся на территории петербургского Зимнего дворца со времени его постройки, в целях предотвращения интенсивного размножения крыс и мышей в Государственном Эрмитаже. По оценке директора музея М. Б. Пиотровского, «коты — легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть», а «интервью и съёмки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». Сегодня за котами тщательно следят. В музее для кошек созданы комфортные условия. Специально для них оборудованы маленькие проходы. Саму сеть подвалов называют " большим кошачьим подвалом". Сегодня в Эрмитаже служат более полусотни котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией, ветеринарную карточку и считается высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от грызунов. Кошачье сообщество имеет четкую иерархию. Тут есть своя аристократия, середнячки и чернь. Коты делятся на четыре отряда. Каждый имеет строго отведенную территорию. В чужой подвал не лезу - там можно схлопотать по морде, серьезно. Каждый эрмитажный кот имеет кличку. Специально для сна у них есть корзиночки, для еды - мисочка. Рядом с музеем можно увидеть табличку с надписью - " Осторожно, кошки! ". Она предупреждает водителей о необходимости быть внимательными и следить за скоростью. Именно транспорт является частой причиной гибели кошек. Содержание музейных котов - пожертвования посетителей, спонсоров, сотрудников музея. Статьи на содержание кошек нет. Коты-охранники - это в основном беспородные кошки, которых находят на улицах. Иногда музеем проводятся акция " Хочу домой! ", когда котам находят хозяев. Для этих котов даже есть профессиональный праздник - 28 марта - День эрмитажного кота. О котах и кошках Эрмитажа заботятся. Их кормят, лечат, но главное - уважают за добросовестный труд и помощь. А несколько лет назад в музее даже был создан специальный Фонд друзей котов Эрмитажа. Этот фонд собирает средства на разные кошачьи нужды, организует всяческие акции и выставки. Кошек узнают в лицо, со спины и даже с хвоста все сотрудники музея. Но дают имена именно те женщины, которые их кормят. Они знают историю каждого в подробностях.
Коты Ленинграда в блокаду В 1942-м году осажденный Ленинград одолевали крысы. Очевидцы вспоминают, что грызуны передвигались по городу огромными колониями. Когда они переходили дорогу, даже трамваи вынуждены были останавливаться. С крысами боролись: их расстреливали, давили танками, были созданы даже специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с напастью не могли. Серые твари сжирали даже те крохи еды, что оставались в городе. Кроме того, из-за полчищ крыс в городе возникла угроза эпидемий. Но никакие «человеческие» методы борьбы с грызунами не помогали. А кошек — главных крысиных врагов — в городе не было уже давно. Их съели. Поначалу окружающие осуждали «кошкоедов». «Я питаюсь по второй категории, поэтому имею право», - оправдывался осенью 1941 года один из них. Потом оправданий уже не требовалось: обед из кошки часто был единственной возможностью сохранить жизнь. «Соседского кота мы съели всей коммунальной квартирой еще в начале блокады», - говорит Зоя Корнильева. «В нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота Максима на съедение чуть ли не каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил - шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться…»
Кошка – значит, победа. Тем не менее, некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила. Одна бывшая блокадница вспоминала, что в марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька. 12-летняя девочка в апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. «Увидев ее, я поняла, что мы выжили», - вспоминала эта женщина много лет спустя.
Мохнатый спецназ В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала, " Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий...». Все виды оружия, бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными уничтожить «пятую колонну», объедавшую умиравших от голода блокадников. Как только была прорвана блокада в 1943 году, было принято решение доставить в Ленинград кошек, года вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами. Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Часть кошек была выпущена тут же на вокзале, часть была роздана жителям. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило. В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей, зарплата сторожа составляла 120 рублей). Прибывшие в полуразрушенный город коты ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс от продовольственных складов.
Кот-слухач В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.
Кошачья мобилизация Как только блокада была снята, прошла еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев. «Кошачий призыв» прошел успешно. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до 5 лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей - очистили Эрмитаж от грызунов.
Государственный Эрмитаж. Музей, в который мы пришли сегодня, называется «Государственный Эрмитаж», один из крупнейших художественных музеев мира, он имеет 5 дворцов: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Каждый дворец имеет свои особенности, функцию, историю. Поэтому часто Эрмитаж называют «Городом в городе». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2012; Нарушение авторского права страницы