Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По желанию Вы можете написать эссе: «Мое понимание морали и её роли в обществе».



ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ 1-2

1) Сущность и функции культуры. Тема обязательная для всех (опрос).

 

2) Структура культуры. Тема обязательная для всех (опрос).

 

3) Культура и природа. Доклад. (возможное содержание: взаимосвязь человека и природы, воздействие природы на культуру; воздействие культуры на природу (экологические проблемы и др.); восприятие природы и отношение к ней в различных культурах и исторических периодах (например, на Востоке и на Западе, в Древнем мире и Новом времени)

Литература по теме (ВНИМАНИЕ: страницы могут отличаться из-за разных лет издания учебников):

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник для студентов вузов. М., 2007. Стр. 180-184

Культурология. Конспект лекций. Уч. пособие под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 2003. Стр. 56-63

Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.. 2005. Стр. 222-226

Самохвалова В.И. Культурология. Краткий курс лекций. М., 2002. Стр. 159-164

Возможно использование материалов из Интернета.

 

4) Культура и цивилизация. Доклад. (возможное содержание: о смысле понятия «цивилизация» (основные значения этого понятия); разнообразие цивилизаций (цивилизационный подход к изучению истории); соотношение понятий культура и цивилизация; проблема цивилизованного бескультурья)

Литература по теме:

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник для студентов вузов. М., 2007. Стр. 106-113

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Стр. 191-198.

Кононенко Б.И. Основы культурологии. М., 2002. Стр. 48-53

Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.. 2005. Стр. 74-81

Возможно использование материалов из Интернета.

 

5) Мораль как явление культуры. Доклад. ( возможное содержание: Происхождение морали, сущность морали. Современное общество и мораль.)

Литература по теме: Культурология. Курс лекций. Часть 2. (можно взят на кафедре аудитория 8516)

По желанию Вы можете написать эссе: «Мое понимание морали и её роли в обществе».

Объем работы: печатная форма – не менее страницы, рукописная – не менее 1, 5 листов. Не забывайте указывать группу и фамилию.

 

6) Религия как явление культуры. Доклад. (возможное содержание: Сущность религии, основные элементы религии, типы религиозности, виды религии, функции религии).

Второй доклад по теме «Религия» может быть посвящен конкретной религии, заинтересовавшей Вас, и касаться её истории, основных идей, особенностей культа, обрядов, праздников, организации верующих др.

Литература по теме:

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Стр. 340-351.

Самохвалова В.И. Культурология Краткий курс лекций. М., 2002

Кононенко Б.И. Основы культурологии М., 2002

 

7) Искусство как явление культуры. Доклад. (возможное содержание: определение искусства, его особенности, виды, функции). Второй доклад может быть посвящен конкретному виду искусства (стилю, направлению, автору).

Литература по теме:

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Стр. 390-410

Самохвалова В.И. Культурология Краткий курс лекций. М., 2002

Кононенко Б.И. Основы культурологии М., 2002

 

8) Техника и культура. Доклад. (возможное содержание: Человек в техногенном мире. Сущность техники как феномена. Роль техники во взаимосвязи природы и человека. «Культурные мутации» и их значение в истории цивилизации. Техника и европейская культура.)

Литература по теме:

Культурология. Курс лекций. Часть 2.

По желанию, если Вам нравятся научно фантастические произведения, Вы можете написать работу на тему «Образ техники в научной фантастике». В ней Вы постараетесь проанализировать, что из развития науки и техники писатели-фантасты предвидели в своих книгах, и какие прогнозы на будущее они в них дают.

Вопрос 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

1.1.Историческое развитие представлений о культуре (доклассический и классический периоды).

1.2. Сущность понятия культуры.

1.3.Основные функции культуры.

 

Историческое развитие представлений о культуре

(доклассический и классический периоды).

Термин «культура» многозначен, и это является отражением реальной сложности и многомерности феномена культуры в жизни человека и общества. В своей долгой истории он прошёл значительную эволюцию и приобрёл множество значений. Историю развития этого понятия можно разделить на несколько периодов: доклассический, классический и неклассический (с последним мы будем знакомиться на наших лекциях). Рассмотрим как развивались представления о культуре, привязав эти периоды к основным историческим эпохам.

Доклассический период. Античность (нач. 1 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.)

Уже в античности люди поняли, что отличаются от животных и есть четкая грань между миром природы и человеческим миром. Гомер и Гесиод – историки античности видели эту грань в нравственности – главном человеческом качестве. Позже это отличие назовут культурой.

Само же слово культура латинского происхождения, появилось в эпоху римской античности. 1-е значение произошло от лат. глагола « colere » означавшего «обработка, уход, возделывание земли» (трактат Катона (234-149) «De agri cultura). Главное – целенаправленное совершенствование неких природных объектов, придание им новых качеств посредством человеческой деятельности («окультуривание»).

 

2-е значение слово «культура» было близко по происхождению и значению к слову « cultus » - почитание, поклонение, т.е. религиозный культ.

 

3-е значение В 45 г. до н.э. в произведении римского оратора и философа Цицерона (106-43) («Тускуланские беседы») агрономический термин культура был применен в переносном смысле, в качестве метафоры « cultura animi » - обработка возделывание души (т.е. воспитание, образование, развитие). Совершенствование человеческой души достигается через приобщение к наивысшим достижениям созидательной, творческой деятельности, к выдающимся достижениям культуры прошлого. Цицерон понимал культуру как идеальное единство личности и государства.

Культурой Цицерон предложил называть всё созданное человеком (искусственное), в отличие от мира, созданного природой (естественного). Т.о. понятие культура стало противопоставляться другому лат. понятию – « natura » - природа. С тех пор мир культуры воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование природы.

cultura

 

Совершенствование достижения

Человека

Средневековье (5 в. н.э. -15 в.) В эту эпоху доклассического периода развития представлений о культуре это слово почти не использовалось. Конечно, в первую очередь это было связано с теми серьезнейшими изменениями, произошедшими в Европе после падения Древнего Рима и возникновением новых варварских государств, жители которых уничтожили многие центры античной культуры и её наследие. Окончательный отказ от античной культуры и философии был связан с возникновением и постепенным воцарением новой религии – христианства. Оно кардинальным образом изменила взгляд на мир, жизнь и предназначением человека. В это время подверглась серьезному пересмотру тесно связанная с понятием «культура» проблема творчества. Согласно христианству в мире есть один творец – Бог, а назначение человека не творить, постигать мудрость Бога, через священное писание. Культура растворяется в религиозном культе.

Эпоха Возрождения (вт. пол. 14-16 в.в) положила начало новому историческому и культурному мышлению. Произошёл отказ от средневековой системы ценностей и обращение к идеалам Античности, главным из которых был гуманизм, антропоцентризм. Изменилось отношение к человеку. «Человек – венец Божественного творения». Он – творец культуры и своей жизни. Отсюда начинается интенсивное развитие культуры (особенно в искусстве, философии, закладываются начала современных наук).

Крупнейшими деятелями эпохи Возрождения, внесшими вклад в закладку основ теории культуры были поэт Данте Алигьери (1265-1324)(в своей «Божественной комедии» впервые воспел человеческое достоинство), поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304-1374), общественный и политический деятель Франции Мишель Монтень (1533-1592).

Все они считали, что человек духовно самостоятелен, т.к. обладает разумом. Отсюда большое внимание стали уделять образованию и развитию личности. В результате к концу доклассического периода развития представлений о культуре её воспринимают, как это нечто творимое руками человека, результат воспитательного воздействия, а не результат божественной воли. Но именно в эту эпоху ставиться вопрос: а все ли создаваемое человеком есть культура?

Сущность понятия культуры.

Понятие «культура» используется многими науками. Различные сторо­ны культуры являются предметом изучения археологии, этногра­фии, истории, философии, социологии, искусствоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из них культура истолковыва­ется по-разному. Поэтому и существует огромное многообразие оп­ределений культуры. Это понятие прошло длительный путь исторического развития, на протяжении которого смысл и содержание его сущест­венно менялись. В современной литературе существует множество определений культуры. Их общее количество уже превышает 500. Разумеется, перечислить все значения и интерпре­тации культуры невозможно, да и не нужно, однако можно класси­фицировать существующие определения, выделив несколько важ­нейших групп:

1) антропологические, в которых культура понимается как выражение сущности человеческой природы;

2) деятельностные, когда культура объясняется как результат человеческой творческой деятельности;

3) социологические, когда культура понимается как фактор организации жизни общества;

4) аксиологические (ценностные), определяющие культуру как систему ценностей, которые придают различным явлениям культуры определенный смысл;

5) нормативные, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь человека и общества;

6) функциональные, когда культуру характеризуют через ее важнейшие функции в обществе: например как систему знаков, выполняющих коммуникационную функцию между людьми;

7) и т.д.

Все эти объяснения культуры оправданы и имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга. Разброс определений понятия «культура» вызван многими причинами, из которых главными являются следующие: (1) специ­фические интересы каждой конкретной науки, изучающей культуру; (2) разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследова­телей внутри каждой отдельной науки; (3) сложность и многоуров­невый характер самого феномена культуры.

Но всё же можно найти и то, что объединяет эти определения: практически все они едины в одном: культура – это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него.

В качестве рабочего определения можно выделить следующее определение: Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в историческом процессе, а также сам процесс их создания, сохранения и передачи последующим поколениям. Культура – это специфически человеческий способ жизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования и этикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).

 

Основные функции культуры.

Культура – это специфически человеческий способ жизни, и нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, к которой она не имела бы отношения. Созданные предыдущими поколениями достижения культуры и культурные формы организуют всю жизнь людей. С их помощью организуется взаимодействие человека и природы (благодаря созданным орудиям труда, технологии производства, трудовых навыков, сформировавшегося экологического мировоззрения и права и т.д.). При помощи языка, обычаев, общих верований и этикетных норм, законов и т.д. культура налаживает взаимодействие человека с человеком. Да и сам процесс нашего мышления осуществляется при помощи системы понятий, законов логики и науки, которые – плоды культуры.

Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:

1) Адаптивнаяфункция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным условиям, к окружающей среде; в природе живые организмы приспосабливаются к среде, биологически изменяясь, человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями и создает вокруг себя искусственную, культурную среду.

2) Познавательная функция культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке; наиболее полно эта функция проявляется в науке (получение объективных знаний о мире является здесь важнейшей и осознанной целью), но, разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры (вненаучные формы познания), где они являются побочным результатом человеческой деятельности.

3) Интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять люде, порождая противостояние и даже конфликты.

4) Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах, благодаря чему она отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти – она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

5) Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними; культура есть условие и результат общения людей: условие – потому что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки; результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредмечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей.

6) Знаковая функция – культура это и определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явления не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то эти явления не имеет значения, а следовательно их как бы и нет для человека; культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию в уже упорядоченном и структурированном виде; любой предмет или явление внешнего мира воспринимается и понимается человеком через эту сетку образов и значений, ему находится место в этой системе и дается оценка как полезного, опасного или безразличного для человека – через культурную картину мира мы видим мир и понимаем его.

7) Регулятивная (нормативная) функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия интересов внутри определенной общности и, следовательно, для сохранения самой общности и индивидов как членов этой общности; делается это, прежде всего, с помощью системы социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д. Нормы поведения представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. Нормы могут быть разрешительными, запретительными, побудительными. Посредством этих норм общество регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

8) Аксиологическая (оценочная) функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность поколений, их опыта;

9) Преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию.

10) Релаксационная (рекреативная или компенсаторная) функция – культура организует восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще; культурные формы, выполняющие эту функцию, весьма разнообразны: например, семейные и народные праздники, различные формы досуга и развлечений, традиции спортивных единоборств и т.д.

11) Гуманистическая (функция социализации или человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего свою деятельность и общение в определенных культурных формах. Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм и социальных форм, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, что обеспечивает сохранение и функционирование общества. Инкультурация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в определенной культуре. Эти процессы безусловно пересекаются, взаимопроникая друг в друга, но каждый имеет свои особенности и назначение.

Безусловно, мы не назвали всех функций, выполняемых культурой, а выделили только самые главные. В целом функции культуры столь же многообразны, как сама жизнь человека.

 

СУБКУЛЬТУРЫ И КОНТРКУЛЬТУРЫ

Любое общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя разные социальные группы — национальные, демографиче­ские, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни. Эта система общих ценностей и норм называется доминирующей культурой. Но имею­щиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультура.

Крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отли­чающихся определенной местной спецификой тех или иных черт, называют СУБКУЛЬТУРАМИ. По своей сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от домини­рующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, со­словным, конфессиональным, профессиональным, функциональ­ным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличать­ся от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит домини­рующей культуре. Она все равно включает ряд ценностей домини­рующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, город­ская, молодежная культуры.

Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спе­цификой своих религиозных воззрений. Например, специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны. Субкультура заключенных возникает из-за изоляции этих людей от основной массы населения. Субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи возрас­тными различиями. Также можно выделить субкультуры инвалидов, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни.В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к основным ценност­ным установкам основной культуры. Субкультуры — это лишь от­клонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему при­спосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркуль­туры, стремящейся переделать мир.

 

Неотъемлемой частью культуры являются также те ее элементы как КОНТРКУЛЬТУРЫ- это такие субкультуры, которые находятся в оппозиции к господствующей культуре или полностью отрицают её. Контркультуры не просто отличаются от доминирующей культуры, но и про­тивостоят её фундаментальным принципам, вступают в конфликт. Для них характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, мораль­ных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры и стремление распространить и навязать собственные.

Этот термин появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который по­пытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный фе­номен.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960—1970-х годов — битники и хиппи, сконцентриро­вавшие в себе антибуржуазные идеи, выступившие против западно­го образа жизни и буржуазной морали. Они ставили своей целью ниспровержение современной им буржуазной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные фор­мы: от пассивных до экстремистских. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации были про­возглашены ненужными предрассудками, а их защитники рассмат­ривались как ретрограды. Основоположники битничества Джек Керуак, Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг в 1950-е годы выпустили книги, в которых ни попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэти­зацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти же поиски привели их на Восток, привив после­дующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим прак­тикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м годам спектр различных молодежных течений в контркультуре стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры — подростки от 13 до 19 лет. Так поя­вились рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей. Они культивируют «мужской дух», жестокость и пря­моту межличностных отношений, полагаясь в них только на физи­ческую силу. Они агрессивны, грубы, шумны и уверены в себе. Во­площением из образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Затем появились панки. Это слово переводится как «испорчен­ный», «никчемный». Движение панков стало особенно популярным в 1970—1980-е годы. Панки шокировали добропорядочных людей своими нарядами, умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами. Им противостояли «теды» («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и «моды» («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное — идеи восточной философии и религий. Позже от «модов» откололись «скинхеды», или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным (отклоняющимся от нормы), с их точки зрения, группам.

Не следует думать, что появление контркультуры — специфиче­ская черта XX в. Противостояние господствующей культуре, рожде­ние новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Как контркультура возникли христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Можно сказать, что всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих там контркультурных установок.

 

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ 1-2

1) Сущность и функции культуры. Тема обязательная для всех (опрос).

 

2) Структура культуры. Тема обязательная для всех (опрос).

 

3) Культура и природа. Доклад. (возможное содержание: взаимосвязь человека и природы, воздействие природы на культуру; воздействие культуры на природу (экологические проблемы и др.); восприятие природы и отношение к ней в различных культурах и исторических периодах (например, на Востоке и на Западе, в Древнем мире и Новом времени)

Литература по теме (ВНИМАНИЕ: страницы могут отличаться из-за разных лет издания учебников):

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник для студентов вузов. М., 2007. Стр. 180-184

Культурология. Конспект лекций. Уч. пособие под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 2003. Стр. 56-63

Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.. 2005. Стр. 222-226

Самохвалова В.И. Культурология. Краткий курс лекций. М., 2002. Стр. 159-164

Возможно использование материалов из Интернета.

 

4) Культура и цивилизация. Доклад. (возможное содержание: о смысле понятия «цивилизация» (основные значения этого понятия); разнообразие цивилизаций (цивилизационный подход к изучению истории); соотношение понятий культура и цивилизация; проблема цивилизованного бескультурья)

Литература по теме:

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник для студентов вузов. М., 2007. Стр. 106-113

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Стр. 191-198.

Кононенко Б.И. Основы культурологии. М., 2002. Стр. 48-53

Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.. 2005. Стр. 74-81

Возможно использование материалов из Интернета.

 

5) Мораль как явление культуры. Доклад. ( возможное содержание: Происхождение морали, сущность морали. Современное общество и мораль.)

Литература по теме: Культурология. Курс лекций. Часть 2. (можно взят на кафедре аудитория 8516)

По желанию Вы можете написать эссе: «Мое понимание морали и её роли в обществе».

Объем работы: печатная форма – не менее страницы, рукописная – не менее 1, 5 листов. Не забывайте указывать группу и фамилию.

 

6) Религия как явление культуры. Доклад. (возможное содержание: Сущность религии, основные элементы религии, типы религиозности, виды религии, функции религии).

Второй доклад по теме «Религия» может быть посвящен конкретной религии, заинтересовавшей Вас, и касаться её истории, основных идей, особенностей культа, обрядов, праздников, организации верующих др.

Литература по теме:

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Стр. 340-351.

Самохвалова В.И. Культурология Краткий курс лекций. М., 2002

Кононенко Б.И. Основы культурологии М., 2002

 

7) Искусство как явление культуры. Доклад. (возможное содержание: определение искусства, его особенности, виды, функции). Второй доклад может быть посвящен конкретному виду искусства (стилю, направлению, автору).

Литература по теме:

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. Стр. 390-410

Самохвалова В.И. Культурология Краткий курс лекций. М., 2002

Кононенко Б.И. Основы культурологии М., 2002

 

8) Техника и культура. Доклад. (возможное содержание: Человек в техногенном мире. Сущность техники как феномена. Роль техники во взаимосвязи природы и человека. «Культурные мутации» и их значение в истории цивилизации. Техника и европейская культура.)

Литература по теме:

Культурология. Курс лекций. Часть 2.

По желанию, если Вам нравятся научно фантастические произведения, Вы можете написать работу на тему «Образ техники в научной фантастике». В ней Вы постараетесь проанализировать, что из развития науки и техники писатели-фантасты предвидели в своих книгах, и какие прогнозы на будущее они в них дают.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь