Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава восьмая Хадис о двенадцати имамах.



 

 

Этот хадис передаётся разными путями, и различные его версии приводятся в обоих «Сахихах» и других сборниках хадисов:

«Будут двенадцать правителей, и все они будут из Курайша» (Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 7222, и Муслим № 1821.);

«Ислам не лишится своего могущества, пока не закончится правление двенадцати халифов, каждый из которых будет курайшитом» (Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1821);

«Религия будет существовать благополучно до тех пор, пока не закончится правление двенадцати халифов, вокруг каждого из которых соберётся мусульманская община» Этот хадис приводит Абу Дауд в «Сунан», № 4279.

Из хадиса можно понять, что ислам будет могущественным в период правления указанных двенадцати халифов.

Шииты утверждают, что ислам не был могущественным при правлении всех халифов прошлого, и их имамы жили в страхе и скрывали свои истинные убеждения (такыййа). В период правления Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, ислам, по их мнению, был искажённым, испорченным. Более того, согласно их мнению, даже ‘Али не смог возвысить и открыто исповедовать истинный ислам. Вместо этого он также прибегал к тому, что шииты именуют такыййа, то есть скрывал свои истинные, то есть соответствующие шиизму, убеждения, и не сумел показать истинный (шиитский) Коран, запретить молитвы-таравих и разрешить временные браки (мут‘а).

Из хадиса вовсе не следует, что правителей будет всего двенадцать. В хадисе сообщается только, что период правления этих правителей будет периодом могущества и процветания ислама. Однако шииты считают, что двенадцатый имам, пришествия которого они ожидают, будет править до Судного дня. Тут возникает вопрос: получается, что ислам будет могущественным до самого Судного дня, а из хадиса можно понять, что будет период могущества, за которым последует период слабости и упадка. Но если верить шиитам, получается, что период могущества вообще не закончится, а это противоречит хадису…

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что все эти халифы будут курайшитами. Эти слова вряд ли можно считать доказательством того, что речь идёт об ‘Али и его потомках. Хотя если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) даже сказал, что все они будут потомками пророка Исма‘иля (мир ему), шииты и тогда утверждали бы, что под это описание подходит только ‘Али и его потомки, и в хадисе подразумеваются только они и никто другой…

В одном из достоверных хадисов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «В моей общине двенадцать лицемеров» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1779. Однако эти слова никто не понимает как указание на то, что во всей мусульманской общине их всего двенадцать. Так что в данном случае число не имеет значения.

В Коране упоминаются посланники и Послания Всевышнего, но ничего не говорится об имамах. Это странно, если учесть, что, по мнению шиитов, имамы занимают более высокую ступень, чем посланники.

Возникает и другой вопрос: почему ‘Али согласился на совет? Почему аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘авийи? И почему все шиитские имамы присягали халифам, во времена которых они жили?

Как может этот хадис быть доказательством того, что первым халифом должен был стать ‘Али, если слова самого ‘Али противоречат этому утверждению?

В «Нахдж аль-баляга» приводятся следующие слова ‘Али: «В качестве советника я лучше для вас, чем в качестве правителя».«Нахдж аль-баляга», стр. 136.

Став халифом, ‘Али также не утверждал, что есть аят или хадис, подтверждающий законность его правления и его права на власть. До нас дошли слова: «Поистине, участниками совета должны быть мухаджиры и ансары, и если они единодушно избрали какого-то человека и назвали его правителем, значит, их выбор соответствует довольству Аллаха».«Нахдж аль-баляга», стр. 367.

Аль-Байады сказал: «‘Али не приводил сподвижникам никакого религиозного текста».

И, наконец, невозможно представить, что многочисленные хадисы, связанные с имамами, которые передают шииты, ускользнули от внимания известнейших шиитских передатчиков и различных групп шиитов, которые впадали в разногласия и разделялись после кончины практически каждого имама. Всё это доказывает, что упомянутые хадисы были придуманы значительно позже.

Власть (виляйа) имамов, по мнению шиитов, является секретной. Они передают от ар-Рида: «Аллах сообщил о ней тайно Джибрилю, а тот сообщил о ней тайно Мухаммаду, а Мухаммад сообщил о ней тайно ‘Али, а ‘Али сообщил о ней тайно, кому пожелал. А вы раскрываете эту тайну?! » Аль-Кулайни, «аль-Кафи», (2/224).

Итак, двенадцать имамов. Они будут править друг за другом. Ислам в их эпоху будет могущественным. Люди соберутся вокруг них. Ни под одно из этих описаний, кроме разве что числа, шиитские имамы не подходят. Хотя следовало бы ещё учесть, что одиннадцатый имам аль-Хасан аль-Аскари умер, не оставив потомства…

 

Глава девятая Хадис о городе и вратах.

 

 

Хадис звучит так: «Я (Якобы Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) о себе говорит) — город знания, а ‘Али — его врата». Этот хадис недостоверен. Ни его иснад, ни сам текст не выдерживают критики.

Его приводит аль-Хаким от Ибн ‘Аббаса двумя путями. «аль-Мустадрак», (3/226).

Путь первый — от Абу ас-Сальта аль-Харави. Абу Хатим сказал о нём: «По моему мнению, он не относится к числу надёжных передатчиков». Аль-Укайли сказал: «Мерзкий рафидит». Ибн Ади сказал: «Ненадёжный (муттахам)». Ан-Насаи сказал: «Не заслуживает доверия». Ад-Дури передаёт, что Йахйа ибн Маин считал его надёжным.

Путь второй — в иснаде два ненадёжных передатчика — Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаким и аль-Хасан ибн Фахм, а также аль-Амаш Сулейман ибн Михран, мудаллис, и в этом хадисе как раз использована форма «от такого-то», использование которой не допускается в случае с мудаллисом.

Если говорить о самом хадисе, то большинство учёных считали его слабым.

Аль-Бухари сказал: «Отвергаемый хадис (мункар), не имеющий достоверной версии». «аль-Макасид аль-хасана», (170).

Абу Хатим сказал: «У него нет основы (то есть это сообщение не существует как хадис)».«Кашф аль-хафа», (1/235).

Аль-Укайли сказал: «В этом тексте нет ничего достоверного».«ад-Дуафа аль-кабир», (3/150).

Ибн Хиббан сказал: «У него нет основы».«аль-Маджрухин», (2/151).

Ад-Даракутни сказал: «Хадис-мудтариб, ничем не подкрепляемый». «аль-Иляль», (3/247)

Ибн аль-Джаузи сказал: «Недостоверный хадис, не имеющий под собой никаких оснований» «аль-Маудуат», (1/349).

Ан-Навави, аз-Захаби. Ибн Таймийя и аль-Альбани сказали: «Присочинённый хадис (мавду‘)».«Фатх аль-Малик аль-Али», (51), «Талихис аль-мустадрак», (3/126), «Маджмуль фатава», (18/377), «Даиф аль-Джами», (1416).

Что касается текста хадиса, то он отвергаем по нескольким причинам: об учёном не говорят «город знания», поскольку город — нечто, имеющее границы. Говорят «океан знаний» и так далее.

Если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) действительно произнёс эти слова, назвав ‘Али вратами города знаний, из этого следовало бы, что он послан ко всему человечеству, а не Мухаммад.

Кроме того, знание от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передавал не только ‘Али, но и его жёны, сподвижники и так далее.

И как можно после этого говорить, что нельзя получать знание Мухаммада кроме как через врата, коими является ‘Али?

 

 

Глава десятая

Хадис о преемнике.

Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, указывая на ‘Али: «Это мой брат и преемник, и мой халиф после меня. Слушайте же его и повинуйтесь ему».

Согласно некоторым утверждениям, это были сорок человек из бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Учёные подвергли критике как иснад этого хадиса, так и его текст.

Если рассматривать иснад, то в нём ‘Абду-ль-Гаффар ибн аль-Касим Абу Марйам аль-Куфи, о котором Ибн Касир утверждает, что этот хадис передаёт только он (Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (3/38)). Ибн аль-Мадини утверждает, что этот человек присочинял хадисы. А Абу Хатим и ан-Насаи сказали: «Его хадисы не принимаются».Аз-Захаби, «Мизан аль-итидаль», (2/328).

Если же говорить о тексте, то он также отвергаем по нескольким причинам. Во-первых, в те времена в бану ‘Абду-ль-Мутталиб ещё не было сорока мужчин. В бану ‘Абду-ль-Мутталиб входили: Абу Талиб, Абу Ляхаб, аль-Гайдак, Кусам, Хиджль, аль-Мукаввим, Дырар, аль-‘Аббас, Хамза, ‘Абду-ль-Ка‘ба, аз-Зубайр, ‘Абдуллах и аль-Харис. До начала пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) дожили только четверо из них. Это аль-‘Аббас, Хамза, Абу Талиб и Абу Ляхаб. Если говорить об их потомстве, то у Хамзы в то время были маленькие дети, которые не оставили потомства, у аль-‘Аббаса старший сын аль-Фадль родился спустя пять лет после начала пророческой миссии. У Абу Талиба было четыре сына: Талиб, ‘Акыль, Джафар и ‘Али (самый младший). У Абу Ляхаба было три сына: ‘Утба, ‘Утайба и Му‘аттаб. Аль-Гайдак не оставил потомства. У Хиджля был сын Марра. Аль-Мукаввим не оставил потомства мужского пола. У аз-Зубайра был сын ‘Абдуллах, который не оставил потомства. У аль-Хариса было семь сыновей: Абу Суфйан, Раби‘а, Науфаль, ‘Абд Шамс, ‘Абдуллах, Умаййа, ‘Убайда… Где же сорок мужчин?

Очевидно, что там не было сорока мужчин.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не мог сказать: «Кто из вас поддержит меня в моём деле, тот из вас будет моим братом и преемником», потому что отвечающих этим требованиям было много, и все они никак не могли быть преемниками посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и халифами.

Хамза, Джа‘фар и ‘Убайда ибн аль-Харис поддерживали посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сделали для религии больше, чем ‘Али.

‘Али в то время было от 8 до 10 лет.

Их утверждение о том, что он велел Абу Талибу слушать своего сына (‘Али) и повиноваться ему, также ложное, потому что Абу Талиб не пожелал повиноваться посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так неужели он стал бы повиноваться своему малолетнему сыну?!

Это главные доказательства тех, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Разумеется, существуют и другие сомнительные аргументы. Однако я не стал упоминать о них, потому что они не заслуживают упоминания, ибо вообще никак не подтверждают разбираемое нами утверждение.

 

Часть вторая

Умственные доказательства

 

Глава первая

‘Али был самым храбрым из людей после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 

 

Вне всяких сомнений, ‘Али t принадлежал к числу храбрейших сподвижников. Лев из львов Аллаха и меч из мечей Аллаха… С этим никто не спорит. Вопрос в другом - был ли он самым храбрым из них.

Храбрость бывает двух видов - как сила духа и отвага в сердце, и храбрость – в виде активного участия в сражениях.

Если первое — смелость и доблесть, то второе — всего лишь свидетельство того, что человек силён физически. Человек может быть силён духом, но слаб телом, или наоборот. Поэтому даже на поле боя можно увидеть человека, который разит врагов одного за другим, когда находится в окружении своих товарищей, защищающих и прикрывающих его, но стоит ему остаться одному, как становится очевидным, что он трус.

Бывает и наоборот: человек не убивает многих, однако он стоек и непоколебим как скала пред лицом испытаний и не знает страха. В этой смелости, которая есть сила духа, командующие войск и предводители людей, нуждаются даже больше, чем в силе тела.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым смелым из людей, если говорить о смелости как силе духа, несмотря на то, что, участвуя в стольких сражениях, он убил всего одного человека — Убаййа ибн Халяфа.

Известно, что в некоторых сражениях ‘Али и другие сподвижники даже вставали позади него, потому что он был отважнее их (Аль-Маджлиси, «Бихаруль анварь», (16/232)), хотя многие из них убили гораздо больше противников, чем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

А самым смелым человеком после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был Абу Бакр, потому что ему пришлось пройти через то же, через что прошёл и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И при этом он ещё и прикрывал собой посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время переселения и был рядом с ним во время битвы при Бадре, хотя и понимал, что язычники больше всего мечтают добраться до посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и убить его, а как известно, больше всего рискует тот, кто находится рядом с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Если же говорить о количестве убитых противников, то в этом ‘Али тоже опередили, поскольку мы знаем сподвижников, которые убили больше врагов, чем ‘Али. В качестве примера можно привести Халида ибн аль-Валида и аль-Бара ибн Малика. Были и такие, которые не опередили его, но и не отстали от него, в частности аз-Зубайр, Тальха и Са‘д.

 

 

Глава вторая

‘Али — самый знающий из людей.

 

 

Сподвижники подразумевали под словом «алим» либо того, кто правильно давал фетвы, либо того, кому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто давал поручения.

Если говорить о первом, то Абу Бакр никогда не ошибался, давая фетвы в вопросах фикха. Более того, если по какому-то из этих вопросов между сподвижниками возникали разногласия, он устранял их, указывая на правильное мнение. А ‘Али, ‘Умар, ‘Усман и другие ошибались и расходились во мнениях. Аш-Шафи‘и даже выделил в «Аль-Умм» главу под названием: «Разногласия между ‘Али и Ибн Мас‘удом».

Что же касается поручений и заместительства, то посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поручал Абу Бакру руководить молитвой и хаджем.

А Мансур ас-Самани утверждал о существовании согласного мнения мусульман (иджма‘) относительно того, что Абу Бакр t был более знающим, чем ‘Али (Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, «Менхадж ас-Сунна», (7/502)).

 

Глава третья

‘Али — самый близкий родственник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

 

 

Родство с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) — несомненное достоинство. Однако это не заслуга самого человека и ничем не помогает ему пред Аллахом.

«Того, кого задержали его дела, не продвинет происхождение» Часть хадиса который приводит Муслим в «Сахих», № 2699.

Если бы само по себе родство с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносило пользу, тогда оно принесло бы пользу и Абу Ляхабу.

К тому же, ‘Али не был самым близким родственником посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аль-‘Аббас и Хамза были ближе к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку были его дядьями со стороны отца. Аль-Хасан и аль-Хусайн также были ближе к нему, потому что они были его внуками. А ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, Фадль ибн ‘Аббас, ‘Акыль и некоторые другие состояли в таком же родстве с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как и ‘Али.

Если же имеется в виду, что ‘Али ближе по родству к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чем остальные праведные халифы, то это правда. Однако это не указывает на то, что ‘Али должен был стать халифом после посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Не стоит забывать и о том, что у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с ‘Усманом был общий предок ‘Абд Манаф. А у Абу Бакра и ‘Умара был с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) другой общий предок — Мурра ибн Ка‘б.

 

 

Глава четвёртая

‘Али первым принял ислам.

 

Так утверждают некоторые учёные. Однако все учёные признают, что в те времена ‘Али был ещё ребёнком. Поэтому некоторые из них говорят: «‘Али был первым ребёнком, принявшим ислам, Абу Бакр был первым из мужчин, принявшим ислам, Хадиджа была первой из женщин, принявшей ислам, а Биляль был первым рабом, принявшим ислам».

Дело в том, что в начале пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Али было всего восемь или десять лет. Поэтому принятие им ислама не принесло посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) такой пользы, как принятие ислама Абу Бакром, от которого приняли ислам многие будущие сподвижники — ‘Усман, Тальха, аз-Зубайр, Са‘д и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф.

 

 

Глава пятая

‘Али никогда не поклонялся идолам

Этот факт никто не оспаривает. Да и как мог ‘Али поклоняться идолам, если он с раннего детства воспитывался в доме Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)? Известно, что в своё время Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), аль-‘Аббас и Хамза пришли к Абу Талибу и попросили его отдать им на воспитание троих из его сыновей, поскольку Абу Талиб был очень беден и ему было крайне трудно содержать всех своих детей. Когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) взял к себе ‘Али, тому было около трёх лет. Когда же он мог успеть поклоняться идолам?

К тому же, он не единственный кто никогда не поклонялся идолам и не падал ниц перед ними. Абу Бакр тоже никогда не поклонялся идолам, и так же Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Ибн аз-Зубайр и другие сподвижники, которые в начале пророческой миссии Мухаммада были ещё детьми.

Мы (То есть, мусульмане, родившиеся после язычества) тоже не поклоняемся идолам. Но где сказано, что тот, кто никогда не поклонялся идолам, лучше того, кто поклонялся им, а потом раскаялся? ‘Акыль, Джа‘фар, аль-‘Аббас и ‘Убайда ибн аль-Хариса поклонялись идолам, но потом раскаялись и были одними из лучших людей пред Аллахом.

 

 

Заключение.

 

Важные вопросы, требующие ответа:

1. Почему люди молчали о праве ‘Али и заговорили о нём только после убийства ‘Усмана? Какая в этом была выгода?

2. Почему ‘Али, придя к власти, не изменил законы, изданные Абу Бакром и Умаром?

3. Сначала ансары оспаривали право на власть у Абу Бакра и ‘Умара. Почему же ‘Али промолчал о своём праве, если оно у него действительно было?

4. Почему все мусульмане приняли Абу Бакра в качестве халифа притом, что он не угрожал им и не принуждал их к этому, и им было нечего бояться? У Абу Бакра не было сильного рода, который защищал его, да и к ансарам он пришёл в сопровождении всего двух человек — ‘Умара и Абу ‘Убайды…

5. Почему люди не выступили против Абу Бакра и не свергли его, и почему сам ‘Али не сделал этого, притом что у Абу Бакра не было ни охраны, ни сильного рода, который мог бы защитить его, ни богатства, с помощью которого он мог бы купить верность людей?

6. Ансары — это люди, которые помогали Аллах и Его посланнику и усердствовали на пути Аллаха, жертвуя имуществом и жизнями, и сражались с арабами, если не сказать - со всем миром, хотя и понимали, что неверующие могут объединиться против них и обрушиться на них все вместе. ‘Али не обижал никого из них и тем более не убивал, так почему же они не встали на защиту его якобы ущемлённого права? Неужели все они продали мир вечный за преходящие мирские блага?

7. То же самое можно сказать и о мухаджирах.

8. Если Абу Бакр и ‘Умар старались отдалить ‘Али от власти, то почему ‘Умар постоянно советовался с ‘Али, вместо того чтобы отдалить его от себя. И почему ‘Али принимал такое положение дел?

9. Почему ‘Али ни разу не выступал против Абу Бакра и ‘Умара, не перечил им, а добровольно присягнул и трудился вместе с ними во благо исламу?

10. Где были бану Хашим, известные своей смелостью и отвагой? Почему они не пытались отстоять право ‘Али, если действительно именно он должен был стать первым халифом?

11. Чего добивались Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, отодвигая ‘Али и приходя к власти? Чем это было выгодно им? Абу Бакр, как известно, за время своего правления, не увеличил своё имущество и не назначил на важный пост никого из своих родственников. Об ‘Умаре можно сказать то же самое. ‘Усман также не получил никаких материальных выгод от своего правления, хотя он, в отличие от своих предшественников, назначил на важные посты некоторых из своих родственников. Но об этом мы уже говорили выше и разъяснили, как было дело.

 

 

Список литературы.

Суннитские источники

Абдуллах аль-Маусили, «Хакикат аш-ши‘а», даруль харамийн, 1-ое изд. Каир, 1412 г.х.

Абу аль-Бака аль Укбури, «Имля ма-манна бихи ар-Рахман», даруль къалям, Каир, б. д.

Абу аль-Баракат ан-Насафи, «Тафсир ан-Насафи», даруль-китаб аль-‘араби, Бейрут. 1412 г.х..

Абу аль-Хаджаж аль-Миззи, «Тахзиб аль-камаль», Муассасат ар-рисаля, 2-ое изд. под Ред. Башшара Ауада, Бейрут, 1403 г.х.

Абу аль-Хасан Аль-Масуди, «Мурудж аз-захаб», даруль марифа, под ред. Мухаммада Абдуль-Хамида, Бейрут, 1403 г.х.

Абу Ахмад б. Ади, «аль-Камиль фи дуафа ар-риджаль», даруль фикр, 2-ое изд. Бейрут, 1405 г.х.

Абу Джа‘фар аль-‘Укайли, «ад-ду‘афа аль-кабир», даруль кутуб аль-илмиййа, 1-ое изд. под ред. ‘Абдуль-Му‘тии Каладжи, Бейрут 1404 г.х.

Абу Исхак аш-Шатиби, «аль-Муавикат фи усуль аш-шари‘а», Даруль китаб аль-Ильмиййа, под ред. Абдуллаха Драза. Бейрут, б.д.

Абу Ну‘айм аль-Асфахани, «Хилят аль-Аулиа», дарь аль-китаб аль-араби, 5-ое изд. 1407 г.х.

Аз-Захаби, «Аль-‘ибар фи хабар манн ‘абар», даруль кутуб аль-илмиййа, 1-ое изд. под ред. Мухаммада Басюни Загълюля, Бейрут 1405 г.х.

Али б. Умар аль-Даракутни, «аль-Илял», Дар тайба, 1-ое изд. под ред. Махфуз ар-Рахм ас-Салафи, эр-Рияд, 1405 г.х.

Аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Куран», дар ихья ат-турас, Бейрут, 1405 г.х.

Аль-Хаким, «аль-Мустадрак», Даруль китаб аль-араби, Бейрут, б.д.

Аль-Хатиб аль-багдади, «Тарих Багдад», даруль кутуб аль-илмиййа, Бейрут.

Ас-Сахави, «аль-макасид аль-хасана», даруль китаб аль-араби, 1-ое изд. под ред. Мухаммада Усмана, Бейрут, 1405 г.х.

Ас-Саххауи, «аль-Къауль аль-Бади‘», даруль кутуб аль-ильмиййа, 3-ое изд. Бейрут, 1397 г.х.

Ахмад Амин, «Духа аль-ислам», даруль китаб аль-араби, 10-ое изд. Бейрут, б.д.

Ахмад Амин, «Зухр аль-ислам», даруль китаб аль-араби, 5-ое изд. Бейрут, б.д.

Аш-Шаукани, «аль-Фауаид аль-маджму‘а», аль-Мактаб аль-ислами, 2-ое изд. под ред. ‘Абдурахман аль-Ма‘алми, Дамаск, 1392 г.х.

Ибн Абд аль-Бар, «Джами баянь аль-ильм ва фадлих», аль-матба аль-мунириййа, бейрут. б.д.

Ибн Абу Хатим, «аль-джарх ват-тадиль», дар ихья ат-турас, 1-ое изд. Бейрут, 1371 г.х.

Ибн аль-Асир, «аль-Камил фит-Тарих», даруль китаб аль-араби, 5-ое изд. Бейрут, 1405 г.х.

Ибн аль-Асир, «ан-Нихаийа», аль-мактаба аль-ильмиййа, под ред. Тахир аз-Зауи, Бейрут, б.д.

Ибн аль-Джаузи, «Задуль масир фи ильм ат-тафсир», аль-мактаб аль-ислами, 3-ое изд. Дамаск 1404 г.х.

Ибн Джарир ат-Табари, «Джами аль-баянь фи тафсир аль-Куран», Дар ар-Райан, и Дар аль-хадис, Каир, 1407 г.х.

Ибн Джарир ат-Табари, «Тарих аль-умам валь-мулюк», даруль Алами, 5-ое изд. Бейрут 1409 г.х.

Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», Даруль кутуб аль-илмиййа, 1-ое изд. Бейрут, 1403 г.х.

Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-‘азим», Даруль аш-ша‘б, под ред. Абдуль-Азиза Гунайм и других.

Ибн Кудама аль-Макдиси, «аль-Мугъни», Даруль фикр, 1-ое изд. Бейрут, 1405 г.х.

Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», Дар Садир, Бейрут, б.д.

Ибн Манзур, «Мухтасар тарих Димашк», Даруль фикр, 1-ое изд. под ред. Рухийи ан-Наххаса, Дамаск, 1404 г.х.

Ибн Таймийя, «Аль-‘агида аль-васитийя», Мактабат аль-ма‘ариф, 5-ое изд. с разъяснением Салиха аль-Фавзана, эр-Рияд, 1410 г.х.

Ибн Таймийя, «Дакаик ат-тафсир», Муассасат улум аль-куран, 2-ое изд. под Ред. Мухаммада аль-Джалида, Дамаск, 1404 г.х.

Ибн Таймийя, «Къаида джалиля», Мактабат лина, 1-ое изд. Даманхур, Египет, 1409 г.х.

Ибн Таймийя, «Маджму‘ль фатава», собрал Абдурахмман б. Касим.

Ибн Таймийя, «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа»,

Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни, «аль-Исаба фи тамииз ас-сахаба», даруль-китаб аль-‘араби, Бейрут. б.д.

Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни, «Такриб ат-тахзиб», даиратуль маариф ан-низамиййа, 1-ое изд. Хайдар Абад, Индия, 1325 г.х.

Ибн Хаджар, «Лисан аль-мизан», Муассасат аль-Алами, 3-ое изд. Бейрут, 1406 г.х.

Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари», аль-Мактаба ас-Салафийя, под ред Мухибаддин аль-Хатиб и Ибн База. Каир, б.д.

Ибн Хазм, «аль-Фисаль», даруль джил, под ред. Мухаммада Ибрахима Насра, Бейрут. б.д.

Ибн Хазм, «Джуами ас-сира», дар ихья ас-Сунна, под ред. Ихсана Аббаса, Пакистан, б.д.

Ибн Хиббан, «аль-Маджрухин», Даруль-баз, Макка, под ред. Мухаммада Ибрахима Зайда.

Изаддин ибн аль-Асир «Усдуль гъаба», мактабат аш-ша‘б. Каир.

Имам Ахмад б Ханбаль, «Фадаил ас-Сахаба», Даруль Калям, 1-ое изд. под ред. Васиуллах ‘Аббас, Джуда, 1403 г.х.

Имам Ахмад б. Ханбаль, «аль-Муснад», Даруль кутуб аль-ильмиййа, 2-ое изд. 1398 г.х.

Имам Ахмад б. Ханбаль, «аль-Муснад», Даруль маариф, под ред. Шейх Ахмада Шакира, Каир, 1377 г.х.

Махмуд б. Умар аз-Замахщари, «аль-Кашшаф», даруль ма‘рифа, Бейрут, б.д.

Махмуд Шукри аль-Алюси, «Мухтасар ат-Тухфа аль-исна ашрийа, Шаху Абдуль-Азизу ад-Дахлауи», аль-Матбаа ас-салафиййа, под ред. Мухибуддина аль-Хатиба, Каир, 1373 г.х.

Махмуда ас-Сафи, «Ираб аль-Куран ва сарфух ва баиянух», 1-ое изд. Дар ар-Рашид, Бейрут. 1411 г.х.

Мухаммад Амихзун, «Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна»,

Мухаммад б. Ахмад аз-Захаби, «Мизан аль-и‘тидаль», Даруль марифа, под ред. Али Мухаммада ал-Баджауи, Бейрут, б.д.

Мухаммад Насируддин аль-Альбани, «ат-Тауасул», ад-Дар ас-салафиййа, 3-ое изд. Кувейт, 1405 г.х.

Мухаммад Насируддин аль-Альбани, «Да‘иф аль-джами‘ ас-сагъир», аль-мактаб аль-ислами, 2-ое изд. Дамаск 1399 г.х.

Насир аль-Къафари, «Усуль мазхаб аш-шиа», 1-ое изд. 1414г.х.

Сулайман б. Ахмад ат-Табарани в «аль-Аусат», Муассасат аль-кутуб ас-сакафийя, 1-ое изд. с предисловием Камаля аль-Хута, Бейрут, 1406 г.х.

Сулайман б. Ахмад ат-табарани, «аль-Му‘джам аль-кабир», под ред. Хамди ас-Салафи.

Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-Шафиййа аль-кубра», даруль Ихья аль-кутуб аль-арабиййа, под ред. Махммуда ат-Танахи, Каир, б.д.

Халифа ибн Хаййат «Тарих», под редакцией Акрама аль-‘Умари, Даруль Тайба, 2-ое изд. Эр-Рияд, 1405 г.х.

 

 

Шиитские источники

 

 

«Нахдж аль-баляга», 1-ое изд. дар ат-тааруф, Бейрут, б.д.

Абдуль-Хусейн аль-Мусави, «аль-Мараджа‘ат», Дар аль-исламиййа, 3-ое изд. под ред. Хусейн ар-Ради, Бейрут, 1406 г.х.

Абу аль-Аббас ан-Наджаши, «Риджаль ан-наджаши», мактабат ад-Дауди, Кумм, Иран, б.д.

Абу аль-Фатх аль-Арбили, «Кашф аль-гумма фи марифат аль-аимма», Даруль Аддва, 2-ое изд. Бейрут, 1405 г.х.

Абу Джафар аль-Кулайни, «аль-Кафи», Даруль Аддва, под ред. Али Акбар аль-Гъафари, Бейрут, 1405 г.х.

Абу Умар аль-Кашши, «Риджаль аль-Кашши», под ред. Ахмада аль-Хусейни.

Али б. Ибрахим аль-Кумми, «Тафсир аль-Кумми», Матбаат ан-Наджаф, 1387 г.х.

Аль-Амини, «аль-Гъадыр фи аль-китаб ва ас-Сунна», даруль китаб аль-араби, 4-ое изд. Бейрут, 1397 г.х.

Аль-Файд аль-Кашани, «аль-Уафи», мактабат Али б. Абу Талиб, 1-ое изд. Асфахан, Иран, 1406 г.х.

Аль-Файд аль-Кашани, «Тафсир ас-Сафи», Дар аль-Алами, Бейрут, б.д.

Аль-Хурр аль-Амили, «Васайл аш-Ши‘а», 1-ое изд. муассасат Алюль-бейт, Кумм, Иран, 1409 г.х.

Мирза Хасан аль-Хайри аль-Ахикани, «Рисалятуль иман», мактабат ас-Садык, 2-ое изд. Кувейт, 1405 г.х.

Мухаммад б. Али аль-Хусайни, «Фи Зиляль ат-Таша‘», 1-ое, Муассасат аль-Вафа, Бейрут, 1403 г.х.

Мухаммад Бакъир аль-Маджлиси, «Бихаруль ан-вар», Муассасит аль-Вафа, 2-ое изд. Бейрут, 1403 г.х.

Мухаммад Мар‘и аль-Антаки, «Лимаза ихтарту мазхаб аш-ши‘а», 3-ое изд. Муассасат аль-Вафа.

Хусейн б. Мухаммад Такий ан-Нури ат-Табраси, «Фаслуль хитаб фи исбат тахриф китаб раббуль ар-баб», под ред. Мухаммад Ридда ат-Табатабаий, 1298.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.109 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь