Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА



Высокий Средний Низкий
1. Высокая самопроизвольная познавательная активность 1.Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя 1.Познавательная инертность
2. Интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах   2. Интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя 2. Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности
3. Интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности 3. Зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений 3. Мнимая самостоятельность действий ( списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения
4. Стремление к преодолению трудностей (" Не говорите, не подсказывайте, сам найду" ) 4. Преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи 4. Полное бездеятельность при затруднениях
5. Корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса) 5. Эпизодические занятия предметом интереса 5. Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности

МАТЕРИАЛЫ

для диагностики и развития воображения младших школьников

«Не может быть»

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказыва­ет случай. Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюже­тов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает! »

 

«Что было бы, если бы...»

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастичес­кие ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

" Если каждый человек с рождения приобретет свой­ство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле? "

— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. всё предметы и существа полностью потеряли бы свой вес, то...»

«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

 

«Волшебный карандаш»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет иг­рокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх! », «Вниз! », «Вправо! » или «Влево! ». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бу­маге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» каран­даша должны быть равны друг другу по своей длине. На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а карандашу выполнять свои обязан­ности «помогает» ведущий. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлага­ет им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец кото­рой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (на­пример, квадрат). Команды подаются по кругу. Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права дого­вариваться о том, в какой точке ив каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно сле­дить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой: «Стоп! » По этой команда все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную. |

«Термометр»

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в сво­ей правой или левой (по указанию ведущего) руке, пред­ставляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, кото­рая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

 

«Антивремя»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

 

«Чудеса техники»

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техни­ки. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта — осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстра­тивно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, пе­рекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществу­ющую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь; чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участни­ки: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к про­зрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т. д. Участники угадывают, кто что делает.

 

«Перевоплощения»

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает задание от ведущего или от своего соседа превра­титься в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказе том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и 6удущем. Закончив рассказ, участник дает за­дание следующему по кругу и т. д.

Игру желательно проводить в затемненном помеще­нии — это обеспечит ее участникам большую раскован­ность и психологический комфорт. Постепенно «перевоп­лощения» становятся все более глубокими и участники пе­реходят от поверхностных, чисто внешних описаний к вы­ражению настроений, чувств и т. д.

 

«Групповая картина»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них дер­жит в руках черный лист бумаги и питается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описа­ния же должны быть достаточно подробными для того, что­бы можно было однозначно установить по ним простран­ственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже из­лишне перегружена деталями.

 

Задачи на развитие воображения

Задача 1 . Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырёх стен (на дверь не обраща­ем внимания) было размещено одинаковое их количество. (Два стула нужно поставить по углам, и они. таким обра­зом, будут относиться сразу к двум стенам).

 

Задача 2 . В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы в свою оче­редь через минуту снова делятся пополам — и так до бес­конечности. Известно, что через 5 часов банка будет пол­на. Спрашивается: через какое время после начала деле­ния микробы займут половину банки? (Через 4 часа 59 минут).

 

Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та же самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.. е. в од- ной минуте. Поэтому ответ — 4 часа 59 минут).

 

МЕТОДИКА " ТРИ СЛОВА" (модификация М.Г.Пирожковой)

Цель: исследование уровня развития вербального творческого воображения.

Материал: лист бумаги, ручка, карточка со словами.

Ход работы (задание выполняется группой испытуемых);

Даны три слова: окно, ключ, разбойник. (щенок, окно, дверь) Необходимо написать наибольшее число осмысленных предложений так, чтобы в них использовались все три слова. Слова можно изменять, сохраняя корень. Время не ограничивается, но учитывается.

Обработка и анализ результатов;

Оценивание производится по трем параметрам - продуктивности, оригинальности, гибкости.

Продуктивность воображения проявляется в количестве правильно составленных предложений. За каждое предложение ставится 1 балл.

Оценка оригинальности складывается из 2-х индексов: индекса встречаемости (Ив) предложения и индекса категории (Ик).

Индекс встречаемости (редкости, уникальности предложений для данной группы детей) подсчитывается по тому, сколько раз то или иное предложение встретилось в данной группе. Для этого необходимо сравнить все предложения по их " похожести". Предложения считаются одинаковыми не только тогда, когда они полностью совпадают по грамматической, смысловой структуре и словесному составу, но и тогда, когда есть единство только смысловой основы предложений. Например, одинаковыми по смыслу будут считаться предложения:

" Разбойник влез в окно дома, потому что у него не было ключа", " Разбойник потерял ключ, поэтому полез в окно", " Разбойник долго искал ключ от входной двери, не найдя его, он влез в окно". В соответствии с распространенностью предложенийим выставляются баллы по индексу встречаемости:

если данное предложение есть у всех детей группы (100% встречаемость) -0 баллов;

если у 75% - 1 балл;

если у 50% - 2 балла;

если у 25% - 3 балла;

если у 2-х человек в группе - 4 балла;

если только у одного человека - 5 баллов.

Индекс категории предложений определяется с помощью их качест­венного анализа. Все правильно составленные предложения распределя­ются по группам смысловых категорий - ПРЕДМЕТ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗНАК, ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ.

К категории ПРЕДМЕТ относятся все предложения, в которых главный действующий герой " разбойник" совершает разнообразные " подвиги". Предложения состоят из описания последовательности его

действий: 'Разбойник спрятал ключ от клада под окном дома, стоящего в глубине глухого леса", " Разбойник взломал дверь квартиры и, не обнаружив денег в сейфе, со злости выбросил ключ в окно" и т.п. Предложения могут быть как простые, так и сложные, распространенные.

К категории ЗНАЧЕНИЕ можно отнести предложения, в которых появляются слова, описывающие уже не только физические, но и мыслительные действия главного героя " разбойника": " Разбойник долго думал, как достать ключ от сундука, стоявшего под окном в спальне у хозяина дома", " Разбойник мечтал о новой жизни, которая его ждет, если он найдет ключк заветному окну", " " Как дотянуться до ключа, висящего на оконной раме? " - размышлял разбойник". К этой категории относятся также безличностные предложения, типа: " Закрывайте окна и двери на ключ, разбойники не дремлют! )"; предложения-определения: " Разбойник - это человек, который без ключа влезает в окна квартир и грабит людей".

В категорию ЗНАК входят предложения, в которых используются вторые, третьи и переносные значения заданных слов. Например: " Разбойника видели в окне музыкальной школы, где он мелом на доске рисовал ноты и скрипичный ключ", " В лесном ключе, протекавшем по окном разбойничьего дома, была чистая, прохладная вода", " Разбойник нашел ключ к сердцу красавицы, которую он видел в окне", " Ах, ты разбойник! " - кричала хозяйка на кота, без ключа залезшего в окно и съевшего всю сметану", " Украденный ключ был для разбойника окном в счастливую жизнь".

Категория ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ включает предложения, в кото­рых обязательно присутствует местоимение " Я": " Я увидел в окно приближающегося разбойника и закрыл двери на ключ", " Забравшийся в окно разбойник сильно напугалменя ия выронил ключи", " Я забыл дома ключи и как разбойник полез в окно" и т.п.

При определении индекса категории предложения надо учитывать что в деятельности вербального воображения одной из главных является способность использовать слово в разных его значениях, а также менять смысловую основу предложений. Поэтому каждая из используемых категорий имеет в этой деятельности свой " вес" в баллах: использование категории ПРЕДМЕТ оценивается 1 баллом, категории ЗНАЧЕНИЕ - 2 балла, категории ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ - 3 балла, категории ЗНАК - 4 балла.

Таким образом, оригинальность предложений оценивается как сумма баллов по индексу встречаемости и индексу категории. Максимальный балл за оригинальность - 9.

Гибкость воображения проявляется в способности ребенка придумать предложения, относящиеся к разным смысловым категориям (предмет, значение, знак, личностный смысл). Гибкость оценивается в баллах: при использовании в предложениях только одной смысловой категории ставится - 1 балл, 2-х категорий - 2 балла, 3-х категорий - 3 балла. 4-х категорий - 4 балла. Таким образом, максимальный балл за гибкость - 4.

Общий уровень развития вербального воображения ребенка можно определить по сумме баллов, полученных за каждую из характеристик (продуктивность, оригинальность, гибкость).

 

ОДАРЕННОСТЬ

Методика оценки общей одаренности

 

Общая характеристика

Методика разработана А.И.Савенковым и адресована родите­лям (может также применяться педагогами). Её задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополни­тельная к комплекту методик для специалистов (психо­логов и педагогов).

 

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у ода­ренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь сле­дующей шкалой:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется не­постоянно, при этом и противоположное ему проявляет­ся очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства лич­ности выражены нечетко, в проявлениях редки, в пове­дении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойст­во личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фикси­руется в поведении и во всех видах деятельности;

0 — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

 

Любознательность (познавательная потребность).

Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию но­вого, неизвестного. Проявляется в поиске новой инфор­мации, новых знаний, в стремлении задавать много во­просов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.).

 

Сверхчувствительность к проблемам. Познание на­чинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Спо­собность видеть проблемы там, где другие ничего не­обычного не замечают — важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способюэсти вы­являть проблемы, задавать вопросы.

 

Способность к прогнозированию. Способность пред­ставить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последст­вия действия до его осуществления. Выявляется не толь­ко при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

 

Словарный запас. Большой словарный запас — ре­зультат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

 

Способность к оценке. Способность к оценке ~ пре­жде всего результат критического мышления. Предпола­гает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризо­вать решения проблемных задач, поступки людей, собы­тия и явления.

 

Изобретательность. Способность находить ориги­нальные, неожиданные решения в поведении и различ­ных видах деятельности. Проявляется в поведении ре­бенка, в играх и самых разных видах деятельности.

 

Способность рассуждать и мыслить логически. Спо­собность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мыс­ли.

Проявляется в умении формулировать понятия, вы­сказывать собственные суждения.

 

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельно­сти ребенка.

 

 

Требовательность к результатам собственной дея­тельности (перфекцонизм), Стремление доводить про­дукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

 

Обработка результатов

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок не­скольких взрослых) отложим на графике. Идеальный ре­зультат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

 
 

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую вос­питательную работу (график 3).


Поделиться:



Популярное:

  1. I. С учетом условия развития, особенности инфицирования и состояния иммунитета
  2. II. Виды мышления, стадии его развития.
  3. II. Показатели использования основных производственных фондов предприятия
  4. III этап. Психологическая диагностика уровня развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия, способствующие успешной социализации ребенка.
  5. III. Оценка физического развития
  6. III. Показатели использования трудовых ресурсов
  7. IV. Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости
  8. IV. Показатели использования материальных ресурсов, оборотных производственных фондов и оборотных средств
  9. А третья мамочка может воспользоваться этой ситуацией для развития творческих способностей девочки. Она воспримет это, как хорошую идею, и предложит разрисовать фломастерами джинсовые брючки.
  10. Абсолютные и обобщающие показатели.
  11. Аварии на химико-технологических объектах: характеристика разрушительного воздействия, типовая модель развития аварии, поражающие факторы.
  12. Алгоритм оценки степени риска развития пролежней


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1541; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь