Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Происхождение государства и права. Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном
Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции. Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть. Получается, что род человеческий произошел от единой праматери. Совсем недавно японские исследователи это успешно подтвердили, то есть, что люди произошли от одной женщины. Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличается определенным уровнем и характером общественных отношений (культурных, экономических, религиозных). Самым крупным и длительным этапом в жизни общества было время, когда не было ни государства, ни права. Этот период охватывает тысячелетия, от появления на земле человека и до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закрепилось название первобытного общества или общинно родового строя. Первобытная организация была самой протяженной в истории человечества. По мнению ученых, археологов, её нижняя грань датируется временем не менее 1.5 миллионов лет назад, а некоторые авторы относят ее и к наиболее отдаленному времени. Верхняя грань первобытности колеблется в пределах последних 5 тысяч лет. В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертом-третьем тысячелетия до н.э, в Европе – в первом тысячелетии до н.э, в Америке – в первом тысячелетии н.э, в других частях земного шара – еще позднее. Первобытное общество в своем развитии прошло следующие эпохи: 1. Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пролюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека. 2. Эпоха первобытной или родовой общины. Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества. Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа: 1. Матриархат (материнский родовой строй). 2. Патриархат (отцовский родовой строй). В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Женщина играет важную роль в общественном производстве. Она, как и мужчина участвует в добывании средств к жизни, однако её труд, состоящий в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью примитивной мотыги, был намного производительнее труда мужчины-охотника. Вместе с тем, родство определялось по материнской линии – это вторая причина, объясняющая главенствующее положение женщины в родовой общине. Мужчины были менее значимы в то время. Но, когда скотоводство, земледелие, плавка металла, изготовление орудий труда, оружия стало уделом мужчины, тогда они стали играть решающую роль в общественном производстве, и главенствующие положение в родовой общине переходит к мужчине. Произошли серьезные изменения в брачно-семейных отношениях. Родство отныне стало определяться по мужской линии. Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки: 1. Род – это личный, а не территориальный союз. Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась. 2. В родах существовало общественное самоуправление. Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военноначальник. Выборный старейшина и военоначальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию ( потестарная власть ). 3. Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество. Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода. Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена. 4. Эпоха первобытной соседской общины. Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами. Разложение первобытнообщинного строя. Появление государства. Следующий эволюционный этап в развитии общественного производства был связан с переходом от присевающего хозяйства к производящему (скотоводство, земледелие). Этот процесс, по данным археологии, этнографии начался 10 – 12 тысяч лет назад и продолжался у некоторых народов несколько тысячелетий. Этот процесс получил название неолитической революции, поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, он справедливо обозначается как революция. Такая периодизация позволяет для теории государства и права четко определить, какие формы организации власти функционировали в обществах с присваивающей экономикой, а какие в обществах с производящей экономикой. Все эти стадии, эпохи прошли все племена и народы, вставшие на путь цивилизации. Право и правовая система .Понятие: Правовая система общества – это исторически сложившаяся правовая организация общества, совокупность всех юридических средств, институтов учреждений, существующих и функционирующих в государстве и имеющих общей целью упорядоченное воздействие на общественные отношения. В юридической науке просматривается два подхода к определению понятия правовой системы — а) узкий (простой) и б) широкий, более сложный. А) В узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система». При этом понятие «правовая система» — не синоним понятия «система права», так как последнее — понятие институционное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного порядка. Б) Понятие «правовая система», используемое в широком значении, связано со сравнительным правоведением и включает в себя правовые системы групп государств, схожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права. Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1. законодательство; 2. господствующая правовая идеология; 3. юридическая практика. Различают пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качествесистемообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание ( индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позво- ляет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения. Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы- права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое. Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой — то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и граяеданского общества. Соотношение понятий. Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право». Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы — права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества. «Право» является элементом «правовой системы». Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права, а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные). Термин «правовая семья» используется для обозначения совокупности правовых систем, обладающих сходными признаками. В связи с тем, что единых критериев выделения правовых семейств нет, существует множество классификаций правовых систем. Рассмотрим некоторые из них.
Правовой нигилизм Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновения правового нигилизма считают: 1) деспотичный характер государственной власти; 2) особенность исторического развития государства; 3) использование репрессивного законодательства; 4) пробелы в законодательстве, в правовой системе; 5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; 6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; 7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; 8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма: 1) широкое распространение и повсеместность; 2) неподконтрольность; 3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления; 4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); 5) соединение нигилизма с разными формами протеста; 6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах. Правовой нигилизм выражается в следующих формах: 1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление); 2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм; 3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия; 4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими; 5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; 6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства; 5) осуществление правового порядка в государстве; 6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания. Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности. Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии. Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; [2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновения правового нигилизма считают: 1) деспотичный характер государственной власти; 2) особенность исторического развития государства; 3) использование репрессивного законодательства; 4) пробелы в законодательстве, в правовой системе; 5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; 6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; 7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; 8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма: 1) широкое распространение и повсеместность; 2) неподконтрольность; 3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления; 4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); 5) соединение нигилизма с разными формами протеста; 6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах. Правовой нигилизм выражается в следующих формах: 1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление); 2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм; 3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия; 4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими; 5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; 6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства; 5) осуществление правового порядка в государстве; 6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания. Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности. Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы