Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МИРОВАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРА
Культуру можно подразделить по признаку носителя культуры на мировую и национальную (этническую). Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении всей человеческой истории и получивших распространение во всех регионах нашей планеты. Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа, достижения других народов входят в нее как отдельные составные части (после признания западным миром — Европой и США). Исходя из этого, к мировой культуре относят художественную культуру различных регионов, продукцию массовой культуры, формы бытовой культуры (пища, одежда, утварь, жилища), формы досуга (туризм, спорт, развлечения), типы социального поведения. Важным компонентом мировой культуры является наука как система знаний о мире и как мировоззрение. Национальная (этническая) культура, в свою очередь, является совокупностью продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоев соответствующего общества. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами. Обязательными признаками любой этнической культуры являются неповторимость и оригинальность. Это своеобразие проявляется в менталитете, языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. Этнической является культура, носители которой, прежде всего, связаны единством происхождения, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом. Но помимо этого крайне важно, что они четко осознают свою принадлежность к родной культуре, обладают чувством этнической идентичности, общей истории и культуры народа. Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности. Центральное место среди этносоциальных представлений занимают образы собственной и других этнических групп. С их помощью человек разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры и значимость членства в нём. Но этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, но и готовность к сходному образу мыслей, действий и разделяемые этнические чувства. В основе уникальности этнических культур лежит характерная для каждой культуры система ценностей — идеалов, к достижению которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Особенно важны этнокультурные стереотипы — наиболее типичные, устойчивые, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Как правило, мы не отдаем отчета в существовании стереотипов, но реальное поведение любого человека всегда основывается на них. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур. Стереотипы восприятия формируют не менее устойчивую культурную картину мира, через которую мы воспринимаем окружающий мир. Признаком сформировавшейся этнической культуры является появление этнонима — самоназвания этноса. Ведь имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь, а члены его осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов. Непременным условием формирования этнической культуры является природная (географическая) среда, климат (определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта). Индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская цивилизация во многом по причине отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом. Характерные особенности географической среды оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях и обрядах. Так, народам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ. Важнейшими факторами формирования этнической культуры является язык и религии.
Говоря об этнических культурах, нельзя обойти вниманием такую важную проблему как этноцентризм. Наличие этнической принадлежности приводит к тому, что при контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры. Этноцентристское видение мира имеет глубокие корни в человеческой истории. Еще в античности греки жестко делили все народы на эллинов и варваров. Уже в сочинениях Геродота варвар описывался как чужеродный и отталкивающий, необразованный, неуклюжий, тупой, нелюдимый. Он раболепен, труслив, своенравен, страшен, жесток, неверен, жаден. Примерно аналогичные оценки давали китайцы гуннам: «Эти варвары выглядят как звери, и поэтому их дружественные речи ничего не стоят». Для римлян германцы были «мужчинами, у которых общими с людьми были только голоса и размер тела». Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно: • считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным; • рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других; • воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные; • оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы; • действовать в интересах своей группы; • чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам; • гордиться своей группой. Большинство исследователей сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Во многих из них принято считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.
В заключении отметим, что сегодня в мире почти не осталось чистых этнических культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически окрашенных черт культуры. Этническая специфика хорошо заметна в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, ещё больше в художественной культуре, религии, морали. Но её меньше — в науке, праве, экономике, она падает до минимума в современных промышленных технологиях. Разница в сочетании этнических и общемировых элементов культуры заметна в деревне и в городе, на разных континентах, в разных странах. Например, в Латинской Америке этническая культура в основном сохраняется средним классом и в деревне, Африка вообще слабо затронута общемировой культурой, в Азии (кроме Японии, где наблюдается явление бикультурализма) носителями мировой культуры являются городское население и верхушка общества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 3384; Нарушение авторского права страницы