Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функциональная музыка в качестве



средства психологической подготовки

Одна из острейших проблем подготовки квалифицированных борцов – управление эмоциональным состоянием спортсменов перед соревнованиями. Практика показывает, что с приближением ответственных соревнований, как правило, усиливается трудно управляемое эмоциональное волнение, мешающее многим борцам показать мастерство и добиться высокого результата, к которому они потенциально готовы. Из-за этого талантливые и подающие надежды спортсмены нередко проигрывают не только равному, но и более слабому сопернику.

Эмоциональное перевозбуждение спортсменов накануне соревнований проявляется чаще всего в форме стартовой лихорадки или стартовой апатии.

Так, борец при переживании стартовой лихорадки выглядит чрезмерно возбужденным, проявляет излишнюю физическую и психическую активность, отличается повышенной тревожностью, беспокойством, суетливостью, неустойчивостью настроения, раздражительностью, капризностью, упрямством. Он с трудом засыпает, спит неспокойно. У спортсменов учащается сердцебиение, возникает ненужное мышечное напряжение и т.д. Стартовая лихорадка проявляется обычно за несколько дней до ответственных соревнований, большим напрасным расходом. Физической психологической энергии и истощает силы спортсмена еще до начала соревнований.

Стартовая апатия – это в противоположность лихорадки и связана с преобладанием процессов торможения над процессом возбуждения. Борец при этом теряет интерес к соревнованию, становится безынициативным, вялым, подавленным, сонливым. У него ослабляются процессы восприятия явлений и реагирования на внешние раздражители, ухудшается координация движений, особенно при сложных технических действиях, снижается точность, показатели силовой скоростной регулировки. Приемы борец выполняет нестабильно, некоторые движения невольно делают преждевременно. Он начинает допускать ошибки, которые давно не делал.

Спортсмен часто не может избавиться от плохого настроения, вызвать у себя эмоциональный подъем и уверенность в своих силах. Опытному турнированному борцу ценой большого волевого качества и напряжения порой удается подавить или скрыть от постороннего взгляда некоторые внешние (мимические и звуковые проявления чувств), но причины, вызвавшие эти чувства ему без помощи психотерапии устранить, обычно не удается. Более того, при активном, волевом подготовлении подвластных сознанию внешних проявлений чувств действие факторов, породивших эти чувства, может усилиться. В таких случаях эмоция, как говорят психологи, «загоняется внутрь» и еще больше нарушает процессы, происходящие в организме, и ход подготовки спортсмена к соревнованиям. Иначе говоря, подавить сильное предстартовое волнение путем воздействия на механизм внутреннего активного торможения довольно сложно.

Гораздо более перспективный метод борьбы с предстартовым стрессом – преодоление его на основе механизма внешнего торможения путем возбуждения у спортсмена новых чувств, порождаемых, например, специально подобранной функциональной музыкой. В этом случае новые, вызываемые музыкой, эмоции незаметно отвлекают спортсмена от тягостных предстартовых переживаний, избавляют от излишних затрат энергии и других отрицательных последствий сильного волнения.

Применение функциональной музыки перед соревнованиями целесообразно как при стартовой лихорадке, так и при стартовой апатии. И в том и другом случае с целью предупреждения нервного срыва воздвигается своеобразный спасательный для спортсмена музыкальный заслон. Борец осознанно или неосознанно будет стремиться укрыться за ним от мучительного предстартового волнения, и это его стремление облегчит задачу.

В подобных случаях передаваемые музыкой эмоции могут ощущаться спортсменом и как наслаждение красотой мелодии, и как форма устранения возбуждения или подавленности, форма эмоциональной разрядки, психического облегчения и т.д.

Для профилактики эмоционального перевозбуждения перед соревнованиями используют функциональную музыку нескольких экспериментально разработанных нами видов, в совокупности называемых предстартовой музыкой. Цель применения ее – избавить спортсмена от стартовой лихорадки или стартовой апатии и незаметно подвести его к состоянию боевой готовности.

Предстартовая музыка включает три вида, названных в соответствии с назначением: отвлекающая, расслабляющая и вдохновляющая музыка. Лучше всего отвлекающая, расслабляющая и вдохновляющая музыка воспринимается тогда, когда спортсмен находится в удобном положении, сидит или лежит с закрытыми глазами. В таком состоянии пассивного бодрствования мозг слушателя, особенно чувствителен к музыке и передаваемой ею информацией.

Отвлекающая музыка. Цель применения этой музыки – отвлечь спортсмена от тягостных и мучительных предстартовых переживаний и вызвать у него приятные или нейтральные мысли, тематически не связанные с предстоящими соревнованиями. Рациональная продолжительность сеанса отвлекающей музыки примерно 25 минут. При подборе произведений для сеанса отвлекающей музыки необходим индивидуальный подход, надо найти те музыкальные произведения, которые составляют у спортсмена наилучшие впечатление. Обычно они входят в число любимых или очень нравящихся ему сочинений, невольно привлекают внимание и незаметно вытесняют из сознания тягостные мысли и переживания.

Круг таких музыкальных произведений выявляется предварительно путем социального опроса, беседы, специальных наблюдений и т.д. Если это не сделано, можно использовать самые популярные, яркие и привлекательные музыкальные сочинения. Однако индивидуальный подход в подобной ситуации все же дает наибольший эффект, поскольку он позволяет учитывать особенности нервной деятельности и запросы спортсмена. При выборе произведений для использования в качестве отвлекающей музыки следует прямолинейно навязывать борцу диаметрально противоположное настроению, а создавать его незаметно, плавно и постепенно.

В начале сеанса (6-8 мин.) характер и содержание должны более или менее соответствовать эмоциональному состоянию слушателя, ибо, гармонично вписавшись в него, это музыка в последствии вызовет у слушателя необходимые перемены.

Важными свойствами отвлекающей музыки являются оригинальность, необычность и вариативность, поддерживающие высокий тонус восприятия. Надежно композиционные средства возбуждения интереса и привлечения непроизвольного внимания слушателя – динамические контрасты, оттягивание ожидаемого и неожиданность развития в предлагаемой мелодии. Они создаются сочетанием элементов повтора с экспозицией нового материала, разнообразными способами его изменения, развития, трансформации. Даже едва различимая пауза или ослабление звучности могут заинтриговать слушателя. Направить его внимание на возникновение выразительного мелодического оборота. Оттягивание ожидаемого развития музыкальной темы возбуждает любопытство слушателя, вынуждает его томиться в неизвестности. Непредвиденное отклонение от ожидаемого развития вызывает у слушателя ориентировочную реакцию, автоматически привлекает его внимание и усиливает необходимое сопереживание, отвлекающее от предстартового волнения.

По окончании сеанса отвлекающей музыки полезно сделать 15-20 минутный перерыв, чтобы спортсмен побыл в одиночестве. После этого можно приступить к сеансу расслабляющей музыки.

Расслабляющая музыка. Задача расслабляющей музыки – дальше уменьшать предстартовое волнение с помощью стимуляции мышечного расслабления. При этом воздействие расслабляющей музыки усиливается обратным влиянием мышечного расслабления на состояние центральной нервной системы.

Нервные сигнальные импульсы направляются как от мозга к мышцам, так и от мышц к мозгу. Чем больше расслаблены мышцы, тем меньше возбуждающих импульсов идут от них к головному мозгу. Поэтому мозг еще больше успокаивается и усиливают условия для отдыха и восстановления сил спортсмена.

Оптимальная продолжительность сеанса расслабляющей музыки при стартовой лихорадке – около 20 минут, а при стартовой апатии –10-12 минут. Программа расслабляющей музыки составляется из задушевных лирических произведений с нежной, связной льющейся мелодией, вызывающей непроизвольное расслабление нервно-мышечной системы. В нее включается музыкальное сочинение с плавным, неторопливым развитием составляющих мотивов, со спокойным ритмом и темпом исполнения. Расслабляющая музыка характеризуется негромким звучанием, в ней нет резких перепадов силы звука и скорости музыкального движения. Вокальные произведения могут гармонично перемещаться с инструментальными.

Вдохновляющая музыка. Задача вдохновляющей музыки - вызвать психологический настрой на победу в предстоящем соревновании. Эта музыка помогает спортсмену обрести чувство уверенности в себе с минимальной затратой нервно-психической энергии и настраивают его проявление в состязаниях максимума возможностей.

Целесообразная продолжительность сеанса вдохновляющей музыки 20-25 минут. Музыкальная стимуляция состоящей боевой готовности перед началом соревнования существенно усиливается с помощью слов, содержащих в текстах специально подобранных музыкальных произведений, и соответствующих им художественных образов. Причем чем ярче образы, тем сильнее они действуют.

В это время на фоне негромкой и приятной инструментальной музыки тренер или психолог может создать небольшую напутственную речь или можно провести мобилизующую часть психорегулирующей тренировки. Сеанс вдохновляющей музыки обычно завершается за 30-40 минут до выступления. После небольшого перерыва спортсмен приступает к разминке, заканчивающейся за несколько минут до выхода на ковер. В эти несколько минут тренер может дать ему последнее напутствие. Разминку желательно сопровождать музыкой врабатывания. Эта музыка может более эффективно решить задачи разминки и построить двигательный аппарат спортсмена на ритм предстоящих соревнований.

В педагогическом эксперименте, связанным с оптимизацией психологическим состоянием юных борцов – применялись различные вариации музыкальных сопровождений: от классической музыки до вокально-инструментальной.

Классические произведения Бетховена, Моцарта вызывали у спортсменов вдохновение, сосредоточенность, собранность. Они применялись на этапе основной части тренировки, где задание выполнялось с 90-95% интенсивностью. Интервьюирование спортсменов показало, что у них в процессе прослушивания данных музыкальных сопровождений появляется спортивное вдохновение и энергия. Установлено, что вокально-инструментальная музыка вызывает у испытуемых эмоциональное возбуждение, азарт и радость. Эта музыка применялась нами в подготовительной части занятия, то есть при разминке.

Таким образом, нами экспериментально было показано, что специально подобранная музыка повышает эмоциональность, создает положительный фон настроения, что позитивно сказывается на результативности тренировочных занятий.

Применение специально разработанного музыкального метода психологической оптимизации предсоревновательного психического состояния борцов применялся на двух группах. Педагогический эксперимент показал, что результативность юных спортсменов возросла на 25-30 % по сравнению с контрольной группой. Таким образом, было экспериментально подтверждено, что специально подобранная психорегулирующая музыка оказывает более эффективное влияние на решение задач учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.

 

© 2011-2013 Идел буе физик тә рбия, спорт һ ә м туризм академиясе

Сайт " РуПромо" компаниясендә эшлә нде

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. музыкальное сопровождение
  2. А в качестве процентов – отрезанное ухо
  3. Анализ качественного состояния основных средств
  4. Анализ качественного состояния основных фондов торгового предприятия, тыс. руб.
  5. В качестве исторической формы розыскной процесс прошел три этапа развития.
  6. В систему украинского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.
  7. В то же время, для динамического подхода было характерным построение вертикальных связей, объединяющих первичное с вторичным (функциональная связь) и высшее с низшим (иерархическая связь).
  8. ВЕЩЕСТВЕННО-ПОЛЕВАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ.
  9. Внесение ГИ или МИ в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.
  10. Восстановление «резцового и клыкового ведения» — функциональная, эстетическая и фонетическая проблемы
  11. Ген — функциональная единица наследственного материала. Взаимосвязь между геном и признаком
  12. ГЛАВА 5 МУЗЫКА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь