Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации



Боевые традиции российских Вооруженных сил — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Вооруженные силы каждого государства мира имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, государственным и общественным строем страны, характером и предназначением вооруженных сил.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех вооруженных сил, другие присущи определенному роду или виду войск, третьи характерны для той или иной воинской профессии. На формирование и проявление воинских традиций также влияют условия деятельности воинских коллективов, отношения складывающиеся в них.

В целом воинские традиции подразделяются:

  • по степени общности — на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных сил, рода войск и т.д.);
  • по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмирающие и возрождающиеся;
  • по степени общественной значимости — на боевые, ратно-трудовые и воинского быта.

Наиболее значимыми среди воинских традиций являются боевые, так как именно они определяют поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или в условиях, приближенных к боевым.

К боевым традициям воинов российских Вооруженных сил относятся:

  • беззаветная преданность Родине и постоянная готовность к ее защите;
  • верность воинской присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
  • любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;
  • верность боевому знамени части, военно-морскому флагу корабля;
  • войсковое товарищество и коллективизм;
  • уважение к командиру и защита его в бою;
  • гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным;
  • постоянное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствование своей выучки и воинского мастерства, высокая бдительность, поддержание постоянной боевой готовности своей части, корабля.

В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополагающая традиция — любовь к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. «Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам» — эта истина пронесена через века.

Измена Родине — тяжелое преступление, которое никогда не может быть искуплено. Презрение к предателю в людской памяти остается навсегда. Даже его родные и близкие покрываются позором этого преступления; не в силах вынести осуждающие взгляды соседей, земляков, они часто меняют место жительства. В настоящее время измена Родине (государственная измена) считается уголовным преступлением и карается по закону.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и воинскому долгу, в храбрости в бою.

Начиная с Петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом Русской армии. Эти наименования, освещенные огнем боев, со временем стали символами воинской славы. Позднее появилась еще одна традиция — присваивать воинским единицам имена прославивших их полководцев или особо отличившихся бойцов.

Исключительно важными традициями армии и флота всегда были войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова главной заповедью российского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она действительно крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение солдат и матросов, в том числе наших современников.

Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует о многих примерах героических действий по спасению командиров в боевой обстановке.

Не только в российской армии, но и во всех армиях мира присутствует традиция бережно сохранять память о павших героях. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, но главное — в сердцах потомков навсегда сохранится образ тех, кто первым поднимался в атаку, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для поддержания морально-психологического климата внутри каждого коллектива. Поэтому неслучайно, что многие нравственные нормы, лежащие в основе традиций, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате традиции становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Быть верным боевым традициям для каждого солдата или матроса означает:

  • точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
  • быть готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
  • настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;
  • умело действовать в обстановке, приближенной к боевой, на учениях и маневрах, в полетах, морских и океанских походах;
  • строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;
  • дорожить дружбой и войсковым товариществом;
  • помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

В развитии традиций большую роль играет преемственность поколений. Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями, новое поколение обойтись не может. Более того, перенимание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, развитие и обогащение этого опыта — обязательное условие благополучия любого общества.

В § 4.11 мы с вами уже говорили о воинской чести.

Г.оп некая честь — это нравственные внутренние качества и принципы воина (воинского коллектива), характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в военной присяге и общевоинских уставах и помимо моральной имеют правовую основу. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил записано: «Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей воинской части и честью своего воинского звания. Символом воинской части является боевое знамя».

Почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою относится к числу наиболее давних традиций русской армии и флота. Знамя объединяло и вдохновляло бойцов, придавало им организованность и силу. Традиция поклонения боевому знамени пронесена через века и свято чтится сегодня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды воинских традиций различают в российской армии?

2. Перечислите боевые традиции воинов российских Вооруженных сил.

3.Что означает для каждого солдата или матроса быть верным боевым традициям?

4. Приведите известные вам исторические примеры воинских традиций.

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы.

Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы.

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает наглядно-чувственная эстетическая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Отечеству впервые закреплен в русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (1607 г.). «Каждый военный человек, — говорилось в нем, — должен приводиться к крестному целованию — приносить присягу, верно служить и всем в послушании и покорении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловалъной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого- либо лица, в том числе родственника, за рекрутируемого. Таким образом, устанавливалась моральная ответственность дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и послушно; во всем поступать так, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надлежит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвардии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисциплину во время исполнения служебных обязанностей, беспрекословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов- командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние...».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл — един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обещания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведении к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжественное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее правительством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге — 1 мая, а также одинаковый порядок ее принятия. Присяга принималась коллективно, в строю. Представитель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной присяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о порядке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некоторые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военная присяга

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Принятие присяги — событие не обычное, не рядовое. Поговорите с любым военнослужащим, и он вспомнит день и час, когда давал клятву на верность Родине.

Известный писатель Валентин Пикуль принимал присягу четырнадцатилетним юнгой в декабре 1942 г. на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромнейшим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как принимают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерзшую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочувствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом — мы и присяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произносил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день».

Сегодня приведение к присяге происходит следующим образом. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю, форма одежды — парадная. В руках у военнослужащих оружие. Приводящиеся к присяге стоят в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение военной присяги и той почетной обязанности, которая возлагается на них.

Затем он отдает команду «Вольно» и приказывает командирам подразделений приступить к торжественному мероприятию. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к присяге. Каждый из них читает вслух перед строем текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии оркестр исполняет Государственный гимн.В военном билете военнослужащего делается отметка: «К военной присяге приведен (число, месяц, год)».

Приведение к военной присяге может проводиться в исторических местах, у братских могил героев, павших за свободу и независимость Родины.

День приведения к военной присяге является для данной части праздничным.

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом его совести и чести.

Нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. Уголовной или другой ответственности за отказ давать присягу в российском законодательстве не предусмотрено. Однако за нарушение уставов и приказов командиров ( что юридически может рассматриваться как нарушение присяги) полагается дисциплинарное или даже уголовное наказание как за военное преступление.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под воинскими ритуалами

2. Как развивалась церемония принятия военной присяги в истории Вооруженных сил России?

3. Какова роль военной присяги в воинской службе?

4. Как звучит текст современной военной присяги?

5. Предусмотрены ли наказания за отказ дать присягу или за нарушение присяги?

Символы воинской чести

Государственные и воинские символы России- это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они развивались и совершенствовались на протяжении всей истории Отечества. В декабре 2000г. Государственная дума Российской Федерации приняла законы о государственной символике нашей страны.

Государственный герб- это официальный государственный символ России и ее официальная эмблема.

В России первые дворянские гербы появились в конце XVI- начале XVIIв. С конца XVII с составления «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» началась официальная кодификация родовых гербов. В дореволюционной России свои гербы были у каждой губернии, области, города, поселка, посада и крепости.

Современный государственный герб был принят в 1993г. Он содержит основные исторические элементы герба дореволюционных времен. Двуглавый орел вошел в символику России в XVв., в правление Ивана III, позднее стал официальным гербом Российской империи. Двуглавый державный орел- это не только символ государственности России, но и символ многовековой истории, преемственности культурных традиций, объединения и единства российских земель.

Федеральный Конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» содержит следящее описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья,. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона» (рис. 34).

Рис. 34. Государственный герб Российской Федерации

Государственный флаг — один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Он является выразителем функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета. Флагу также присуща историческая преемственность, и он служит предметом узнаваемости нашего государства.

Первые флаги — символы княжеской власти — стали появляться в России в IX в., в период образования крупных славянских княжеств. В конце XV в. в России в употребление вошло слово «знамя» взамен слова «стяг». В XVI в. на русских знаменах, как правило, вышивали лики Иисуса Христа и Богородицы, святого Георгия Победоносца.

В царствование Алексея Михайловича (1645 —1676) на знамени появился герб, что свидетельствовало о высокой степени централизации государства. В 1668 г. было вышито так называемое Гербовное знамя — огромный белый стяг с алой каймой и двуглавым орлом по центру; вокруг орла — московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский гербы; по кайме шли псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский, ростовский и другие гербы, а также полный титул царя. Знамя это использовалось в представительских целях во время придворных и церковных торжеств.

Первый официально утвержденный государственный флаг Российской империи был черно-желто-белый. Введенный указом Александра II в 1858 г., он получил название Гербовый народный флаг. Однако в 1883 г., уже при Александре III, российскими национальными цветами были объявлены белый, синий и красный.

В 1914 г. «для употребления в частном быту» был учрежден флаг, символизирующий единение царя с народом. Он представлял собой бело-сине-красное полотнище; в верхнем углу полотнища, у древка помещался желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Этот флаг просуществовал до 1917 г.

Советская эпоха прошла под красным флагом.

Предыстория появления современного Государственного флага России такова. В ноябре 1990 г. комиссия, которой было поручено разработать проект нового флага, предложила восстановить исторический российский флаг — бело-сине- красный. 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации» официальным Национальным флагом следует «считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос». В ноябре того же года Съезд народных депутатов принял поправку к Конституции с описанием флага. Ежегодно 22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., определила, что описание и порядок официального использования Государственного флага устанавливаются Федеральным Конституционным законом (принят в декабре 2000 г.). В нем указывается: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2: 3».

Государственный гимн — торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливают и укрепляют национальное и государственное самосознание.

В России до XVII в. торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Позже появились виватные канты, которые имели характер «временных» гимнов, так как сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы).

Особое место начиная с Петровских времен занимали военные марши. Первым русским национальным гимном стал гимн «Коль славен» Д. Бортнянского, написанный в 90-х гг. XVIII в. Эта духовная песнь стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний.

В конце XVIII — начале XIX в. в большинстве европейских государств монархов встречали под звуки английского гимна«GodsavetheKing»(«Боже, храни короля»), звучал этот гимн и в России — как символ антинаполеоновской коалиции. В 1815 г. В. А. Жуковский написал под эту музыку слова, свое стихотворение он назвал «Молитва русских». В конце 1816 г. император Александр I утвердил текст Жуковского. Так появился первый Государственный гимн России, просуществовавший семнадцать лет.

В 1833 г. Николай I поручил всемирно известному музыканту А.Львову написать новый гимн. 12 мая 1834 г. впервые был исполнен Государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни! ». Яркая запоминающаяся мелодия стала признанной классикой этого жанра.

После Октябрьской революции 1917 г. гимном РФСФР, а потом СССР был «Интернационал» — международный гимн, написанный французским поэтом Эженом Потье.

В ночь на 1 января 1944 г. по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР на музыку А. Александрова, слова С.Михалкова и Г.Эль-Регистана. В 1955 — 1977 гг. гимн исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминалось имя Сталина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 г. был утвержден новый Государственный гимн Советского Союза под тем же коллективным авторством, который просуществовал до распада Советского Союза.

5 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» М. Глинки (официально утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г.). Слова гимна, однако, утверждены не были, хотя в 1990 г. на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.

Известный вам гимн России существует с декабря 2000 г. Музыка осталась от прежнего, написанного в конце войны гимна, и принадлежит А.Александрову. 7 марта 2001 г. Государственная дума приняла текст С. Михалкова.


Поделиться:



Популярное:

  1. F2: Васильев Николай Гаврилович, профессор кафедры ГСЭД ГОУ ВПО ВСФ РАП
  2. I. СИЛА БЕЗМОЛВИЯ В СИМПТОМАХ
  3. II. Финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов
  4. IV Всероссийской студенческой научной конференции
  5. IV Всероссийской студенческой научной конференции
  6. Rк- определяет максимальный ток коллектора транзистора, создает нагрузку коллекторной цепи и своей величиной влияет на коэффициент усиления каскада.
  7. XI. Продолжатели идеалистической традиции
  8. А. И. Черевко. Расчет и выбор судовых силовых трансформаторов для полупроводниковых преобразователей. Севмашвтуз, 2007.
  9. Аграрное законодательство субъектов Федерации
  10. Административно-правовое регулирование управления обороной Российской Федерации.
  11. АКСИОМЫ СТАТИКИ. СВЯЗИ И ИХ РЕАКЦИИ. ТРЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ СИЛ
  12. Акустоэлектронные полупроводниковые усилители СВЧ на ПАВ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь