Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наличие или отсутствие того или иного члена семьи ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома – символа семьи, на которую ребенок смотрит с ностальгическим, но скрытым желанием, солнца – символа материнской заботы и любви. Этим символически выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы. Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то, скорее всего, интерпретация такова: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям. Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют занижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям. Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя самым последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус. Это особенно значимо. Если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшенству) и автор рисунка не является самым младшим. Эти наблюдения подводят нас непосредственно к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка, так же как и у взрослого, как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую невозможно вынести, поскольку она является причиной сильных страданий. Рассмотрим несколько примеров из клинического опыта. Вот довольно распространенная ситуация: ребенок ревнует к маленькому брату, потому что тому достается часть любви и внимания родителей, но он сдерживает проявления агрессивности, потому что чувствует, что родителям это может не понравиться, поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей. Каким будет рисунок такого ребенка? Младший брат просто не будет изображен на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив ее источник. Он может также изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает существование проблемы и связанного с ней чувства тревожности. Тревожность и агрессивность часто выражаются в том случае, когда они не связаны с чувством вины, которое вынуждает ребенка рисовать себя в образе малоценного персонажа., находящегося в окружении больших и кровожадных животных, символизирующих совершенно иной смысл, чем образы маленьких и нежных животных. В одном из детских рисунков, был обнаружен волк, изображенный между детской кроваткой брата испытуемого и персонажем, с которым он идентифицировал себя, - явное желание сожрать младшего брата. Кинетический рисунок семьи (КРС) инструкция. «Нарисуй всех членов твоей семьи, где каждый занят каким-то делом, постарайся передать все детали, не торопись и по возможности ничего не упускай». После выполнения теста во время беседы попросите ребенка объяснить, какой деятельностью занимаются изображенные персонажи. Остальные наблюдения относительно последовательности появления персонажей, их расположения по зонам листа. интерпретация Под движением понимается изображение энергии, форма чувственных отношений между персонажами, будь то любовь, страх, соперничество, зависимость или, как это часто имеет место, смешение всего вышеперечисленного, а также и другие чувства. Типичной формой этой обобщенной энергии является игра в мяч. Когда на рисунке появляются занятые подобной деятельностью персонажи, необходимо отдаешь себе отчет в том, что ребенок признает существование между ними связи, особого взаимного интереса и одновременно наличие соперничества, спора за влияние в семье. Обратите внимание, у кого находится мяч и как он расположен. Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества. Мяч, нарисованный возле головы одного из персонажей, означает, что ребенок признает за ним активную решающую роль в динамике семейной жизни. Мяч, лежащий или подпрыгивающий возле ноги, не поддающийся контролю персонажа, означает, что энергия распределена в смысле соперничества неравномерно и ребенок понимает как неадекватную роль этого персонажа. Другой вариант изображения энергии мы наблюдаем на рисунках с различными препятствиями. Ребенок, используя символы в виде стены, или дороги, или геометрических фигур, отделяет персонажей друг от друга, но в действительности эти символы означают более глубокое разделение, понимаемое как изоляция или ограничение в межличностных взаимоотношениях. Итак, изображение объектов между персонажами, опасных для жизни предметов (оружие, даже игрушечное, особенно ножницы, столовые ножи и так далее), указывает на агрессивность, существование проблемы соперничества.
Манера рисования Под манерой подразумевается способ обращения ребенка с листом бумаги и персонажем независимо от их тематического значения. Типичной манерой рисования является деление листа бумаги на квадратные или прямоугольные пространства и заполнение их по принципу комиксов или использование других приемов, как, например, изолирование персонажа посредством предмета, имеющего отношение к его деятельности, - веревки или стены, которую красит отец, гладильной доски, которой пользуется мама. Когда в рисунок вводится только один персонаж, это значит, что ребенок переживает этот случай как особый, как проблему, отличную от других. Ребенок, чувствующий себя в семье неуверенно, пользуется для передачи своей неуверенности самой простой техникой: под всеми фигурами он проводит линию, как бы придавая им опору. Чем сильнее нестабильность в чувственных отношениях в семье, тем больше ребенок чувствует необходимость придания рисунку семьи прочной и надежной опоры часто в виде жирной линии. Если, напротив, ребенок проводит линию только под одним персонажем, то, очевидно, чувство нестабильного, неуверенного состояния проявляется именно у этого персонажа, с которым ребенок может идентифицировать самого себя. Метод «отрицания», сравнимый с методом «наименее ценимого персонажа» в тесте Кормана, используется ребенком для «маргинализации персонажа», изоляции его посредством расположения на полях листа или запирания в квадрат. Такой техникой пользуются в большинстве случаев более робкие дети, которые обычно не проявляют агрессивности по отношению к другим и стараются держаться в стороне. Линии, облака или дождь в верхней половине листа свидетельствуют о тревожности и страхе из-за грозящей опасности. Если ребенок складывает лист, чтобы разделить его на несколько частей по количеству персонажей, которых собирается нарисовать, это также свидетельство тревожного состояния и беспокойства, которые впоследствии могут подтвердиться элементами рисунка. В целом сходные чувства (тревожность, страх, депрессия) отражают защитную реакцию детей, которые не соблюдают правила задания, определенные с самого начала, и делают фигуры недорисованными и стилизованными или ограничиваются лишь изображением фигур, не обозначив их деятельности, а только указав их позу. В этом случае вам не следует беспокоиться, так как вы, видимо, просто выбрали неудачный момент. Отложите выполнение теста на другой день. Символы Речь здесь идет о тех элементах, которые имеют двойной смысл - один видимый, а другой скрытый, требующий расшифровки. Это обычные предметы, которые на рисунке приобретают совершенно другой смысл, отличающийся от действительного в реальной жизни. Мы уже упоминали о мяче и гладильной доске - но относительно их функций, связанных с деятельностью персонажа. Здесь же, напротив, речь идет о предметах, выполняющих функции безотносительно к кому-либо из персонажей. Они присутствуют, можно сказать, случайно, для заполнения пустот на листе (что, впрочем, не совсем случайно). Ниже приведен перечень некоторых предметов и явлений, символизирующих собой определенное душевное состояние ребенка. Если на рисунке появляются источники света и тепла (огонь, лампочки, свечи и так далее), это надо интерпретировать как подчеркнутое выражение желания ребенка иметь наставника, человека, ведущего его по жизни, а также потребность в тепле и любви, поскольку ребенок чувствует ее слабое проявление со стороны персонажа, изображенного с источником света. Довольно часто изображается картина семейной жизни, где отец курит трубку или зажигает камин, а мама гладит. Типичен также мотив огромного красно-желтого солнца на небе или горящей лампочки над головами в комнате. Изображение грязи во всех возможных вариантах (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и так далее) указывает на внутреннее беспокойство ребенка из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающее у него чувство стыда и вины. Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода, являются признаками депрессивного настроения в данный момент или в потенциале. То же самое имеет место, если ребенок рисует кровати и лежащих на них спящих больных людей, недвусмысленно идентифицируя себя с ними. Символы соперничества - изображение спортивных игр и любого оборудования, имеющего отношение к спорту. То же самое относится и к изображению кошки и собаки, особенно если они вовлечены в игру. Цветы и бабочки свидетельствуют обычно о реальном или желаемом спокойствии и безмятежности. Шарики и воздушные змеи, напротив, означают чувство давления, от которого он пытается избавиться. Детская кроватка или клетка указывает на агрессивность, пленение, если можно так выразиться, возможно, даже в отношении младшего брата: кроватка и клетка являются в действительности символами лишения свободы, наказания. Агрессивность передается также посредством изображения таких предметов, как барабан, оружие, молот, мотыга или просто грабли, а также диких животных (например, посещение зоопарка), которых ребенок помещает в клетку, то есть за барьер, за которым находятся также маленькие дети. Дорожные знаки отражают сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным ребенку в большей степени школой, чем семейным или религиозным влиянием. Символы власти и угрозы - метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда и огромные, нависшие над головой здания.
----------------------------------------------------------------- Симтомокомплекс ¦No ¦ Симптом ¦Балл -----------------+---+-------------------------------------+----- I. Благоприятная ¦1. ¦ Общая деятельность всех членов семьи¦ 0, 2 семейная ситу-¦2. ¦ Преобладание людей на рисунке ¦ 0, 1 ация ¦3. ¦ Изображение всех членов семьи ¦ 0, 2 ¦4. ¦ Отсутствие изолированных членов ¦ ¦ ¦ семьи ¦ 0, 2 ¦5. ¦ Отсутствие штриховки ¦ 0, 1 ¦6. ¦ Хорошее качество линии ¦ 0, 1 ¦7. ¦ Отсутствие показателей враждебности ¦ 0, 2 ¦8. ¦ Адекватное распределение людей на ¦ ¦ ¦ листе ¦ 0, 1 -----------------+---+-------------------------------------+----- II. Тревожность ¦1. ¦ Штриховка ¦ 0, 1; ¦ ¦ ¦ 2, 3 ¦2. ¦ Линия основания - пол ¦ 0, 1 ¦3. ¦ Линия над рисунком ¦ 0, 1 ¦4. ¦ Линия с сильным нажимом ¦ 0, 1 ¦5. ¦ Стирание ¦ 0, 1; ¦ ¦ ¦ 2 ¦6. ¦ Преувеличенное внимание к деталям ¦ 0, 1 ¦7. ¦ Преобладание вещей ¦ 0, 1 ¦8. ¦ Двойные или прерывистые линии ¦ 0, 1 ¦9. ¦ Подчеркивание отдельных деталей ¦ 0, 1 -----------------+---+-------------------------------------+----- III. Конфликт- ¦1. ¦ Барьеры между фигурами ¦ 0, 2 ность в ¦2. ¦ Стирание отдельных фигур ¦ 0, 1; семье ¦ ¦ ¦ 2 ¦3. ¦ Отсутствие отдельных частей тела у ¦ ¦ ¦ некоторых фигур ¦ 0, 2 ¦4. ¦ Выделение отдельных фигур ¦ 0, 2 ¦5. ¦ Изоляция отдельных фигур ¦ 0, 2 ¦6. ¦ Неадекватная величина отдельных ¦ ¦ ¦ фигур ¦ 0, 2 ¦7. ¦ Несоответствие вербального описания ¦ ¦ ¦ рисунка ¦ 0, 1 ¦8. ¦ Преобладание вещей ¦ 0, 1 ¦9. ¦ Отсутствие на рисунке некоторых ¦ ¦ ¦ членов семьи ¦ 0, 2 ¦10.¦ Член семьи, стоящий спиной ¦ 0, 1 -----------------+---+-------------------------------------+----- IV. Чувство не- ¦1. ¦ Автор рисунка непропорционально ¦ полноценности¦ ¦ маленький ¦ 0, 2 в семейной ¦2. ¦ Расположение фигур на нижней части ¦ ситуации ¦ ¦ листа ¦ 0, 2 ¦3. ¦ Линия слабая, прерывистая ¦ 0, 1 ¦4. ¦ Изоляция автора от других ¦ 0, 1 ¦5. ¦ Маленькие фигуры ¦ 0, 1 ¦6. ¦ Неподвижная по сравнению с другими ¦ ¦ ¦ фигура автора ¦ 0, 1 ¦7. ¦ Отсутствие автора ¦ 0, 2 ¦8. ¦ Автор стоит спиной ¦ 0, 1 -----------------+---+-------------------------------------+----- V. Враждебность ¦1. ¦ Одна фигурка на другом листе или на ¦ в семейной си-¦ ¦ другой стороне листа ¦ 0, 2 туации ¦2. ¦ Агрессивная позиция фигуры ¦ 0, 1 ¦3. ¦ Зачеркнутая фигура ¦ 0, 2 ¦4. ¦ Деформированная фигура ¦ 0, 2 ¦5. ¦ Обратный профиль ¦ 0, 1 ¦6. ¦ Руки раскинуты в стороны ¦ 0, 1 ¦7. ¦ Пальцы длинные, подчеркнутые ¦ 0, 1 ----------------------------------------------------------------- При интерпретации кинетического рисунка семьи основное вни- мание обращается на следующие аспекты: 1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реаль- ной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке). 2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (раз- личия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи). 3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования.
(Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога-М.1993, с.138)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы