Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 2. Гендерная идентичность клиента как проблема



Консультирования

Гендерная идентичность - вид социальной идентичности личности. Она формируется под влиянием условий семейного воспитания и является одним из ключевых показателей целостного процесса социализации.

Гендерная идентичность определяется посредством сопоставления социальной оценки, получаемой личностью извне, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта поло-специфичных ролей. Нормативные эталоны общественного сознания «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина» побуждают индивидов оценивать себя с точки зрения соответствия им. Выявляемые расхождения отражаются на отношении личности к самой себе и побуждают её к изменению поведения.

Согласно теории социальной идентичности M. Brewer, человек стремится подтвердить своё сходство с другими людьми и одновременно сохранить собственную индивидуальность. Гендерная идентичность и чёткое разделение всех людей на мужчин и женщин служат реализации этих функций (Brewer M., 1991. - P.475-489). «Гендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека, - пишет Й. Милюска, - и первое, что делают люди, оказавшись в социуме другой культуры, - это разделяют его на две группы - на мужчин и женщин и в соответствии с этим делением строят своё поведение» (Милюйска Й., 1999. - С.104).

С учётом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую (сформировавшуюся) идентичность и незрелую, формирующуюся идентичность.

В зависимости от степени принятия личностью себя говорят о позитивной или негативной идентичности.

В зависимости от глубины переживаний процесса трансформации самоопределений судят о кризисе идентичности или о его отсутствии (кризисная - некризисная идентичность).

Начиная с 1970-х гг., в отечественной публичной сфере появились лозунги: «Берегите мужчин! », «Берегите женщин! », «Мужчина должен быть мужчиной, а женщина - женщиной! ». Стали появляться публикации, посвящённые проблемам кризисных проявлений в структуре личности мужчин и женщин. Учёные заговорили о кризисе женской идентичности, т.е. о кризисе женской роли, кризисе двойной идентичности.

Многие современные психотерапевты следуют тезису: «Жизнь, проживаемая вне соответствия со своим полом, обречена на страдания». Из этого тезиса вытекает вывод о готовности психолога-консультанта оказывать помощь клиентам с проблемами гендерной идентичности.

 

Вопрос 3. Консультирование клиентов в ситуации внутриличностного

Гендерного конфликта

Хотя современная наука утверждает, что пол имеет несколько уровней организации, биологический пол является той характеристикой человека, которая создаёт самую большую социальную (гендерную) проблему, поскольку в силу половой принадлежности человек сразу после рождения попадает в одну из больших социальных (гендерных) групп - либо в высокостатусную группу мужчин, либо в низкостатусную группу женщин. С момента рождения включается либо программа социализации (гендерного воспитания) мальчика как представителя первой группы, либо программа социализации девочки как представительницы второй группы.

Несогласие женщин поддерживать такой порядок в оценке полов привела к возникновению феминизма и глобальному гендерному конфликту, т.е. к борьбе женщин за равный социальный статус с мужчинами.

В настоящее время выделяют несколько видов гендерного конфликта, проникающего с макроуровня на микроуровень, т.е. во внутриличностное простанство человека:

1) ролевой конфликт работающей женщины;

2) конфликт «страх успеха»;

3) экзистенциально-гендерный конфликт.

Оказавшись в ситуации внутриличностного гендерного конфликта, клиент переживает сильные негативные чувства: раздражительность, обиду, агрессию, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть; чувство одиночества (жалуется на ненужность, непонимание, ощущение «тупика»); впадает в депрессию (появляется апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие).

Наиболее ярким проявлением столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, который в социально-психологической литературе описан как « ролевой конфликт работающей женщины » - это социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия.

Обнаружены следующие тенденции:

1) ролевой конфликт связан с выраженностью психологического пола женщины: чем выше степень выраженности маскулинности, фемининности или андрогинности, тем меньше вероятность ролевого конфликта;

2) он исключается определённостью выбора женщины: карьера или семья? - и личной позитивной оценкой этого выбора;

3) он характерен для женщин с противоречивой субъективной картиной мира;

4) ролевому конфликту способствует потребность в материальном обеспечении как ведущая мотивация труда женщины.

Из некоторых исследований вытекает вывод о том, что ролевой конфликт чаще возникает, если женщина в равной мере и одновременно ориентирована на самореализацию в семье и карьере и что в этом случае многочисленные предписания-требования различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации.

Тем не менее, теория конфликта и конфликт-центрированная психотерапия Х. и Н. Пезешкианов позволяют поставить под сомнение это утверждение. С их позиции, удовлетворён жизнью и здоров тот, кто равномерно распределяет энергию между четырьмя основными сферами переработки жизненных проблем: тело, деятельность, фантазия, контакты (по 25% жизненных сил на каждую). Получается, что, ограничивая контакты и деятельность семейным кругом, женщина делает упор на эксплуатацию тела и фантазии. В таком случае она постепенно становится нереальной, дезадаптированной, т.к. приспосабливается не к жизни, а только к семейному её образу. У неё формируется фрагментарная картина мира, не развивается самосознание. Она выдумывает жизнь. Кроме того, тезис о том, что совмещение многих ролей делает жизнь человека более благополучной, находит своё подтверждение в судьбах многих современных российских женщин, успешно совмещающих семью и карьеру.

Замечено, что для женщин, которые гармонично сочетают семейные и профессиональные роли, характерен более партнерский образ жизни семьи. В таких семьях хорошо развита взаимопомощь супругов, мужья активно и результативно включены в домашнюю работу и воспитание детей, положительно и заинтересованно относятся к работе жены.

При анализе ролевого конфликта работающей женщины необходимо выделять вызывающие его объективные и субъективные факторы. К объективным факторам принято относить: чрезмерное напряжение, связанное с профессиональной и домашней работой; отсутствие полноценного отдыха; дефицит времени; неблагоприятные жилищные условия; маленькие дети.

Вторым типом гендерного внутриличностного конфликта является конфликт боязни успеха. Феномен «страх успеха» описан психологом М. Хорнер. Она обнаружила, что успех вызывает у женщины тревогу, т. к. ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением.

Исследование страха успеха, проведенное отечественным психологом Г.В. Турецкой, позволило прийти к следующим выводам:

1) причины этого феномена находятся не во внутриличностной сфере, а в контексте отношений и культуры в целом;

2) страх успеха как социально-психологическое явление присущ российской культуре;

3) он связан с особенностями ранней социализации женщины;

4) уровень проявления страха успеха зависит от степени эгалитарности взглядов, поло-типичности выбранной сферы деловой активности и «населённости»

этой сферы другими женщинами.

Мужчины боятся успеха, когда они достигают его в нетрадиционной области. Для российских мужчин представляется трудным долгое время быть успешным человеком, поэтому они, став успешными в одной области, терпят бедствие в другой. Это означает, что российским мужчинам нужна специальная подготовка к успеху. Негласно в общественном сознании эта ответственность вменяется их жёнам.

Экзистенциально-гендерный конфликт затрагивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и потребности человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Его чаще переживают женщины, смысложизненные ориентации которых основаны на исполнении традиционных половых ролей, если главный смысл своей жизни женщина видит только в создании семьи. Реализуя «истинно женское предназначение», она оказывается в экзистенциальном кризисе в период отделения повзрослевших детей.

Исследователи объясняют причины гендерных конфликтов выбором ошибочных жизненных стратегий. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, если человек выбирает самовыражение через выполнение долга, самопожертвование, то происходит постепенная утрата своего «Я», он оказывается в позиции, униженной и зависимой от других, и жизнь его часто кончается крахом, т. к. другие далеко не всегда отвечают взаимностью. Служение людям из чувства долга не сочетается с личностной самоактуализацией и самореализацией.

Замечено, что вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим желаниям и потребностям, следует социокультурным предписаниям, например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают» - и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям поведения в рамках мужской или женской роли. Степень подверженности этим предписаниям обусловлена особенностями первичной и вторичной социализации и психологическими особенностями личности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь