Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие алгоритма, его основные свойства. Способы представления алгоритмов.



Машина Тьюринга.

МТ есть мат.машина, а не физич..Это такой же мат.обьект как ф-я, производная, группа. И так же как др.мат.понятия МТ моделирует некие реал.процессы. МТ удобно представлять в виде автомат.раб.устройства. Она состоит из ленты, разбитой на ячейки, потенциально беск.в обе стороны. В каждую ячейку м.б.вписан только 1 символ из конечного мн-во символов – алфовит МТ А={a0, a1, …, aT}. Имеется упр.головка МТ способная передвигаться по ленте вправо и влево, в результате работы 1 такта на 1 ячейку.В каждый дискрет.момент времени устройство, находясь в нек.состоянии обозревает содержимое одной ячейки ленты, протягиваемой через устройство и делает 1 шаг, заключ.в том, что устр-во переходит в новое состояние, изменяет содержимое обозреваемой ячейки и переходит к обозреванию след.ячейки. Шаг МТ осущ-ся на основе предписанной команды. Совокупность всех команд предст-ет программу МТ. МТ располагает конеч.числом знаков, символов, букв, образ.внеш.алфавит - А={a0, a1, …, aT}. В каждую ячейку обозреваемой ленты в каждый дискрет.момент времени может быть записан 1 символ из А. Удобно считать, что среди букв внеш.алфавита имеется «пустая буква», и она записана в пуст.ячейку ленты. В каждый момент времени МТ способна находится в одном состоянии из конечного числа внут.состояний, совокупность кот.наз-ся алфавитом внут.состояний-q0, q1, …, qs. Среди состояний выд-ся 2 – начальное q1, заключительное – состояние остановки q0. Работа МТ опред-ся программой. Программа состоит из команд, каждая команда представляет выражение одного из след видов: 1)qiaj®qsat, 2)qiaj®qsatП, 3)qiaj®qsat Л.

Команда 1: находясь в состоянии qi и обозревая ячейку с символом aj и напечатать в данной ячейке символ at. Команда 2(3): находясь в состоянии qi и обозревая ячейку с символом aj и напечатать в данной ячейке символ at и сдвинуться на 1 ячейку вправо(влево). Под к-конфигурацией понимается изображение ленты с информацией сложившейся на ней к началу к-такта с указанием того, какая ячейка обозревается в этот такт и в каком состоянии нах-ся машина. Будем говорить, что непустое слово L в алфавите А воспринимается машиной в стандарт.положении, если это слово записано в послед.ячейках ленты, все другие ячейки пусты и машина обозревает крайнюю справа ячейку из тех, в которых записано слово L. Стандартное положение назовенм начальным, если МТ воспринимает слово в стандартном положении нах-ся в нач.состоянии q1.

Пример: Дана МТ с внеш.алфавитом А={a0, 1}, внут.алфавитом – Q={q0, q1} и программой в виде системы команд: 1)q1a0®q01, 2) q11®q11 П. Определить в какое слово МТ переработает слово 1a011a0a01, если обозревается ячейка 4 слева.

 

  a0 a0 a0    
  a0 a0 a0    
  a0 a0    

Организация ввода – вывода в языках программирования.

Решение " з-чи на ЭВМ не обходится без операции ввода/ вывода. Ввод данных- передача инф-ии от внешнего носителя в оперативную память для обработки. Вывод- обратный процесс. Для выполнения операции ввода/вывода в Pascal служат 4 процедуры: Read, Readln, Write, Writeln. Процедура чтения Read обеспечивает ввод числ-ых данных, символов, строк для послед-ей их обработки.

Формат записи: Read(x1, x2,..xn); Readln(x1, x2,..xn);

Для ввода данных из файла исп-ся Read(F, x1, x2,..xn); , где F-файловая переменная, связанная с файлом. Значения x1, x2,..xn при вводе набираются нажатием клавиши ввода. Зн-я д/вводится в строгом соответствии синтаксиса, иначе возникают ошибки ввода/вывода. Если в пр-ме имеются неск-ко процедур Read, данные вводятся для них потоком в одной строке. Процедура чтения Readln аналогична Read, единств. отличие заключается в том, что после считывания последнего в списке зн-я для одной процедуры Readln данные для след-ей процедуры б/считываться с начала новой строки. Это актуально при считывании данных из файла. При вводе с клавиатуры различий м/д Read и Readln нет.

Форматы вывода. Процедура записи Write производит вывод числ-ых данных, строк, булевых зн-й. Форматы:

Write(x1, x2,..xn); Writeln(x1, x2,..xn); Write(F, x1, x2,..xn); В процедурах вывода Write, Writeln имеется возможность записи выр-я, определяющая ширину поля вывода. Для целых чисел формат имеет след-й вид: I: P. Пр: x=37 Write(x: 5); рез-т 3 пробела и число 37. Для вещ-х чисел исп-ся формат вывода R: P: q, где P-ширина вывода, q-кол-во чисел, предст-я дробную часть числа. 0 ≤ q ≤ 24. Формат вывода строк ничем не отличается выводом цел. чисел, где P- ширина вывода символов. Пустой формат Write без параметров вызывает курсор на новую строку. Если в формат вывода вещ-го числа не указывать величины P и q, то вывод б/происходить в формате плавающей запятой. mEq, где E-мантиса, q-порядок.

Пр: 1.78E-03, т.е. 1.78*10-3.

В Бейсик ввод и вывод данных INPUT < список объектов ввода> - ввод данных; PRINT < список объектов вывода> - вывод данных;

В программах на языке Си ввод-вывод выполняется с использованием либо стандартной библиотеки ввода-вывода, либо системных вызовов. Системные вызовы в различных операционных системах отличаются и поэтому непереносимы. В отличие от них функции стандартной библиотеки ввода-вывода полностью переносимы.

Для уменьшения количества обращений к устройствам (например, к диску) стандартный ввод-вывод выполняется с буферизацией.

Буфер ввода-вывода — это временная область в основной памяти, которая содержит считываемые или записываемые данные. Данные пересылаются на устройства (с устройств) большими порциями, размер которых определяется поименованной константой BUFSIZ.

Поток (stream) — обобщенный термин для обозначения источника или адресата данных, будь то файл или некоторое физическое устройство.

Шаги файлового ввода-вывода посредством стандартных библиотечных функций ввода-вывода: 1. Подключить файл заголовков, используя следующую директиву препроцессора #include < stdio.h>. 2. Объявить указатель на FILE для каждого файла. 3. Открыть файл, используя функцию fopen(). 4.

Использовать функции чтения-записи стандартного ввода-вывода. 5. Закрыть файл, используя функцию fclose().

Адресация. Комп. в сети Интернет имеет свой уникальный адрес. В протоколе TCP/IP комп. адресуется 4-мя 10-ми числами, отделенные точками. Числа от 1 до 255. Н-р: 19.226.192.106 – это IP адрес комп. Одновременно в сети не м/б комп-в с одинаковыми IP адресами. IP адреса хранятся в доменной службе имен DNS. Чтобы имена не повторялись, они разделены по независимым доменам.

Доменное имя - уникальное имя, к-е поставщик услуг избрал себе для идентификации. Н-р: www.microsoft.com- обозначает комп. с именем www в домене microsoft.com (microsoft-имя организации, com-домен коммерческих фирм). Имена комп. в разных доменах м/повторяться. Домен 1-го уровня определяет страну, место положение сервера, организацию. При вводе доменного имени комп. преобразует его в адрес.

Процессор

У процессора имеется своя внутренняя память (кэш).

Кэш – это быстродействующая память для хранения копий блоков информации из ОЗУ. Кэш бывает 3-х уровней: 1, 2, 3. 1-ый самый маленький (64КБ), но самый быстрый. Третий самый большой, но самый медленный. (Н-р процессор Intel Core Duo 2МБ кэш 2 уровня).

Этапы работы процессора:

1. Процессор выставляет число, хранящееся в регистре счётчика команд, на шину адреса и отдаёт памяти команду чтения.

2. Выставленное число явл для памяти адресом; память, получив адрес и команду чтения, выставляет содержимое, хранящееся по этому адресу, на шину данных и сообщает о готовности.

3. Процессор получает число с шины данных, интерпретирует его как команду (машинную инструкцию) из своей системы команд и исполняет её.

4. Если последняя команда не явл командой перехода, процессор увеличивает на единицу (в предположении, что длина каждой команды равна единице) число, хранящееся в счётчике команд; в результате там образуется адрес следующей команды.

Данный цикл выполняется неизменно, и именно он наз-ся процессом (откуда и произошло название устройства).

Внутренняя память:

ОЗУ – совокупность микросхем, обеспечивающих хранение программ и данных, оперативно обрабатываемых компом. ОЗУ используется только для временного хранения данных и программ, когда комп. выключается все что находилось в ОЗУ пропадает. Объем ОЗУ – от 512 и до……

Сущ-ет 2 типа устройств ОЗУ: динамическое (основное) (требует постоянного обновления) и статистическое (дополнительное).

ПЗУ. В ней данные можно лишь хранить, но не изменять. Является энергозависимой. В ПЗУ хранится программа запуска комп.после включения называемая BIOS (эта пр-ма загружает с диска ОС и далее в работе комп не учавствует).

CMOS RAM – память с невысоким быстродействием и минимальным энергопотреблением от батарейки. В ней хранятся все настройки сделанные в BIOSе.

Видеопамять (VRAM)– разновидность ОЗУ в к-ом хранятся закодированные изображения. Это ЗУ организовано так, что его содержимое доступно сразу двум устройствам – процессору и дисплею. Поэтому изображение на экране одновременно с обновлением видеоданных в памяти.

Кэш – очень быстрое ЗУ небольшого объема, которое используется при обмене данными между процессором и ОЗУ.

Внутренние устройства:

Системная плата(материнская плата).

Материнская плата предст-ет собой набор микросхем, к-ые наз-тся чипсетами. На материнской плате устанавливают контроллеры дисковых накопителей, видеоадаптер, контроллеры портов и тд.

Компоненты системной платы:

- гнездо для процессора;

- базовая система ввода-вывода (ROM BIOS);

- гнезда модулей оперативной памяти DRAM;

- разъемы шины;

- микросхемы системной логики (они сопрягают работу других устройств);

- батарея.

Звуковая плата (аудиоадаптер).Устройство, вставляемое в разъем системной платы, которое обеспечивает возможность использования программ со звуковым сопровождением либо прослушивания или записи звуковой информации либо мультимедийных программ.

Аудиоадаптер содержит 2 преобразователя информации:

- аналого-цифровой: преобразует непрерывные звуковые сигналы (речь, музыку, шум) в цифровой двоичный код и записывает его на магнитный носитель.

- цифро-аналоговый: обратное преобразование сохраненного в цифровом виде звука в аналоговый сигнал, к-ый затем воспроизводится с пом акустической системы, синтезатора, наушников и тд.

Профессиональные звуковые карты позволяют выполнять сложную обработку звука, обеспечивают стереозвучание, имеют собственное ПЗУ с тембрами звучаний разных музыкальных инструментов.

Видеоадаптер (видеокарта) - устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в специальный разъём (ISA, VLB, PCI, AGP, PCI-Express) для видеокарт на материнской плате, но бывает и встроенной, иначе говоря, интегрированной.

Современные видеокарты не ограничиваются простым выводом изображения, они имеют встроенный графический микропроцессор, который может производить дополнительную обработку, разгружая от этих задач центральный процессор компьютера.

Контроллер – устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.

Контроллер внешнего устройства служит промежуточным звеном для общения центрального процессора и внешнего устройства.

 

 

Действия над массивами

С массивами можно работать как с единым целым. Только нужно чтобы, они имели одинаковые типы компонентов и одинаковые размерности.

A, B: array[1..100] of integer;

Сравнение массивов:

A=B (Истина, если значение каждого элемента массива А равно соответствующему значению элемента массива В)

A< > B (Истина, если хотя бы одно значение элемента массива А не равно значению соответствующего элемента массива В)

Присваивание:

А: =В (Все значения элементов массива В присваиваются соответствующим элементам массива А. Значения элементов массива В остаются неизменны)

Вывод массива.

Аналогично, только вместо операторов Read и Readln используются операторы Write и Writeln.

Вывод одномерного массива:

For i: =1 to 100 do

Write (A[i], ‘ ‘);

Вывод двумерного массива:

For i: =1 to 2 do

Begin

For j: =1 to 4 do

Write (A[i, j], ‘ ‘);

Writeln;

end;

3. Копированием массивов называется присваивание всех элементов одного массива всем соответствующим элементам другого массива.

С помощью оператора присваивания:

A: =D

С помощью оператора for:

for i: =1 to 4 do A[i]: =D[i];

Сортировка массивов.

Сортировкой называется распределение элементов множества по группам в соответствии с определёнными правилами.

1) Линейная

   
         
         

Идея линейной сортировки по возрастанию (неубыванию) заключается в том, чтобы, последовательно просматривая весь массив, отыскать наименьшее число и поместить его на первую позицию, обменяв его с элементом, который ранее занимал первую позицию. Затем просматриваются все остальные элементы массива и выполняется аналогичная операция по отбору из рассматриваемой части минимального элемента и обмену местами этого элемента и первого в рассматриваемой части и т. д.

for i: =1 to n-1 do

for j: =i+1 to n do

if A[i]> A[j]

then

begin

C: =A[i];

A[i]: =A[j];

A[j]: =C;

end;

2) «Пузырьковый» метод сортировки основан на том, что более «лёгкие» элементы массива постоянно «всплывают». Особенностью данного метода является сравнение не каждого элемента со всеми, а сравнение в парах соседних элементов. Алгоритм пузырьковой сортировки по убыванию состоит в последовательных просмотрах снизу вверх (от начала к концу) массива М. Если соседние элементы таковы, что выполняется условие, согласно которому элемент справа больше элемента слева, то выполняется обмен значениями этих элементов.

Сортировка по невозрастанию (убыванию):

for i: =2 to n do

begin

for j: =n downto I do

begin

3) Сортировка " подсчетом"

Пусть нам надо отсортировать массив, состоящий из десятичных цифр. Подсчитаем во вспомогательном массиве d количество каждой из цифр. Сделать это можно за один проход массива а. Затем заполним массива заново согласно значениям массива d. Подобный алгоритм называют сортировкой подсчетом. Его вычислительная сложность в общем случае составляет 2N + 2m операций, где т — количество различных значений среди элементов в массиве. Очевидно, что если т < = N и мы можем отвести память для подсчета количества каждого из т возможных значений для элементов массива, то алгоритм будет иметь линейную сложность относительно N.

Информационные утилиты

Включают в себя мониторы, бенчмарки, и утилиты общей (статической) информации.

Type

< имя типа> = < тип компонентов>;

Var

< F> : file of < имя типа>;

< R> : < имя типа>;

В любой момент времени программе доступен только один эл-нт файла, на который ссылается текущий указатель (указатель обработки). Позиция размещения доступного эл-та наз. текущей позицией. Все действия с файлом (чтение из файла, запись в файл) произво­дятся поэлементно, с эл-нта файла, который обозн-тся текущим указателем. По способу доступа к эл-ам различают файлы последов-ого (файл, к эл-там кот-го обеспечивается доступ в такой же послед-сти, в какой они запи­сывались) и прямо­го (файл, доступ к эл-ам которо­го осуществляется по адресу эл-та) доступа. Н-р, для поиска нужного эл-та в посл-ом файле необходимо, начиная с нулевого, перемещать указатель обработки до тех пор, пока он не будет указывать на искомый эл-нт, а при поис­ке нужного эл-та в файле прямого доступа достаточно указать номер его пози­ции. Компилятор Турбо Паскаля поддерживает 3 типа файлов: текстовые, типизи­рованные, нетипизированные.

Средства обработки файлов. Каждому файлу в языке Паскаля ставится в соответствие файловая переменная определенного типа, поэтому перед началом работы с файлом необходимо установить данное соответст­вие. Для этого в языке используется процедура Assign (var F; Name: string); где F — переменная любого файлового типа, а строковое выражение Name содержит полное имя файла, удовлетворяющее требованиям операционной системы. Процедура Assign всегда предшествует другим процедурам работы с файлами, т.к. ставит в соответствие конкретному файлу на внешнем устройстве

логическую файловую переменную языка, к которой впоследствии будут обращаться все другие файловые процедуры. Недопустимо использование процедуры Assign для уже открытого файла, значит необходимо его закрыть с помощью процедуры Close(var F) (логическое окончание работы с любым открытым файлом). Для работы с файлом прежде всего необходимо его открыть. В языке Паскаль предусмотрены для этого две процедуры: Reset(var F: file ); - открывает существующий файл; Rewrite(var F: file ); - создает и открывает новый файл. Открытие внешнего файла с помощью процедуры Reset в случае его отсутствия на диске может привести к ошибке при выполнении программы. Использование процедуры Close позволяет устранить связь файловой перемен­ной с внешним файлом, установленную с помощью процедуры Assigp. Н-р: полная цепочка команд для создания простого текстового файла с именем WORK.TXT:

Var

F: text;

Begin

Assign(F, 'WORK.TXT')";

Rewrite(F);

Write(F, 'Простой текстовый файл');

Close(F);

End..

К языковым средствам обслуживания файлов необходимо отнести процедуры переименования ( Rename(var F; NewName: string); - переим-ет неоткр-й файл F любого типа. Новое имя зада­ется строкой NewName) и удаления ( Erase(var F); - удаляет неоткрытый внешний файл любого типа, задаваемый пере­менной F)неоткрытых файлов. Если использовать для открытых файлов, возникнут нежелательные последствия со стороны ОС. Для того чтобы файловые операции выполнялись четко и без ошибок, необхо­димо использовать специальную функцию IOresult. Она работает без парамет­ров и возвращает значение типа integer, представляющее статус последней выпол­ненной операции вв/в. Исп-ние этой функции в программах воз­можно лишь в том случае, если на время выполнения файловых операций отключе­на стандартная проверка операций вв/в. После корректного выполнения операции вв/в функция IOresult воз­вращает значение, = 0, в остальных случаях функция возвращает соответ­ствующий код ошибки.

Текстовые файлы. Текстовый файл можно рассматривать как последовательность символов, раз­битую на строки длиной от 0 до 256 символов. Для описания исп-тся стан­д-ый тип Text:

Var

F: text; {F — файловая переменная}

Открытие текстового файла можно произвести 2 станд-ми способами: 1) поставить в соответствие файловой переменной имя файла (процедура Assign), открыть новый текс-й файл (процедура Rewrite); 2) поставить в соответствие файловой переменной имя файла (процедура Assign), открыть уже существующий файл (процедура Reset). Текс-й файл во время работы допускает к-л 1 вид операции: чтение или запись. В связи с этим для работы с текстовыми файлами появляется еще 1 процедура открытия файла: Append(var F: text); - открывает уже сущ-щий файл и позиционирует указатель обработки на конец файла. После такого открытия текстовый файл можно только дополнять информацией, начиная с конца строки. Для обработки текстовых файлов используются процедуры Read и Write, обеспечивающие соответственно чтение и запись одной строки и более в текстовый файл. Процедуры: Readln и Writeln приводят к обязательному переходу к следующей строке текстового файла, т.е. вв/в данных осуществляется из различных строк. Общий вид представления процедур следующий:

Readln(var F: text; VI [, V2, ...Vn]);

Writeln(var F: text; VI [, V2,...Vn]);

где V1...Vn переменные разных типов. При организации операций вв/в используются специальные языковые средства в виде функций Eoln(var F: text)- возвращает булевское значение True, если текущая файловая позиция находится на маркере конца строки); Eof(var F: text)- возвр-ет булевское значение True, если указатель конца файла находится сразу за последним компонентом, и False — в противном случае; SeekEoln(var F: text)- возвращает булевское значение True при дости­жении маркера конца строки, причем указатель файла пропускает все пробелы и знаки табуляции, предшествующие маркеру. В противном случае SeekEof(var F: text) возвращает значение True, если указатель файла находится на маркере конца файла, пропускает все пробелы и знаки табуляции, предшествующие маркеру, и выполняет автоматический пропуск маркера конца строки. Харак-ым прмером использования этих функций может служить чтение числовых величин из текс-го файла, когда необходимо пропус­тить обработку разделяющих эти числа пробелов или знаков табуляции. Н-р: Прочитать посл-сть длиной 6 символов из первой строки тек-го файла EXAMPLE.PAS.

Var

F: text;

St: string[6];

Begin

Assign(F, 'EXAMPLE. PAS '); {Файл EXAMPLE.PAS должен существо­вать }

Reset(F);

while not Eoln(F) do begin {Проверка конца строки}

Read(F, St);

Writeln('St = ', St); {Вывод на экран}

end;

Readln(F);

Close(F);

End.

Типизированные файлы. К типизированным файлам относятся файлы строго определенного типа. Чаще всего это файлы, состоящие из записей. Они применяются для создания различных БД. Единицей измерения набора данных является сама запись. Длина записи оп­ределяется как SizeOf(FileRec). Так как длина любого компонента типизированного файла строго постоянна, это дает возможность организовать прямой доступ к лю­бому компоненту по его порядковому номеру, поэтому типизированные файлы час­то называют файлами прямого доступа. Типизированные файлы позволяют организовать работу в режиме чтения-запи­си. Эта возможность играет решающую роль при определении, каким типам фай­лов отдать предпочтение для большинства прикладных задач.

Свойства информации

1) Объективность и субъективность информации.

2) Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся.

3) Достоверность информации. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижа­ется.

4) Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

5)Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информа­цию. 6)Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Типы данных

1. Текстовый – (до 255 символов) 2. Поле Мемо – специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65535 символов) 3. Числовой. 4. Денежный 5. Счетчик – специальный тип данных для уникальных натуральных чисел с автоматическим наращиванием. 6. Логический –могут принимать только 2 значения, например «да» или «нет» 7. Поле объекта OLE – специальный тип данных, предназначенный для хранения объектов OLE, например мультимедийных. 8. Гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов Интернета. 9. Мастер подстановок – это не специальный тип данных

Изменение структуры БД Система управления БД имеет 2 режима: проектировочный (предназначен для создания или изменения структуры БД и создания ее объектов); пользовательский (происходит использование ранее подготовленных объектов для наполнения БД или получение информации из неё).

Основные типы объектов: 1. Таблицы, в них хранятся данные, а также структура базы. 2. Запросы, служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запроса выполняют операции отбора данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнение таблиц данными, выполнять простейшие вычисления и многое другое. 3. Формы, это средство для удобного ввода данных, в форме можно представить не все поля для ввода. С помощью форм данные можно не только вводить, но и отображать. При выводе данных с помощью форм можно применять специальные средства оформления. 4. Отчеты, предназначены для вывода данных на печатающее устр-во. 5. Макросы для автоматизации повторяющихся операций.

Разработка структуры БД: 1. Составление генерального списка полей. 2. Определение типа данных полей.

3. Тип связей таблиц. 4. В каждой из таблиц намечают ключевое поле, по которым связываются таблицы в единое целое. 5. Создают схему данных таблиц.

Средства создания базы: 1) ручные – разработка объектов в режиме «Конструктора»; 2) автоматизированные – разработка с помощью программ-мастеров; 3) автоматические – средства ускоренной разработки простейших объектов.

При разработке учебных таблиц и запросов рекомендуется использовать ручные средства – работать в режиме «Конструктора». При разработке учебных форм, отчетов и страниц доступна лучше пользоваться автоматизированными средствами, предоставляемыми мастерами, т.к. дизайн этих объектов весьма трудоемок.

Запрос - это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Можно создать запросы на выбор, обновление, удаление или на добавление данных. С помощью запросов можно создавать новые таблицы, используя данные уже существующих одной или нескольких таблиц.

По сути дела, запрос - это вопрос, который пользователь задает Access о хранящейся в базе данных информации. Работать с запросами можно в двухосновныхрежимах: в режиме конструктора и в режиме таблицы.

Здесь надо вспомнить о том, что ответы на запросы получаются путем «разрезания» и «склеивания» таблиц по строкам и столбцам, и что ответы будут также иметь форму таблиц. В режиме конструктора формируется вопрос к базе данных.

Таблицы слишком ценные объекты базы, поэтому, если делать выборку самой таблицы, можно нарушить целостность данных. Если исполнителю надо получить данные из базы он должен использовать специальные объекты – запросы. Результатом запроса является новая результирующая таблица с выбранными данными. Данная таблица также сохраняется отдельно на внешнем носителе. Запросы лучше создавать вручную, с помощью конструктора, где открывается специальный бланк, где необходимо ввести таблицы для выборки по данному полю.

Запросы на поиск данных. Осн задача " инф системы – поиск информации в БД. Поиск происходит по запросу пользователя. В рез-те выполн-ия запроса получается таблица, состоящая из полей, указанных в команде. В эту таблицу включ-ся информация из тех записей, к-ые удовл-ют условию поиска. Условие поиска предст-ет собой логич выражение. В СУБД для создания запросов исп-ся конструктор. Запросы на удаление дан-х. Условия поиска в форме логич выраж-ий исп-ся в командах удаления записей из таблицы. Запросы на сортировку. Осн понятия для усвоения: ключ сортировки и порядок сортировки. Ключ сортировки – это поле, по назначению к-го происходит упорядочение записей в таблице. Порядок сортировки имеет 2 варианта: по возратсаню значений ключа и по убыванию значений.

Существуют другие виды запросов: - запросы с параметром – критерий отбора задает пользователь; - итоговые запросы – производят математические вычисления по заданному полю и выдают результат; - запросы на изменение – позволяют автоматизировать заполнение полей таблицы; - перекрестные запросы – позволяют создавать результирующие таблицы на основе результатов расчетов, полученных при анализе группы таблиц.

Рекомендации по орг-ии практич работы на компе

При вып-ии зада­ний очень проявляются способности детей.

Цель учителя - раскрытие всех возможностей ГР.

У редакторов типа Paint этих возможностей не так уж много, и за 5 — 6 уроков, все их можно раскрыть. В практике необходимо max исп-ать гра­фич-е примитивы: прямые, дуги, овалы и пр. В рисунках, где есть симметрия, следует научить детей использовать повороты, отражения. В рисунках с повторяющимися фрагментами они дол­жны научиться применять копирование.

 

 

Рекомендации по совершенствованию преподавания

При подготовке уч-ся к экзамену следует, во-первых, обратить внимание на задания базового уровня сложности. Из заданий этого уровня наибольшие затруднения вызвали задания В1 и А16. Задание В1 по теме «Кодирование информации» предполагало вычисление результата путем подстановки числовых значений в известную формулу N=ax, где N – количество сообщений, a – мощность алфавита, x – количество символов в сообщении. Задание А16 по теме «Электронные таблицы» требовало вычисления среднего арифметического или суммы диапазона из 3-5 ячеек электронной таблицы. Выпускники с минимальной и посредственной подготовкой неудовл-но выполняют задание базового уровня сложности В2, предполагающее применение умения в стандартной ситуации, в данном случае – исполнение циклического алгоритма, записанного в виде блок-схемы. Экзаменуемые с минимальным уровнем подготовки испытывали затруднения при выполнении задания базового уровня А17 по теме «Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков», к-ое хорошо выполнялось выпускниками всех других групп.

Отработка с учащимися содержания, связанного только с этими четырьмя заданиями, уже может привести к существенному повышению общего результата ЕГЭ по информатике. При подготовке уч-ся к экзамену следует обратить внимание на то, что в демонстрационной версии экзамена 2010 года задача А16 сформулирована по-новому. Как и в 2009 году, проверяется знание формул вычисления суммы и среднего арифметического, но в отличие от прошлого года в ячейках стоят достаточно большие числа. При решении задач напрямую возможны серьезные арифметические ошибки. Следует разъяснить учащимся, как эта задача может быть решена с помощью приблизительных (оценочных) вычислений.

Кроме того, в демонстрационной версии экзамена 2010 года задача А14 по теме «Базы данных» содержит две связанных таблицы. В экзаменах 2008-2009 г. фрагмент базы данных был представлен одной таблицей. Следует обратить внимание уч-ся на то, что реляционная база данных в общем случае представляет собой систему связанных двумерных таблиц и научить их находить связи между таблицами.

При организации подготовки выпускников к единому государственному экзамену следует использовать тренировочные материалы, соответствующие тем, которые используются на реальном экзамене.

 

Классификация ПО

прикладное ПО. Это те програм­мы, которые непосредственно удовлетворяют информационные по­требности пользователя: поиграть в игру, напеча­тать рассказ, нарисовать рисунок на экране и распечатать его на бумаге.

Задача учителя — рассказать и продемонстрировать ученикам разнообразные прикладные возможности современных компьютеров. На первом же уроке по данной теме приведите примеры некоторых прикладных про­грамм, имеющихся на школьных компьютерах. Н-р, «Каль­кулятор», «Блокнот», «Paint», ТР и ГР, СУБД, табличные процессоры, сетевые программы: броузеры, поисковые серверами и объяснить их назначение.

Основные функции операционной системы. Нужно дать понять ученикам, что системное ПО предназначено, прежде все­го, для обслуживания самого компьютера, для управления рабо­той его устройств. Главной частью системного ПО является опера­ционная система (ОС).

3 функции ОС: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Учитель должен дать представление о функциях ОС на примере конкретной ОС. Далее - какой режим работы поддерживает данная система: однозадачный или многозадачный. Н-р, MS-DOS - однозадачный режим работы комп-а. (может выполняться только 1 программа, запущенная пользователем), а Windows поддерживает многозадачный режим работы ком­п-а. Запущенные програм­мы называются активными задачами. В состав ОС входят специальные программы управления внешними устройствами - драйверами внешних устройств. Научиться работать на компьютере — это значит, прежде все­го, научиться взаимодействовать с операционной системой. Основные пользовательские навыки работы с ОС: уметь находить нужную программу и инициализировать ее выполнение; уметь выполнять основные операции с файлами: копировать, переносить, удалять, переименовывать, просматривать содержи­мое файлов; получать справочную информацию о состоянии компьютера, о заполнении дисков, о размерах и типах файлов.

Начальные сведения об организации файлов. Понятия - имя файла, тип файла, файловая структура, логический диск, каталог, путь к файлу, дерево катало­гов.

Для объяснения иерархической файловой структуры используются аналогии: шкаф-ящики-папки-документы. Сравнение с кустом. А для лучшего усвоения понятия полного имени файла - с подробным адресом на конверте.

Рекомендации по организации практической работы

Практические задания делятся на три типа: 1) задачи: теоретические задания для закрепления основных понятий; 2) упражнения: практические задания для работы в среде СУБД с целью отработки отдельных навыков; 3) индивидуальные работы: зачетные задания, требующие от учеников комплексного владения теоретическими знаниями и практическими навыками.

Элективные курсы.

Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору. Курсы по выбору 9 кл организуемые в целях предпрофильной подготовки могут разделяться на 2 типа: 1. традиционные предметные курсы основанные на использовании имеющегося методического обеспечения. 2. авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (Дист обуч). Требования к эл курсам предпрофильной подготовки: 1. их должно быть большое количество, 2. они должны помогать ученику оценить свой потенциал, 3. должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, 4. должны познакомить ученика со спецификой видов деят-ти, к-ые будут для него ведущими, если он выберет этот профиль, 5. они не должны дублировать базовый курс. Программа курса по выбору может быть рассчитана maxна 34 учебных часа (2 часа в неделю в течение полугодия), чтобы за год ученик смог пройти 2 курса, но лучше по 17 часов и за год 4 курса.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь