Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Культура Индии
План 1. Предыстория: становление индийской культуры. 2. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. 3. Основные направления духовной культуры Индии. 4. Искусство Индии: истоки и специфика. 5. Вклад Индии в мировую культуру. 1. Культура Индии образована индоевропейскимиплеменами, пришедшими, по одним данным, с берегов Черного и Каспийского морей, по другим – из Малой Азии и Закавказья. Часть этих племен мигрировала на Балканы, часть – в Среднюю Азию, на территорию теперешнего Ирана и в Индию. Эти племена именуются ариями (или арьями) и разделяются на иранских ариев и индоариев. До сих пор мало изучен вопрос о том, откуда и каким путем пришли индоарии, поселившиеся в долине другой реки – Ганга. Однако известно, что они были знакомы с металлами, использовали плуг, вносили удобрения при земледелии, знали способы строительства ирригационных сооружений, владели ремеслами. Их язык, письменность, верования составили ту основу, на которой сложилась индийская культура и существует до наших дней. Специфическая черта индийской культуры – особое значение в ней религии, мифологии и всей духовной сферы деятельности. Ведущее место в обществе занимали всевозможные культы, жертвоприношения, традиции самосовершенствования, идеи греховности и очищения человека перед лицом вечности.
2. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия – варны, каждое из которых состояло из нескольких каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Три первых варны (брахманы – жрецы, кшатрии – военные и вайшьи – земледельцы) были высшими, привилегированными. Низшая варна – шудры (удел – тяжелые и презираемые виды труда). Центральной идеей практически всех индийских религий была идея бесконечных перерождений человека в зависимости от его поступков в каждой жизни. Вся сумма его добродетелей или пороков объединялась в понятие кармы (санскр. “деяние”), которая и предопределяет последующие перерождения каждого. При хорошей карме есть возможность родиться в более высокой варне, при плохой – в более низкой, а то и вовсе животным или пресмыкающимся. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Основой индийского общества в древности была сельская община, которая скреплялась внутренними связями, например обязательным обменом различными услугами каждого всем и всех — каждому. Закон взаимных услуг – джаджмани – был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство.
3. В Индии рано сложилось систематизированное, глубокое осмысление мира, включающее в себя представления о бытии и его законах, о путях и формах познания мира, о человеке, смысле жизни, смерти и бессмертии. Мы встречаемся в индийской мифологии с обожествлением сил природы, с деяниями богов и героев, с сильной эмоциональной окрашенностью текстов и необычностью сюжетных ходов. Кроме того, она соединила в себе древнейшие представления индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны. Еще одной особенностью индийской мифологии является то, что она передавалась устно. Текстами вед владели брахманы, передававшие их слово в слово своим наследникам. К древнейшим ведам относятся четыре сборника – самхиты: “Ригведа” – сборник гимнов, посвященных божествам (Индре, Агни, Соме, Варуне, гимн о сотворении мира и другие), “Яджурведа” – сборник жертвенных заклинаний, “Самаведа”, во многом повторяющая “Ригведу”, включая в себя различные песнопения, и “Атхарваведа” – веда, в которую входят заклинания против болезней и демонов, злых сновидений, любовные заговоры и некоторые гимны (Гимн времени, Гимн силе богов). Индуизм ( оформился в I тысячелетии до н. э.) унаследовал у ведических взглядов идею об иерархии людей и принадлежности их к различным варнам, о роли брахмана (жреца) как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме. В индуизме присутствует понятие тройственности, триединства божества – Тримурти, имеющего три сущности (Брахма, Шива и Вишну). Каждая сущность воплощает в себе различные состояния мира: Брахма выступает как первопричина мира, созидательное начало, Шива олицетворяет разрушительную силу, Вишну охраняет мировой порядок. Шива и Вишну, наиболее почитаемые божества, стали главными для двух направлений индуизма – шиваизма и вишнуизма. В буддизме ( возник в VI–V веках до н. э. ) судьба человека стала зависеть от него самого, человек выступает не только как объект всевозможных мистических сил, но и как субъект, способный проявить активную роль, по крайней мере, по отношению к самому себе. Из других религий, существующих и сейчас в Индии, наиболее известны джайнизм ( много внимания уделяет самосовершенствованию, поиску совершенного знания, совершенного поведения, основанного на аскетизме, требованию искренности, благочестия и соблюдения заповедей, совпадающих с буддистскими ) и сикхизм ( идея равенства всех людей перед Богом независимо от варны и касты ). Нерелигиозные учения: локаята (у каждой вещи мира своя природа, которая определяет ее строение и судьбу, внешние воздействия не могут изменить способ ее существования и течение ее бытия; цель жизни – забота о благополучии настоящего) и чарвака (добро и зло – иллюзии, созданные воображением людей, только страдание и наслаждение реальны, поэтому главная цель человечества – достижение наслаждения, а страдание не должно останавливать людей в стремлении к этой цели ). Специфика духовной культуры Индии состоит в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале. 4. Индийское искусство своими корнями уходит в богатое наследие древнеиндийских религий, о чём свидетельствуют многочисленные мифологические сюжеты, художественные образы и символы, выражающие стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности. Архитектура Индии Индуистские храмы (мандиры) представляют собой каменные столпообразные сооружения, покрытые тончайшей резьбой по камню. Храм обычно посвящают одному из воплощений бога, именно ему приходят поклоняться. Существует и храмы посвященные нескольким богам сразу. К буддийской архитектуре относятся построенные в скалах буддийские храмы с многочисленными изваяниями Будды в образе человека. В буддийских храмах находятся «ступы», в которых, предполагается, когда-то хранились останки усопших. Стены буддийских храмов украшены фресками с изображением сцен из жизни Будды. С тех времен, когда Индия попала под влияние исламских завоевателей, на ее территории было построено множество прекрасных мечетей. Самой известной достопримечательностью Индии, является мечеть Тадж-Махал, которая выполнена из белого мрамора, украшена тончайшей резьбой и установлена на огромном постаменте, поэтому напоминает белое воздушное облако. Индийские орнаменты Главной отличительной чертой орнамента считается его витиеватость, склонность к использованию округлых, извилистых линий. Изображения животных, птиц, растений поражают своей натуралистичностью при полном отсутствии какой-либо стилизации. Все поле орнаментального рисунка плотно заполнено. Индийские миниатюры Самые ранние образцы миниатюр, которые дошли до наших времен, относятся к XII веку. Миниатюры обладали такими характеристиками, как яркость, тонкость исполнения рисунка, нарядность, праздничность. Уникальным жанром в изобразительном искусстве Индии были раг – миниатюры на темы музыкальных произведений. Это своеобразное зрительное отображение комбинации нот, которое является основой песни. Индийский танец Танец занимает важное место в жизни индусов, подразделяется на восемь регистров, выражающих любовь, героизм, умиротворение, комизм, пафос, страх и ужас, гнев и отвращение, чудодейство. КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЛАН 1. Общая характеристика 2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации: · архаический Китай; · древний Китай; · традиционный Китай.
Основные этапы развития китайской цивилизации: 1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государственности); 2. Древний Китай, который объединяет период ранних государств (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3 вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.)); 3. Традиционный Китай (3 в. – 1912 г.) – традиционный в том смысле, что все традиции, которые создавали основы социально-политического строя и духовные основы китайского имперского общества, проявились в полной мере; 4. Современный Китай (с 1912 г.). АРХАИЧЕСКИЙ КИТАЙ Неолитическая эпоха (нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, которые достаточно широко варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним характеристикам. Выделяются две основные разновидности изделий: окрашенная и неокрашенная керамика, которая не только представляет не только древний образец художественного творчества Китая и содержит в себе начало всех будущих жанров и видов национального декоративно-прикладного искусства (живопись(роспись по керамике с использованием кисточки и красок), мелкая пластика и скульптура(посуда для вина в виде фигурок животных, исполненных в реалистической манере)), но и позволяет восстановить многие черты хозяйственно-культурного образа прокитайцев (оседлый образ жизни, земледелие, рыболовство, охота). Точно установлен факт зарождения в культуре Луашань (3 тыс. до н.э.) гончарного круга и процедуры гадания, которая стала со временем одной из наиболее влиятельных религиозных практик Китая, а также начала формирования культа предков – самого популярного и авторитетного из религиозных культов Китая. Т.о, есть основания утверждать, что неолитическая эпоха является начальным этапом основания китайской цивилизации и её культурных традиций. ДРЕВНИЙ КИТАЙ (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.)) Важнейшими находками и достижениями, которые учёные относят к периоду шань-иньской эпохи (16 – 11 вв. до н.э.), являются: · возникновение архитектурной модели города-государства; · надписи на гадальных костях.Иньские надписи на гадальных костях дают возможность определить культурную специфику китайской письменности, которую можно обозначить как мемориально-бюрократическую, это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. Одновременно очевидно, что письменность наделялась здесь первоначальной функцией медиатора, выступая посредником между миром людей и высшими силами; · возникновение иероглифической письменности; · изобретение и утверждение бронзолитейного производства; · формирование основ социально-экономического и политического упорядочения местной государственности; Таким образом, иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных основ. Чжоуская эпоха (название племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два основных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н.э. – 256 г. до н.э.). Несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, которые носили новаторский характер: · в 8 – 7 вв. появление железных предметов труда, поливного земледелия и использования тягловых животных привело к необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав старой аристократии; · в 5 – 3 вв. до н.э. наблюдается стремительный рост имущественной дифференциации населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, который пополнялся людьми, не находившимися в кровном родстве с аристократическими кланами; · к 4 в. до н.э. китайцы освоили технологию выплавки чугуна и стали, уже умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ; · 8 – 7 вв. до н.э. устойчиво получают хождение денежные знаки (монеты); · 7 – 3 вв. до н.э. возникло 565 новых городов, при общей численности населения 20 млн. человек; · формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений и школ, включая конфуцианство и даосизм; · утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась возникновением книги, созданием первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы; Т.о., этот период является ключевым этапом в истории развития китайской культуры.
В 3 в. до н.э. после долгих войн мелкие царства объединились в одну мощную империю, вначале которой стала династия Цинь, а затем Хань. Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н.э.) завершил объединение Китая. В период его правления были разработаны и проведены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из области культуры и искусства: · создана законодательная база и структуры управления, которые обеспечивали функционирование императорской верховной власти; · унифицированы системы мер и весов, письменности, денежной системы, строительство сети казённых дорогобщей длиной в 8000 км; · появилась в художественной культуре ода-фу (стихотворение в прозе); · построена Великая китайская стена · создан значительный архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого является подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»; · Великий шёлковый путь; · Великий китайский канал. Важнейшим сообществом ханьской эпохи можно считать создание отдельного социального сословия – ши («чиновничества или служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и на протяжении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями традиционной образованности и хранителями национальных духовных ценностей. В целом ханьская эпоха выступает заключительным этапом национальной древности и временем окончательного основания базисных основ имперской государственности, включая её социально-политические структуры и духовные основы. ТРАДИЦИОННЫЙ КИТАЙ (3 в. – 1912 г.; эпоха Шести династый, эпоха Тан и Сун, эпоха Мин и Цин ) Наиболее важными достижениями этого периода были: · становление китайско-будийской традиции (самые значительные комплексы этого времени – пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь, Цяньфадун); · переход от анонимной к авторской лирике; · осмысление формальных основ национального стиха. Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии: песни-юэфу; стихи-ши; · становление традиций художественной прозы; · разработка учения о сущности и функция художественного творчества; · формирование традиционной светской живописи и её жанровых разновидностей(“люди и предметы”; “цветы и птицы”; «растения и насекомые”; “горы и потоки”; парадный портрет); · возникновение нескольких школ пейзажа, искусство пейзажного сада; · развитие алхимии и медицины, ботаники; · употребление китайцами чая в качестве повседневного напитка; · утверждение ставших универсальными для национальной художественной культуры эстетических принципов – так называемого «идеала утончённой простоты»; · интенсивное развитие городов и основание полноправной городской культуры; · введение системы государственных экзаменов на чиновничий чин; · возникновение книжного дела, организация широкой сети издательств, книжных магазинов, библиотек; · утверждение драмы и собственного театра; · развитие декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора). МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ: ü китайцами изобретены компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк; ü достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; ü механические часы; ü значительны достижения в медицине (массаж, иглоукалывание, прижигание, учение о жизненной энергии «ци», лечебная гимнастика “ушу”); ü влияние на европейское искусство 18-19вв. (шанурази – оформление интерьера в китайском стиле); ü археологические открытия, которые стали сенсацией («глиняная подземная армия Цинь Шихуана, бронзовые скульптуры и маски (2 тыс. до н.э., государство Шан).
Культура народов Месоамерики ПЛАН 1. Культура ольмеков. 2. Культура майя. 3. Культура ацтеков. 4. Культура инков. 1. Культура ольмеков. Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики. Созданная ими цивилизация достигла своего расцвета после 1200 г. до н. э. Сан-Лоренцо считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво. Ольмекская цивилизация была по характеру теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя им часть продукции и выполняя различные общественные работы. Взамен они получали гарантию, что совершаемые жрецами ритуалы помогут обеспечить им личную безопасность. Для этого ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и иконографию, в центре которой находилось несколько богов. П. Йоралемон выделяет три традиции, характерные для ольмекской религиозной системы: шаманизм; земледельческие культы; культ правителя. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Ла-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города стояла Большая Пирамида высотой около 33 м, которая служила сторожевой башней. В городе действовал водопровод, который был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, JIa-Венте и Трес-Сапотесе. Из-за черт лица их называют головами негроидного или африканского типа. Ольмеки изобрели точный солнечный календарь. Он был очень сложным по структуре и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся колес, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени. 2. Культура майя. Историю культуры народа майя принято делить на три периода: 1) с древности и до 317 г. – время возникновения городов-государств, примитивного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др.; 2) древнее царство, или классический период (317-987 гг. н. э.) – время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тикаль) и одновременного таинственного исхода из них населения в начале X в.; 3) новое царство, или постклассический период (987г.-16в.) – время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, появления новых стилей в жизни и искусстве, смешения культур и т. д. Создание больших по размерам ритуальных центров является отличительной особенностью культуры майя. Назначение центров заключалось в том, чтобы проводить большие религиозные праздники, во время которых сюда стекались большие массы людей, принимавших участие в религиозных церемониях. Подобно многим древним цивилизациям духовную основу культуры майя составляла религия. В их представлениях мир являлся сложным образованием, наполненным различными священными силами. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т. д. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 небес и 9 подземных миров, каждым из них заведовал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был свой цвет. Число четыре у майя имело особое магическое значение. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов Копан, Калакмул, Тикаль, Паленке. Время у майя было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. В материальной культуре майя наибольшее развитие получила архитектура. Существовало два типа архитектурных сооружений: жилые дома с островерхими, крытыми соломой крышами и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома имели прямоугольные очертания, стены были каменные, крыши двускатные. В центре дома сооружали очаг из камней. Часто дома возводились на платформах. К типу церемониальных построек относились пирамиды, функция которых заключалась в том, чтобы служить основанием храма, поднимая его как можно выше к небу. Чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом такого типа архитектуры является «Храм надписей» в Паленке. Постройка зданий регулировалась у майя определенными промежутками времени – 5, 20 и 50 годами. Записи на алтарях заключали в себе информацию о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире. Гармоничным образом архитектуру майя дополняли скульптура и живопись. Основные темы изображений – божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими в себе различные скульптурные жанры. Майя применяли резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидан, кремень, нефрит, раковины, жадеит, кость и дерево. В своих ритуальных центрах майя воздвигали скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. 3. Культура ацтеков. Ацтеки были тонкими политиками и великолепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с другой политической силой они заняли господствующее положение в регионе Центральной Мексики. Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление хижин, ютившихся посреди соленого озера Тескоко на острове. В последующие два столетия Теночтитлан превратился в главный культурный центр ацтеков. Строго спланированный, он имел разветвленную сеть каналов и мостов, главные дороги были выложены в форме креста с огражденным «священым кварталом» на их пересечении. Его самым значительным строением был Большой храм, имевший вид пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один верховному божеству Уицилопочтли, а другой – богу дождя Тлалоку. Среди построек «священного квартала» следует выделить круглый храм главного бога ацтеков – Кецалькоатля. Основой религиозных взглядов ацтеков было отождествление небесных тел со сверхъестественными существами, которые отвечали одновременно и за добро и за зло человеческих поступков. Пантеон богов ацтеков был многочисленным, поскольку включал 63 божества. Среди них 3 великих бога, 4 создателя, 15 богов плодородия, 6 богов дождя, 3 бога огня, 4 бога пульке, 12 богов планет и звезд, 6 богов смерти и земли, 4 полифункциональных божества. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Храмы, выполняя культовое назначение, являлись одновременно и произведениями самобытного архитектурного искусства. Они строились в форме пирамид, к открытым верхним площадкам которых вели ступени. Такие ступенчатые пирамиды назывались теокалли. Жилые дома простых людей строились на платформе и имели двускатную крышу. Искусство ацтеков было утилитарным и реалистическим по форме, пронизанным религиозной символикой. В ацтекском мире существовала особая группа людей, которые назывались «знатоками вещей». Самым распространенным жанром литературы ацтеков была историческая проза. Она включала в себя записи о странствиях мифических предков. Большой популярностью пользовались эпические произведения. Например, эпос о происхождении индейцев, потопах, о божественном Кецалькоатле. Разновидностью прозы считались дидактические трактаты. Ацтекская литература, как и во всем Древнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была связана с культами различных божеств. Главную роль в литературе ацтеков играла поэзия. Она представлена «песнями бога», песнями «орлов и ягуаров», восхваляющими воинские подвиги, «песнями печали и сострадания», а также песнями для женщин и детей. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. “несчастливых” дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца в сочетании с цифрами от 1 до 13. 4.Культура инков. Государство инков было разделенно на четыре провинции вокруг города Куско. Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке (императору). Инки обходились без денег, поскольку одним из главных в их жизни был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство. Уинков были обсерватории, где можно было определять дни солнцестояния и равноденствия, а также наблюдать такие созвездия, как Чоке-Чинчай, или “семь ярких звезд” созвездия Плеяды. Солнечный год делился на 12 месяцев по 30 дней каждый и один добавочный месяц из пяти дней. Были в Тауантинсуйю свои географы и картографы. Топография империи была изучена хорошо Основой всей инкской науки была самобытная математическая система. Кипу не только служили основой статистики, но были также своего рода способом сохранения в памяти важных событий. За основу в религии инков бралось два составляющих – почитание единого бога солнца (Инпги) и жертвоприношения на успокоение и милость богов. Также весьма почитался бог огня Пачакамак, перерождающий всё, что было создано, а затем погибло по каким-либо причинам. Среди главных богов в пантеоне инков выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон. Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным. Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инки возводили здания из различных пород камня: известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Они делали легкие крыши из соломы и пучков тростника. Высшим достижением архитектуры инков принято считать ансамбль храмов, носивший название « Кориканча» («Золотой двор»). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца – Инти. К храму Солнца примыкало несколько часовен – в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них – в честь Мама Кильи – Луны. Однако своего наивысшего расцвета искусство инков достигло в различных ремеслах. Инки довольно рано освоили горное дело. Они добывали медную и оловянную руду в шахтах, изготовляли бронзу. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также делали изделия в технике перегородчатой эмали. Из бронзы они изготовляли топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Но особенно художественное творчество ремесленников инков проявилось в ювелирном искусстве. Поэзия, музыка и танцы были обязательной составной частью воспитания мужчин и женщин Тауантинсуйю. До нас дошли сведения о многочисленных поэтических жанрах: ритуальных стихах, элегиях, танцевальных песнях, шуточных, песенных, хвалебных, погребальных стихахи т.д.Наиболее характерными музыкальными инструментами инков были флейты из тростника, кости или металлов, свирель, сделанная из тростника или камыша. Танцы в основном носили магический иритуальный характер, хотя некоторые из них были связаны с войной и сельскохозяйственными работами.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы