Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления



Особенностью работы художественной самодеятельности в это время стал её перевод на рельсы мирного времени, развитие и обогащение тех сторон в репертуаре, содержании, формах организации, которые служили бы решению мирных задач, связанных с восстановлением народного хозяйства, удовлетворением новых духовно-эстетических запросов населения.

В процессе этой перестройки решались сложные задачи по восстановлению рядов художественной самодеятельности, обогащению её содержания, мобилизации не только на воспевание военной доблести, трудового героизма, патриотизма, стойкости духа советских людей, но и на отражение мирных задач, на защиту мира, утверждение идеалов социализма. Для этого нужны были значительные усилия по улучшению государственного и методического руководства самодеятельностью, подготовки и переподготовки кадров, созданию нового репертуара, укреплению её материальной базы и т.д.

Работа по решению этих задач развернулась с первых мирных месяцев. Восстанавливались действующие до войны и создавались новые областные и краевые дома народного творчества, начали организовываться вновь курсы по подготовке руководителей, освобождались от использования не по назначению и вновь строились колхозные, совхозные, государственные, профсоюзные клубы. Творческие союзы усилили внимание к созданию нового репертуара.

Серьёзные усилия были направлены на восстановление сети клубных учреждений. В результате принятых мер уже к концу 40-х годов число клубных учреждений не только достигло довоенного уровня (118 тыс. клубов, в том числе 108 тыс. на селе), но и значительно превзошло его. В 1951 году в стране действовало 125, 4 тыс. клубных учреждений, в том числе 116, 1 тыс. на селе. А к концу 50-х годов клубных учреждений стало 127 тысяч.

С июня по октябрь 1946 года проходил Всесоюзный смотр музыкальной и хореографической самодеятельности рабочих и служащих. В нём приняло участие свыше 770 тыс. человек. Смотр проводился ВЦСПС и Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР. Смотр показал бурное развитие жанров, активные поиски выразительных средств в самодеятельности, её перестройку в мирных условиях. В заключительных концертах смотра, состоявшихся в Москве с 1 октября по 9 ноября 1946 года, приняло участие около 1800 участников из различных городов и районов страны. А всего в самодеятельности участвовало в начале 1947 года около 3 млн. человек.

В репертуаре художественной самодеятельности доминирующее место стали занимать произведения, воспевающие возвращение к мирному труду, мирному строительству, борьбу за мир, сплочение всех миролюбивых сил.

В 1948 году был проведён первый послевоенный Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. В ходе смотра было организовано более 11 тыс. новых кружков. В смотре приняли участие около 1, 5 млн. колхозников, рабочих МТС, совхозов, представителей сельской интеллигенции. Заключительный концерт состоялся в Большом театре в Москве, документальный фильм о нём под названием « Песни колхозных полей» с большим успехом демонстрировался на киноэкранах страны.

Достижения самодеятельных кружков ежегодно демонстрировались на районных и областных смотрах, которые выливались в подлинные праздники народного творчества.

Начиная с января 1951 года, был предпринят ряд мер по выявлению наиболее талантливых самодеятельных исполнителей и их направлению на учёбу в консерватории, другие художественные учебные заведения.

Этот шаг предусматривал не только укрепление талантливыми специалистами профессиональных коллективов, но и направление части из них на работу с самодеятельными хорами, оркестрами, ансамблями и студиями.

В начале 50-х годов на факультетах культурно-просветительной работы в Московском, Ленинградском и Харьковском институтах культуры стала осуществляться подготовка специалистов, которые овладевали и определёнными навыками работы с самодеятельными коллективами.

Таким образом, к началу 50-х годов художественная самодеятельность успешно восстанавливала свои ряды, проводилась серьёзная работа по совершенствованию всех её сторон, обеспечению специалистами.

В конце 50-х годов вновь возрождаются оперные студии, крупные симфонические и народные оркестры, драматические и хореографические коллективы, которым стало под силу исполнение сложных произведений. Всё это свидетельствовало о качественно новом уровне исполнительской и общей культуры самодеятельного творчества, реально отражало динамичный процесс его развития.

Дальнейшее развитие получает самодеятельность непосредственно по месту жительства, в красных уголках, в цехах заводов, фабрик, ферм. Хозяйственные и партийные органы поощряли деятельность кружков, оказывали им помощь, рассматривали их как одну из ценных форм организации досуга населения.

В конце 40-х - начале 50-х годов новый толчок в развитии получает композиторская самодеятельность, появляются первые послевоенные коллективы, возрождаются довоенные. Участники кружков активно учились навыкам композиторского письма, овладевали специальными знаниями.

Дома народного творчества, дома художественной самодеятельности принимали различные меры по оказанию помощи композиторам-самоучкам. В результате этого творчество становится ещё более массовым и профессиональным. Многие из них рекомендовались на учёбу в музыкальные учебные заведения. В то же время композиторская самодеятельность пополнялась и лицами, прошедшими специальную подготовку. Многие из баянистов, домристов, вокалистов и т.п. обратились к сочинительству. К ним нередко обращались с просьбой руководители хозяйств написать песню о заводе, к юбилею и т.д.

Во-вторых, не хватало современного, злободневного репертуара, отражающего не только общесоциальные, государственные проблемы и ритмы, но и локальные- областные, городские, районные. Нужны были песни, построенные на местном материале. И они появлялись в основном из-под пера самодеятельных композиторов.

В-третьих, возросшая в целом музыкальная культура и образованность руководителей самодеятельности, открытие практически во всех областных центрах специальных музыкальных учебных заведений - училищ, а во многих - консерваторий также способствовали развитию самодеятельного творчества.

Ещё больше обогатился репертуар музыкальных кружков Ленинграда, Москвы, других крупных городов. Причём это относилось не только к ведущим коллективам, но к большинству их, к массовой самодеятельности.

На рубеже 50-х - 60-х годов широко практиковалось проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества по краям, областям, районам. Они давали возможность поддерживать высоким общий тонус его развития, своевременно устранять возникающие «узкие места», успешно решать социальные задачи, выдвигаемые партией перед советским народом. Лучшие представители художественной самодеятельности участвовали в республиканских, всесоюзных конкурсах, смотрах и выставках.

В 1959 - 1960 гг. состоялся смотр работ самодеятельных художников на местах, в республиках, а по его итогам была организована 2 Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников. На заключительном этапе смотра в Москве экспонировалось около 5 -ти тысяч лучших работ живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Это почти в 2, 5 раза больше, чем было на 1-ой Всесоюзной выставке в 1954 году. А всего было выставлено для обозрения в районах, областях, краях, республиках более 500 тысяч произведений.

Дальнейшее развитие получили изостудии, которые стали основными формами обучения любителей мастерству. Во время смотра возникли новые формы работы студий, кружков с населением и участниками. Самодеятельные художники организовали значительное число картинных галерей, как в музеях, так и в общественных местах, учреждениях культуры. Читали лекции по искусству в народных университетах, лекториях, устных журналах.

Аналогичным образом был проведён в конце 1961 - начале 1962г. Всероссийский смотр народных театров.

Смотры самодеятельности, которые играли большую роль в катализации её развития, проводились во всех союзных республиках, краях и областях. Например, в Белоруссии в 1958 г. прошла декада самодеятельного искусства в Минске; в 1959г. - смотр художественной самодеятельности школьников, колхозов и совхозов; в 1961г. -вновь декада самодеятельного искусства в Минске.

Министерство культуры УССР одним из первых в стране открыло трёхгодичные факультеты общественных профессий, на которые принималась молодёжь по путёвкам комсомола и профсоюзов. На факультетах готовились по утверждённому учебному плану руководители музыкальных, хоровых, драматических и танцевальных кружков.

Во второй половине 50-х годов состоялись первые поездки советских самодеятельных хоров, ансамблей песни и пляски, фольклорных ансамблей в ГДР, Венгрию и Финляндию. Эти поездки служили укреплению дружбы между народами, знакомили зарубежных зрителей с достижениями народного творчества в первой стране социализма.

На международных конкурсах в 1957г. 7 советских самодеятельных коллективов были удостоены золотых медалей лауреатов, 8 - серебряных и 7 - бронзовых. Среди них народный хор Шестаковской МТС Воронежской области, ансамбль песни и танца из Баку и др.

Серьёзные трудности наблюдались с репертуаром кружков. Мало издавались и переиздавались классические произведения. Не велась целенаправленная работа по отбору и рекомендации с учётом особенностей и возможностей самодеятельности новых пьес.

До войны дома народного творчества, дома самодеятельного искусства выпускали значительное количество сборников пьес, песен, методических указаний и пособий, записи танцев и т.п. через государственные издательства. Аналогичные материалы в большом количестве публиковались в журналах «Самодеятельное искусство», «Культурная работа профсоюзов» и др. Их издание в годы войны прекратилось. Восстановлены они были только в конце 50-х годов.

В этот период явственно наметился спад в развитии традиционных жанров. Постепенно сокращалась численность народных, симфонических, духовых оркестров, народных хоров. В 1952г. из 6 тысяч домов культуры и клубов профсоюзов 1123 не имели хоровых кружков, 1566 - оркестров, более чем 3 тысяч -танцевальных коллективов. Коллективы этих жанров сталкивались с серьёзными творческими, организационными, материальными трудностями.

Указывалось также на серьёзные трудности в развитии духовой, эстрадной музыки и танцевального искусства.

Потребность в квалифицированных кадрах ощущалась во всех жанрах. Трудности с кадрами, с репертуаром, недостаточная методическая помощь сказывались на росте общей и музыкальной грамотности участников, на обучении их профессиональному мастерству в области драматического, хореографического и других видов искусства.

Стояла задача разработки методики обучения, воспитания в самодеятельности с учётом её специфики, соответствующих учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

Развитие художественной самодеятельности в период с конца 30-х до конца 50-х годов, её обогащение, восстановление значительно сократившихся в годы войны коллективов обеспечивались различными мерами практического характера со стороны органов культуры, партийных и общественных организаций, руководства предприятий, колхозов. Они сыграли важную роль в появлении высокохудожественных хоров, оркестров, драматических и других коллективов, в росте исполнительской культуры в целом у всей массы кружков. Повышалась общественная престижность самодеятельности, она всё более активно проникала в социальную практику, сферу досуга населения. Наблюдались качественно новые процессы в её развитии, отражающие изменения, происходящие в социально-экономической и духовной сферах жизни советского общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2632; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь