Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какую пользу может принести нам знание о грядущих событиях, указывающих на приближение Судного дня?
Кто-то может сказать: «Вы напрасно утомляете себя изучением того, знание чего не приносит большой пользы, и лучше бы вам заняться насущными проблемами мусульман и их делами, вместо того чтобы тратить время на приобретение знаний о том, какие события ждут нас в далёком будущем». Некоторые даже говорят: «Вы бежите от действительности, в которой живёте, в другой мир, в котором вы мечтаете жить или же, напротив, боитесь встретиться с ним. Это бегство от фактов и трудностей». Мы говорим им в ответ: «У нас нет выбора, приобретать знания о грядущих событиях, относящихся к области сокровенного, или нет. Знание о том, что относится к области сокровенного, и вера во всё это — неотъемлемая часть религии, с которой пришёл наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует). О некоторых из них нам сообщает Коран, о других упоминается в Сунне... И это знали все сподвижники, и они уделяли много времени и внимания этому вопросу. Вера в сокровенное была первым качеством, за которое похвалил Аллах богобоязненных верующих, идущих прямым путём и преуспевших: " Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили" (сура 2 " Корова" аяты 1-3).
Это верно, что многие мусульмане стали проявлять излишний интерес к сообщениям, касающимся Сокровенного, которые не находят подтверждения в Коране или Сунне, и увлечение это не обошло стороной и некоторых учёных... Но изучение достоверных текстов есть часть религии, ниспосланной Знающим, Осведомлённым». Мы можем упрекать тех мусульман, которые сидят сложа руки, ожидая событий, о которых говорил Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), например тех, кто отказывается от борьбы на пути Аллаха, дожидаясь выхода Махди. Однако эта ошибка нуждается в исправлении, и не следует оставлять без внимания достоверные тексты. Наши праведные предшественники верили в сокровенное, но при этом не оставляли борьбу на пути Аллаха и упорно трудились. Строжайшего порицания заслуживают люди, которые применяют хадисы о сокровенном не к месту, делают из этих хадисов выводы, которые из них никак не следуют, и своими словами вводят других в заблуждение. К ним относятся все, кто утверждал о том, что он — Махди. Однако это их ошибка, а ошибки нужно исправлять. И их действия не должны подталкивать нас к тому, чтобы мы отвергали достоверные хадисы. Истина есть истина, а ложь есть ложь, и ложь не должна заставлять нас отвергнуть истину. Что же касается тех, кто упрекает нас за «трату времени» на изучение достоверных хадисов, то мы обращаем их внимание на то, сколько усилий прикладывают современные учёные для того, чтобы проникнуть в тайны далёкого прошлого и грядущего, тайны космоса, тайны Вселенной. Они тщательно изучают и исследуют всё, что осталось от древних народов и цивилизаций — письмена, вещи, остатки построек... Они прислушиваются к тому, что говорят всякого рода предсказатели и ясновидцы, хотя слова их — явная ложь, не имеющая никакого отношения к действительности. Они создают телескопы и огромные обсерватории. Более того, они запускают искусственные спутники для исследования космоса. И всё это для того, чтобы узнать то, чего они ещё не знают. Если человек устроен так, что он всё время стремится узнать то, чего ещё не знает, узнать прошлое и будущее, узнать, что собой представляет окружающий мир, разве получение знаний из самого надёжного источника, который не может лгать, не лучше? Сведения в этой области, которые мы получаем из достоверных хадисов, бесценны, но человечество проявляет излишнее высокомерие, отказываясь принимать правдивое известие, которое является частью Откровения. Отворачиваясь от этих приносящих немалую пользу знаний, люди теряют очень, очень много. К тому же есть люди, которые стараются отвлечь нас от исследований этой области с опорой на тексты, которые есть часть Откровения, тогда как сами они послушно «глотают» всё, что говорят о сокровенном учёные Запада, хотя в их словах и выводах правда смешана с ложью. А теперь ответим на вопрос о том, какую же пользу приносит нам изучение аятов и хадисов, в которых говорится о событиях, указывающих на приближение Судного дня, а также о том, с чем нам предстоит встретиться в будущем.
1. Вера в то, о чём говорится в этих текстах (если доподлинно известно, что они достоверны), — неотъемлемая часть веры в Аллаха и веры в Его посланников. А иначе как же мы верим в Аллаха и Его Посланника и при этом не верим в то, что сказал Аллах и Его Посланник?! «Это Писание, в котором нет сомнения, — руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили». Сура 2 «Корова», аяты 2-3.
2. Когда мы видим, что предсказанное в аятах и хадисах сбывается в точности, наша вера крепнет. Мусульмане во все века видят, как сбываются эти предсказания. Сподвижники видели, как римляне одержали победу над персами и как после этого мусульмане одержали победу над персами и римлянами, а ислам возвысился над всеми религиями. Они видели, как в общине возникли разногласия в год, о котором говорил Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), и они видели немало других событий, которые случились в точности так, как это было предречено. И так происходит вкаждую эпоху: мусульмане видят, как постепенно исполняется пророчество, а это, несомненно, укрепляет их веру. К тому же очень часто исполнившиеся предсказания служат поводом, который используют мусульмане для призыва других людей к исламу.
3. Укрепление веры в Судный день. Судный день с его ужасами относится к области сокровенного, о котором сообщил нам Аллах и Его Посланник, а вера в них — один из столпов веры. То, что предсказания исполняются, подтверждает правдивость сообщений, в которых речь идёт о Судном дне. И это неудивительно — ведь все эти сообщения исходят от Всевышнего Аллаха.
4. Аллах послал Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он указывал людям на то, что является благом, и предостерегал их от того, что является злом. И Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) научил мусульман каждой эпохи правильно реагировать на события, в эту эпоху происходящие. Сообщая о том, что ждёт людей в будущем, он указывал тем, кто будет жить после него, что им делать, когда произойдут эти события, перед лицом которых они могут растеряться. ‘АбдаЛлах ибн 'Амр ибн аль-'Ас передаёт: «Мы были с Посланником Аллаха в путешествии и остановились на привал. Кто-то из нас приводил в порядок свою палатку, другие состязались в стрельбе из лука, а третьи пасли животных. И вот Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) отправил к нам одного человека, чтобы позвать нас. Мы пришли к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: " Поистине, каждый пророк, посланный к людям до меня, был обязан указывать своей общине на то, о чём он знал, что это — благо для неё, и предостерегать её от того, о чём он знал, что это — зло для неё. В вашей общине первым её поколениям предопределено благополучие, а на последние обрушатся беды и постигнет их то, что вы станете порицать, и будет смута, и будут постигать их испытания одно за другим. Придёт испытание, и скажет верующий: «Это моя погибель». А потом оно пройдет, и придёт [новое] испытание, и скажет верующий: «Это [моя погибель] ». И кто желает отодвинуться от Огня и войти в Рай, пусть застанет его смерть верующим в Аллаха и Последний день. И пусть относится к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему. А кто присягнул на верность правителю, протянув ему руку и подчинив ему сердце своё, пусть будет послушен ему, насколько сможет, а если придёт другой и попытается свергнуть его, убейте этого другого" » [Муслим; Насаи; Ибн Маджа; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №241]. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) направлял мусульман, сообщая им о том, что их ждёт, и объясняя, что им делать в определённых ситуациях. Например, он сообщил 'Усману (Да довольствуется им Аллах) о том, что его ждёт Рай после беды, которая его постигнет. Он также сказал, что 'Аммара убьёт группа несправедливых людей, а Абу Зарру приказал не ввязываться в смуту и не сражаться, даже если это будет стоить ему жизни. Здесь стоит вспомнить хадис Хузайфы о том, как он спрашивал Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) одурном из боязни столкнуться с ним, в то время как другие сподвижники спрашивали Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) о благом. Также Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил мусульманам брать что-либо из горы золота, которую обнажит Евфрат в конце времён. Ещё он сообщил им о том, что собой представляет Даджжаль и какими способами он будет вводить людей в заблуждение. Есть ещё немало хадисов, в которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) учит мусульман, как им действовать в той или иной ситуации в будущем.
5. Может статься, что в будущем мусульмане столкнутся с событиями, которые необходимо будет оценить с точки зрения Шариата. Если предоставить им самим делать заключения и выводы, то между ними могут возникнуть разногласия или же они просто не найдут правильного ответа. В таких случаях разъяснение постановления Шариата просто необходимо, и не будь в Шариате этого разъяснения, это было бы величайшим упущением, однако Закон Аллаха совершенен и в нём не может быть никаких недостатков или изъянов. Например, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что Даджжаль пробудет на земле сорок дней: день как год, день как месяц, день как неделя, а остальные дни — обычные, а сподвижники спросили, достаточно ли в эти долгие дни совершать те же обязательные молитвы, что и в обычный день. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, делите его условно и поступайте в соответствии с этим» . А если бы мусульманам не было дано это разъяснение, они бы ограничились обычными пятью молитвами даже в долгие дни. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также известил нас о том, что 'Иса после своего пришествия не будет принимать джизью от иудеев и христиан — только веру. Это разъяснение, данное Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), необходимо, потому что 'Иса будет править по Шариату, а в Шариате джизья принимается от тех, кто платит её, вплоть до пришествия 'Исы — тогда джизья будет отменена и смерть ожидает всякого, кто откажется уверовать, даже если он согласится выплачивать джизью.
6. Стремление узнать будущее свойственно человеку: ему всегда хочется узнать, что же ждёт человечество в будущем, что будет происходить с его общиной или народом и что ждёт его самого. Именно поэтому многие высокопоставленные люди (впрочем, и самые простые тоже) обращаются к предсказателям будущего, ясновидцам и астрологам. А ведь Аллах уже дал нам знание, которого нам вполне достаточно и которое избавляет нас от необходимости обращаться к любым другим источникам. Вот что говорит Ибн Хальдун в предисловии к своей книге «Ат-Тарих = История»: «Знай, что одной из особенностей человеческой души является постоянное стремление узнать о том, что ждёт её впереди. Человек желает узнать, как он будет жить, когда умрёт, что хорошего и плохого случится в его жизни. Он также стремится узнать, что будет происходить в мире дальше, сколько ещё просуществует этот мир, сколько ещё просуществуют те или иные государства и когда они придут в упадок и исчезнут... Стремление узнать всё это — врождённое свойство человека. Поэтому многие люди пытаются узнать это путём толкования сновидений. Есть ещё предсказатели, к которым, как известно, обращаются и правители, и чернь. В разных городах можно найти людей, которые сделали предсказание будущего своим ремеслом, зная тягу людей к этому. Они стоят на дорогах и в лавках и отвечают на вопросы тех, кто к ним подходит. К ним приходят женщины и дети со всего города, а также многие люди недалёкого ума, чтобы узнать, что ждёт их в будущем. Вопросы их касаются заработка, власти, повседневной жизни, дружбы и вражды и тому подобного. Эти люди гадают на песке, бросают камешки и зерно, смотрят в зеркала или воду. Эти порицаемые и отвратительные деяния распространились повсеместно. А ведь Шариат осуждает это и утверждает, что людям не дано знать сокровенное — кроме тех, кому Аллах открывает его во сне, или некоторых вали [Вали (мн. аулийа) — 'приближённый [Аллаха]' — глубоко верующий, богобоязненный и благочестивый человек].
Больше всего внимания уделяют такого рода вещам правители и наместники: их волнует, сколь долгим будет век их государства, сколько продлится их правление. Как следствие, многие учёные люди тоже стали уделять этому внимание. В каждом народе есть гадатели, предсказатели или " святые", которые говорят о том, кто придёт к власти в будущем, о начале новой эры, а также о предстоящих войнах и битвах и о том, сколько ещё продержится государство, сколько в нём будет правителей, каковы их имена и так далее. Это и есть предсказания. Среди арабов тоже были предсказатели и провидцы, к которым обращались люди по тому же поводу. Они предсказали, какие правители и государство будет у арабов. Так было с Шакком и Сутайхом, который истолковал сон Раби'а ибн Насра, правителя Йемена. Он предсказал, что эфиопы захватят их земли, но потом эти земли вернутся к ним и у арабов будет власть и своё государство. Сутайх истолковал также сон зороастрийского жреца, когда персидский правитель послал к нему 'Абд-аль-Масиха, чтобы спросить о толковании этого сна — тогда он предсказал, что у арабов будет власть, могущество и своё государство. У берберов тоже были провидцы. Одним из самых известных был Муса ибн Салих из бану Йифран (утверждали также, что он из Гамры). Он оставил немало предсказаний на берберском языке в стихотворной форме. Предсказания его большей частью касаются власти и правителей, которые будут у племени Зината в Магрибе. Предсказания эти передаются из уст в уста жителями гор. Они утверждают порой, что он — " святой", а иной раз, что он — провидец. Утверждают даже, что он был пророком, поскольку жил он, согласно их хроникам, задолго до переселения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в Медину. А Аллах знает обо всём лучше» [Ибн Хальдун. Мукаддима].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы