Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хорошо, но хоть Первый Вселенский собор обошелся без папизма?



Истинная Церковь

Господ Иисус Христос сказал: " создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16 18)

Уже на странице номер 3 о. Георгий начинает резать цитаты даже в пределах одного 18-ого стиха 16 главы евангелия от Матфея.

Симон же Петр, отвечая, сказал: «ты Христос, Сын Бога Живаго»

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;  
и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;  
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.  


Можно говорить (мы это сделаем ниже) о святоотеческом понимании этой части Евангелия, как они рассуждали о Церкви и ее основе, об отношении Петра и других Апостолов, но о. Георгий явно показал, что не хочет этого делать.

В своей аудиолекции, однако, он уже утверждает следующее:

«все(! ) древние толкователи, в том числе западные, говорили не о личности Петра, а о его вере».

Однако это не соответствует действительности. В святоотеческом наследии есть прямые толкования «Камень – Петр», есть с уточнением «вера Петра», при чем некоторые авторы сочетают два варианта вполне органично (например, св. Августин. Православные часто указывают на его толкование «вера Петра», неприемлемо упрощая позицию Августина, будто он исповедание Петра отделял от его личности. См. здесь цитаты с прямой связкой «Пётр – камень»: https: //vk.com/wall-97312910_6278 ).

Сочетание же образа Христа как «камня краеугольного» и Петра как «камня Церкви» - не парадокс и не идиотизм, но параллель, безусловно, продуманная Христом, давшим Симону это имя.

Вот пишет Арестий Амосийский (5 век, начало)
https: //vk.com/wall-117425757_7

" Исаия говорит, пророчествуя (Ис.28: 16), что Отец положил Сына камнем краеугольным, показывая, что весь состав мира имеет Его своею основою и опорою. А Единородный, как говорится в Евангелиях, называет в свою очередь Петра основанием Церкви: «ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.16: 18). И действительно, он первый, как бы камень какой великий и крепкий, был ввержен в ров мира сего, или — «в долину плача», как говорит Давид (Пс.83: 7), — дабы поддерживая всех христиан, назданных (на нем), вознести к высоте, которая есть жилище упования нашего. «Никто не может положить другаго основания, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3: 11). Подобным же названием Спаситель наш почтил и перваго ученика Своего, нарекши камнем веры. Итак, чрез Петра, бывшаго истинным и верным тайноводителем благочестия, сохраняется твердое и непоколебимое основание Церквей. Строением праведнаго стоим мы, — сущие от восхода солнца до запада христиане, — крепко утвержденные, не смотря на многия воздвигавшияся испытания, с тех пор как возвещено Евангелие, и на безчисленное множество тираннов, а прежде них — диавола, желавшаго ниспровергнуть долу и исторгнуть нас с самых оснований. «Разлились реки», — как говорит спасительное слово (Мф.7: 27), — как бурные потоки, сильные ветры диавольских духов устремились, неудержимые дожди гонителей христиан с шумом обрушились, и — ничего сильнее твердыни божественной не оказалось, так как святыми дланями перваго из апостолов было устроено здание веры. Все это, что я говорю, следовало бы выразить одним словом благословения Того, Кто назвал благовестника камнем. Посмотрим же, если угодно, как созидал Петр: не камнями и кирпичами и не другими какими-нибудь земными материалами; но словами и делами, которыми действовал по внушению Духа."

" Слово в похвалу святых верховных Апостолов Петра и Павла"


Много раз Петра (и епископов, ему наследующих называет Камнем Блаженный Августин):

Против такого одностороннего подхода выступает и бл. Августин, который пишет, обличая Донатистов:


«Нам больно видеть вас средь хвороста лежащих
Пребудьте, братья, на лозе плодоносящей,
Где, видим мы, от самого Петра
Идет в ладу епископов гряда.
Сей камень положил Господь, его же
Гордясь и сущий ад не потревожит».

PSALMUS CONTRA PARTEM DONATI PL 43
Режим доступа: http: //www.augustinus.it/latino/salmo_contro_donato/index.htm

 

Или же:

«Не будем слушать тех, кто отрицает власть Церкви Господа оставлять грехи. Они воистину несчастны, ибо не признают в Петре скалу и отказываются верить в то, что ключи от рая, выпавшие из их собственных рук, дарованы Церкви»

DE AGONE CRISTIANO LIBER UNUS PL 40
Режим доступа:
На латыни: http: //www.augustinus.it/latino/agone_cristiano/index.htm
Читатель может посмотреть сей же текст в переводе на русский от диакона Августина Соколовского: http: //azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-hristianskoj-borbe/5_29

 

«Затем сказал ученикам своим: вы тоже уйдете? Петр, Скала, ответил от лица всех: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

 

IN EVANGELIUM IOANNIS TRACTATUS CENTUM VIGINTI QUATUOR, XI
Режим доступа: http: //www.augustinus.it/latino/commento_vsg/index2.htm

.

«XI веке от Вселенской Православной Церкви отпала Поместная Римская Церковь. Она отпала из-за того, что её члены не хотели отказаться от заблуждений, которые среди них распространились. (…) В 1054 году папа анафематствовал Православных, [а Патриарх – Католиков]»


Замечания следующего порядка:

«Отпадение» Церкви (что следует из ее истории) заключается в двух моментах:

1) Епископ оной церкви учит чему-то, что противоречит Священному Преданию (только епископ имеет власть «учить» в своей Церкви. Да и священнодействовать тоже, вспомни антиминсы, которые подписываются епископам как грамоты, подтверждающие делегацию священникам права служить Евхаристию в отсутствии Архиерея);

2) Епископ получает осуждение от Церкви, выраженное актом поместного или Вселенского (для епископа уровня Константинополя или Рима) собора. Остановимся на этом пункте, с ним можно согласиться православному. Вообще, конечно, в случае с ересями, всегда спрашивается утверждение Римского Епископа.

Итак, для того, чтобы сказать, что в 11 веке «поместная римская церковь отпала», о. Георгий должен предъявить некоторые анафемы и осуждения епископа Рима, подобные тем, что имеются в осуждение Нестория, Акакия, Максима Киника, Евтихия и прочих епископов, которые «ввергали» свои церкви в ересь и/или раскол.

 

А таковые предъявить невозможно по двум причинам:

А) спор XI века (инициированный Михаилом Керуларием) касался не догматики, а литургики. Михаил Керуларий не заботился о Филиокве (о чем говорит и православный публицист о. Асмус https: //www.youtube.com/watch? v=Me0LRsd1XLc), даже не критиковал с богословской точки зрения «папизм», а только топтал Св. Дары (еще единой Церкви, но в Латинских храмах) и рассуждал, какие латиняне варвары.

О. Георгий говорит неправду, когда называет анафемы кардинала Гумберта Михаилу Керуларию «анафемами на православных». Вне зависимости от того, были ли обвинения Гумберта справидливы, едва ли кто из православных христиан увидит в них «анафему православию»:

1. Михаила неправо называют патриархом.

2. Подобно симонианам, они продают дар Божий.

3. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.

4. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.

5. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, икрещение.

6. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.

7. Подобно севирианам, злословят закон Моисеев.

8. Подобно духоборцам отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).

9. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.

10. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

 

Повторюсь – обвинения могут быть ложными, но где здесь анафема на православных? Разве православные поддерживают хоть что-либо из вышеперечисленного?

Из полемического наследия тех лет – только трактаты против опресноков, написанные по заказу Керулария. «Осуждение» данное Михаилом касалось только папских легатов во главе с кардиналом Гумбертом, но никак не Папы.

Так что с 11 веком – провал.


 

 

Какие же ереси?

Папизм

Апостол Павел, говор о Христе, сказал, что Бог Отец " поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его" (Еф. 1: 22-23). Поэтом Православная Церковь со времён апостольских сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви, основанной Христом, является Сам Христос.

На самом деле, католики с этим не спорят. Христос есть Глава Своего мистического Тела. Он же единственный Вечный Архиерей, что не отменяет, но утверждает епископство и священство здесь, на земле, для Церкви Воинствующей

 

А римо-католики учат, что главой Церкви будто является главный епископ Рима - папа Римский и называют его наместником, то есть, официальным заместителем Христа на земле. Поэтому, по их мнению, должен обладать непосредственно власть на всем членам Церкви.

Главой Воинствующей Церкви, естественно не в том же смысле, что и Христос. И да, будучи не выше всякой власти и всякого закона, но распоряжаясь всей властью Церкви (но не больше оной), Папа Римский имеет власть в любой Церкви и над любым христианином в определенных аспектах. Например, если епископ церкви N впал в ересь и Папа осудил и отлучил его от Церкви, как некогда папа Феликс II осудил и отлучил Патриарха Акакия Константинопольского за унию с миафизитами, то всем членам этой церкви нужно повиноваться.

Но сие не значит, к примеру, что папа Франциск может обязать всех христиан принять Иудаизм, вызволить душу из ада или заставить скинуться ему на водку под угрозой отлучения.

 

Святые отцы говорили, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это " горделивое искание преобладания епископа Рима над прочими Восточным Патриархами" (святой Амвросий Оптинский), и " претензии на главенство и самовольное управление всею вселенскою Церковью" (святой Иоанн Кронштадтский).

Справедливости ради отметим, что иные отцы действительно так говорили, но это были отцы
А) Поздние

Б) Ограниченные по месту жительства (цитируемые о. Георгием – вовсе только русские и преимущественно 19 века)

У других, относительно более ранних, хотя тоже поздних и сугубо греческих антикатолических церковных деятелей (Фотий Константинопольский, Марк Эфесский, Григорий Палама) претензии к Римской кафедре были, и обширные, но о «папизме» как таковом речь не шла.

Именно потому вопрос о первенстве Римского епископа и его власти не был предметом разбирательств на Ферраро-Флорентийском соборе. А этот собор был собран именно для того, чтобы обсудить все конфликтные вопросы и устранить препятствия к общению.

Изначально все епископы, в то числе предстоятели Поместных Церквей, воспринимали себя лишь как служителей, соработников апостолов, и обращались друг к другу как братья одной большой семьи. Но временем, увы, папа римский из-за любви к власти захотел быть в Церкви " не первым между братьями... но господином над рабами" (святой Илия Минятий).

А) Откровенно говоря, и нынешний папа римский почитает себя не господином над рабами, а «рабом рабов Божиих». Первенство среди братьев в семье не умаляет родства (хотя и предполагает определенные привилегии, вспомни историю с Иаковом и Исавом), а родство и со-работничество Апостолам не умаляет особых послушаний апостола Петра и его преемников.

Так, тот же Григорий Двоеслов, Папа Римский 5-ого века и святой отец Православной Церкви, пишет такие слова Евлогию патриарху Александрийскому:


" Я не считаю, что что-либо может принести мне честь если из за этого мои братья утратят честь причитающуюся им... Называя меня " вселенским папой", твое Святейшество отрекается от того, чем сам по существу является, поскольку признает меня " вселенским"

Вместе с тем он не забывал, что:

« Что же касается того, что они говорят о Церкви Константинопольской, разве кто сомневается, что она подчинена Апостольскому Престолу? »


(Lib. ix., Ep. 12)


«Если какая вина есть на епископах, нет никого, кто не был бы подсуден Апостольскому Престолу, когда же нет никакой вины [разбирательства], все равны по смиренномудрию.»


(Lib. ix., Ep. 59)

 

И что в конце концов:

 

«Апостольский Престол есть глава всех церквей. »


( ep. 13: 1).

Подробно:
https: //vk.com/page-97312910_50112544

Б) о. Георгий, цитируя Илию Минятия – восточного церковного деятеля конца 17 века(! ) забывает указать точную дату или период времени, когда папы «обнаглели» настолько, что стали еретиками, с которыми нельзя сохранять Евхаристическое общение. Он также объяснить, почему с самых первых веков Христианства (еще до Миланского эдикта), когда и речи не могло идти ни о каких «привилегиях» бытия епископом, тем более в языческом и гонящем Христиан Риме, писали подобное:

Св. Ириней Лионский (+202)

" Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства [её] епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и превратным мнениям. Ибо, по необходимости, с этою Церковью, высокого ради главенства её, согласуется всякая церковь, т. е. повсюду верующие, так как в ней Апостольское Предание всегда сохранялось верующими повсюду".

 

Против Ересей книга III глава 3, 2

 

При том, что Римская Церковь не является из всех Апостольских церквей ни самой древней, ни в мирских выражениях самой многочисленной или богатой.


(о. Георгий в лекции приводит эту цитату, но не опровергает ее по существу и использует искаженный перевод, где нет слова «первенство», хотя в оригинале оное присутствует. См. здесь: https: //vk.com/page-97312910_49380919 )

Но давайте разберемся, когда именно «Рим слишком много о себе возомнил».

Кроме процитированного выше св. Григория Двоеслова, есть и более древние свидетельства, в том числе и особенно – из истории Вселенских соборов:

Папа Вигилий (V Вселенский собор), отлучает своевольно патриарха Мину Константинопольского, никто из собравшихся в Константинополе отцов или даже Император не осмеливаются его «восстановить», несмотря на то, что Мина был угоден Юстиниану.

 

Еще раньше:
Папа Гормизд (+523)

В 515 г. подписал «libellus» или вероисповедную формулу (Furmula Hormisdae), где наряду с анафематствованием Нестория, Евтихия, Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Кнафея провозглашалась анафема К-польскому патриарху Акакию и высказывалось требование принятия томоса папы Римского свт. Льва I Великого, а также выражалась идея необходимости пребывания в единстве с Римской кафедрой как хранительницей неповрежденного православного вероучения. Подписание формулы всеми восточными епископами являлось для Гормизда условием восстановления их общения с Римом. Все православные епископы были обязаны подписать формулу, чтобы не быть анафематствованными, что они и сделали. Все православные епископы, от которых ведут свое преемство современные католики и православные, обязаны были подписать эту формулу, а отказавшиеся анафематствовались[17].

Текст Формулы:
«Первое, что необходимо для спасения - это хранить правило истинной веры и не отступать от постановлений Святых Отцов. Никто не может обойти молчанием изречение Господа нашего Иисуса Христа: «Ты Петр [и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, а что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»] (Мф. 16, 18 - 19). Сказанное Им проверено жизнью, потому что Апостольский Престол всегда хранил незапятнанной веру католическую. Не желая ни в чем отделяться от этой надежды и веры и следуя постановлениям Святых Отцов, мы анафематствуем все ереси, особенно еретика Нестория, некогда бывшего епископом Константинополя, а затем осужденного на Эфесском Соборе святым Целестином, папой города Рима, и Кириллом, предстоятелем города Александрии. Подобным же образом анафематствуя Евтихия и Диоскора Александрийского, осужденных на Халкидонском Соборе, который во всем следовал Собору Никейскому и проповедовал апостольскую веру, мы следуем и принимаем постановления Халкидонского Собора. Мы отрекаемся от убийцы Тимофея, прозванного Элуром, ученика Диоскора, и следовавшего во всем Петру Александрийскому. Осуждаем и анафематствуем Акакия, некогда бывшего епископом Константинополя, осужденного Апостольским Престолом, их сообщника и последователя, и всех тех, кто пребывал с ними в общении, потому что Акакий, который вошел в общение с ними, заслужил и сам подобное осуждение. Также мы осуждаем Петра Антиохийского, вместе с его последователями и всех, о ком речь шла выше.


Мы поддерживаем и одобряем послания святого Папы Льва, обращенные всему христианскому миру, следуя, как мы уже говорили, во всем Апостольскому Престолу и проповедуя все его постановления. И поэтому надеюсь, что буду достоин войти в общении с вами, как представителем Апостольского Престола, которым неповрежденная и истинная христианская вера твердо сохраняется, обещая в последующем времени при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделен от общения с Кафолической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом. Если же я соблазнюсь в чем-либо отойти от моего исповедания, то сам объявлю себя соучастником тех, кого осудил».

Однако сие – примирительная формула, которую должна была признать Константинопольская церковь, чтобы войти в Кафолическое общение.

Самого же Патриарха Акакия отлучил предшественник Громизда св. Папа Феликс, между 4 и 5 Вселенскими соборами, словами:

Ты лишён священства, отлучён от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия. Таково осуждение, которое налагается на тебя судом Духа Святого и властию апостольскою, носителями каковой мы являемся.

Карташёв А. В. Вселенские соборы. Клин, 2004. С. 389

Православная церковь в настоящее время признает, что Акакий был еретиком. Если же ее учение о Церкви «никак не менялось», по словам о. Георгия Максимова, то почему против папистского беспредела Громизда и Феликса, не было никаких возражений?

Еще раньше:

Папа Геласий (+496)


Огромный авторитет дораскольной Церкви, борец за православие, выступивший против поддержавшего монофизитов императора Анастасия I, и самой ереси. Вот его слова о Римской церкви:

<...> И подобно тому, как нелегкое испытание выпало на долю епископов хранить молчание ради почитания Бога, так немалая опасность подстерегает и земных правителей (да не случится того), которые презирают тех, кому обязаны повиноваться. И если всем без исключения епископам, по уставу совершающим богослужения, должны от всего сердца подчиняться верующие, то насколько более надлежит явить согласие предстоятелю Престола, который Бог пожелал возвысить над всеми епископствами и который последующее благочестие всей Церкви непрестанно прославляло? Здесь твое благочестие явственно видит, что никогда каким-либо человеческим мнение не могут быть возвышены чьи-либо [привилегии] над привилегиями, или исповеданием этого [престола], который глас Христа поставил над всеми, который всегда чтила святая Церковь и благочестиво признает его первенство. То, что установлено Божественным суждением, может подвергаться со стороны человеческой самонадеянности, но никогда ничьей властью не может быть побеждено <...> »

amuli vestrae pietatis (письмо императору Анастасию)

 

Но это еще не предел древности:

Св. Папа Лев Великий (+461 г.)

«Хотя священство принадлежит всем епископам, но не в равной степени: и между апостолами не было равенства, все они одинаково избраны, но власть над всеми дана только одному. Согласно с этим и между епископами существует неравенство, ибо постановлено, чтобы не всякий из них претендовал на власть над всей Церковью, а чтобы каждый управлял только своей епархией. Между ними большим значением пользуются те, которые поставлены епископами больших городов, но попечение о всей Церкви принадлежит только престолу
Петра» (Epistola XIV)

Цитировано по: Задворный В. История римских пап. Т. I. От св. Петра до св. Симплиция. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1949)


О Римской Церкви. Послание епископам Фессалии:

«Святой апостол Петр, которому по слову Господа была доверена твердыня священства, испытывает безграничную радость каждый раз, когда видит, что ему стражами мира воздается та честь, которой наделил его Господь. Ведь какую радость можно помыслить больше той, чем знать, что полученная им власть соблюдается? Пребывая в Риме, он получает от различных адресатов множество послании, в которых содержится просьба рассмотреть какие-либо дела или ответить на вопросы. Фундаментом же, на котором основаны все ответы Святого Престола, является авторитет его духовного Камня Петра»

Цитировано по: Задворный В. История римских пап. Т. I. От св. Петра до св. Симплиция. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1994

 

«К собору, который, как говорят, будет незаконно созван по делу нашего брата и соепископа Перигена (чье положение, как мы написали, не должно подвергаться никакому сомнению) мы написали мы направили послание, из которого все братья узнали бы, что, во-первых, не следует им собираться против твоей воли; во-вторых же - не должно обсуждать вынесенный нами приговор. Ибо никогда прежде не было позволено обсуждать то, что постановлено апостольским престолом.»

Ep. XIII

Напомню также, что Лев Великий – ключевая фигура IV Вселенского собора, через который сам (! ) уврачевывал ересь монофизитов, властно распоряжаясь церковными делами, вводя в богословие новые термины (Лицо, отождествляемое с Ипостасью) и «диктуя» веру Собору, при полной поддержке Императора и всех Православных восточных епископов. И при полном отсутствии «соборного единодушия».
Подробнее, с текстами и ссылками, здесь: http: //apologia.ru/articles/19#

 

Еще раньше – папа Целистин (III Вселенский собор)

 

Патриарх Кирилл Александрийский пишет письмо Папе Целестину I, спрашивая о еретике Нестории


Я не хотел открыто прерывать общение с ним [Несторием], пока все факты не были рассмотрены Тобой. Потому, рассуди как будет верно:, должны ли мы сообщаться с ним вообще, или должно прямо сказать, чтобы никто не имел общения с человеком, который такому учит и такое делает. Далее же, решение Вашего Святейшества должно через письма быть возвещено святым и богобоязненным епископам Македонии и всего Востока, поскольку не можем отказать им в желании пребывать в единстве сердца и разума, да постоят они за Православную веру, подвергающуюся нападкам.


Patrologia Graeca 77: 86


Во многом именно стараниями св. Папы Целестина I и его верного послушника св. Кирилла из Александрии была побеждена Несторианская ересь: послание не осталось неуслышанным, и в 430 году Папа собрал в Риме церковный собор и осудил доктрину Нестория.
Епископу же Кириллу Александрийскому, с которым Целестин состоял в переписке, были предоставлены делегатские полномочия, с поручением представлять Папу Римского на Эфесском Вселенском Соборе 431 года.

https: //vk.com/page-97312910_49762619

Вопрошение св. Кирилла не осталось без внимания, и Папа еще до собора осудил еретика Нестория, несмотря на то, что тому покровительствовал и Император.

На 2-м заседании впервые присутствовали легаты, прибывшие из Рима. Оно началось с того, что легат, священник Филипп, приветствовал Собор словами:

 

«Благодарим Св.... Троицу, что удостоила нас, смиренных, присутствовать на вашем святом Соборе. Уже давно святейший наш Папа Целестин, епископ Апостольского Престола, в послании своем к святейшему... Кириллу, сделал определение о настоящем деле, и это последнее представлено вашему... собранию. Теперь же опять для утверждения кафолической веры, он послал к вашему благочестию послание, которое, приняв от нас, повелите подобающим образом прочитать перед св. Собором и внести в церковные записи» (Деяния Вселенских Соборов, Казань, 669).

Желание легатов было исполнено: послание Папы прочтено «по обычаю» по-латыни и занесено в протокол, затем прочли греческий перевод.

Послание напоминает епископам обязанность хранить православную веру. Далее Целестин говорит:

 

«Мы послали исполнить наше попечение (о вере) святых братий... (следуют имена легатов), чтобы они... исполнили то, что нами уже прежде постановлено. Мы не сомневаемся, что ваша святость будете с нами согласны, когда то, о чем идет дело, должно быть определением о мире всех Церквей» (Деяния Вселенских Соборов, Казань, стр 676).

Как же отнесся Собор к этому проявлению «папского властолюбия»?

«Все... епископы вдруг воскликнули: это суд справедливый! Весь Собор благодарит... Целестина, стража веры...»

«Филипп пресвитер... сказал: благодарим святой... Собор, что вы, по прочтении послания святого... Папы.., громогласными восклицаниями соединились с ним (в духе), как святые члены под единою главою»

Там же, с. 678

 

Еще раньше: папа Дамасий, II Вселенский собор

«На основании всех пророчеств, свидетельств евангелистов и апостолов, почерпнутых нами из Божественного Писания, на котором по милости Божией основана Вселенская Церковь, мы твердо убеждены, что хотя Вселенская Церковь распространена по всему миру, являясь единственной Невестой Христа, однако святая Римская Церковь возвышена над другими Церквами не постановлениями, но словами Спасителя, Господа нашего, записанными в Евангелии: «Ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18 19). С Римом соединена также память святого апостола Павла, избранного сосуда, который не в другое время, как измышляют еретики, но в то же самое, в один и тот же день, принял славную смерть вместе с Петром в городе Риме, претерпев мучение, он был увенчан при императоре Нероне. Апостолы Петр и Павел вместе освятили Господу Иисусу Христу эту Римскую Церковь, которую своим присутствием и триумфом они вознесли над всей вселенной.
Таким образом, первый престол апостола Петра — это Римская Церковь, не имеющая ни пятна, ни порока, или чего-либо подобного»

Послание из Барония под 382 год.
Цитировано по книге:
Задворный В. История римских пап. Т. I. От св. Петра до св. Симплиция. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1994.

27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт De fide catholica («о католической вере»). Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе.»


Cod. Theod., XVI, 1. 2 (от 28 февраля 380 г.)

Итак, о чем же свидетельствует сей документ?
1) Для Феодосия очевидно, что Петр был главой Римской Церкви;
2) Епископ Рима - понтифик Дамасий - в глазах Императора имеет более высокий статус, чем епископ Петр Александрийский
3) Римская Церковь есть " мерило Ортодоксии" и должна быть спрошена во всем, касательно веры. В этом Император вполне согласен с тем же Иринеем Лионским (труды которого ему наверняка были знакомы):
http: //vk.com/leo_and_ignatius? w=page-97312910_49380919

Возражение: Папу даже не позвали на II Вселенский Собор!


Не участвовал, но и собор сей, созванный тем же Феодосием Великим, открывался как поместный собор Константинопольской церкви, и только будучи принятым Римской Церковью приобрел статус Вселенского.

Надо сказать, что Папа Дамасий (преемник Петра, на веру которого за год до Собора ссылается Феодосий, объявляя Православное Христианство - Католическую Веру - государственной религией) принял поправки в Никейский Символ Веры, сделав их общими и нормативными для всей Церкви, оставив канонические предписания собора на уровне поместных установлений:

Так, ни другие церкви, ни сам ревностный Феодосий не возразили против того, что Дамасий (первый в истории Епископ Рима, названный Папой) разослал предписание, запрещающее поставлять епископов без согласия Рима.
Впоследствии, оно было им дополнено и затем подтверждено папой Римским Сирицием (384-399): рукоположение во епископа считалось действительным лишь при согласии Римской Церкви, по его совершении епископы обязаны были являться в Рим для получения паллия (омофора), что признается даже в Православной энциклопедии:


http: //www.pravenc.ru/text/168690.html

Напоминаем, что и император Феодосий, и папа Дамасий в православии почитаются почитаются святыми.

 

Поэтому те, кто последовал за этими заблуждениями римских пап и назвал себя римо-католиком, стали верить, что Господь Иисус Христос дал абсолютную власть в управлении всей Церковью одному человеку - римскому папе, но православные христиане твёрдо держатся изначально истины, которая заключается в том, что не одному какому-то человеку дал Господ такую власть, а всей Церкви, выразителем которой является Собор Апостолов или их преемников - епископов.

И все-таки критерием Истинности и Православности собора в Церкви 1-ого тысячелетия было именно принятие или непринятие оного Епископом Рима, а не «соборность», «единомыслие», или «консенсус» - которого не было ни на одном соборе, однако решения по ересям таки выносились, подчас ставя православных в меньшинство.

Так, Антиохийский собор 341 (про-арианский) года объявил себя Вселенским и имел полное «соборное согласие» между делегатами, но мы ныне знаем его как волчий, поскольку Римская кафедра его отвергла.

https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(341)

Противоположенный пример – 2 Вселенский собор, который был начат как Поместный…

Вообще же утверждение Собора Папой есть древняя практика для Православных Кафоликов. Кроме примеров, разобранных выше:

Блаженный Августин пишет об окончательном осуждении ереси Пелагия:

 

Два собора отправили свои решения к Апостольскому Престолу и их декреты быстро вернулись (были утверждены – прим. автора). Дело закончено, и надеюсь, столь же быстро закончится и их ересь.

131 Письмо, 10 параграф

 

Или вот Федор Студит пишет Папе Льву 3 о незаконном соборе иконоборцев (о них выше было сказано):

Так как великому Петру Христос Бог даровал вместе с ключами царства небесного и достоинство пастыреначальства, то Петру, или преемнику его, необходимо сообщать обо всем, нововводимом в Кафолической Церкви отступающими от истины. Итак, научившись этому от древних святых отцов наших, и мы... почли долгом донести... Так, божественейшая глава всех глав, состоялось сборище преступников и собрание любодействующих... (188) Донося об этом неложно, мы, смиренные, возносим христоподобному блаженству твоему то же воззвание, которое верховный Апостол с прочими Апостолами произнес ко Христу, когда на море поднялась буря: спаси ны, архипастырь поднебесной Церкви, погибаем... Если они (еретики) не побоялись составить еретический собор, хотя не властны составлять и православного собора без вашего ведения, по издревле принятому обычаю; то тем более справедливо и необходимо было бы по божественному первоначальству твоему... составить законный собор... Возвестив об этом... как нижайшие члены Церкви и повинующиеся Вашему божественному пастыреначальству, мы, наконец, просим святую душу твою считать нас как бы собственными овцами твоими...


Patrologia Graeca 99. стр. 1018, ер. 33

 

Дальше о. Георгий пишет:

Именно поэтому Господь самим апостолам сказал: " все же вы - братья" (Мф. 23: 8). Поэтом и апостолы, когда возникли общецерковные вопросы, требующие решения, то собрались в Иерусалиме на собор, и сообща решили…

Вот только это «сообща» выражалось в том, что

Имя Петра упомянуто 57 раз, имя Иоанна Богослова (Любимого Апостола) – лишь 8 раз. При перечислении апостолов и Деяния начинают с имени Петра (1, 13). Вместо «апостолы» сказано: «однажды Петр... с одиннадцатью» (2, 14); в других случаях сказано: «Петру и прочим Апостолам» (2, 37) и «Петр и Апостолы» (5, 29).Когда упомянуты двое, Петр и Иоанн, Петр всегда назван первым (3, 1.3-4; 11, 13.19; 8, 14).

В Евангелии имя Петра упомянуто на первом месте 15 раз; таким образом, в Свящ. Писании вообще такое упоминание встречается 26 раз.

Что возражают на этот факт? Указывают на 4 случая, где имя Петра стоит не на первом месте.

 

Читайте Деяния подряд и увидите, что именно Апостол Петр:

1) Первый и единолично предлагает собранию 120-ти учеников избрать заместителя Иуде (1, 15-22). При этом он толкует пророчества (ст. 16-21), указывает условия избрания (21-22), устанавливает закон иерархической преемственности и применяет его.

2) Первый произносит речь неверным (2, 14-36); делает это в присутствии остальных одиннадцати, толкуя пророчества и события земной жизни Христа, осуждая всенародно действия и народа, и властей, иудейских и римских (ст. 22-23).

3) Первый, после Вознесения Христова, призывает к покаянию и крещению (2, 38); провозглашает, что обетование дано для вселенной («и всем дальним», ст. 39).

4) Первый принимает в Церковь новообращенных (2, 37-41).

5) Первый совершает чудесное исцеление (3, 4-7); при этом, в присутствии Иоанна говорит и действует один.

6) Первый поучает в храме (ст. 12-26); опять в присутствии Иоанна; опять в речи своей устанавливает догматические истины.

7) Первый держит ответ пред синедрионом (4, 8-13).

8) Первый является орудием Божьего суда над Ананием (5, 3-5) и Сапфирой (ст. 8-10), устанавливая тем карательную власть Церкви.

9) Первый среди апостолов по мнению народа (2, 37; 5, 15). Особое значение придает Петру также и Ирод (12, 3-5).

10) «Петр же и Апостолы» отвечают на втором собрании синедриона (5, 29).

11) Один в присутствии Иоанна обличает Симона-волхва (8, 20-23).

12) Первый избирается Богом (путем чудесного видения) для того, чтобы благовествовать среди язычников и крестить их (гл. 10); это он познал, что Бог нелицеприятен (ст. 34) и что праведник приятен Ему во всяком народе (ст. 35); это при его речи впервые сошел на язычников Дух Святой (ст. 44).

13) Первый объявил Церкви волю Божию, чтобы и язычники принимались в Церковь (гл. 11); выслушав его, все «успокоились и прославили Бога» (ст. 18).

14) Первый на Иерусалимском соборе определяет истинное учение относительно того, что язычники не обязаны соблюдать закон Моисеев; делает это властно (15, 7.10-12).


Поделиться:



Популярное:

  1. A. эксплуатируемые вручную или с применением ручного труда; без применения ручного труда (механические, автоматические и др.).
  2. I. ОПИСАНИЕ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ. ПОРЯДОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
  3. I. СИЛА БЕЗМОЛВИЯ В СИМПТОМАХ
  4. I.II. Первый комплекс ГТО и дальнейшее его развитие
  5. II. Исходное состояние в области транспортной безопасности
  6. II. Исходное состояние в области транспортной безопасности
  7. III. Целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности
  8. LXV. Если кто отрежет хвост у павшего коня без ведома хозяина
  9. LXV. Если кто отрежет хвост у павшего коня без ведома хозяина
  10. ІІ группу электробезопасности
  11. а, г – пресс канты с двухсторонней «прибылью», б – пресс-канты с односторонней «прибылью», в – пресс-канты без «прибыли»
  12. А, г – пресс канты с двухсторонней «прибылью», б – пресс-канты с односторонней «прибылью», в – пресс-канты без «прибыли»


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.133 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь