Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мнения сподвижников о выступлении аль-Хусайна




До нас дошли сообщения о том, что многие сподвижники отговаривали аль-Хусайна от задуманного им и пытались остановить его. Среди них ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, Абу Саид аль-Худри, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, а также брат аль-Хусайна - Мухаммад ибн аль-Ханафиййа. Все они пытались помешать аль-Хусайну.

Приведём слова некоторых из них.
1. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: " Если бы не боязнь того, что потом люди будут насмехаться надо мной, я бы вцепился в твою голову обеими руками и не пустил бы тебя никуда". См. " Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 60 г.х.
2. Аш-Ша‘би передаёт, что Ибн ‘Ума р, будучи в Мекке, узнал о том, что аль-Хусайн отправился в Ирак. Он догнал его, когда тот был в трёх днях пути оттуда и спросил: " Куда ты направляешься? ". Он ответил: " В Ирак", и показал ему письма жителей Ирака, в которых они уверяли его, что они с ним и готовы поддерживать его.
При этом он сказал: " Вот их письма и их присяга". Поскольку они обольстили его, и он поддался на их обман, Ибн ‘Умар сказал: " Не ходи к ним". Однако аль-Хусайн был решительно намерен ехать к ним.
Тогда Ибн ‘Умар сказал: " Я перескажу тебе хадис. Джибриль явился к пророку (да благословит его Аллах и приветсвует), и велел ему сделать выбор между этим миром и миром вечным, и он выбрал мир вечный и не стал выбирать мир этот. А ты - часть его. Клянусь Аллахом, никому из вас больше не будет принадлежать власть, однако Аллах забрал её у вас ради того, что лучше для вас". Однако и после этого аль-Хусайн отказался возвращаться.
Тогда ‘Абдуллах ибн ‘Умар обнял его, заплакал и сказал: " Оставляю тебя Аллаху, ибо ты идёшь на смерть! ". Ибн Касир, " Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/161).
3. ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал аль-Хусайну: " Куда ты едешь? К людям, которые убили твоего отца и твоего брата? Не делай этого! ". Ибн Касир, " Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/162).
Однако аль-Хусайн не послушал его и отправился в путь.
4. Абу Са‘ид аль-Худри сказал: " О Абу ‘Абдуллах! Поистине, я для тебя добрый советчик, и я жалею вас. Мне стало известно о том, что ваши сторонники из числа жителей Куфы вступили с тобой в переписку и зовут тебя к ним. Не стоит тебе ехать к ним. Поистине, я слышал, как твой отец говорил: " Клянусь Аллахом, они надоели мне, и я возненавидел их, и я надоел им, и они возненавидели меня, и от них не стоит ожидать верности. Кому они достанутся, скверная это будет доля. Клянусь Аллахом, нет у них искренних намерений и нет решительности и нет терпения перед мечами" ". Ибн Касир, " Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/163).

Не только сподвижники отговаривали аль-Хусайна от переезда в Куфу, но и другие люди, в том числе поэт аль-Фараздак. Отправившись в путь, аль-Хусайн встретил аль-Фараздака и спросил его: " Откуда ты? ". Тот ответил: " С Ирака". Он спросил: " Каково положение жителей Ирака? ".
Тот ответил: " Сердца их с тобой, а мечи их - с бану Умаййа". Однако аль-Хусайн отказался возвращаться, и сказал: " Аллах мне в помощь! ". Ибн Касир, " Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/163).

Аль-Хусайн в Кербеле


Посланец ‘Умара ибн Са‘ида встретился с аль-Хусайном по пути в Куфу и рассказал ему о том, что постигло Муслима ибн ‘Акыля.
Аль-Хусайн собрался вернуться, однако когда он поговорил с сыновьями Муслима ибн ‘Акыля, они сказали: " Клянёмся Аллахом, мы не вернёмся. Пока не отомстим за отца". Он согласился с их решением.
Узнав о том, что аль-Хусайн уже в пути, ‘Убайдуллах велел аль-Хурру ибн Йазиду ат-Тамими выйти с тысячью воинов навстречу аль-Хусайну. Они встретились возле Кадисиййи.
Аль-Хурр сказал аль-Хусайну: " Куда направляешься, о сын дочери посланника Аллаха? " Он ответил: " В Ирак". Аль-Хурр сказал: " Я велю тебе возвращаться, дабы Аллах не испытывал меня посредством тебя. Возвращайся туда, откуда пришёл, или поезжай в Шам к Йазиду, но не в Куфу".
Однако аль-Хусайн отказался возвращаться и направился в сторону Ирака, а аль-Хурр преградил ему дорогу. Аль-Хусайн сказал: " Отойди от меня, да лишится тебя твоя мать! ". Аль-Хурр сказал в ответ: " Клянусь Аллахом, если бы это сказал не ты, а кто-то другой, я непременно ответил бы тем же ему и его матери, однако что я могу сказать, ведь твоя мать - госпожа женщин миров! ".

Глава вторая


Убийство аль-Хусайна

Аль-Хусайн остановился в месте под названием Кербела. Он спросил: " Что это за место? ". Ему сказали: " Кербела". Он сказал: " " керб" и " бела" " *. | * То есть, беда и испытание. Название Кербела созвучно этим двум словам в арабском языке.
Когда четырёхтысячное войско ‘Умара ибн Са‘да подошло к тому месту, где остановился аль-Хусайн, он заговорил с аль-Хусайном и велел ему ехать с ним в Куфу к ‘Убайдуллаху ибн Зийаду.
Однако аль-Хусайн отказался. Поняв же, что дело серьёзно, он сказал ‘Умару: " Я предложу тебе три вещи, а ты выберешь из них, какую пожелаешь". Он спросил: " Что же это? ".
Аль-Хусайн сказал: " Либо ты позволишь мне вернуться, либо я поеду к одной из границ Исламского государства, либо я поеду к Йазиду в Шам, чтобы вложить свою руку в его".
‘Умар сказал: " Хорошо. Ты посылай к Йазиду, а я пошлю к ‘Убайдуллаху и посмотрим, что будет".
Аль-Хусайн не стал посылать никого к Йазиду, а ‘Умар послал к ‘Убайдуллаху.
‘Убайдуллах сказал, что аль-Хусайн может выбрать любой из трёх предложенных им вариантов, и он согласится с его решением. А в это время у ‘Убайдуллаха находился человек по имени Шамр ибн Зу аль-Джаушан, который был одним из его приближённых. Он сказал ‘Убайдуллаху: " Нет, клянусь Аллахом, ты должен принять решение, а он - согласиться с ним! ".

‘Убайдуллах последовал его совету и велел передать аль-Хусайну, что он должен согласиться с его решением. Он послал Шамра ибн Зу аль-Джаушана и сказал: " Пусть он соглашается с моим решением, а если ‘Умар ибн Са‘д будет недоволен, ты должен стать командующим вместо него".
А до этого ‘Убайдуллах послал четырёхтысячное войско под командованием ‘Умара ибн Са‘да в Реййу. Он сказал ему: " Сначала закончи с аль-Хусайном, а потом иди в Реййу". При этом он пообещал назначить его наместником Реййа.
Шамр отправился в путь. Аль-Хусайн, услышав о том, что он должен подчиниться решению ‘Убайдуллаха, сказал: " Я никогда не подчинюсь решению ‘Убайдуллаха ибн Зийада! ".

Аль-Хусайн и войско Куфы

Аль-Хусайна сопровождали семьдесят два всадника, а войско Куфы состояло из пяти тысяч войнов. Когда они встали напротив друг друга, аль-Хусайн обратился к войску Куфы со словами: " Задумайтесь. Пристало ли вам сражаться с человеком, подобным мне? Я - сын дочери вашего пророка, и нет на этой земле другого сына дочери пророка. И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал обо мне и моём брате: " Это два господина юношей обитателей Рая " ". Этот хадис приводит ат-Тирмизи в " Сунан", № 3768. Этот хадис передается со слов аль-Хасана, но он недостоверный, а со слов Хузайфа и Абу Сайда и других - достоверный.
И он стал убеждать их отказаться от подчинения ‘Убайдуллаху ибн Зийаду и перейти на его сторону. К Аль-Хусайну примкнули тридцать человек, в том числе и аль-Хурр ибн Йазид ат-Тамими, командующий авангардом войска ‘Убайдуллаха.
Аль-Хурру сказали: " Ты привёл нас сюда как командующий, а теперь уходишь к аль-Хусайну?! ".
Он ответил: " Горе вам, клянусь Аллахом, я предоставил душе своей выбор между Раем и Адом. Клянусь Аллахом, я ни на что не променяю Рай, даже если меня изрубят на куски или сожгут! ".
После этого аль-Хусайн совершил полуденную и послеполуденную молитву. Это было в четверг. Он руководил молитвой и своих товарищей, и войнов ‘Убайдуллаха.
До этого он сказал им: " Пусть будет имам из нас и имам из вас". Однако они сказали: " Нет, мы совершим молитву под твоим руководством". И они совершили молитву под его руководством. Потом, незадолго до восхода солнца, конница войска Куфы выстроилась и двинулась в сторону аль-Хусайна.
Аль-Хусайн, который держал свой меч, дремал и проснулся. Увидев войнов, он сказал своим товарищам: " Что это? ". Они ответили: " Они надвигаются". Он сказал: " Пойдите к ним и спросите, чего они хотят". Двадцать всадников, в том числе и аль-‘Аббас ибн ‘Али ибн Абу Талиб, брат аль-Хусайна по отцу. Они спросили: " Чего вы хотите? ". Войны ‘Убайдуллаха ибн Зийада ответили: " Либо он подчинится решению ‘Убайдуллаха, либо мы будем сражаться с ним".
Товарищи аль-Хусайна сказали: " Подождите, мы передадим ваши слова Абу ‘Абдуллаху". Они вернулись к аль-Хусайну и передали ему услышанное. Он сказал: " Передайте им, чтобы они оставили нас в покое до утра, чтобы я мог помолиться Господу, ибо я желаю помолиться Господу". В ту ночь он молился, просил у Аллаха прощения и обращался к Нему с мольбами, да будет доволен Аллах им и теми, кто сопровождал его.

Битва ат-Таффа 61 года

Утром в пятницу между войском Куфы и товарищами аль-Хусайна завязалось сражение. Это произошло, после того как аль-Хусайн отказался подчиняться решению ‘Убайдуллаха ибн Зийада. Силы были неравны, и сторонники аль-Хусайна понимали, что им не одолеть огромное войско.
Они поняли, что им остаётся одно - умереть смертью храбрых, защищая аль-Хусайна. Они падали сражённые один за другим, умирая на глазах аль-Хусайна, и это продолжалось до тех пор, пока все они не погибли. Остался только аль-Хусайн и его сын ‘Али, который был болен.
Целый день никто не решался подойти к аль-Хусайну, потому что никому не хотелось брать на душу такой грех - убивать внука посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Наконец подошёл Шамр ибн Зу аль-Джаушан и прикрикнул на людей: " Горе вам, да лишатся вас ваши матери! Окружите его и убейте! ". Они окружили аль-Хусайна.
Аль-Хусайн выхватил меч и сражался, убив семерых войнов, однако численность победила отвагу.
Шамр крикнул: " Горе вам, чего вы ждёте?! Вперёд! ". Они бросились к аль-Хусайну и убили его. Его ударил мечом Синан ибн Анас ан-Наха‘и, а согласно другой версии, Шамр. Да обезобразит Аллах их обоих!
Убив аль-Хусайна, они отвезли его голову в Куфу к ‘Убайдуллаху. Тот взял палку и начал глумиться над головой аль-Хусайна, вводя эту палку ему в рот и приговаривая: " У него была красивая улыбка! ". Не выдержав этого зрелища, Анас ибн Малик поднялся и сказал: " Позор на твою голову! Клянусь Аллахом, я видел, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) целовал то место, в которое ты сейчас тычешь палкой! ". Ат-Табарани, " аль-Му‘джам аль-кабир", (5/206), № 5107. Такж см. " Сахих", аль-Бухари, № 3748.
Ибрахим ан-Наха‘и сказал: " Если бы я был среди тех, кто убил аль-Хусайна и потом попал бы в Рай, я бы постыдился пройти мимо пророка (да благословит его Аллах и приветсвует) и посмотреть ему в глаза". Ат-Табарани, " аль-Му‘джам аль-кабир", (3/112), № 2829.

Остальные жертвы

Среди тех, кто погиб вместе с аль-Хусайном, были члены его семьи. Из сыновей (семейства) ‘Али ибн Абу Талиба погибли шестеро: сам аль-Хусайн, Джа‘фар, аль-‘Аббас, Абу Бакр, Мухаммад и ‘Усман.
Из сыновей самого аль-Хусайна погибли ‘Абдуллах и ‘Али-старший (не ‘Али Зейну-ль-Абидин).
Из сыновей аль-Хасана погибли ‘Абдуллах, аль-Касим и Абу Бакр.
Из сыновей ‘Акыля погибли Джа‘фар, ‘Абдуллах и ‘Абду-р-Рахман. Погиб также ‘Абдуллах, сын Муслима ибн ‘Акыля. А сам Муслим ибн ‘Акыль, как мы уже упоминали, был казнён в Куфе.
Из сыновей ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара погибли ‘Аун и Мухаммад. Халифа ибн Хаййат, " ат-Тарих", стр. 234.

Восемнадцать членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) погибли в этом сражении.

Предвестники убийства аль-Хусайна

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) передаёт: " Однажды Джибриль явился к пророку (да благословит его Аллах и приветсвует), а аль-Хусайн был со мной. Потом аль-Хусайн заплакал, и я оставила его. Тогда он зашёл к пророку (да благословит его Аллах и приветсвует) и приблизился к нему. Джибриль спросил: " Ты любишь его, о Мухаммад? ". Он ответил: " Да ". Он сказал: " Твоя община убьёт его, и, если хочешь, я покажу тебе землю, в которой он погибнет". И он показал ему эту землю, и оказалось, что это земля, которая называется Кербела". Этот хадис приводят имам Ахмад в " Фадаил ас-Сахаба", (2/782), № 1393, Абу Йя‘ла, аль-Баззар, ат-Табарани, Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность в " Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха", (3/160).
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) также передаёт: " Я слышала, как джинны оплакивали аль-Хусайна, когда его убили". Этот предание приводит имам Ахмад в " Фадаил ас-Сахаба", (2/766), № 1373. С хорошим иснадом.
Что же касается сообщений о том, что небеса пролили кровавый дождь, стены окрасились кровью, и под каждым камнем была кровь, а также о том, что как только там резали верблюдицу, вся она превращалась в кровь, то все они ложные и присочинённые. Они передаются ненадёжными передатчиками. См. " Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 61 г.х.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: " Однажды заснув в полдень, я увидел во сне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Волосы его были взъерошены, а сам он был покрыт пылью. В руках у него был кувшин, в который он собирал кровь. Я спросил: " О посланник Аллаха, что это? ". Он ответил: " Кровь аль-Хусайна и его товарищей - я до сих пор собираю её" ". Аммар передатчик этого хадиса, сказал: " И мы запомнили дату, и обнаружили, что Хусейн был убит в тот день".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: " Кто видел меня во сне, тот видел именно меня ". Этот хадис приводят аль-Бухари в " Сахих", № 6994, и Муслим № 2266.
А Ибн ‘Аббас знал о том, как выглядел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) лучше, чем кто бы то ни было.

Наказание в этом мире прежде наказания в мире вечном

‘Убайдуллах ибн Зийад отдал приказ убить аль-Хусайна, однако сам он прожил после этого недолго. Его убил аль-Мухтар ибн Абу ‘Убайд, отомстив таким образом за аль-Хусайна.
Аль-Мухтар был одним из тех, кто оставил без поддержки Муслима ибн ‘Акыля.

Фактически, жители Куфы захотели наказать сами себя, во-первых, потому что они бросили Муслима ибн ‘Акыля на произвол судьбы, и его казнили, а во-вторых, потому что никто кроме аль-Хурра ибн Йазида ат-Тамими и его товарищей не защищал аль-Хусайна.
Что же касается жителей Куфы вообще, то они оставили без поддержки и Муслима ибн ‘Акыля и аль-Хусайна. Поэтому сейчас их потомки (шииты) занимаются самобичеванием во искупление содеянного их предшественниками - современниками аль-Хусайна *. | * Войско аль-Мухтара, отомстившее за аль-Хусайна, называло себя " войском кающихся", признавая, таким образом, все свои упущения в отношении аль-Хусайна. Это было начало появления шиитов как политического течения. Что же касается шиизма как догматического течения и мазхаба в фикхе, то он появился намного позже, спустя некоторое время после падения государства Омеййадов.

‘Умара ибн Умайр сказал: " Когда принесли голову ‘Убайдуллаха ибн Зийада и его товарищей и выложили в ряд в прихожей мечети, я подошёл к ним и услышал, как люди говорят: " Пришла, пришла! ". И я увидел, как приползла змея, проползла по головам, вползла в ноздри ‘Убайдуллаха и спустя некоторое время выползла и уползла. Потом они снова заговорили: " Она пришла, пришла! ". И она проделала то же самое два или три раза". Этот предание приводит ат-Тирмизи в " Сунан", № 3780, шейх аль-Альбани назвал его достоверным.
Так отомстил Всевышний Аллах человеку, который был виновен в гибели аль-Хусайна, сына ‘Али (да будет доволен Аллах ими обоими).

Абу Раджа аль-Утариди сказал: " Не ругайте ни ‘Али, ни членов его семьи, ибо наш сосед из племени Бальхуджин сказал: " Поглядите на этого нечестивца - аль-Хусайна ибн ‘Али - да погубит его Аллах! "

- и Аллах наслал на него катаракту, из-за которой он ослеп". Ат-Табарани, " аль-Му‘джам аль-кабир", (3/12), № 2830, иснад его достоверный.

Глава третья


Убийцы аль-Хусайна Ибн Али, да будет доволен ими Аллах!

Прежде чем говорить об убийцах аль-Хусайна (да будет доволен им Аллах), вернёмся на несколько лет назад, в эпоху ‘Али и его сторонников.

‘Али да будет доволен им Аллах!


Он жаловался на своих сторонников - жителей Куфы, говоря: " Народы боятся несправедливости и притеснения со стороны своих пастырей (правителей), а я боюсь того же со стороны своей паствы. Я призвал вас сражаться на пути Аллаха, но вы не пошли, я обращался к вам, но вы не слушали меня, я призывал вас тихо и громко, но вы не вняли моему призыву, я давал вам благой совет, но вы не приняли его.
Присутствующие вы - всё равно, что отсутствующие, что господа, что рабы - всё одно. Я читаю вам постановления религии, но вы отворачиваетесь от них. Я даю вам содержательное наставление, а вы бросаетесь в разные стороны. Я побуждаю вас сражаться с несправедливыми, но не успеваю я закончить свою речь, как вы разбредаетесь кто куда. Вы возвращаетесь к своим собраниям и забываете всякие наставления. Я выпрямляю вас утром, а к вечеру вы снова становитесь похожими на змеиную спину. У меня уже нет сил исправлять вас, ибо вы слишком неподатливы. Тела ваши здесь, но разум ваш не здесь. Страсти управляют вами, и вы становитесь испытанием для ваших предводителей. Ваш товарищ покоряется Аллаху, а вы ослушиваетесь Его. Клянусь Аллахом, я желал бы, чтобы Му‘ауийа обменял своих людей на вас, как меняют дирхемы на динары, и дал бы мне за каждый десяток из вас одного человека из них. О жители Куфы! Я увидел в вас три беды да ещё две. Глухота при способности слышать, немота при способности говорить и слепота при способности видеть.
Нет в вас благородства и стойкости в сражениях и не найти в вас надёжных братьев, когда приходит беда. Да покроются пылью руки ваши! Вы подобны верблюдам, которые остались без пастухов: как только вас собирают с одной стороны, вы разбредаетесь с другой! ". См. шиитский источник, " Нахдж аль-балага", (1/187-189).

Однако и этим дело не кончилось. Они дошли до того, что обвинили ‘Али во лжи, и он сказал: " О жители Ирака! Вы подобным беременной женщине, которая доносила до срока, а потом молоко у неё пропало. Её попечитель умер, она долго была одна и наследовал ей самый дальний. Клянусь Аллахом, не по собственному выбору я пришёл к вам, но против воли. До меня дошло что вы говорите: " ‘Али лжёт". Да погубит вас Аллах! О ком же я лгу и на кого наговариваю? ". См. шиитский источник, " Нахдж аль-балага", (1/118-119).

‘Али также сказал: " Да погубит вас Аллах! Вы наполнили моё сердце гноем, и наполнили грудь мою яростью, и напоили меня обильными глотками забот. И вы пренебрегли моим мнением, не слушаясь меня и оставив меня без поддержки". См. шиитский источник, " Нахдж аль-балага", (1/187-189).

Аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен Аллах ими обоими)


Сам аль-Хасан рассказал о том, сколько досталось ему от его сторонников, а также от сторонников его отца: " Поистине, я считаю, что Му‘ауийа лучше для меня, чем эти. Они утверждают, что являются моими сторонниками, и при этом хотели убить меня и забрали мое имущество. Клянусь Аллахом, взять от Му‘ауийи то, что спасет мне жизнь и обеспечит безопасность моей семье, лучше для меня, чем если меня убьют эти, и пропадёт семья моя. Клянусь Аллахом, если бы я стал сражаться с Му‘ауией, они взяли бы меня за горло и выдали бы меня ему! ". См. шиитский источник, " ан-Надуа", (3/208), и " Фи рихаб ахлюл-бейт", стр. 270.

Аль-Хасан также сказал своим сторонникам: " О жители Ирака! У меня возникло отвращение к вам из-за трёх вещей: убийства моего отца, моего ранения и того, что вы разграбили моё имущество". См. шиитский источник, " Лакад шайани аль-Хусейн", стр. 283.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь