Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественная самодеятельность в 60-х -80-х годах



В начале 60-х годов в рядах художественная самодеятельность действовало около 550 тысяч театров, хоров, оркестров, коллективов других жанров, охватывающих около 10 миллионов человек всех возрастов, профессий, различного социального положения.

Заметным событием в жизни танца на эстраде начала 60-х годов оказалось появление на афише нового имени: Владимир Шубарин.

В статье Я. Варшавского, написанной им в те же годы (когда критика начала уделять большое внимание эстрадному искусству), содержится интересное наблюдение общего порядка, объясняющее в какой-то мере необычайную популярность Шубарина. Сравнивая эстрадного танцора с академическим, критик писал: «Он выглядит более бытовым, «земным», даже если отличается сложной техникой. Эстрадник как бы показывает зрителю его самого - «обыкновенного человека», дразнит в нём творческое начало, показывает, как много, в сущности, у него талантов».

Внешность Шубарина обычна - русский паренёк, небольшого роста, складного, хотя и небезупречного сложения. Но с первого же выхода его на сцену становится ясно, что он рождён для эстрады.

Главное обаяние танцора - в непринуждённости манеры. Дружески поклонившись и тут же завоевав симпатии зрительного зала приветливой улыбкой, он начинает рассказывать, то есть показывать, хотя эта оговорка возникает неспроста, как ловок, подвижен, элегантен наш современник, насколько ему свойственна лёгкая ирония и с какой подкупающей простотой он может неожиданно совершить небывалое.

Творчество Шубарина, являющегося также и постановщиком большинства исполняемых им номеров, идёт в том же направлении, что и вся советская хореография. Он ищет крепкого сплава виртуозного классического танца с современной пластикой - того сплава технологии и эстетики, из которого можно создавать разнообразные и сложные образы. Конечно, с добавлением актёрской выразительности и фантазии - ими также наделён Шубарин.

Владимир Александрович Шубарин (1934) пришёл на эстраду в 1963 году, уже имея звание заслуженного артиста РСФСР, которое получил будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски. До этого Шубарин работал в Ансамбле МВО, ещё ранее - с 1951 по 1954 год, в Хоре имени Пятницкого, виртуозно исполняя русские пляски.

Впервые Шубарин приобщился к танцу в самодеятельном кружке Клуба строителей города Новокузнецка, где учился в металлургическом техникуме. В кружке упор делался на изучение народных танцев, хотя проходились и некоторые основы классического тренажа - словом, давалась обычная программа кружковых занятий. Но один из педагогов, в прошлом выступавших занятий. Но один из педагогов, в прошлом выступавший в составе джаз-оркестра, познакомил Шубарина с приёмами эксцентрического танца, с техникой чечётки и степа, которые тот быстро освоил. Да и вообще заболел джазом.

Поначалу ему просто нравилось фантазировать движения на популярные мелодии. Осознание ритмического богатства джазовой музыки, её импровизационного характера, дающего огромный простор для творчества, пришло к нему в дальнейшем, когда он стал зрелым танцором.

В 60-е годы наконец наступило понимание того, что джаз хоть явление противоречивое, однако же связанное своими корнями с народным творчеством, главным образом с негритянской музыкой. Господствовавшая многие годы точка зрения на джаз как на «музыку толстых» перестала заслонять «истинную ценность джаза: его коллективность, праздничность, зрелищность, открытость для непосредственного участия слушателей в музыкальном действии».

В 1962 году очередной пленум правления Союза композиторов РСФСР был посвящен проблемам песни и эстрадной музыки (в том числе - танцевальной). Открывая пленум, Д.Д. Шостакович подчёркивал: «За последние годы появилось много импровизационных джазов. Они имеют широкую молодёжную аудиторию, вносят в музыкальный быт специфическое музыкальное начало, но работают без всякой критики и поддержки. Их деятельность заслуживает всестороннего обсуждения, ибо в ней много неясного, противоречивого, но в то же время она отвечает реально существующим запросам». Шостакович призывал композиторов работать во всех жанрах и формах популярной музыки, помня о том, что она является «достоянием миллионов».

В последующие годы не только этот гениальный музыкант, но и многие талантливые композиторы создали инструментальные пьесы и эстрадные песни, предназначенные для джаза. Хуже обстояло дело с танцевальной музыкой, а следовательно, и с самим танцем.

Робкие попытки создать свой, советский бытовой танец не приносили успеха, а молодёжь упорно хотела танцевать что-нибудь новое. Вместе с мелодиями рок-н-ролла, твиста, шейка и др. просачивались сведения о том, как их надо исполнять. Чаще всего эти сведения оказывались неточными, они дополнялись собственной фантазией танцующих, не подготовленных эстетически, не владеющих элементарной танцевальной техникой. Шубарин настойчиво углублял свои знания и понимание джазовой музыки. Он даже изучил игру на ударных инструментах, что помогло ему в творчестве, так как научило «раскладывать» ритмически любое музыкальное произведение, написанное для джаза.

Во время зарубежных гастролей Краснознамённого ансамбля Шубарин не упускал возможности детальнее знакомиться с джазовым стилем танца, в основе которого многие элементы не только негритянских народных танцев, но и латиноамериканских. В Мексиканской академии танца он посетил 10 уроков на отделении современного танца. В Лос-Анджелесе, тренируясь вместе с труппой Дж. Баланчина, Шубарин обнаружил своё понимание и умение сочетать классический танец с джазовым стилем и получил ценные советы от американского балетмейстера. Так исподволь накапливались знания, образовавшие фундамент созданного Шубариным индивидуального стиля эстрадного танца.

Оркестр исполняет джазовую пьеску и зритель переносится в атмосферу начала века, когда джазовые мелодии были ещё мелодичны и наивны, франты носили полосатые пиджачки и канотье, а модными танцами были кэк-уок, матчиш и чарльстон. Шубарин не реставрирует эти танцы. Он лишь акцентирует их самые характерные черты: синкопированность ритма, некоторую манерность исполнения, лёгкую эксцентричность движений. Он ловко играет аксессуарами: тросточкой, цилиндром - и какими-то совершенно неуловимыми штрихами вызывает вдруг знакомые образы Чаплина, Гарольда Ллойда - первых героев комических кинолент, некогда владевших сердцами зрителей.

К сожалению, Шубарин не прислушался к мнению профессионалов, советовавших ему привлекать к созданию своих программ постановщиков. Тем более что на эстраде стали появляться молодые балетмейстеры, чувствующие стиль джазовой музыки. Кроме того, постоянно находясь на гастролях, выступая подчас в течение дня в нескольких концертах, Шубарин попросту устал физически и как-то внутренне погас.

Ощутив, по-видимому, некоторое неблагополучие, Шубарин начал искать новые формы построения программы (одно время он выступал вместе с танцевальной группой, что не внесло ничего принципиального в его творчество). К сожалению, он не осознал, что главное для него было найти балетмейстера, близкого по пониманию задач эстрадной хореографии, способного помочь выразить образным танцевальным языком его интересные замыслы. В частности, развитие синтеза джазовых форм танца с национальными элементами, так интересно заявленное прежде этим талантливым танцором, установившим на эстраде новые высокие критерии исполнительского мастерства, создавшим собственный неповторимый жанр.

В это время происходило выдвижение и присвоение звания «народного» музыкальным коллективам, кружкам других жанров. В 1959 году народных музыкальных коллективов было четыре, а в 1965 году уже 455. кроме этого действовали 128 ансамблей песни и танца и 134 танцевальных коллектива, носящих звание «народный». Всего же народных коллективов к этому времени стало более 1600.

Из 455 народных музыкальных коллективов было 137 оркестров и 318 хоров.

Появление народных коллективов справедливо признавалось важнейшим рубежным моментом в развитии самодеятельного творчества. Являясь в известном смысле образцовыми, народные коллективы становились методическими, консультационными центрами, оказывали помощь кружкам и коллективам цехов, красных уголков и т.д.

Количественный рост художественной самодеятельности во второй половине 60-х - начале 70-х годов отличался особой интенсивностью. Достаточно сказать, что в 1970 году в самодеятельных коллективах участвовало 13 млн. взрослых и 10 млн. школьников. В 1975 году самодеятельность объединяла свыше 25 млн. человек. К этому времени более 9 тыс. самодеятельных коллективов носили звание «народный».

В конце 60-х годов художественная самодеятельность клубов системы Министерства культуры и спектаклей, которые смотрели около 250 млн. зрителей. В середине 70-х годов количество зрителей художественной самодеятельности стало составлять более 500 млн. ежегодно.

К этому периоду относиться широкое развитие разножанровых начал в практике художественной самодеятельности. Речь идёт о появлении и быстром развитии таких самодеятельных организаций, как народные филармонии, народные консерватории, народные певческие школы. Они объединяли как целые самодеятельные коллективы, музыкальные, хоровые студии, так и отдельных исполнителей. В каждой республике было разработано Положение о народной филармонии, которое регламентировало всю организационно-творческую, финансовую и т.п. практику этого вида самодеятельных объединений. Народные филармонии, консерватории, певческие школы проводили серьёзную, планомерную просветительскую работу, организовывали циклы концертов, тематических показов, делали более целенаправленным процесс творческого роста хоров, оркестров, организовывали методическую помощь и т.д.

В этот период продолжали развиваться самодеятельные народные оркестры, инструментальные ансамбли, хоры русской песни.

Интересно отметить, что оркестры русских народных инструментов продолжали создаваться не только в России, но и во многих союзных республиках - в первую очередь на Украине, в Белоруссии. В Литве в эти годы, кроме оркестров национальных инструментов, работало 11 оркестров русских народных инструментов.

Большую роль в совершенствовании художественной самодеятельности, повышении мастерства участников, овладении новым репертуаром, развитии различных жанров играли конкурсы, фестивали, смотры, проводимые в 60-х годах в масштабах, как страны, так и республиках, краёв, областей и районов.

В 1963 - 1965 гг. во всех республиках прошли смотры-конкурсы сельской художественной самодеятельности. В них приняло участие более 3 млн. человек. Около 5 тыс. хоров, оркестров, драматических кружков и коллективов других жанров были отмечены различными поощрениями. Активно заявили о себе сельские народные и академические хоры, народные и духовые оркестры, появились на сцене первые семейные музыкальные ансамбли.

В смотре участвовали агитбригады, народные театры, хоровые коллективы и группы, оркестры и инструментальные ансамбли, танцевальные коллективы, самодеятельные композиторы, поэты, создатели любительских фильмов. В ходе смотра в РСФСР вновь было организовано свыше 13 тысяч сельских кружков. Этот Всероссийский смотр сельской Х.С. 1963 - 1965 гг., закончившийся концертом в Кремлёвском Дворце съездов, активизировал деятельность сельских самодеятельных коллективов, повысил идейно-художественный уровень творчества, вовлёк в самодеятельность новые слои трудящихся масс.

После завершения смотра сельской художественной самодеятельности, подведения его итогов в 1966 - 1967 гг. был проведён Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Это было одно из самых массовых и представительных событий в истории народного творчества: участникам предлагалось создавать номера на современные и героические темы.

Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства проводился совместно Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Комитетом по радиовещанию и телевидению, Союзом композиторов СССР, Союзом писателей СССР, Союзом художников СССР, Союзом кинематографистов СССР, театральными, танцевальными и хоровыми обществами. В том числе 200 танцоров, 46 балетмейстеров, 13 театров, московская и ленинградская концертные организации и старейшие хореографические училища-Ленинградское имени Вагановой и Московское.

Основными задачами смотра в постановлении объявлялись: дальнейшее развитие художественной самодеятельности, привлечение свежих сил в ряды её участников, повышение идейно-художественного уровня творчества масс, развитие всех видов и жанров самодеятельного искусства в клубах, домах и дворцах культуры, по месту работу и жительства, учёбы, службы; пропаганда средствами искусства всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции, достижений советского народа и народов других социалистических стран; пополнение репертуара лучшими произведениями литературы, музыки, драматургии советских и прогрессивных зарубежных авторов; улучшение учебно-воспитательной работы; укрепление творческих связей массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства, систематическая помощь любительским коллективам со стороны творческих союзов; пропаганда достижений самодеятельного искусства среди населения и т.д.

Ставилась задача привлечь творческую интеллигенцию к участию в организации и проведении Всесоюзного фестиваля. Тысячи работников профессионального искусства участвовали в проведении репетиций, принимали спектакли и концертные программы самодеятельных хоров, оркестров, проводили семинары, творческие конференции и т.д.

Широкая пропаганда достижений народного творчества велась средствами радио, телевидения, печати. С творческими отчётами по Центральному телевидению выступили десятки коллективов художественной самодеятельности всех союзных республик. Даже транслировался заключительный концерт Всесоюзного фестиваля из Кремлёвского Дворца съездов.

Для непосредственного руководства фестивалем были созданы Всесоюзный оргкомитет, бюро, секретариат, дирекция фестиваля, образованы секции по видам искусства, а также секция по проведению фестиваля среди школьников. Междуведомственный характер мероприятия позволил укрепить деловое содружество органов культуры, творческих союзов, учреждений искусств, профсоюзных, комсомольских и военных организаций.

Всесоюзный фестиваль стал огромным событием политического и культурного значения в жизни страны, оказал глубокое влияние на дальнейшее качественное и количественное развитие художественной самодеятельности.

С середины 60-х годов дальнейшее значительное развитие получает авторская самодеятельность. Появились клубы политической, студенческой и туристской песни.

Многие произведения самодеятельных авторов включались в различные репертуарные сборники, исполнялись самодеятельными коллективами. Во время Всероссийского смотра самодеятельного искусства в 1967 году только на зональных смотрах прозвучало около 500 произведений, созданных самодеятельными авторами - композиторами, драматургами, поэтами. Это составило около одной трети (! ) всех исполненных произведений.

На ВДНХ СССР с 11 мая по 21 августа 1972 года проходил смотр-конкурс самодеятельных ансамблей песни и пляски союзных республик, посвященный 50-летию образования СССР. Победители смотра-конкурса - коллективы и отдельные исполнители награждались золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР, почётными грамотами.

В течение двух лет проходил Всесоюзный телевизионный фестиваль народного творчества, посвященный 50-летию образования СССР. Состоялось 18 телепередач, в которых выступило более 12 тыс. самодеятельных исполнителей. Заключительный концерт фестиваля состоялся 29 ноября 1972 года в Кремлёвском Дворце съездов. В нём приняло участие свыше 500 самодеятельных исполнителей. Концерт транслировался по программе « Интервидение». По итогам фестиваля были отмечены специальными призами и наградами 17 музыкантов 17 танцевальных коллективов.

Всесоюзное жюри фестиваля возглавлял народный артист СССР С.Я. Лемешев. Членами жюри были известные мастера музыкальной культуры А. Прокошина, В. Федосеев, Т. Ханум, Г. Отс, Т. Чабан и другие, которые одновременно возглавляли жюри телевизионного фестиваля в республиках.

К середине 70-х годов в стране было около 23 млн. участников Х.С. Работало свыше 160 тыс. академических и народных хоров, 100 тыс. музыкальных коллективов, оркестров и ансамблей, огромное количество кружков других жанров.

В результате принимаемых государственными и хозяйственными органами мер значительно укрепилась материальная база клубов, возросла их сеть.

В 1970 году в стране работало 134 тыс. клубов. Значительно возросло количество сельских клубов и домов культуры. Если к началу 70-х годов их было немногим более 18 тыс., то к кону 1975 году стало 34 тыс. Сельские дома культуры проводили значительную работу по организации художественной самодеятельности.

Ещё более благоприятные условия стали складываться с 1974 года в связи с централизацией клубов и созданием культурных комплексов. Создание централизованных клубных систем позволило объединить всю работу вокруг базовых клубов, сельских домов культуры, работники которых не только руководили самодеятельными кружками в своём учреждении, но и помогали филиалам.

Дома народного творчества, дома художественной самодеятельности оказывали кружкам и коллективам самодеятельности всех жанров разнообразную и систематическую помощь: методическую, организационно-инструкторскую, творческую, кадровую.

Допускалось необоснованное присвоение звания «народный» многим хорам, оркестрам, танцевальным и драматическим коллективам. Многие из них не отвечали требованиям, предъявляемым к народным коллективам, не вели должной творческой и воспитательной работы.

Вторая половина 70-х годов ознаменовалась рядом важнейших событий в развитии народного творчества. В начале 1976 года состоялся 25-ый съезд КПСС. В решениях съезда, Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 гг. была поставлена задача по дальнейшему повышению уровня работы культурно-просветительных учреждений, народных университетов, развитию художественного творчества масс.

В мае - сентябре 1975 года на ВДНХ СССР проводился смотр-конкурс коллективов художественной самодеятельности, посвященный 30-летию Победы. В нём приняли участие лучшие коллективы из союзных республик - победители Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества.

Кроме выступлений на открытой эстраде ВДНХ СССР коллективы давали концерты в парках культуры, на предприятиях, в клубах. Победители смотра-конкурса награждались дипломами, а их руководители и солисты - золотыми, серебряными и бронзовыми медалями и денежными премиями.

Особое внимание обращалось на народные хоры и оркестры, духовые оркестры, фольклорные коллективы. В период проведения фестиваля было создано более тысячи новых духовых оркестров.

В области инструментальной музыки отрадным явлением стал некоторый рост числа самодеятельных оркестров - симфонических, духовых, народных и т.д. Широкое распространение получили также небольшие по численности инструментальные составы - квартеты, квинтеты, дуэты, трио и т.п., ансамбли баянистов, бандуристов, скрипачей, комузистов, домристов, смешанные составы, вокально-инструментальные группы. По результатам показа лучшие из коллективов рекомендовались на заключительный концерт в Москву.

Значительно укреплялась в этот период шефская помощь художественной самодеятельности со стороны профессионального искусства. Работа эта распадалась как бы на два вида - художественно-просветительную и методическую помощь. Театры, музыкальные коллективы брали шефство над самодеятельностью совхозов и колхозов. Опытные мастера руководили коллективами самодеятельности, литературными объединениями, народными театрами.

Стали складываться новые формы сотрудничества. Во второй половине 70-х годов были заключены договоры о непосредственном сотрудничестве между Центральным домом народного творчества имени Н.К. Крупской (высылал партнёрам значительное количество репертуарной и методической литературы, издаваемой в СССР), Центральным домом культурной работы ГДР и Центром художественной самодеятельности НРБ.

Была произведена реорганизация системы методического руководства художественной самодеятельностью. На базе Всесоюзного дома народного творчества, действовавшего с 1976 года, в 1978 году был образован Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы.

В республиках, краях и областях на базе домов народного творчества и методических кабинетов по культурно-просветительной работе были организованы соответственно республиканские, краевые и областные научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы.

Укрепилась издательская, кадровая, финансовая сторона деятельности центров. Они стали более глубоко и профессионально вникать в существо происходящих в самодеятельности процессов. Многие издательства, центральные и республиканские, увеличили выпуск произведений для художественной самодеятельности. Издательства «Музыка» и «Советский композитор» стали издавать специальные серии в помощь художественной самодеятельности.

В стране в начале 80-х годов издавалось более 40 серийных изданий, библиотечек, сборников для художественной самодеятельности. Всесоюзная фирма «Мелодия» начала выпуск альбомов и отдельных пластинок для дискотек, ВИА, других самодеятельных коллективов.

Очень важно, чтобы эти творческие коллективы и объединения работали на формирование здоровых культурных потребностей людей, высоких гражданских эстетических идеалов. Потому что любая форма досуга должна духовно обогащать человека, содействовать творческому росту личности, её самоутверждению и самовыражению.

В молодёжной среде довольно большой популярностью пользуются ВИА и дискотеки. Эти формы проведения свободного времени особенно притягивают молодых. Каждая из них имеет неоспоримые преимущества. Жанр ВИА - это увлекательнейший вид авторского самодеятельного искусства, способный глубоко раскрыть творческий потенциал личности, откликнуться на актуальные, животрепещущие проблемы времени.

Шло время, ансамбли взрослели, менялась аудитория. Повзрослели и исполнители. Появилась и более качественная аппаратура, исчезли раздражавшие многих искажения и хрипы, звукорежиссёры научились более точно выстраивать на концертах баланс. В программах большинства ВИА много легких, танцевальных песен. Появляется много песен, посвященных нравственным проблемам, осмыслению жизни. Эта тематика добавилась к антивоенной, социальной и патриотической, тем самым, обогатив и расширив жанр.

В этой связи и деятельность любительских музыкальных коллективов и наиболее массового их вида -эстрадных вокально-инструментальных ансамблей следует рассматривать как одно из действенных направлений идейно-эстетического воспитания молодёжи. Действенных прежде всего в силу популярности данного вида творчества - можно сказать, что большинство подростков проходит через это увлечение. Именно поэтому организационные и творческие проблемы самодеятельных эстрадных вокально-инструментальных ансамблей - предмет пристального внимания органов культуры, средств массовой информации и музыкальной общественности.

В дискотеке молодых людей привлекает возможность нерегламентированного общения, проявления творческой фантазии, активного участия в действе не только организаторов вечеров, но и их посетителей.

В дискотеке практикуются также выступления певцов, поэтов, музыкантов.

Дискотека - это творческий коллектив, объединяющий людей различных специальностей, наклонностей, дарований на основе интереса к музыке, искусству; центр активной идеологической пропаганды, нравственного и эстетического воспитания молодёжи с применением эффективных технических средств; непременный участник многих мероприятий в городе, районе, на предприятии; творческая лаборатория, в которой осуществляется синтез различных жанров искусства; небольшой «институт социологических исследований», где изучаются вкусы, потребности молодёжи путём анкетирования, опроса. Непосредственного диалога; «проектно-конструкторское бюро», где задумываются, конструируются и изготавливаются самые различные технические устройства; «учебно-методический центр», в котором знания приобретаются путём самообразования и в процессе общения с опытными специалистами».

В самом деле, участники дискотечного коллектива - любитель музыки, готовящий фонограмму, и инженер, собирающий цветомузыкальное устройство, фотограф, делающий необходимые для программы фотокадры, и инженер, придумавший автоматическое управление диапроектором, - все они работают над одной задачей: создают очередную свою программу, в которой и сливаются воедино их умения и дела.

Многие коллективы, начинающие свою деятельность как дискодансинги, постепенно превратились в дискоклубы. При клубе заработали секции эстрады и джаза, классической и народной музыки, самодеятельных песен.

В состав дискоклубов входят 11 человек. Это рабочие, служащие, инженеры завода. Люди увлечённые, творческие, что-то постоянно изобретающие и придумывающие.

В дискотечном движении есть ТМТ - это театрально-музыкальные труппы. Их участники стараются синтезировать в единой дискотечной программе разные виды искусства: театр, кино, поэзию, танец и, естественно, музыку.

Такое положение ВИА и дискотек объясняется, прежде всего, острым дефицитом квалифицированных кадров. Многим руководителям культпросветучреждений и организаторам любительских объединений не хватает знаний, опыта и художественного вкуса. Поэтому самое главное для дальнейшего развития этих специфических эстрадно-музыкальных жанров - оказание методической помощи, учёба руководителей самодеятельности.

Как мы видим, диапазон ролей, в которых выступают дискотеки, очень велик. Дискотека может стать уютным кафе, местом для общения и одновременно местом проведения праздничных ритуалов. Она может стать дискуссионным клубом или даже небольшим эстрадным театром. Одно из главных достоинств этой формы досуга и творчества - она бесконечно разнообразна. Это и привлекает к ней молодёжь.

В 1980 году был объявлен Всесоюзный конкурс на создание пьес для детских и юношеских коллективов Х.С, посвященный 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Его проводили Министерство культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР. На заключительный тур конкурса республиканскими жюри конкурса было рекомендовано 29 произведений. Большинство из них вошли в репертуар самодеятельности.

С 1 января по 1 июля 1982 года Министерство культуры СССР совместно с Союзом писателей СССР проводили закрытый конкурс на создание сценариев для агитационно-художественных бригад и сценариев массовых театрализованных представлений, посвященных 60-летию образования СССР.

Министерство культуры РСФСР, Союз композиторов РСФСР и Всероссийское хоровое общество провели в 1984 году республиканский смотр военно-патриотической музыки. Лучшие произведения, поступившие на конкурс, были изданы и направлены на места.

Особое место заняли торжества, посвященные 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 1985 году проводился Всесоюзный конкурс на создание эстрадных песен о труде и рабочем классе под девизом «Пою моё Отечество! ». С 23 апреля по 9 мая 1985 года на территории СССР (город Брест), ГДР (Берлин, Дрезден, Герлитц), ПНР (Познань, Вжесни), ЧССР (Усть-на-Лабе) проходил 3-й Фестиваль самодеятельного творчества социалистических стран, посвященный 40-летию Победы «Социализм - мир, труд, творчество! ». Главной целью фестиваля было продемонстрировать солидарность и единство народов социалистических стран в борьбе за мир и социальный прогресс, показать достижения в эстетическом воспитании, художественном творчестве.

В рамках фестиваля состоялись вечера интернациональной дружбы, встречи с трудящимися заводов и фабрик, манифестации у памятников советским воинам.

Фестиваль широко освещался в советской и зарубежной печати, по радио и телевидению. Центральное телевидение показало передачу о фестивале «Мир завещано беречь», снятую в Бресте.

Укрепление международных связей советской художественной самодеятельности, повышение международного авторитета подкреплялось реальными её успехами и достижениями.

Совершенствовались формы поощрения руководителей и участников художественной самодеятельности за высокое исполнительское мастерство, большие успехи в творческой и учебно-воспитательной работе, активное участие в культурном обслуживании трудящихся, нагрудным знаком «За достижения в самодеятельном художественном творчестве». Нагрудным знаком могут награждаться также деятели профессионального искусства за активное содействие и оказание шефской помощи художественной самодеятельности.

За достигнутые творческие и воспитательные успехи 6 тысяч самодеятельных коллективов системы Министерства культуры СССР удостоены звания «народный» и «образцовый».

Интенсивно развивалась молодёжная и детская самодеятельность. Из 28 млн. занимающихся в начале 80-х годов 12 млн. 653 тысяч составили школьники, 1млн. 97 тысяч - учащиеся профтехучилищ, 1млн. 612 тысяч - студенты и учащиеся техникумов.

Особый размах приняли молодёжные формы самодеятельности - вокально-инструментальные ансамбли, дискотеки, клубы самодеятельной песни, драматические студии, дискоклубы.

Особое внимание в 80-е годы обращается на вокально-инструментальные ансамбли. В начале 80-х годов в стране действовало около 70 тысяч ВИА с 700 тыс. участников, что составляло немногим менее половины всех музыкально-инструментальных коллективов страны. К середине 80-х годов их стало около 100 тысяч, так как привлекались ведущие педагоги музыкальных учебных заведений, творческие союзы.

С 1981 по 1985 года значительно возросла - на 110 тыс. концертов в год концертная деятельность ВИА. К 1985 году она составила около 800 тыс. концертов в год. Из общего числа концертов и спектаклей Х.С. выступления ВИА в целом по стране составляли 25%, в РСФСР - 1/3 часть, в Казахстане, Молдавии, Эстонии - до 50%.

Вместе с тем в развитии ВИА в начале 80-х годов выявились серьёзные недостатки. Репертуар многих ансамблей содержал слабые музыкальные произведения, идеологически чуждые нам зарубежные песни и пьесы. Среди руководителей значительную часть составляли лица, не имеющие специального образования, опыта и навыков творческой работы и т.п. Слабым был контроль со стороны органов культуры за деятельностью ВИА, обеспечением их полноценного развития.

В связи с этим усилилось внимание к репертуару ВИА, который стал утверждаться и обсуждаться специальными комиссиями, упорядочилась практика публичных выступлений. При органах культуры были созданы Советы по эстрадной музыке, в структуре научно-методических центров - соответствующие отделы или сектора.

Стала проводиться паспортизация и общественная аттестация ВИА. Всё это позволило значительно упорядочить развитие ВИА, повысить их художественно-эстетический и воспитательный потенциал.

Значительно расширилась общественно-политическая и художественно-массовая, просветительская деятельность хоров, оркестров, театров,

В октябре 1985 года коллегией Министерства культуры СССР были подведены итоги Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в ВОВ 1941 - 1945 гг. в смотре приняло участие свыше 30 млн. человек. Более 1 млн. новых участников пополнили ряды самодеятельности в ходе смотра. Свыше 10 тыс. фильмов создали кинолюбители, 90 тыс. работ 40 тыс. авторов экспонировалось на областных, краевых, республиканских выставках самодеятельных художников.

Более 12, 5 тыс. мастеров искусств были привлечены к участию в работе оргкомитетов по проведению смотра в составе жюри.

Проведение этого смотра способствовало решению важных задач по совершенствованию всей идеологической и воспитательной работы среди населения. В ходе смотра значительно обновился репертуар коллективов, повысился его идейный и исполнительский уровень, было обеспечено активное участие народного творчества в пропаганде советского образа жизни, человека труда, в воспитании молодёжи на славных традициях нашего народа.

Смотр способствовал ещё более интенсивному обмену художественными ценностями между национальными самодеятельными коллективами, улучшил обмен репертуаром между республиками.

Растёт заинтересованность не только со стороны самодеятельности к использованию опыта, традиций и репертуара профессионального искусства. В свою очередь, мастера музыкального, театрального искусства учатся у самодеятельности правде жизни, связи с массами. Речь идёт и о бережном отношении к устоявшимся народным традициям, о предпочтении определённого жанра в творчестве. Например, в одних регионах отдают предпочтение пению, в других - декоративно-прикладным видам творчества, и т.д. Исходя из этого дифференцировалась шефская работа с самодеятельностью. Именно в этом плане наиболее перспективны формы сотрудничества - создание постоянно действующих студий, филиалов, спутников профессиональных художественных коллективов - театров, филармоний, оркестров - в клубных учреждениях.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 года предусматривается «шире вовлекать население, и прежде всего молодёжь, в самодеятельное художественное творчество».

Новую страницу в летопись истории художественной самодеятельности вписал Второй Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Фестиваль проходил с марта 1986 по ноябрь 1987 года и включал в себя цикл смотров, конкурсов, праздников в трудовых коллективах, районах, городах, областях, республиках. Заключительные мероприятия фестиваля - выставки произведений самодеятельного изобразительного, декоративно-прикладного искусства, марш-парады духовых оркестров, фестивали молодёжных фольклорных коллективов, показ фильмов кинолюбителей, концерты художественных коллективов и т.д. проводились в столицах союзных республик. Заключительный концерт фестиваля прошёл в Москве.

Для проведения фестиваля был создан Всесоюзный оргкомитет. В его составе, как и на предыдущих фестивалях и смотрах, работали выдающиеся советские мастера искусств и культуры, представители государственных и советских организаций, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, творческих союзов, Главного политического управления Министерства обороны СССР и др.

В фестивале участвовали не только художественные коллективы - и это является важной отличительной чертой данного фестиваля, - но и представители прикладных видов творчества (гончары, резчики, стеклодувы, чеканщики и т.п.), коллекционеры, садоводы, изобретатели. Проводились массовые фольклорные праздники, посвященные Международному году мира (1986 г.), 42-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1987 г.), Празднику 1 Мая. Огромный интерес вызвали, например, Московский городской праздник фольклора в Измайлово, Украинский республиканский праздник фольклора в Тернополе и др. Впервые во многих городах и областях России, Украины, Белоруссии, других республик проводились смотры-конкурсы гармонистов, балалаечников, фольклорные праздники, праздники народных ремёсел.


Поделиться:



Популярное:

  1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1907-1914 годах
  2. Второе рождение: дискуссия конца 50-х - начала 60-х годов
  3. Второй период (1955 г.–начало 60-х). Компьютеры на основе транзисторов. Пакетные операционные системы
  4. ГЛАВА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕДАКТИРОВАНИЯВ 40– 50 ГОДАХ XIX ВЕКА
  5. ГЛАВА 8. РЕДАКТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО В 60 – 80 ГОДАХ XIX ВЕКА
  6. Глава VII. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
  7. ДАЛЬНЕЙШАЯ ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ В СЕРЕДИНЕ 60-х —СЕРЕДИНЕ 80-к гг.
  8. Дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества
  9. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ МИРА В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА. ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ в европе
  10. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» 60-Х ГОДОВ XVIII в.
  11. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ: СССР В 1953—СЕРЕДИНЕ 60-х гг.
  12. Политическая борьба в КПК и преодоление последствий «Большого скачка» в первой половине 60-х гг.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 3776; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь