Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ния, включая законы эффекта (лучше запоминается действие, приносившее удовлетворение), упражнения (чем чаще ситуация повторяется, тем лучше она запоминается) и др.
Своим идейным вдохновителем Уотсон называл И.П. Павлова, давшего ясное описание условно рефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде. При этом особую роль играло то обстоятельство, что Павлов развивал свое учение о высшей нервной деятельности с позиций «чистого» физиолога, основываясь на данных своих классических экспериментов и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов типа «сознание». Будучи всемирно признанным физиологом-экспериментатором, Павлов внес значительный вклад в психологию благодаря развитому им учению о высшей нервной деятельности (хотя к современной ему психологии он относился весьма скептически). Он изучал нервные механизмы временных связей, образующихся между внешними или внутренними раздражениями и рефлекторными реакциями организма; закономерности развития и угасания условнорефлекторной деятельности; исследовал разные типы и виды процессов торможения в коре головного мозга; открыл законы иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения высшей нервной системы. Общее признание принесло И.П.Павлову убедительное объяснение четырех темпераментов, известных античной психологии, построенное на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения коры мозга. Бихевиористская «революция» способствовала росту внимания общества к психологии, поскольку порождала иллюзии возможности управления человеческим поведением подобно управлению машиной. Вместе с тем, она вызвала к жизни многочисленные исследования идейных продолжателей Уотсона, вошедшие в историю психологии под названием необихевиоризма. Павлов Иван Петрович (1849 - 1936) Знаменитый русский физиолог и психофизиолог. Родился в Рязани в семье священника. Учился в рязанском духовном училище. Закончил физико-математический факультет Петербургского университета и Медико-хирургическую (ныне Военно-медицинскую) академию. С 1879 г. работал заведующим физиологической лабораторией в клинике С. П. Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». С 1890 Павлов работал профессором Военно-медицинской академии и заведующим физиологической лабораторией Института экспериментальной медицины. С 1896 по 1924 г. он возглавлял кафедру физиологии Военно-медицинской академии. С 1925 г. до конца жизни он руководил Институтом физиологии Академии Наук СССР. За исследования механизмов пищеварения в 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии. Иван Петрович Павлов был человеком почти фанатично преданным науке. В годы гражданской войны и послевоенной разрухи ему, всемирно известному ученому, часто приходилось голодать, поскольку все свои средства он тратил на подопытных животных. Однако, несмотря на несомненно талантливые работы таких представителей этого течения как, Э. Толмен (1886-1959) и Б. Скиннер (1904-1990), лучшее, что они смогли сделать заключалось в кропотливом сборе отдельных фактов психической жизни, никак не приближающих к объявленной возможности управления человеческим поведением. Контрольные вопросы Расскажите об общих закономерностях развития психологических знаний во второй половине 19 века. В чем заключаются основные положения системы психологии В. Вундта? Расскажите о законах психической жизни, предложенных Вундтом. Расскажите о трехмерной теории чувств, предложенной В. Вундтом. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии? В чем заключается вклад в психологию И.П.Павлова? На каких идеях основывал свою концепцию Д. Уотсон? Рекомендуемая литература
ГЛАВА 7 ДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ Мир Зигмунда Фрейда В начале 20 века расхождение опытного и теоретического знания в психологии достигло кризисной черты. Как следствие, это положение дел вызвало к жизни сразу несколько альтернативных научных направлений, опиравшихся на «глубинные» теории, в основе которых лежало представление о главном внутреннем механизме или исходной первооснове различных психических явлений. В наступившей, исключительной по своей плодотворности, “эпохе школ в психологии”, наряду со структурализмом и функционализмом, ряд учений тяготело к развитию вертикальных смыслообразующих связей. Самым ярким примером этого становится глубинная психология Фрейда. Теория Фрейда с ее идеей влечений, пронизывающих не только личность человека, но и все общество с его культурными и религиозными ценностями представляла полнейший контраст содержательной системе Вундта. Полнейший контраст с ней представляла и судьба теории Фрейда. Если Вундта еще при жизни многие считали представителем устаревшего и явно отвергаемого научной общественностью «атомистского» подхода, то учение Фрейда, несмотря на самую ожесточенную критику, всегда оставалось в центре общественного внимания и находило все большее количество сторонников, приобретая для многих из них черты религиозного культа. Для этого были многие основания. Наиболее важные из них уходили своими корнями в неизбежные после начала позитивистской революции перемены общественной морали, постепенно сливающиеся в системный духовный кризис европейской цивилизации. Этот кризис явно обозначил себя уже в последние годы жизни Фрейда. Имя Зигмунда Фрейда, почти единственное среди психологов последних столетий, хорошо известно широкой общественности. Причина этой несомненной популярности очевидно лежит в том значении или, вернее сказать, гипертрофированном внимании, которое Фрейд уделил проблеме сексуальной обусловленности важнейших сторон человеческой жизни. На первый взгляд это вызывает удивление. Со времен античности существует обширная литература, посвященная тем или иным аспекта сексуальной жизни человека, как нормальной, так и извращенной. Казалось бы, какой интерес для публики знакомой с произведениями маркиза де Сада и Захер-Мазоха могут представить научные разработки кабинетного профессора психологии? С другой стороны, если Фрейд действительно обнаружил столь важную скрытую пружину самых различных поступков человека, то почему она оставалась незамеченной другими умами на протяжении всего развития цивилизации? Ответ на эти вопросы дает сопоставление времени появления психоанализа Фрейда с рядом примечательных обстоятельств его эпохи. Одним из новшеств, которые приносит 19 век, становится распространение образования в широких слоях населения развитых стран Европы и, что наиболее важно для обсуждаемой проблемы, распространение женского образования. Особенно заметным это явление становится во второй половине 19 века, совпадая с всё возрастающим включением женщин в традиционно мужские сферы деятельности – науку и предпринимательство. Это же время отмечено возрастающей политической активностью женщин, их участием в деятельности политических организаций, в том числе конспиративных и революционных. Но веками создававшаяся система европейского мужского образования, теперь в той или иной мере доступная и для женщин, была направлена на формирование социально активной личности, обладающей совершенно определенным мужским набором ценностей. В их числе были карьера, знания, творчество; многие нравственные ценности: независимость, честь, ответственность, служение отечеству и т.п. Не было лишь, и не могло быть, ценностей специфически присущих противоположному полу, среди которых главнейшие – вынашивание, рождение и вскармливание ребенка. Таким образом, получившая общее с мужчинами образование женщина, неизбежно оказывалась перед неразрешимой дилеммой: сохранить приверженность мужским ценностям и отказаться от деторождения или же, став матерью семейства, оставить мысли о карьере, общественном признании и независимости. Компромисс был едва ли возможен, поскольку рождение даже одного ребенка при самых благоприятных обстоятельствах было связано с резким ограничением всех видов социальной активности в течение достаточно длительного срока. Рождение же троих и более детей «вычеркивало» из жизни женщины не менее десяти самых цветущих лет, практически не оставляя шансов добиться общественного признания. Избрать путь матери семейства для образованной женщины было равносильно потери самоуважения, это означало превратиться в «самку», существо более низкого, чем мужчина порядка. Поэтому параллельно с ростом образования на протяжении большей части 19 века в европейских странах катастрофически падала рождаемость, снижаясь в ряде случаев (например, во Франции) ниже порога естественного воспроизводства населения. Но природа не прощает насилия над собой. На протяжении миллионов лет эволюционный процесс создал организм женщины для вынашивания и рождения большого количества детей (десятерых и более) поскольку с учетом неизбежно очень высокой детской смертности только такая рождаемость обеспечивала простое воспроизводство популяции. Если же какие либо обстоятельства приводили к заметному сокращению числа рождений на одну женщину, популяция быстро элиминировала, освобождая место своим более плодовитым сородичам. Изменить биологическую природу организма за одно или даже несколько поколений не возможно. Поэтому, отказавшись по социальным мотивам от деторождения, или же ограничившись рождением одного ребенка, женщина вступает в противоречие с властными требованиями собственного организма. Естественным механизмом компенсации неудовлетворенной потребности в самовоспроизведении становится гиперболизация сексуального влечения. Однако конечной целью женского организма является рождение потомства. Если оно продолжает откладываться слишком долго, все более вероятным становится путь, ведущий к неврозу или обширному кругу психосоматических заболеваний. Одним из первых заметил признаки таких расстройств среди своих состоятельных и образованных пациенток выдающийся французский психиатр Жан Мартен Шарко, возглавивший с 1864 года всемирно известную женскую психиатрическую клинику Саль Петриер в Париже. Именно здесь, в стенах своей клиники, он впервые в 1885 году обратил внимание стажировавшегося у него молодого врача Зигмунда Фрейда на сексуальную обусловленность многих, казавшихся непонятными, заболеваний у молодых женщин. На рубеже 19 и 20 веков с необходимостью идущий вслед за ростом образованности и социальной независимости женщин кризис брачно-семейных отношений уже ясно осознавался обществом. Рост числа разводов, резкое снижение рождаемости и распространение психических расстройств на сексуальной почве в образованных слоях населения - все это живо обсуждалось в литературе, прессе и научных кругах. Многие представители интеллектуальной элиты либерального толка с жаром отстаивали идею полной женской эмансипации и призывали к снятию всех моральных запретов на проявление женской сексуальности – грядущей «сексуальной революции». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы