Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классический период развития представлений о культуре.



Новое время (17- н. 20 в.в.)

Эпоха Нового времени стала периодом развития классических концепций культуры. В 18 веке – эпоха Просвещения – огромный авторитет приобретает наука и знания. Культуру считали созданием человеческого разума. Слово культура было эквивалентом понятий просвещенность, гуманность, разумность. Философы эпохи просвещения стремились к целостному восприятию культуры человечества и трактовать культуру как продукт деятельности человеческого разума.

Развитию идеи целостности культуры способствовали идеи Джамбаттиста Вико (1668-1744). Он первым применил исторический метод к исследованию культуры человечества, сопоставил развитие разных культур и эпох и представил историю в систематизированном виде. Вико первым заявляет о несовершенстве европейский цивилизации, проводит историко-сравнительный анализ, описывает национальные психологии, решает проблемы аккультурации и ассимиляции. В его работах складывается классическое понимание культуры, которая понимается как граница, отделяющая человека от остального мира природы, как развития человека как разумного существа.

Большой вклад в понимание культуры внесли также Жан-Жак Руссо (1712-1778), Иоган Готфрид Гердер (1744-1803). Оба интересовались историческим развитием культур и сравнением культур разных народов. И.Г.ГЕРДЕР внёс наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры. Согласно И. Г. Гердеру совершенствование человека предполагает развитие наук и просвещения. Ж.-Ж. Руссо стал одним из первых представил пессимистический взгляд на культуру. Он считал, что развитие культуры ведёт к моральному развращению человека и является негативным фактором в жизни общества, поскольку она не объединяет, а разъединяет людей.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) видел сущность культуры в преодолении животного начала в человеке не только силой разума, но и силой морали. И. Кант ввел и четко определил понятия внешней и внутренней культуры. Если функции внешней культуры – это воспитание, наказание за проступки и удовлетворение простейших потребностей, то внутренняя культура всегда связана с достижением внутренней свободы человека.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) и др. представители романтизма выдвинули на первый план эстетическое понимание культуры, т.е. понимание с точки зрения прекрасного. Главное её содержание – художественная деятельность людей. Он является средством данным Богом для преодоления их животного начала.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) особое внимание уделял истории мировой духовной культуры.

Основные идеи, появившиеся в результате классического периода развития представлений о культуре:

1. Культура – это преодоление естественного (природного, животного) в человеке, т.е. сфера совершенствования человека. Это – духовное богатство личности.

2. Культура - это господство над природой с помощью знаний и ремесел, созидательная деятельность людей и созданный ею искусственный мир (наука, искусство, религия и т.д.);

3. Культура тесно связана с историей и развивается по непрерывной (восходящей) линии, подчиняясь закону прогресса.

Слово культура постепенно из термина-метафоры превращается в научное понятие и философскую категорию и входит почти во все европейские языки. Оно окончательно приобрело духовный оттенок.

В этот период слово культура проникает и в Россию, где оно впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кирилова (1845г.), но широкое распространение в науке и литературе получил только в 80-е г. 19 века.

 

Многие философы и ученые посветили своё творчество проблеме культуры и разработали её собственное видение. О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О КУЛЬТУРЕ (О НЕКЛАССИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ) МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ НА ЛЕКЦИЯХ.

Сущность понятия культуры.

Понятие «культура» используется многими науками. Различные сторо­ны культуры являются предметом изучения археологии, этногра­фии, истории, философии, социологии, искусствоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из них культура истолковыва­ется по-разному. Поэтому и существует огромное многообразие оп­ределений культуры. Это понятие прошло длительный путь исторического развития, на протяжении которого смысл и содержание его сущест­венно менялись. В современной литературе существует множество определений культуры. Их общее количество уже превышает 500. Разумеется, перечислить все значения и интерпре­тации культуры невозможно, да и не нужно, однако можно класси­фицировать существующие определения, выделив несколько важ­нейших групп:

1) антропологические, в которых культура понимается как выражение сущности человеческой природы;

2) деятельностные, когда культура объясняется как результат человеческой творческой деятельности;

3) социологические, когда культура понимается как фактор организации жизни общества;

4) аксиологические (ценностные), определяющие культуру как систему ценностей, которые придают различным явлениям культуры определенный смысл;

5) нормативные, когда культура объясняется как совокупность норм и правил, регламентирующих жизнь человека и общества;

6) функциональные, когда культуру характеризуют через ее важнейшие функции в обществе: например как систему знаков, выполняющих коммуникационную функцию между людьми;

7) и т.д.

Все эти объяснения культуры оправданы и имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга. Разброс определений понятия «культура» вызван многими причинами, из которых главными являются следующие: (1) специ­фические интересы каждой конкретной науки, изучающей культуру; (2) разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследова­телей внутри каждой отдельной науки; (3) сложность и многоуров­невый характер самого феномена культуры.

Но всё же можно найти и то, что объединяет эти определения: практически все они едины в одном: культура – это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него.

В качестве рабочего определения можно выделить следующее определение: Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в историческом процессе, а также сам процесс их создания, сохранения и передачи последующим поколениям. Культура – это специфически человеческий способ жизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования и этикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).

 

Основные функции культуры.

Культура – это специфически человеческий способ жизни, и нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, к которой она не имела бы отношения. Созданные предыдущими поколениями достижения культуры и культурные формы организуют всю жизнь людей. С их помощью организуется взаимодействие человека и природы (благодаря созданным орудиям труда, технологии производства, трудовых навыков, сформировавшегося экологического мировоззрения и права и т.д.). При помощи языка, обычаев, общих верований и этикетных норм, законов и т.д. культура налаживает взаимодействие человека с человеком. Да и сам процесс нашего мышления осуществляется при помощи системы понятий, законов логики и науки, которые – плоды культуры.

Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:

1) Адаптивнаяфункция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным условиям, к окружающей среде; в природе живые организмы приспосабливаются к среде, биологически изменяясь, человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями и создает вокруг себя искусственную, культурную среду.

2) Познавательная функция культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке; наиболее полно эта функция проявляется в науке (получение объективных знаний о мире является здесь важнейшей и осознанной целью), но, разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры (вненаучные формы познания), где они являются побочным результатом человеческой деятельности.

3) Интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять люде, порождая противостояние и даже конфликты.

4) Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах, благодаря чему она отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти – она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

5) Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними; культура есть условие и результат общения людей: условие – потому что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки; результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредмечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей.

6) Знаковая функция – культура это и определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явления не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то эти явления не имеет значения, а следовательно их как бы и нет для человека; культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию в уже упорядоченном и структурированном виде; любой предмет или явление внешнего мира воспринимается и понимается человеком через эту сетку образов и значений, ему находится место в этой системе и дается оценка как полезного, опасного или безразличного для человека – через культурную картину мира мы видим мир и понимаем его.

7) Регулятивная (нормативная) функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия интересов внутри определенной общности и, следовательно, для сохранения самой общности и индивидов как членов этой общности; делается это, прежде всего, с помощью системы социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д. Нормы поведения представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. Нормы могут быть разрешительными, запретительными, побудительными. Посредством этих норм общество регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

8) Аксиологическая (оценочная) функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность поколений, их опыта;

9) Преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию.

10) Релаксационная (рекреативная или компенсаторная) функция – культура организует восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще; культурные формы, выполняющие эту функцию, весьма разнообразны: например, семейные и народные праздники, различные формы досуга и развлечений, традиции спортивных единоборств и т.д.

11) Гуманистическая (функция социализации или человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего свою деятельность и общение в определенных культурных формах. Социализация – процесс усвоения индивидом определенных знаний, норм и социальных форм, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, что обеспечивает сохранение и функционирование общества. Инкультурация – это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в определенной культуре. Эти процессы безусловно пересекаются, взаимопроникая друг в друга, но каждый имеет свои особенности и назначение.

Безусловно, мы не назвали всех функций, выполняемых культурой, а выделили только самые главные. В целом функции культуры столь же многообразны, как сама жизнь человека.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. С учетом условия развития, особенности инфицирования и состояния иммунитета
  2. II. Виды мышления, стадии его развития.
  3. III этап. Психологическая диагностика уровня развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия, способствующие успешной социализации ребенка.
  4. III. Оценка физического развития
  5. IV. Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости
  6. А третья мамочка может воспользоваться этой ситуацией для развития творческих способностей девочки. Она воспримет это, как хорошую идею, и предложит разрисовать фломастерами джинсовые брючки.
  7. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.
  8. Алгоритм оценки степени риска развития пролежней
  9. Анализ современного состояния АПК в России: задачи и экономическая стратегия развития
  10. Анализ тенденций развития отрасли.
  11. Анализ тенденций развития уровня техники
  12. Анализа особенностей культурно-исторического развития цивилизации.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь