Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие художественной самодеятельности в 30-е годыСтр 1 из 6Следующая ⇒
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Тема. Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества Педагогика народного художественного творчества – это отрасль педагогической науки, изучающая законы и закономерности воспитания и обучения в коллективах народного художественного творчества. Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном смысле – это теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса). Педагогика народного художественного творчества в социокультурном смысле – это теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного (любительского, самодеятельного) художественного творчества. Объект педагогики НХТ – народное художественное творчество. Предметом изучения педагогики народного художественного творчества являются процессы обучения, воспитания и развития личности в условиях коллектива народного художественного творчества. Народное художественное творчество – это создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве находят отражение трудовая деятельность, бытовой уклад, знания жизни и природы, культы и верования, а также воплощаются народные воззрения, идеалы и стремления, поэтическая фантазия, мысли, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье. Народное художественное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Образы, темы, мотивы, формы народного художественного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Коллективность народного художественного творчества, составляющая его постоянную основу, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, закрепление традиций, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается протяженным во времени. Создатели произведения являются одновременно его исполнителями, находятся в тесном контакте с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Процессы приобщения, вовлечения и т.п. и есть педагогические процессы, и это внешняя сторона педагогической деятельности в художественном коллективе. Внутренняя сторона характеризуется передачей знаний, умений и навыков народного художественного творчества между участниками художественного коллектива. Художественный коллектив народного творчества – это вид малой социальной группы.. основное назначение коллективов народного художественного творчества – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных творческих потребностей. Основные функции коллектива народного художественного творчества: - креативная (развитие творческих потребностей); - социокультурная (организация досуга и отдыха); - воспитательная; - коммуникативная; - социальная (профориентация); - коррекционная; - реабилитационная и др. Между всеми функциями коллектива НХТ существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. В коллективе народного художественного творчества воспитываются и дети, и взрослые. Особенно важное значение имеет воспитательное влияние коллектива на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция коллектива НХТ выражена в трех аспектах. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми участниками коллектива народного художественного творчества накопленного народом опыта творческой деятельности; выработка у них высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и межнациональной толерантности; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие; содействие их физическому совершенствованию. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие коллектива НХТ на каждого своего участника на протяжении длительного времени. Аспект третий – постоянное влияние детей на взрослых участников коллектива народного художественного творчества, побуждающее последних активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала коллектива НХТ. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности художественного коллектива. Этот комплекс объединяет материальные условия, численность и структуру коллектива, степень его развитости и характер отношений между его участниками. Следует учитывать характер общения в коллективе народного художественного творчества и его общение с окружающими, уровень педагогической культуры, взаимосвязи с другими социальными системами. Особый и весьма важный компонент – специфика самого процесса воспитания в коллективе. Активное воздействие художественный коллектив оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности. Ведущую роль при этом играет коммуникативная функция коллектива НХТ. С ней связывают деятельность по созданию психологического климата в коллективе. В настоящее время заметное внимание уделяется рекреационной функции коллектива народного художественного творчества. Досуг – внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом, досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Досуг в сфере народного художественного творчества включает в себя: - организацию творческих самодеятельных объединений; - выступления, концерты; - выставки; - театрализованную деятельность; - встречи с творческими людьми; - репетиции; - проведение праздников, народных гуляний и т.п. Традиции в коллективе народного художественного творчества – один из основных способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с другими членами коллектива, гордиться им, способны поднять самооценку человека, что скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию. Педагогика народного художественного творчества является составной частью педагогики, одной из ее отраслей. Педагогика НХТ в этнокультурном смысле – это теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса). Педагогика НХТ в социокультурном смысле – это теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного (любительского, самодеятельного) художественного творчества. Анализ современных тенденций в развитии педагогического образования показывает, что выпускники педагогических вузов обладают крайне низкой методологической, психологической да и педагогической культурой. К активному участию в инновационной, экспериментально-исследовательской и творческой деятельности они практически не готовы. Хотя, казалось бы, что они-то и должны стать тем стартовым капиталом, который мог бы дать новый импульс творческому саморазвитию современных воспитательно-образовательных систем, одной из которых в полной мере можно считать художественный коллектив. Педагогика народного художественного творчества – достаточно молодая наука, но ее возникновение обусловлено многими факторами. В настоящее время огромное внимание уделяется педагогическому общению в различных областях общественной жизни. Так, например, появились такие педагогические отрасли как военная педагогика, изучающая специфику и закономерности обучения и воспитания курсантов; спортивная педагогика, выступающая как наука об особенностях тренерской работы и др. Педагогическое общение в условиях художественно-творческого коллектива – особый аспект педагогической науки, требующий серьезного и детального изучения. В связи с демократизацией и гуманизацией образования большое значение придается так называемому «человеческому фактору» в общении, а не формализованному взаимодействию. Творческие коллективы возникали и возникают по сей день и будут возникать в будущем, это объективное явление общественной жизни, поэтому центральными задачами педагогики НХТ выступают: - всестороннее изучение исторических предпосылок создания художественных коллективов; - определение закономерностей развития личности в процессе творческого освоения традиций художественного творчества; - выявление специфики педагогического (не художественного! ) руководства творческим коллективом. Итак, педагогика народного художественного творчества изучает: 1) основные педагогические понятия народного художественного творчества (личность, коллектив, деятельность, творчество, художественное творчество, руководство); 2) художественный коллектив как объект и субъект педагогической деятельности; 3) мотивы участия в коллективе различных возрастных и социально-демографических групп населения; 4) психолого-педагогические основы руководства художественно-творческим и художественно-образовательным процессами в коллективе; 5) методы руководства межличностным общением участников коллектива народного художественного творчества. Внутри каждой из названных тем – большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания студента-будущего педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности педагогических процессов в художественном коллективе.
Тема. Основные понятия-категории педагогики НХТ Развитие педагогики народного художественного творчества как науки на современном этапе требует системно-скоординированного анализа и углубленного осмысления ее понятийно-терминологического аппарата. Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия. Так как педагогика НХТ является составной частью педагогической науки, то она оперирует большинством общепедагогических терминов (образование, воспитание, обучение, социализация, развитие и т.д.). в то же время педагогика народного художественного творчества имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины. В качестве основных понятий-категорий педагогики НХТ выделяют следующие: личность, деятельность, коллектив, творчество, художественное творчество, руководство. Известно, что каждая научная область один и тот же объект или явление обозначается своим термином. Перенос термина одной научной сферы в терминологический аппарат другой (в педагогику народного художественного творчества, например) для обозначения одного и того же объекта нередко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл применительно к той научной сфере, в которую он перенесен. Например, понятие «личность» в философии определяется как термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Личность – понятие конкретно-историческое. Понятие «личность» в отечественной психологии применяется тогда, когда человек характеризуется «как субъект социальных отношений и социальной деятельности». Л.Т. Фридман отмечает, что личность человека часто определяют «как систему отношений этого человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе». Каждое из нижеприведенных определений понятия «личность» имеет право на существование, но все же в контексте педагогики народного художественного творчества личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект творческой деятельности, общения, сознания. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Что значит быть личностью? Быть личностью – это 1) иметь активную жизненную позицию; 2) осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом; 3) обладать свободой выбора и нести ее бремя. Далее, если перейти к анализу понятия «деятельность», то его определения и трактовки также различны в психологической, философской, социологической литературе. Так, в философском словаре деятельность определяется как специфический человеческий способ отношения к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход, согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной (творческой) деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей. Далее необходимо обратиться к определению понятия «коллектив». Проблема личности и коллектива в наше время вышла далеко за пределы педагогики. Ею занимаются теперь философы, социологи, психологи, культурологи и другие специалисты. Человек – существо общественное. Хочет он этого или не хочет, он всегда вступает в общение с людьми в любой деятельности, где выполняет разные социальные роли. Его позиция при этом может быть различной: это может быть активное, творческое участие в общей деятельности, либо пассивное подчинение большинству, растворение личности среди людей данной общности, либо противопоставление коллективу, что приводит к конфликтам. В зависимости от позиции, которую занимает личность в коллективе, и происходит ее формирование. В развитие педагогической теории коллектива внесли свой вклад многие отечественные педагоги и психологи, рассматривая различные аспекты этой проблемы. Одни видели в коллективе питательную среду, удовлетворяющую интересы людей (М.М. Пистрак), другие обращали внимание на самовозникающие малые группы и пытались увидеть, что же объединяет в них людей (С.Т.Шацкий), третьи видели в детском коллективе «закон перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуального приспособления» (Л.С. Выготский). Особое место в теории и практике воспитательного коллектива принадлежит А.С. Макаренко. Он теоретически обосновал и практически доказал эффективность системы формирования личности в организованном коллективе, обобщил сущностные ее черты. На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Основные характерные признаки коллектива: - наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; - систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; - соответствующая организация совместной деятельности; - систематическая практическая связь детского коллектива с обществом; - наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; - атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; - развитые критика и самокритика; - сознательная дисциплина и др. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования – коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения. Коллектив как специально организованное объединение детей формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, то есть группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация. В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. при этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения. Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных услвоиях на следующую ступень – к группе-кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой сплоченности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автономизацию. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию – лжеколлектив. Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом. Исследования творчества широко представлены в научных трудах отечественных и зарубежных ученых (Богоявленская Д.Б., Глотова Т.А., Грановская Р.М., Библер В.С., Хомерики О.Г. и др.). выделены критерии творчества, разрабатываются его механизмы. Д.Б. Богоявленская в своем исследовании, изучающем феномен творчества, выделяет единицу анализа творчества. В качестве такой единицы выступает интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве. Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности: 1. Стимульно-продуктивный, или пассивный уровень. Педагог с таким уровнем интеллектуальной активности придерживается известного способа действия, его деятельность безынициативна и определена внешним стимулом. 2. Эвристический уровень интеллектуальной активности. Для педагогов этого уровня характерно проявление инициативы, не стимулированной внешними факторами. Имея надежный проверенный способ действия, педагог продолжает анализировать свою деятельность, что приводит его к открытию новых способов работы, к обнаружению новых закономерностей. 3. Креативный уровень интеллектуальной активности. Для педагогов с креативным уровнем эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а самостоятельной целью дальнейшего исследования. Выделяют следующие уровни педагогического творчества: 1. Уровень элементарного взаимодействия с коллективом. Педагог использует обратную связь, корректирует свою деятельность по ее результатам, но он действует по шаблону, по опыту других руководителей. 2. Уровень оптимизации деятельности на занятии. Творчество здесь заключается в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения. 3. Эвристический уровень. Педагог использует возможности «живого» общения с учениками. 4. Уровень полной самостоятельности. Самый высокий уровень творчества педагога. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника. В психолого-педагогической литературе различают творческие и нетворческие виды деятельности. Нетворческие виды деятельности определяются как рутинные, репродуктивные, алгоритмические и рассматриваются как подражательные. Творческие же формы деятельности определяются как оригинальные, продуктивные, эвристические и рассматриваются как противостоящие подражательным, носят творческий характер, изменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному. Однако выделяется и другой подход к рассматриваемому явлению, который основан на предположении, что фактически любая деятельность включает в себя элементы подражания. «По своей сущности подражание и творчество противоположны: подражание есть воспроизведение (отражение) наличных образцов (примеров), а творчество – создание новых и притом оригинальных общественно значимых образцов… При всей противоположности и даже полярности по отношению друг к другу, подражание и творчество взаимосвязаны между собой, проникают друг в друга… Творческая деятельность…, имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смысле творчеством» (В.А. Просецкий). Таким образом, линия развития деятельности педагога может быть представлена в виде следующей схемы: Подражание → Творческое подражание → Подражательное творчество → Творчество Проблема соотношения подражания и творчества особенно ярко проявляется в деятельности молодых руководителей коллектива народного художественного творчества. Их творческая деятельность имеет преимущественно подражательный характер, что в данном контексте является естественным этапом на пути становления творческой индивидуальности, на пути к подлинному творчеству, свободному от подражания. Творческая деятельность педагога тесно связана с его способностью к креативности. Креативность связывают с творческими достижениями личности. Дж. Гилфорд гипотетически выделяет следующие интеллектуальные способности, характеризующие креативность: - беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); - гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); - оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); - любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); - способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); - фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Далее рассмотрим понятие «руководство». Руководство – это управление процессами: 1) согласования различных видов деятельности коллектива; 2) динамики развития отношений в коллективе и управления им. Сфера руководства включает три блока: 1) организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач; 2) работа с отдельными участниками коллектива и с коллективом в целом; 3) использование власти и принятие решений.
Тема. Развитие коллективов народного художественного творчества в СССР ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СИМВОЛА. Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Это Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут Согласно идее К. Юнга о психике как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символических образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнг полагал, что символы могут служить не только восстановлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осознанию и психической целостности, К. Юнг рассматривал различные виды самостоятельной творческой работы своих клиентов как очень важное для их лечения и гармонизации. Эта работа протекала в форме спонтанного выражения материала бессознательного в К. Юнг полагал, что символы, обладая чрезвычайно емким содержанием, не могут быть однозначно истолкованы. Более приемлемым является, по его мнению, работа с заложенной в них энергией путем ее спонтанного «транслирования» через образы, а также использование таких форм обсуждения, которые предполагают множество способов их трактовки. Его подход к практической работе с пациентами характеризуется высокой степенью доверия к их внутренним ресурсам самоисцеления, связанным с гомеостатической функцией коллективного бессознательного. Отсюда - та большая роль, которую он отводит самостоятельной творческой работе клиентов, а также постепенный отход от интерпретации переносов, по мере того, как клиент выходит в своем творчестве на уровень коллективного бессознательного. Арт терапия позволяет выразить то, что трудно выразить с помощью языка. Людям нравится заниматься изобразительным искусством, потому что оно Арт-терапия использует изобразительное творчество с целью «докопаться» до смысла, ускользающего от слов, и в то же время мы используем слова для того, чтобы раскрыть смысл изобразительного искусства. Поэтому очень важно наблюдать за вербальной экспрессией человека, что не является второстепенным по отношению к его изобразительной деятельности. Изобразительный образ отражает совокупность тех или иных представлений и является наиболее экономичным инструментом коммуникации. Нам порой требуются тысячи слов, чтобы описать один лишь образ, поэтому важно тщательно подбирать слова, когда мы пытаемся что-то узнать об изображении или идентифицировать его. Изобразительное искусство обладает способностью оживить травматический опыт прошлого посредством диалога, разворачивающегося в настоящий момент времени. При обсуждении прошлых травм субъект изменяет свое отношение к ним, соответственно изменяется и тот смысл, который они имеют для субъекта в настоящем. Исследование взаимоотношений между разумом и телом приобретает особое значение. Существуют многочисленные свидетельства того, что сознание оказывает определенное влияние на состояние тела и наоборот, поэтому можно предположить возможность упорядочивания сознания посредством определенных телесных приемов либо оздоровления тела путем воздействия на сознание. Человеку зачастую проще рассказать о пережитых им ужасах, чем слушать, как об этом рассказывают другие - психотерапевтический эффект, по-видимому, связан с выражением травматического опыта. Изобразительное творчество позволяет достичь состояния психического комфорта, при этом художник превращается в «зрителя». Независимо от того, занимается человек литературным творчеством, рисует или рассказывает, он осуществляет «перевод» информации с эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим изменяется его отношение к прошлому, травматическому опыту и своим психическим недостаткам. Музыкотерапия Применение музыки для оздоровления людей имеет очень давнюю историю. Достаточно вспомнить наших первобытных предков, которые использовали звуки и танцы для того, чтобы управлять силами природы, излечивать болезни и призывать добрых духов. Высокую оценку лечебное воздействие музыки получило в медицинских науках Египта, Древней Греции, Античного Рима. В средние века в культовых обрядах музыка выступала как способ гармонизации чувств. Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы " беззащитны" перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Музыка - одна из важнейших элементов нашей жизни. Музыка существует вне языка, тело отзывается на нее обходя сознание, чувства возникают спонтанно, звуки рождаются из глубины души. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой. Красивое слово арт-терапия известно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем. Под понятие искусства в данном случае попадает любая творческая деятельность человека: танец, музыка, живопись, кино, скульптура, архитектура, фольклор (всего не перечислить). Терапия основывается как на СОЗИДАНИИ, так и на ВОСПРИЯТИИ произведений искусства. Задействуются механизмы физиологического и эстетического восприятия. Все больше психологов признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют ее на практике. Многие крупные психологические центры опираются на достижения арт-терапии в своей повседневной работе. Занятия творчеством под руководством опытного психотерапевта не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с депрессией и тревогой, сбавиться от страхов и немотивированной агрессии, преодолеть последствия психологической травмы и многое другое. Арт-терапия - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Но для некоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся - задача арт-терапии. Проблемы, с которыми работают арт-терапевты: страхи, любые фобии, неприятие себя, ши любой части себя, (т.е. внутренний конфликт), неуверенность, обидчивость, любые лакротравмы, кризис второй половины жизни, супружеские конфликты и пр. Психология цвета Свет — это набор электромагнитных волн разной длины. А длина волны определяет ее цвет. Электромагнитные волны взаимодействуют с нашими энергетическими структурами — усиливают или подавляют их вибрации. Понятно, что волны разной длины (разные цвета! ) по-разному влияют на те или иные органы человека, его психику. В специальной литературе можно найти таблицы, схемы и графики воздействия электромагнитных волн разной длины на микроорганизмы и растения, на человека. Действуя на радужку глаза, цвет возбуждает определенные рецепторы. Те, кто хоть однажды проходил диагностику по радужной оболочке глаза, знает, что по ней можно прочитать" болезнь любого из органов. Оно и понятно, ведь " радужка" рефлекторно связана со всеми внутренними органами и, разумеется, с мозгом. Отсюда нетрудно догадаться, что тот или иной цвет, действуя на радужную оболочку глаза, тем самым рефлекторно воздействует и нa жизнедеятельность органов нашего тела. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1592; Нарушение авторского права страницы