Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КУЛЬТУРА НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ



Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

Архитектура Религия и письменность Искусство
Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Памятники эпохи: «цар- ские гробницы» в Уре, подземные и надземные усыпальницы царей, овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой.   Религиозная система основана на поклонении сложному пантеону богов и обожествлении власти царя. Распространяются раз личные типы письма: рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги. Сохранился древнейший свод законов (2112 г. до н. э.) Ур-Намму.   Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф. Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх изображением, скульптурные медные и каменные портреты правите- лей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.

Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

Архитектура Религия, наука, литература Искусство
К памятникам эпохи относятся: дворцово-храмовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар, архитектурный комплекс дворца-крепости Сар- гона II.   Шумерская письменность распространяется по всей Передней Азии. Аккадское письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар», эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.   Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша, глиняные статуэтки личных божеств и хранителей дома, росписи дворца в Мари, статуи крылатых быков и львов (5, 5 м) у дворца Саргона II. Было предпринято функциональное со- единение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).

Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

Архитектура Религия, литература, наука и техника Искусство
Из памятников эпохи со-хранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным кирпичом, «Висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды, «Ворота Иштар» – 4 баш- ни с арками.   Создано арамейское алфавитное письмо из 20 знаков. Организована астрономическая регулярная служба. Сооружен 400- километровый канал Паллуката между Тигром и Ефратом Сохранились рельефные изображения животных и фантастических существ из глазурованного кирпича. Был создан музей Наву-ходоносора с коллекцией произведений искусства. Совершенствовалась глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных кам- нях.

Развитие техники и научных знаний

Ремесло В 4-м тыс. до н. э. изобретены ручной гончарный круг, расти тельное масло, в 3-м тыс. до н. э. начато производство сли- вочного масла, сыра, клея, пива, первых стеклянных изделий, во 2-м тыс. до н. э. изобретен ножной гончарный круг. С 1-го тыс. до н. э. начато изготовление парчи, гобеленов, махровых тканей.
Строительство и транспорт В 4-м тыс. до н. э. была создана письменная инструкция по постройке судов, двухосных и четырехосных повозок. С 3-го тыс. до н. э. повозки применяются в военном деле, изобрета- ется гипсовая штукатурка, строятся первые арки из кирпича, здания с водопроводами, бассейнами и канализацией, колесо со спицами заменяет сплошное. Со 2-го тыс. до н. э. в колесе появляются железные спицы и шины, создаются боевые ко- лесницы. С X–VIII вв. до н. э. применяются стенобитные машины, грузоподъемные блоки, акведуки.
Письменность В нач. 4-го тыс. до н. э. распространено шумерское рисунча- тое письмо, в середине тысячелетия произошел переход к ус- ловно–изобразительному письму – пиктограмме. С нач. 3-го тыс. появляются слоговые знаки и несколько алфавитных. На рубеже 3-2-го тыс. на основе вавилонской (заимствованной у шумеров), египетской и критской письменности финикийцы создают буквенно-звуковую систему письма.
Астрономия В 4-3-м тыс. до н. э. созданы солнечный и лунный (каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней.) календари. Расхождение лунного календаря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требовалась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с марта — апреля (месяц «нисан»). С XIII в. до н. э. известны 12 созвездий. С VII в. до н. э. начал производиться расчет положения небесных тел во времени и пространстве, установлена 7-дневная неделя, введена шести- десятеричная система исчисления времени.
Математика Изобретения 4-го тыс. до н. э. – землемерные инструменты; 3-го тыс.: чертеж – план дома, первые числовые символы, квадратные, кубические уравнения. Умели вычислить длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер и веса. В последней выделялись как максимальная мера — талант (30, 3 кг), так и минимальная — шеум (зерно — 0, 046 г).
Медицина В Древней Месопотамии были терапевты, хирурги, акушерки, ветеринары. Они лечили многие болезни: снимали катаракту с глаз, вскрывали нарывы, сращивали переломы, помогали при заболеваниях печени, желудка, кишечника, умели выявлять симптомы, поставить диагноз. Сохранились медицинские справочники, пособия (одно из них на 40 табличках), рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (ХХIV в. до н.э.), содержащий 15 рецептов, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. При приготовлении лекарств использовались разнообразные растительные, животные и минеральные вещества.
Физика и химия Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы физики, об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов, использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искусственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку.
Природоведение В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природоведения. Сохранились классификационные списки животных, растений, минералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые «висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и животные. Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде литературных и мифологических произведений. Особенно интересны шумерский «Календарь земледельца», где изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, и так называемые «Садоводческие книги» вавилонского царя.
География Определенных успехов достигла география. Составлялись списки городов, стран, рек, гор, каналов, перечни завоеванных стран и провинций, податные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и карты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.  

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

План

1.Периоды исторического и культурного развития Древней Греции. Характерные особенности искусства.

2. Мифология и религия в Древней Греции.

3. Древнегреческие праздники.

4. Древнегреческая архитектура.

5. Древнегреческая скульптура.

6. Живопись, вазопись и орнамент в Древней Греции

7. Литература и театр в Древней Греции.

8. Обучение и научные достижения древних греков.

 

Ключевые слова и понятия: Кносский дворец, космологичность, антропоцентризм, состязательность, агон, курос, кора, искусство светотени, Гомер, дидактическая поэзия (Гесиод «Труды» и «Дни»), лирическая поэзия (Сапфо), Эзоп, Софокл.

 

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

– эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н. э.),

– гомеровский (XI–X вв. до н. э.),

–архаический (VIII–VI вв. до н. э.),

– классический (V–IV вв. до н. э.),

– эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н. э.).

Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской).

 

Религия античной Греции имеет две главные характеристики: политеизм (многобожие); антропоморфизм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной.

Древнегреческие праздники: Олимпийские игры (борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы); Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону; Истмейские игры в честь бога Посейдона; Немейские игры, прославляющие Зевса; праздник в честь богиня Афины; Дионисии (в честь бога Диониса); праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов.

 

 

Архитектура

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища – целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма – простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип – амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π – количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

 

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны).

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. В верхнем помещении, при наличии двух этажей, располагался гинекей – женская часть дома. Основное помещение – андрон – предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения – народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Скульптура

Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь