Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные идеи и принципы синергетики как методологии социально-гуманитарного познания



Теория самоорганизации, синергетика (от греч. sinergeia – совместное действие) - междисциплинарная теория, изучающая процессы самоорганизации сложных открытых систем различной природы. Предметом синергетики явля­ются универсальные принципы самоорганизации и эволюции сложных систем, механизмы устойчивости, распада, возникновения новых структур в процессе саморазвития этих систем. Согласно теории самоорганизации новые структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляет переход от одного уровня самоорганизации к другому более сложному. Формирование каждого нового уровня системы сопровождается ее прохождением через состояние неустойчивости (точки бифуркации), когда не­большие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Самоорганизующиеся системы - это исторически развивающиеся системы, они характеризуются принципиальной необратимостью процессов. Теория самоор­ганизации содержит положение о недопустимости навязывания сложнооргани­зованным социоприродным системам траекторий развития, о необходимости понимания их собственных тенденций развития.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры синер­гетического метода.

Исходным положением синергетики является представление о систем­ном характере бытия. Универсум в ее интерпретации есть системно-целост­ное единство, слагающееся из подсистем, элементов систем и элементов эле­ментов систем. Необозримое пространство системных объектов, составляющих Универсум, можно разграничить, выделив типы систем: неорганические и ор­ганические, биологические и социальные, материальные и духовные. Биологи­ческая клетка и город, ментальность и язык, художественный стиль и геологи­ческая формация - все это есть системы. Как они связаны между собой?

Во-первых, если универсум есть системно-целостное единство, то законы существования систем, принадлежащих к разным сферам реальности, струк­турно подобны или изоморфны. Изоморфизм (греч. isos – равный, одинаковый + morphe – вид, форма) понятие, выражающее свойство одинаковости строения каких-либо совокупностей элементов, совершенно безразличное к природе этих элементов. Химические процессы протекают подобно процессам биологиче­ским, общественным. Однако, изоморфизм - структурное единство - не озна­чает тождество. В системной организации мира существует некоторая иерар­хия, разделяющая системы по уровням сложности. К разряду систем высшего уровня сложности (наиболее сложных по составу) принадлежат исторические системы - человек, общество, культура. Необходимо акцентировать такой мо­мент как недопустимость редукции закономерностей развития более сложных систем к закономерностям более простых. Это означает, что различного рода математические или биологические методы вполне приемлемы для изучения человеческого общества, человека, культуры, но их абсолютизация недопус­тима, поскольку этими показателями существование систем высшего уровня сложности не исчерпывается. Для анализа систем, обладающих механизмом саморефлексии, т.е. думающих систем, необходимо привлечение методов со­циологии, культурологии, психологии, философии.

Представлении о структурном подобии объектов отражается в понятии «фрактальные объекты». Фрактальными называют такие объекты, которые об­ладают свойством самоподобия или масштабной инвариантности. Малый фрагмент структуры такого объекта подобен более крупному фрагменту или структуре в целом(1). Природа часто выражает себя во фрактальных формах, что касается культуры, то фрактальным объектом культурологи считают, на­пример, патерналистское государство, основным элементом которого высту­пает патриархальная семья.

Во-вторых, помимо связей изоморфизма элементы системы связаны от­ношениями внутренней сущностной согласованности – когерентности (лат. co­haerentia – сцепление, связь). Вопрос первичности материи или духа, бытия или сознания, экономического базиса или идеологической надстройки, с точки зре­ния синергетики - некорректен. В синергетической трактовке связи подсистемы бытия определяются не причинно-следственной зависимостью, но сущностной согласованностью или когерентностью.

Специфика синергетического подхода заключается в том, что его предме­том является не только и не столько система сама по себе, сколько процесс эво­люции и структурации системы, процесс перехода системы от одного уровня организации к другому. Внимание синергетики фокусируется именно на про­блеме перехода, изменения. Синергетика, таким образом, это, в первую оче­редь, теория и философия развития.

Важнейшим постулатом синергетики является идея незапрограммиро­ванности развития какой-либо внешней силой - Богом, Абсолютным Разумом, объективным законом. Речь идет об отказе от принципов жесткого детерми­низма. Самоорганизация понимается как процесс спонтанного упорядочивания (от хаоса к порядку), порождения качественно новых свойств сложных систем, в результате взаимодействий их элементов. Развитие не сводится к реализации некоторого заданного плана, оно есть процесс самоорганизации, обусловлен­ный внутренними механизмами существования системы. Движущие силы раз­вития любой системы будь то биологический организм, человек, общество, го­сударство нужно искать не вне системы, а внутри нее. Важнейший тезис синер­гетики: все самоорганизуется, выбирает наиболее удобный для себя путь. От­сюда другой не менее важный момент - нелинейность развития, предполагаю­щая множественность вариантов, альтернатив. Нелинейность предполагает на­личие выбора из альтернативных путей. Причем этот выбор невозможно пред­сказать с точностью. Для обозначения этого феномена синергетики используют понятие «стохастичность» - непредсказуемость маршрутов, по которым может эволюционировать система.

Понятие «нелинейность» сопрягается с понятием «необратимость». Под необратимостью процессов самоорганизации подразумевается их разомкну­тость, принципиальная неповторяемость состояний системы, невозможность вернуться к исходному ее состоянию. Идея необратимости в синергетике вы­ражается при помощи метафоры «Стрела времени». «Стрела времени» явля­ется частью картины «открытого» темпорального мира, в котором: «...в каждый момент времени в игру могут вступить все новые возможности»(2). В отличие от классической механики, где понятия будущего и прошлого равно­значны, поскольку считается, что в любой ситуации при обращении времени сложная система обязательно придет к начальным условиям; в синергетике бы­тует представлении о неэквивалентности прошлого будущему. В синергетиче­ском понимании Вселенная, претерпевая непрерывные изменения, эволюцио­нирует ко все более высоким формам сложности, наращивая внутреннее разно­образие элементов.

Рождение синергетики связано (не хронологически, а каузально) с откры­тием второго закона термодинамики, согласно которому энергия не сохраня­ется, а рассеивается, т.е. переходит от более теплых тел к холодным. Это рас­сеяние, обесценивание энергии называется диссипацией - (лат. dissipare – рас­сеивать). Рассеивание энергии, влечет за собой энтропию. Энтропия (греч. en в + trope поворот, превращение) – особая физическая величина, которая характе­ризует рассеяние энергии, обесценение энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерном, равновесном распределении последней между всеми телами природы. Рассеяние энергии сопровождается дезорганизацией ли внутренней хаотизацией системы, поэтому рост энтропии есть увеличение степени хаоса. Таким образом, из второго начала термодина­мики следует, что в любых диссипативных системах процесс идет в сторону теплового равновесия: все замкнутые системы обречены на тепловую смерть – на выравнивание температур. Иными словами, замкнутые, закрытые системы, рассеяв энергию и не имея источников новой энергии, подлежат разрушению и гибели. Однако в основе жизни лежат открытые для потоков энергии из окру­жающей среды системы, которые, импортируя энергию, противодействуют процессам энтропии. Постоянная негэнторпийная (антиэнтропийная) деятель­ность, направленная на противостояние уравновешивающему давлению окру­жающей среды, создает тепловое неравновесие системы и ее окружения. Это неравновесие, получившее название «устойчивого неравновесия», и есть важ­нейшие условие поддержания жизни. А жизнедеятельность в целом можно ин­терпретировать как процесс постоянной негэнтропийной (антиэнтропийной) работы.

Необходимо уточнить, что применительно к социально-гуманитарному познанию понятие «энергия» может интерпретироваться достаточно широко. Во-первых, оно может пониматься метафорически как творческая энергия. Во-вторых, под «энергией» может подразумеваться деятельная, созидательная сила идей, социальных программ, нравственных принципов. Наконец, в-третьих, в современном токовании интеллектуальная энергия есть ничто иное, как ин­формация. Культура существует за счет постоянного наращивания энергии - информации, именно растущий поток конструктивной информации и есть одно из средств, обеспечивающих выживание человека.

Структура негэнтропийной (антиэнтропийной) деятельности складыва­ется как диалектическое взаимодействие двух взаимообусловленных механиз­мов.

Первый связан с притяжением потоков энергии из окружающей среды - все живые системы существуют за счет импорта, поглощения энергии. Интел­лектуальные системы существуют за счет постоянного наращивания потоков информации. Вместе с тем, сама по себе энергия или информация в ее разроз­ненном, неорганизованном виде не представляет собой оптимального способа противостояния энтропии. Только структурируясь, превращаясь в системно-це­лостное единство, энергия - информация становится надежным средством ан­тиэнтропии. Таким образом, вторым важнейшим механизмом самоорганизации открытых систем является структурное упорядочение, организация накоплен­ного человечеством объема энергии, информации.

Итак, если система импортирует больше энергии, чем рассеивает энтро­пии, то она растет и развивается. В то же время, рост системы ведет к увеличе­нию размеров энтропии - чем сложнее система, тем больших затрат требует со­хранение ее устойчивого неравновесия, чем больше энергии она поглощает, тем больше и рассеивает. Рано или поздно это приводят к тому, что выработан­ные прежде механизмы антиэнтропии, рассчитанные на прежний масштаб сис­темы в новых условиях оказываются не эффективными. Наступает кризис, вследствие которого система либо деградирует, либо вырабатывает новые, бо­лее изощренные механизмы антиэнтропии. Прогрессивная направленность ди­намики открытых систем, движущей силой которой является диалектика эн­тропийных и антиэнтропийных процессов, может квалифицироваться как важ­нейшая закономерность их существования. Выживание не может быть обеспе­чено раз и навсегда сформированными стабильными средствами негэнтропии, жизнь устроена так, что для ее непрерывного поддержания необходимо нара­щивать потоки энергии, совершенствовать способы антиэнтропийной работы.

С процессами структурации и саморазвития связан концепт «аттрактор» (лат. attraction – притяжение). Аттрактор, одновременно, принцип упорядоче­ния, цель, причина, организующая идея, притягивающая и структурирующая все части системы. Всякий новый аттрактор формируется в недрах уходящей структуры, настоящее содержит в себе будущее в виде зерна, которое имеет перспективу развития, т.к. будущее ее притягивает, обеспечивая именно ей преимущественные условия для реализации.

Бифуркация (англ. bifurcations - раздвоение) - фаза развития, в процессе которой про­исходит перестройка, реорганизация системы, выявляются возможные вари­анты новой организации системы, возможные аттракторы. У эволюционной траектории появляется новая ветвь - новая мода. Таким образом, точкой би­фуркации (англ. fork – вилка) в синергетике называется точка ветвления воз­можных путей эволюции. Вариантов аттракторов может быть не два, а целый спектр. Синергетика предполагает многовариантность путей в будущее, причем веер возможностей может быть широким. Значительную роль в этой фазе раз­вития имеет элемент случайности. Яркий пример бифуркации в истории - рево­люция, переворот, наступление которых зачастую зависит от стечения обстоя­тельств. Важен и такой момент как разрушение в бифуркационной фазе сло­жившейся структуры.

Неодномерность проблемы негэнтропийной деятельности заключается том, что в процессе самоорганизации возникает обратная связь, которую си­нергетики рассматривают как «механизм самовлияющего, самоподстегиваю­щего развертывания процессов»(3). Вследствие взаимодействия сложной сис­темы с окружающей средой происходит изменение самой среды, в результате которого сложившиеся способы негэнтропийной деятельности утрачивают свою эффективность. Это требуют новой радикальной перестройки системы. Таким образом, борьба с энтропией оказывается неординарной задачей, по­скольку требует постоянного усовершенствования.

Самоорганизация складывается как постоянный отбор более совершен­ных и продуктивных способов организации и кооперации систем и отбраковка контрпродуктивных, утративших свой энергетический потенциал. Переход от одного уровня организованности к другому, более высокому через разрушение существующего - повторяющейся сценарий развития системы. Периодическое чередование стадий интеграции и дезинтеграции, организации и дезорганиза­ции, порядка и хаоса можно квалифицировать как важнейший принцип поведе­ния сложных систем. Необходимо констатировать, что в процессе самооргани­зации отбираются не всегда самые лучшие структуры и способы организации, поэтому деградация системы – тупик эволюции - также один из возможных сценариев ее развития. Предотвращение такого сценария возможно лишь по­средством включения разума в механизмы отбора.

Мировоззренческой доминантой синергетики, по общему признанию, яв­ляется диалог как смысловой центр, стягивающий, объединяющий и органи­зующий интеллектуальное пространство в единое целое. Диалогизм можно квалифицировать как нравственную основу синергетики, как единственную спасительную стратегию деятельности, которая выведет человечество из лаби­ринта тупиковых направлений эволюции. Синергетика выстраивается на фун­даменте диалектики, тем не менее, она отказывается от универсально-линей­ных построений, трактуя законы диалектики не как жестко заданные сценарии, но как гипотетико-дедуктивные модели познания реальности, а диалектические категории не как универсальные формы мышления, а как некоторые типологи­ческие концепты. Идеологические трактовки синергетической теории также могут быть достаточно разнообразными. Однако, представляется очевидным, что синергетика несоединима как с идеологией крайнего почвеннического изо­ляционизма, так и с идеологией западнической унификации. Идея развития на основе идентификации с собственной традицией соединяется в ней с представ­лением о системном единстве мира. В сущности, синергетический диалог есть ничто иное, как баланс идеалов единства и отдельности, как синтез общечело­веческих и этно-национальных ценностей. По мнению ряда исследователей, синергетика составляет онтологический фундамент посткапиталистического проекта, синтезирующего распределительные (социалистические) и рыночные (капиталистические) способы социально-экономического бытия. В таком кон­тексте соперничество и сотрудничество, конкуренция и кооперация предстают как стратегии взаимодополняющие.

Если все самоорганизуется, то человек своим вмешательством может по­мешать этому процессу или помочь, угадав характер изменений. Важнейшее требование синергетики – самоорганизующимися системами нельзя управлять, навязывая некоторые желательные сценарии развития, необходимо создавать условия, с тем, чтобы система развивалась по тому или иному сценарию. В си­нергетике развивается идея модельного мышления, важную роль играет ком­пьютерное моделирование.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь