Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Модели человека в экономической теории.



Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой спе­цифический предмет исследования и использует при анализе этого пред­мета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее ме­тод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности опре­деляют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией. Экономическая теория является гуманитарной дисциплиной, поэтому изучает экономическое поведение людей.

Экономическая теория анализирует процесс производства жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без ко­торой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.

Экономическая теория исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и произ­водителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и тех­нологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физи­ческим и интеллектуальным параметрам человека.

Модель человека - унифицированное представление о человеке, действующем в опре­деленной системе социально-экономических координат.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных мате­риальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом деятельность отдельных людей и групп людей реализуется в различных хозяйственных системах в условиях ограниченности ресурсов, возможностей альтернативного использования последних и безграничности человеческих потребностей.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека услов­но можно выделить четыре. Различия между ними определяются, во-пер­вых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характерис­тик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психо­логической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направлениепредставлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Представители этих направлений экономической мысли рассматривали поведение «экономическо­го человека». Модель «homo economicus» (разработана в XVIII в.) предполагает, что индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рам­ках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

Важно заметить, что «homo economicus» — это рациональный индиви­дуум. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и ком­петентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Выделяют полную, ограниченную и органическую рациональностьэкономического поведения.

Полная рациональностьпредполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющую­ся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми ре­зультатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).

Ограниченная рациональностьотражает невоз­можность при принятии хозяйственных решений использовать всю полно­ту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. В данном слу­чае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чи­стый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издерж­ками принятого решения) при этом меньше. В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизи­рует полезность (доход, богатство, наслаждение), а только лишь занимает­ся поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поискаудовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения.

В случае органической рациональностиособое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил по­ведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ог­раничена либо юридическими запретами, либо традициями, а взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными института­ми человеческого общества.

Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности.

Второе направлениеприсуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на гипотезе ограниченной рациональности. Стимулы включают в себя не только стремление к матери­альным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, же­лание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются не­полнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интел­лекта, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных уста­новок и т. п. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддер­жания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государ­ства в экономические отношения.

Третье направлениепредставлено принципиально новой разновиднос­тью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворен­ность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, уста­новления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между со­циальными общностями.

Заслуживает упоминания и такая специфическая модель как «советский экономический человек», уходящая своими корнями в сталинский тота­литарно-репрессивный режим и отражающая основные черты экономичес­кого поведения человека в командно-админист­ративной системе хозяйства - доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хище­ния государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Создается благоприятная почва для оппортунистического поведения. Термин «оппор­тунистическое поведение», или «оппортунизм»в экономической теории означает экономическую недобросовестность, представление заведомо ис­каженной или неполной информации контрагентом обменной сделки.

Нерыночное поведение- это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно-командной си­стемы: приверженность патернализму со стороны государства, экономичес­кая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответ­ственности и т. п.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в лю­бой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической тео­рии, но и попытаться объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни. Исполь­зование экономического подхода к анализу неэкономических сторон жизни людейполучило название «экономического империализма».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь