Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕСтр 1 из 4Следующая ⇒
КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
План 1. Понятие и сущность культуры. 2. Морфология культуры. 3. Исторические типы культуры.
Культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки. Функции культуры: познавательная (гносеологическая); регулятивная (нормативная); адаптивная; знаковая (сигнификативная); информационная; коммуникативная; интегративная; социализации и инкультурации; эстетическая; креативная; релаксационно-компенсаторная; ценностная (аксиологическая)
В современной литературе ценность понимается: 1) как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека; 2) как идеал (представление о желаемом); 3) как значимость чего-либо для индивида или социальной группы. Различают ценности: витальные (жизнь, здоровье); социальные (комфортная работа, соц. благополучие); политические (свобода, правопорядок); нравственные (добро, честь); эстетические (красота); религиозные (бог); семейно-родственные (взаимоотношения).
Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру. 1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. 2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В материальную культуру входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3) культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу; 5) физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: 1) познавательную (интеллектуальную) культуру; 2) нравственную; 3) художественную; 4) правовую; 5) педагогическую; 6) религиозную.
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную Субстанциональные блок составляет «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры – ее произведения, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета). Функциональный блок раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными; но с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.). Исторические типы культуры: 1) первобытная культура. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая вследствие их слабого развития (например, и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления. 2) восточная культура. У восточных культур есть ряд общих черт: восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя, молчание. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов. 3) античная культура. Античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания. 4) средневековая культура. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, которые сочетались с очень низким уровнем образованности населения. Вследствие этого средневековый человек руководствовался в жизни не столько логичными рассуждениями, сколько догматическими установлениями. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам, аскетизм, провиденциализм, предопределение, влияние церкви на все стороны жизни общества. 5) культура Возрождения. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм, важнейшей отличительной чертой которого является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст. Культура Нового времени Характерны дух капитализма, новая этика мирского призвания, интерес к миру, развитие торговли, промышленности, высокий авторитет знания.
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА План 1. Основные этапы и характерные черты первобытной культуры. 2. Духовная культура первобытного общества. 3. Художественная культура первобытного общества. Стадия архантропа (1, 5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты. К архантропам относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды. Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Этот вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение. Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни. Собственно возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) – кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры: 1) п.к. разделяется по социальному признаку на несколько эпох: первобытное человеческое стадо, родовой строй (матриархат, патриархат) и высшую демократию; 2) вся история п.к. разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружия. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: · каменный век, в свою очередь подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) – 12 тыс. лет назад, среднекаменный (мезолит) – 9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит) – 6 тыс. лет назад; · век бронзы – 3 тыс. лет до н.э.; · век железа – 1 тыс. лет до н.э. Миф можно рассматривать как способ человеческого бытия и мирощущения, основанный на смысловом породнении людей с миром, при котором человек воспринимает изначальные свойства вещей и явления природы как одушевлённые существа. Одной из самых ранних форм религии был тотемизм – представление, что все члены рода происходят от определенного животного – тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. Вера в существование разного рода духовных существ получила своё выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевлённые, как фетиши, служащие местом пребывания духов. Различные формы почитания искусственных или природных предметов получили название фетишизма – формы первобытной религии, когда почитались неодушевлённые предметы, наделённые сверхъестественными свойствами и силами. Культ природы, суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом. Ещё одной формой первобытной религии была магия или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. Важной первобытной идеей является табу – категорический запрет каких-нибудь действий.
Самое простое из мегалитических сооружений – менгир, огромный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен: два вертикальных камня, на которых покоится третий, лежащий горизонтально. Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учёные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мёртвых. Если эти догадки справедливы, то выходит, что кромлех – первое в мире многофункциональное сооружение, да ещё какое – и собор, и зал для собраний, и стадион, и даже обсерватория в одно и то же время.
Важнейшие функции первобытного искусства: 1. Коммуникативно-мемориальная функция. Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение. 2. Познавательная функция. Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо. 3. Магико-религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом (тотем – священное животное, считавшееся прародителем племени). 4. Эстетическая функция. В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм, симметрия, правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ План 1.Периоды исторического и культурного развития Древней Греции. Характерные особенности искусства. 2. Мифология и религия в Древней Греции. 3. Древнегреческие праздники. 4. Древнегреческая архитектура. 5. Древнегреческая скульптура. 6. Живопись, вазопись и орнамент в Древней Греции 7. Литература и театр в Древней Греции. 8. Обучение и научные достижения древних греков.
Ключевые слова и понятия: Кносский дворец, космологичность, антропоцентризм, состязательность, агон, курос, кора, искусство светотени, Гомер, дидактическая поэзия (Гесиод «Труды» и «Дни»), лирическая поэзия (Сапфо), Эзоп, Софокл.
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: – эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н. э.), – гомеровский (XI–X вв. до н. э.), –архаический (VIII–VI вв. до н. э.), – классический (V–IV вв. до н. э.), – эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н. э.). Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской).
Религия античной Греции имеет две главные характеристики: политеизм (многобожие); антропоморфизм. Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Древнегреческие праздники: Олимпийские игры (борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы); Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону; Истмейские игры в честь бога Посейдона; Немейские игры, прославляющие Зевса; праздник в честь богиня Афины; Дионисии (в честь бога Диониса); праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов.
Архитектура Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища – целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»). Второй, также относительно простой тип храма – простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип – амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π – количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.
Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. В верхнем помещении, при наличии двух этажей, располагался гинекей – женская часть дома. Основное помещение – андрон – предназначалось для пиров и трапез. В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения – народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами. Скульптура Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. РЕНЕССАНСНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ План Раннее Возрождение Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс(Предвозрождение) – вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение – XV век; Высокое Возрождение – конец XV - первая треть XVI в; Позднее Возрождение – конец XVI века. Проторенессанс явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке (Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами. В музыке усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки - появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству. Архитектура Индии Индуистские храмы (мандиры) представляют собой каменные столпообразные сооружения, покрытые тончайшей резьбой по камню. Храм обычно посвящают одному из воплощений бога, именно ему приходят поклоняться. Существует и храмы посвященные нескольким богам сразу. К буддийской архитектуре относятся построенные в скалах буддийские храмы с многочисленными изваяниями Будды в образе человека. В буддийских храмах находятся «ступы», в которых, предполагается, когда-то хранились останки усопших. Стены буддийских храмов украшены фресками с изображением сцен из жизни Будды. С тех времен, когда Индия попала под влияние исламских завоевателей, на ее территории было построено множество прекрасных мечетей. Самой известной достопримечательностью Индии, является мечеть Тадж-Махал, которая выполнена из белого мрамора, украшена тончайшей резьбой и установлена на огромном постаменте, поэтому напоминает белое воздушное облако. Индийские орнаменты Главной отличительной чертой орнамента считается его витиеватость, склонность к использованию округлых, извилистых линий. Изображения животных, птиц, растений поражают своей натуралистичностью при полном отсутствии какой-либо стилизации. Все поле орнаментального рисунка плотно заполнено. Индийские миниатюры Самые ранние образцы миниатюр, которые дошли до наших времен, относятся к XII веку. Миниатюры обладали такими характеристиками, как яркость, тонкость исполнения рисунка, нарядность, праздничность. Уникальным жанром в изобразительном искусстве Индии были раг – миниатюры на темы музыкальных произведений. Это своеобразное зрительное отображение комбинации нот, которое является основой песни. Индийский танец Танец занимает важное место в жизни индусов, подразделяется на восемь регистров, выражающих любовь, героизм, умиротворение, комизм, пафос, страх и ужас, гнев и отвращение, чудодейство. КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЛАН 1. Общая характеристика 2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации: · архаический Китай; · древний Китай; · традиционный Китай.
Основные этапы развития китайской цивилизации: 1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государственности); 2. Древний Китай, который объединяет период ранних государств (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3 вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.)); 3. Традиционный Китай (3 в. – 1912 г.) – традиционный в том смысле, что все традиции, которые создавали основы социально-политического строя и духовные основы китайского имперского общества, проявились в полной мере; 4. Современный Китай (с 1912 г.). АРХАИЧЕСКИЙ КИТАЙ Неолитическая эпоха (нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, которые достаточно широко варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним характеристикам. Выделяются две основные разновидности изделий: окрашенная и неокрашенная керамика, которая не только представляет не только древний образец художественного творчества Китая и содержит в себе начало всех будущих жанров и видов национального декоративно-прикладного искусства (живопись(роспись по керамике с использованием кисточки и красок), мелкая пластика и скульптура(посуда для вина в виде фигурок животных, исполненных в реалистической манере)), но и позволяет восстановить многие черты хозяйственно-культурного образа прокитайцев (оседлый образ жизни, земледелие, рыболовство, охота). Точно установлен факт зарождения в культуре Луашань (3 тыс. до н.э.) гончарного круга и процедуры гадания, которая стала со временем одной из наиболее влиятельных религиозных практик Китая, а также начала формирования культа предков – самого популярного и авторитетного из религиозных культов Китая. Т.о, есть основания утверждать, что неолитическая эпоха является начальным этапом основания китайской цивилизации и её культурных традиций. ДРЕВНИЙ КИТАЙ (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.)) Важнейшими находками и достижениями, которые учёные относят к периоду шань-иньской эпохи (16 – 11 вв. до н.э.), являются: · возникновение архитектурной модели города-государства; · надписи на гадальных костях.Иньские надписи на гадальных костях дают возможность определить культурную специфику китайской письменности, которую можно обозначить как мемориально-бюрократическую, это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. Одновременно очевидно, что письменность наделялась здесь первоначальной функцией медиатора, выступая посредником между миром людей и высшими силами; · возникновение иероглифической письменности; · изобретение и утверждение бронзолитейного производства; · формирование основ социально-экономического и политического упорядочения местной государственности; Таким образом, иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных основ. Чжоуская эпоха (название племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два основных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н.э. – 256 г. до н.э.). Несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, которые носили новаторский характер: · в 8 – 7 вв. появление железных предметов труда, поливного земледелия и использования тягловых животных привело к необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав старой аристократии; · в 5 – 3 вв. до н.э. наблюдается стремительный рост имущественной дифференциации населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, который пополнялся людьми, не находившимися в кровном родстве с аристократическими кланами; · к 4 в. до н.э. китайцы освоили технологию выплавки чугуна и стали, уже умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ; · 8 – 7 вв. до н.э. устойчиво получают хождение денежные знаки (монеты); · 7 – 3 вв. до н.э. возникло 565 новых городов, при общей численности населения 20 млн. человек; · формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений и школ, включая конфуцианство и даосизм; · утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась возникновением книги, созданием первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы; Т.о., этот период является ключевым этапом в истории развития китайской культуры.
В 3 в. до н.э. после долгих войн мелкие царства объединились в одну мощную империю, вначале которой стала династия Цинь, а затем Хань. Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н.э.) завершил объединение Китая. В период его правления были разработаны и проведены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из области культуры и искусства: · создана законодательная база и структуры управления, которые обеспечивали функционирование императорской верховной власти; · унифицированы системы мер и весов, письменности, денежной системы, строительство сети казённых дорогобщей длиной в 8000 км; · появилась в художественной культуре ода-фу (стихотворение в прозе); · построена Великая китайская стена · создан значительный архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого является подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»; · Великий шёлковый путь; · Великий китайский канал. Важнейшим сообществом ханьской эпохи можно считать создание отдельного социального сословия – ши («чиновничества или служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и на протяжении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями традиционной образованности и хранителями национальных духовных ценностей. В целом ханьская эпоха выступает заключительным этапом национальной древности и временем окончательного основания базисных основ имперской государственности, включая её социально-политические структуры и духовные основы. ТРАДИЦИОННЫЙ КИТАЙ (3 в. – 1912 г.; эпоха Шести династый, эпоха Тан и Сун, эпоха Мин и Цин ) Наиболее важными достижениями этого периода были: · становление китайско-будийской традиции (самые значительные комплексы этого времени – пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь, Цяньфадун); · переход от анонимной к авторской лирике; · осмысление формальных основ национального стиха. Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии: песни-юэфу; стихи-ши; · становление традиций художественной прозы; · разработка учения о сущности и функция художественного творчества; · формирование традиционной светской живописи и её жанровых разновидностей(“люди и предметы”; “цветы и птицы”; «растения и насекомые”; “горы и потоки”; парадный портрет); · возникновение нескольких школ пейзажа, искусство пейзажного сада; · развитие алхимии и медицины, ботаники; · употребление китайцами чая в качестве повседневного напитка; · утверждение ставших универсальными для национальной художественной культуры эстетических принципов – так называемого «идеала утончённой простоты»; · интенсивное развитие городов и основание полноправной городской культуры; · введение системы государственных экзаменов на чиновничий чин; · возникновение книжного дела, организация широкой сети издательств, книжных магазинов, библиотек; · утверждение драмы и собственного театра; · развитие декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора). МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ: ü китайцами изобретены компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк; ü достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; ü механические часы; ü значительны достижения в медицине (массаж, иглоукалывание, прижигание, учение о жизненной энергии «ци», лечебная гимнастика “ушу”); ü влияние на европейское искусство 18-19вв. (шанурази – оформление интерьера в китайском стиле); ü археологические открытия, которые стали сенсацией («глиняная подземная армия Цинь Шихуана, бронзовые скульптуры и маски (2 тыс. до н.э., государство Шан).
Культура народов Месоамерики ПЛАН 1. Культура ольмеков. 2. Культура майя. 3. Культура ацтеков. 4. Культура инков. 1. Культура ольмеков. Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики. Созданная ими цивилизация достигла своего расцвета после 1200 г. до н. э. Сан-Лоренцо считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво. Ольмекская цивилизация была по характеру теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя им часть продукции и выполняя различные общественные работы. Взамен они получали гарантию, что совершаемые жрецами ритуалы помогут обеспечить им личную безопасность. Для этого ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и иконографию, в центре которой находилось несколько богов. П. Йоралемон выделяет три традиции, характерные для ольмекской религиозной системы: шаманизм; земледельческие культы; культ правителя. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Ла-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города стояла Большая Пирамида высотой около 33 м, которая служила сторожевой башней. В городе действовал водопровод, который был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, JIa-Венте и Трес-Сапотесе. Из-за черт лица их называют головами негроидного или африканского типа. Ольмеки изобрели точный солнечный календарь. Он был очень сложным по структуре и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся колес, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени. 2. Культура майя. Историю культуры народа майя принято делить на три периода: 1) с древности и до 317 г. – время возникновения городов-государств, примитивного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др.; 2) древнее царство, или классический период (317-987 гг. н. э.) – время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тикаль) и одновременного таинственного исхода из них населения в начале X в.; 3) новое царство, или постклассический период (987г.-16в.) – время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, появления новых стилей в жизни и искусстве, смешения культур и т. д. Создание больших по размерам ритуальных центров является отличительной особенностью культуры майя. Назначение центров заключалось в том, чтобы проводить большие религиозные праздники, во время которых сюда стекались большие массы людей, принимавших участие в религиозных церемониях. Подобно многим древним цивилизациям духовную основу культуры майя составляла религия. В их представлениях мир являлся сложным образованием, наполненным различными священными силами. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т. д. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 небес и 9 подземных миров, каждым из них заведовал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был свой цвет. Число четыре у майя имело особое магическое значение. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов Копан, Калакмул, Тикаль, Паленке. Время у майя было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 3869; Нарушение авторского права страницы